урок математики в 5 классе
методическая разработка по математике (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики
Тема: Умножение десятичных дробей.
Класс: 5
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Образовательные: ввести основные алгоритмические приемы умножения десятичных дробей, научить выполнять умножение десятичных дробей.
Развивающие: развивать умение выражать свои мысли, развивать вычислительные навыки.
Воспитательные: укреплять учебное сотрудничество, воспитывать самостоятельность.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
знать формулировку правила умножения десятичных дробей;
знать способы постановки запятой в произведении чисел;
уметь, последовательно применяя алгоритм выполнения действий, находить произведение десятичных дробей.
Метапредметные результаты:
уметь рассуждать и делать выводы при составлении формулировок новых правил; грамотно излагать свои мысли;
работать с учебником;
показать хорошие результаты вычислительных навыков;
развить память.
Личностные результаты: уметь работать в коллективе, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
Метод обучения: метод проблемного обучения.
Оборудование: меловая доска, проектор.
Материалы: учебник «Математика 5» Виленкин Н. Я. и др., 2012 «Мнемозина», план-конспект урока, презентация.
Этап | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | результат |
1.Мотива-ция к учебной деятельности Организа-ционный момент. | Мотивировать учащихся на работу. Подготовка класса к работе -Здравствуйте, ребята! Будь внимателен дружок, Начинаем мы урок. Предстоит тебе опять, Много нового узнать! - Эпиграфом к нашему уроку возьмём слова древнегреческого политического деятеля, оратора и писателя Марка Туллия Цицерона « Без знания дробей никто не может признаваться сведующим в математике». -Действительно, в науке и промышленности, в сельском хозяйстве при расчетах десятичные дроби используют значительно чаще, чем обыкновенные. Это связано с простотой правил вычислений с десятичными дробями, похожестью их на правила действий с натуральными числами. Нам уже знакомы действия сложения и вычитания над десятичными дробями. сегодня мы приступим к изучению правил умножения десятичных дробей. | Учитель приветствует учащихся, организует начало урока. Сообщает тему урока: «Умножение десятичных дробей». Совместно с детьми проговаривают цели урока: сегодня на уроке мы научимся умножать десятичные дроби. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок, записывают в тетрадь число и тему урока. | Индивидуальная | Активность урока: прогнозирование своей деятельности, умение слушать и вступать в диалог, умение выделять нравственный аспект поведения, осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
2.Актуализация и пробное учебное действие. Устное выполнение заданий | Развитие устных способностей, повторение таблицы умножения, применение ранее изученных правил. Выполните деление десятичной дроби на 10, 100 и т.д | Повторение изученного материала Слайд № 1,2 Какие правила используете, назовите их? | Использование правил умножения десятичной дроби на натуральное число, вычитание и сложение десятичных дробей, умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000,…. Учащиеся вспоминают алгоритм умножения десятичной дроби на натуральное число, перенос запятой при умножении на 10,100 и т.д. Читают правила. 1.Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо: 1) умножить ее на это число, не обращая внимания на запятую; 2) в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби. 2.Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000, …., надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр вправо, сколько нулей стоит в множителе после единицы. 3. Чтобы разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000,…, надо перенести запятую в этой дроби на столько цифр влево, сколько нулей стоит после единицы в делителе. При этом иногда приходится написать перед целой частью нуль или несколько нулей. | Устная работа Фронтальная | Повторим действия с десятичными дробями: Слайд № 1,2 Смыслообразо-вание: поиск и выделение необходимой информации; выделение и осознание того, что уже пройдено; постановка цели учебной задачи, синтез; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. |
