элективный курс математика 9 класс
элективный курс по алгебре (9 класс) по теме
Рабочая программа элективного курса по математике 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
элективный курс математика 9 класс | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Пилюгино
«Рассмотрено» «Утверждено» Руководитель ШМО Директор МБОУ СОШ
________Сафонова О.В. с. Пилюгино __________Ломакова О.В.
Протокол № 1 от Приказ № от
«28» августа 2012 г. «28» августа 2012 г.
Рабочая программа
элективного курса.
Решение нестандартных задач по математике.
Учитель: Сафонова Ольга Валентиновна
9 класс.
«Рассмотрено»
на заседании педагогического совета
Протокол №1 от 28.08.2012
2012-2013 учебный год
- Пояснительная записка.
- Нормативно-правовые документы.
Рабочая программа разработана на основе учебных пособий: Ястрибинецкий Г.А Задачи с параметрами; Студенецкая В.Н., Сагателова Л.С. Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов. – Волгоград: 2006.
- Общая характеристика учебного предмета
Курс «Решение нестандартных задач по математике» дополняет базовую программу, не нарушая её целостность.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования, а также в профессиональной деятельности, требующей достаточно высокой математической культуры.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющего в определённых умственных навыках. В процессе решения задач с параметрами и модулями в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ, классификация и систематизация, аналогия.
Именно задачи с параметрами обладают диагностической и прогностической ценностью, которые позволяют проверить знания основных разделов школьного курса математики, уровень логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.
Как известно, в настоящее время практика вступительных экзаменов оторвалась от школы, настолько велики «ножницы» между требованиями, которые предъявляют к своему выпускнику школа, и требованиями, которые предъявляет к своему абитуриенту вуз, особенно вуз высокого уровня.
Очевидно одним из способов устранения указанных «ножниц» является изучение данного курса, посвященного трудным вопросам школьной математики, связанными с параметрами и модулями.
Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике.. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся.
Изучение спецкурса способствует процессу самоопределения учащихся, помогает им адекватно оценить свои математические способности, обеспечивая системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения знаний.
Цель данного курса перейти от репродуктивного уровня усвоения материала к творческому. Научить применять знания при выполнении нестандартных заданий. При решении таких задач школьники учатся мыслить логически, творчески. Это хороший материал для учебно-исследовательской работы, что является пропедевтикой научно-исследовательской деятельности.
Основная задача курса как можно полнее развить потенциальные творческие способности каждого слушателя, не ограничивая заранее сверху уровень сложности задачного материала. Решение задач способствует систематическому углублению изучаемого материала и развитию навыка решения сложных задач.
- Цели и задачи обучения.
- подготовить учащихся таким образом, чтобы они смогли на экзамене успешно справиться с задачами, содержащими модули и параметры.
- углубить знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- выявить и развить их математические способности;
- расширить математические представления учащихся о приёмах и методах решения задач с модулями и параметрами;
- повышение уровня математического и логического мышления учащихся;
- развитие навыков исследовательской деятельности,
- обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.
- Место предмета в учебном плане лицея.
Рабочая программа разработана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
- Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Элективный курс предусматривает не только овладение различными умениями, навыками, приемами для решения задач, но и создает условия для формирования мировоззрения ученика, логической и эвристической составляющих мышления. Задачи с модулем и параметрами, как правило, относятся к наиболее трудным задачам, носят исследовательский характер.
3. Учебно-тематический план.
Содержание курса (34 ч., 1 час в неделю)
- Решение задач с модулем. (12 часов).
Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0.
График функции у=|х|, у=| ах+в |. Построение графиков функций, связанных с модулем.
Методы решения уравнений вида: |ах+в|=с, где с - любое действительное число, |ах+в|=|сх+д|.
Графическое решение неравенства |ах+в|≤с, где с – любое действительное число.
Методы решения уравнений вида: |ах+в|+|сх+д|=т, |ах+в|+|сх+д|+пх=т. Методы решения неравенств вида: |ах+в|+|сх+д|<т,|ах+в|+| сх+д|+ пх>т.
Методы решения неравенств вида: |ах+в|≤| сх+д|, |ах+в|≥| сх+д|, |ах+в|≤ сх+д, |ах+в|≥ сх+д. Графическая интерпретация.
Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений.
- Решение задач с параметрами. (12 часов).
Понятие параметра. Что значит - решить уравнение или неравенство с параметрами. Что значит - исследовать уравнение (определить количество решений, найти положительные решения и т.д.), содержащее параметры.
Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах= в, решение линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в. Линейные уравнения с параметрами, содержащие дополнительные условия (корень равен данному числу, прямая проходит через точку с заданными координатами, уравнение имеет отрицательное решение и т.д.).
Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в.
Уравнения и неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным.
Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Исследование квадратного трехчлена.
Количество корней в зависимости от значений параметров. Параметр, как фиксированное число.
3. Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств и систем, содержащих модули и параметры. (10 часов)
Графические и аналитические методы. Классификация задач. Ответ, как наперёд заданное подмножество множество действительных чисел. Параметр, как равноправная переменная. Свойства решений уравнений, неравенств и их систем.
Свойства функций в задачах с параметрами и модулями. Схема исследования функций. Область значений функции. Подстановки. Экстремальные свойства функций. Метод оценки. Свойства монотонных функций.
5. Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
- понятие параметра
- прочно усвоить понятие модуль числа;
- алгоритмы решений задач с модулями и параметрами;
- зависимость количества решений неравенств, уравнений и их систем от значений параметра;
- свойства решений уравнений, неравенств и их систем;
- свойства функций в задачах с параметрами.
Учащиеся должны уметь:
- уметь решать линейные, квадратные уравнения с модулем;
- уметь решать линейные, квадратные неравенства с модулем;
- строить графики уравнений, содержащие модули;
- уметь решать линейные, квадратные, рациональные уравнения с параметром;
- уметь решать неравенства с параметром;
- находить корни квадратичной функции;
- строить графики квадратичных функций;
- исследовать квадратный трехчлен;
- знать и уметь применять нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств и систем.
- Список литературы.
для учителя:
- Литвиненко В.Н., Мордкович А. Г. Практикум по решению математических задач.
- Ястрибинецкий Г.А Задачи с параметрами.
- Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами.
- Голубев В.И., Гольдман А.М., Дорофеев Г.В. «О параметрах – с самого начала».
- Дорофеев Г.В., Затахавай В.В. «Решение задач, содержащих модули и параметры».
- Дорофеев Г.В. «Квадратный трёхчлен в задачах».
- Марков В.К. «Метод координат и задачи с параметрами».
- Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач».
для учащихся:
- Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. Алгебра 8. Алгебра 9. Дополнительные главы к школьному учебнику. Москва. «Просвещение». 2001год.
- Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре
8-9. Москва. «Просвещение». 2001год.
№ | Тема | Беседа, лекция | Сообщения учащихся | Практикум | Творческое исследование | Тренажер | Формы контроля | Дата |
1. | Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0. | 1 ч. | 1 ч. | |||||
2. | График функции у=|х|, у=| ах+в |. Построение графиков функций, связанных с модулем. | 1 ч. | 1 ч. | |||||
3. | Решение уравнений и неравенств различных видов, содержащих модули. Графическая интерпретация. | 1 ч. | 1 ч. | 1 ч. | 1 ч. | |||
4. | Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений. | 1 ч | 1 ч. | 1 ч. | 1 ч. | Сам. работа 1 ч. | ||
1. | Понятие параметра. | 1 ч. | ||||||
2. | Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах= в, решение линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в. | 1 ч. | 1 ч. | |||||
3. | Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в. | 1 ч. | 1 ч. | |||||
4. | Уравнения и неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным. | 1 ч. | 1 ч. | |||||
5. | Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Исследование квадратного трехчлена. | 1 ч. | 1 ч. | 1 ч | ||||
6. | Количество корней в зависимости от значений параметров. | 1 ч. | 1 ч. | 1 ч. | Сам. работа | |||
1. | Графические и аналитические методы. Классификация задач. | |||||||
2. | Свойства решений уравнений, неравенств и их систем. | |||||||
3. | Свойства функций в задачах с параметрами и модулями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Математика и музыка" для 10-11 классов
Курс призван расширить знания учащихся о музыкальном искусстве в контексте одного из многочисленных аспектов его бытования, сосредоточить их внимание на осмыслении различных точек соприкосновения иску...
ПРОГРАММА Элективного курса «математика в задачах» (10-11 классы)
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Эта программа рассчитана для гуманитарных и общеобразовательных классов средней школы.Настоящая программа предусматривает наиболее полное развитие целостной математической сос...
Элективный курс: "Математика вокруг нас".8 класс.
Элективный курс....
элективный курс 11 класс материал по математике
Элективный курс предлагается учащимся 11 класса средней общеобразовательной школы. На изучение курса выделяется17 часов. Форма проведения занятий: лекции, семинары, практикумы,тестирование....
Программа элективного курса 9 класса "В лабиринтах математики"
Работа состоит из пояснительной записки и учебно-тематического планирования...
Рабочая программа по элективному курсу "Математике для любознательных" для 5 класса ФГОС ООО на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа сосотавлена на основе Федерального компонента государственного стандарта ООО и примерной программы для общеобразовательных учреждений по математике к УМК для 5-6 кл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА И ЛОГИКА» ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 9 КЛАССА НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа элективного курса " математика и логика" по математике для 9 класса...