Элективный курс «Математика для всех»
рабочая программа по математике (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 19
Элективный курс
«Математика для всех»
Составил: Гуцу Н.А.,
учитель физики и математики
г. Нижневартовск - 2020
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 35 часов.
Курс позволит систематизировать и углубить знания учащихся по различным разделам курса математики основной школы (арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии). В курсе также рассматриваются нестандартные задания, выходящие за рамки школьной программы (графики с модулем, кусочно-заданные функции, решение нестандартных уравнений и неравенств и др.).
Цель: систематизация знаний и способов деятельности учащихся по математике за курс основной школы, подготовка обучающихся 9 класса к государственной (итоговой) аттестации по математике
Основные задачи:
- обобщить и расширить знания обучающихся по основным темам курса математики 5-9 классов;
- осуществить коррекцию знаний и способов деятельности учащихся;
- формировать навыки самоконтроля в ходе решения заданий;
- развивать навыки индивидуальной и групповой форм работы.
В процессе изучения данного курса предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности школьников, а также различных форм организации их деятельности: практикумов, семинаров, дидактических игр, работа с таблицами в ходе решения демонстрационных задач, учебными пособиями и справочным материалом.
Каждая тема начинается с повторения основных теорем и формул, а также рассмотрения новых, не входящих в основную программу, но необходимых при решении ряда задач на экзамене. Для экономии времени используются таблицы (раздаточный материал) с формулами и рисунками, опорные плакаты, слайдовая презентация.
Общая характеристика курса
Математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время все шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык, все более внедряется в традиционно далекие от нее области. Интенсивная математизация различных областей человеческой деятельности особенно усилилась с внедрением современных информационных технологий, требующих математической грамотности человека буквально на каждом рабочем месте. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой. Содержание курса нацелено на формирование математического аппарата для решения задач.
Содержание программы
№ | Название (темы) модуля | Количество часов |
| Алгебра | 26 |
Геометрия | 9 | |
Всего | 35 |
1. Алгебра
Стандартный вид числа. Округление и сравнение чисел. Буквенные выражения. Область допустимых значений. Формулы. Проценты. Задачи на смеси, сплавы. Сложные проценты. Степень с целым показателем. Многочлены. Преобразование выражений. Разложение многочленов на множители. Алгебраические дроби. Сокращение алгебраических дробей. Преобразования рациональных выражений. Квадратные корни. Линейные и квадратные уравнения. Знаки корней квадратного трехчлена. Расположение корней квадратного трехчлена. Параметры a, b, c и корни квадратного трехчлена.
Системы уравнений. Составление математической модели по условию задачи. Текстовые задачи. Задачи на движение. Задачи на совместную работу Неравенства с одной переменной и системы неравенств. Решение квадратных неравенств. Последовательности и прогрессии. Рекуррентные формулы. Задачи, решаемые с помощью прогрессий.
Функции и графики. Особенности расположения в координатной плоскости графиков некоторых функций в зависимости от значения параметров, входящих в формулы. Исследование функции и построение графика. Кусочно-заданные функции, Построение графиков с модулем. Наибольшее и наименьшее значения функции. Задания с параметром: исследование графиков функций, решение уравнений и неравенств с параметром. Зависимость между величинами. Представление данных в виде таблиц, диаграмм и графиков. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Мода, медиана, среднее арифметическое. Статистические характеристики. Заполнение бланков экзаменационной работы.
2. Геометрия
Треугольники, четырехугольники. Равенство треугольников, подобие. Формулы площади. Пропорциональные отрезки. Окружности. Углы: вписанные и центральные. Геометрические задачи.
Тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятия | |
План | Факт | ||
1 | 07.09 | Числовые выражения Стандартный вид числа. Округление и сравнение чисел | |
2 | 14.09 | Буквенные выражения. Область допустимых значений. Формулы | |
3 | 21.09 | Проценты | |
4 | 28.09 | Задачи на смеси, сплавы | |
5 | 05.10 | Степень с целым показателем | |
6 | 12.10 | Многочлены. Преобразование выражений | |
7 | 19.10 | Алгебраические дроби. Преобразования рациональных выражений | |
8 | 26.09 | Преобразования алгебраических выражений | |
9 | 09.11 | Квадратные корни | |
10 | 16.11 | Линейные и квадратные уравнения | |
11 | 23.11 | Системы уравнений | |
12 | 30.11 | Составление математической модели по условию задачи | |
13 | 07.12 | Текстовые задачи | |
14 | 14.12 | Задачи на движение | |
15 | 21.12 | Задачи на совместную работу | |
16 | 28.12 | Неравенства с одной переменной и системы неравенств | |
17 | 11.12 | Решение квадратных неравенств | |
18 | 18.12 | Последовательности и прогрессии. Арифметическая и геометрическая прогрессии | |
19 | 25.12 | Функции и графики | |
20 | 01.02 | Исследование функции и построение графика | |
21 | 08.02 | Наибольшее и наименьшее значения функции | |
22 | 15.02 | Задания с параметром | |
23 | 22.02 | Задания с параметром | |
24 | 01.03 | Представление данных в виде таблиц, диаграмм и графиков | |
25 | 15.03 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | |
26 | 22.03 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | |
27 | 05.04 | Треугольники и четырехугольники. Формулы площади | |
28 | 12.04 | Равенство треугольников, подобие треугольников | |
29 | 19.04 | Окружности. Вписанные и центральные углы | |
30 | 26.04 | Геометрические задачи (24) | |
31 | 03.05 | Геометрические задачи (25) | |
32 | 10.05 | Решение тестов ОГЭ | |
33 | 17.05 | Решение тестов ОГЭ | |
34 | 22.05 | Решение тестов ОГЭ | |
35 | 24.05 | Решение тестов ОГЭ |
Личностные результаты:
- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению;
- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
- готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач;
- способность к самоорганизованности;
- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении).
Метапредметные результаты:
- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
- планирование, контроль и оценка учебных действий;
- определение наиболее эффективного способа достижения результата;
- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
- адекватное оценивание результатов своей деятельности;
- активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умение работать в информационной среде.
Предметные результаты в полном объеме совпадают с требованиями программы.
Учебно-методическое обеспечение
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1 | Компьютер | 1 |
2 | Мультимедийный проектор | 1 |
3 | Экран | 1 |
4 | Многофункциональное устройство (принтер, сканер, ксерокс) | 1 |
Литература
- «Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов. Вып. 1» / авт.-сост. В.Н. Студенецкая, Л.С. Сагателова. – Волгоград: Учитель, 2014.
- ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В / под ред. А.Л. Семенова. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
- Учебно – тренировочные материалы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Математика.
- Математика 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2012. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика: учебно – методическое пособие/ Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на Дону: Легион – М., 2017. -314с.
- Математика. 9-й класс. ОГЭ-2018; 40 тренировочных вариантов/учебно – методическое пособие/ Под ред. Ф.Ф. Лысенко. – Ростов – на Дону: Легион – М., 2017. -360с.
- Подготовка к экзамену по математике ГИА 9 в 2018году. Методические рекомендации. /Ященко И.В., Семенов А.В., Трепалин А.С. М.: МЦНМО, 2017 –112с.
- Демоверсия экзаменационной работы для проведения в 2018 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по МАТЕМАТИКЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовленный Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
- Открытый банк заданий для подготовки к ГИА. : http://mathgia.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Математика и романтика"
Разработана программа элективного курса для старшеклассников...
Элективный курс "Математика и музыка" для 10-11 классов
Курс призван расширить знания учащихся о музыкальном искусстве в контексте одного из многочисленных аспектов его бытования, сосредоточить их внимание на осмыслении различных точек соприкосновения иску...
элективный курс математика 9 класс
Рабочая программа элективного курса по математике 9 класс...
ПРОГРАММА Элективного курса «математика в задачах» (10-11 классы)
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Эта программа рассчитана для гуманитарных и общеобразовательных классов средней школы.Настоящая программа предусматривает наиболее полное развитие целостной математической сос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА И ЛОГИКА» ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 9 КЛАССА НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа элективного курса " математика и логика" по математике для 9 класса...
Элективный курс "Филология для всех"
Элективный курс "Филология для всех"...