3. Выявле-ние места и причины затрудне-ния. | Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | Решение примеров, среди которых есть проблемные задания. (Слайд № 3) Какая группа выражений вызывает затруднения? Все ли согласны с ребятами, работающими у доски? Есть ли дополнения? Для умения выполнять умножение десятичных дробей, что предстоит выяснить? Чему нужно научиться? Запишите в тетради: Для умножения десятичных дробей нужно знать: - алгоритмические приемы умножения десятичных дробей, - правило постановки запятой в произведении. | Слайд №3. Распределите данные выражения на группы по столбикам, выполните действия и ответ обоснуйте. 0,3∙3= 1-0,8= 0,25∙4= 0,26-0,2= 0,74+0,26= 0,71- 0,28= 0,34+0,6= 0,18∙5= 0,71-0,28= 0,7∙5= 3-0,44= 0,4∙0,5= 0,2∙0,3= 2,7∙0,1= 5+0,35= Ученики записали в один столбик выражения с умножением десятичных дробей, т.е. действия, которые выполнять не умеют. 0,4∙0,5 0,2∙0,3 2,7∙0,1 Записывают в тетрадь: Для умножения десятичных дробей нужно знать: -алгоритмические приемы умножения десятичных дробей, - правило постановки запятой в произведении. | Индивидуальная Работа в тетради Дети в парах обсуждают план выхода из сложившейся ситуации. | УУД познавательные самостоятельное выделение задачи, формулирование познавательной цели; логические выводы. Ответы: столбик, в котором примеры на умножение десятичных дробей, вызывает затруднение. |
4.Построе-ние проекта выхода из затрудне-ния. | Поиск выхода из затруднительного положения. Решение задач Обобщение задачи. | Предлагается задача, вызывающая у учеников затруднения, формирующие потребность обсуждения. Слайд №4,5 Слайд № 6,7. | Слайд №4, 5 Слайд №4. Решить задачу. Человек идет со скоростью 4,6 км/ч. Какое расстояние он пройдет: а) за 3 ч; б) за 0,1 ч; в) за 0,3 ч? 2. Слайд №5. Решение задачи: а) За 3 ч человек пройдет 4,6 • 3, то есть 13,8 км. в) Так как 0,3 = ч, то путь, пройденный за 0,3 ч, втрое больше пути, пройденного за 0,1 ч. Он равен (0,46 • 3) км, то есть 1,38 км. 3.Слайд №6,7 3.Вывод: так как 4,6 • 0,1 = 0,46 и 4,6 : 10 = 0,46, то «умножить число на 0,1; 0,01; 0,001 — то же самое, что разделить его на 10, 100, 1000». Учащиеся решают задачу, предлагают свои решения. | Работа в тетради Работа в группах | Сделайте обобщение по следующим предложениям задачи: а) так как путь равен произведению скорости движения и времени, то надо считать, что 4,6 • 0,1 = 0,46. Обратите внимание на то, что один и тот же ответ получается при различных действиях с дробями, сделайте вывод. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов; выдвижение гипотез, умение слушать и вступать в диалог. УУД: познавательные, регулятивные. |
5.Реализация построенного проекта. | Изучить новые приемы, которые понадобятся, чтобы научиться умножать десятичные дроби. Работа с учебником Работа с учебником Проведем небольшую исследовательскую работу: а) при умножении числа на неправильную десятичную дробь оно….. б) при умножении числа на правильную десятичную дробь оно… | Ввести алгоритм умножения десятичных дробей. 1. Сформулируйте правило умножения числа на 0,1; 0,01 … Слайд 8 алгоритм умножения десятичных дробей. Как записать ответ? Самостоятельно решите эту проблему. Слайд№9,10 отраба-тывается навык постановки запятой. Самостоятельно сформулируйте правило умножения десятичных дробей, запишите его в тетрадь. Вопрос: «если в произведении получается меньше цифр, чем надо отделить запятой, то…. На слайдах 9,10 рассматриваются примеры выполнения умножения при записи в столбик. | 1. Ученики размышляют, добывают информацию из учебника. Записывают правило: «Для умножения числа на 0,1; 0,01; 0,001…, надо перенести запятую влево на столько цифр, сколько нулей стоит перед единицей в множителе» 2. а) Сформулируйте приемы умножения десятичных дробей на примере рассмотренной задачи: 4,6 • 0,3 = 1,38. б) Сколько цифр отделено в произведении после запятой? Сделайте вывод. 2. а) Чтобы умножить 4,6 на 0,3, надо сначала умножить 4,6 на 3, а потом разделить на 10. б) Тот же результат получится, если умножить 4,6 на 0,3, не обращая внимания на запятые, в полученном произведении 138 отделить запятой две цифры справа, так как две цифры стоят после запятой в обоих множителях вместе. Слайд №8 а) Прочитайте алгоритм умножения десятичных дробей и проговорите его друг другу. «Для умножения десятичных дробей нужно: -записать числа в столбик; -умножить их, не обращая внимания на запятые; -посчитать количество знаков после запятой в обоих множителях; -в произведении отделить запятой справа получившееся число знаков». Записывают в тетрадь и проговаривают правило. б) Добывают информацию из учебника: и записывают в тетради: «Если в произведении получается меньше цифр, чем надо отделить запятой, то впереди пишут нуль или несколько нулей». в) «Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо: 1.Выполнить умножение, не обращая внимание на запятые. 2.Отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе. 3. Если в произведении получается меньше цифр, чем надо отделить запятой, то впереди пишут нуль или несколько нулей». Отработка умения умножения десятичных чисел. | Фронтальная Работа в парах Добывают информацию из учебника и отвечают: а) при умножении числа на неправильную десятичную дробь оно увеличивается или не изменяется, например: 4,2 • 3,5 = 14,7; 14,7 > 4,2; 4,2 ∙1 =4.2 б) при умножении числа на правильную десятичную дробь оно уменьшается, например: 4,2 ∙ 0,35=1,47, 1,47 < 4,2. | Работа с учебником Работа в тетради |
6. Первич-ное закреп-ление с проговари-ванием во внешней речи. | Закрепить полученные знания. Работа у доски Задания из учебника | Отработать умение постановки запятой в произведении. Слайд №11 а) Сколько цифр после запятой должно быть в произведении? 8,6 и 0,95 24,5793 и 6,401 0,81 и 2,309 0,37 и 108 б) Поставьте правильно запятую в произведении. 6,25∙0,4=2500 0,8∙1,92=1536 8,75∙0,17=14875 8,5∙0,3=255 Слайд №12 А сейчас мы отдохнем 0,5∙0,6=0,3; 0,8∙0,9=7,2; 4,1∙0,3=1,23; 5,28∙10=52,8; 1,5∙0,4=0,6; 3.2∙0,2=0,64. Слайд№13 Учитель организует проверку, просит прокомментировать решения, высказывает оценочное мнение. | Научиться находить количество цифр, отделяемых запятой в произведении. Слайд №11 Слайд №12 Выполняют упражнение. Хлопают в ладоши, если пример выполнен верно. Топают, если ответ неверный. примените правило умножения на 0,1; 0,01;….. | Устная работа Фронтальная Работа у доски. Устная работа по вариантам, с проверкой (ответы на слайде). Индивидуальная работа | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия; анализ объектов и синтез, планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, умение слушать и вступать в диалог, коллективное обсуждение проблем (при необходимости); ориентация в межличностных отношениях. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Выяснить уровень усвоения изучаемого материала Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия, анализ и синтез объектов; планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата. | Слайд №14 Проводится учебная самостоятельная работа по вариантам, Ответы на обратной стороне доски. | Слайд №14 Выполнить самостоятельно умножение десятичных дробей | Работа в парах | Самостоятельно выполняют задания в тетрадях, проводят взаимопроверку, обсуждают результаты и корректируют свои решения. |
8.Включе-ние в систему знаний и повторения | Актуализировать умение решать текстовые задачи. | Использование правила умножения десятичных дробей в решении задач №1392, №1393, №1394 №1395 стр.215 учебника. Применим, изученное правило, при решении задач: | Решение задач в тетрадях с комментированием с места. | Индивидуальная работа | Решение задач |
9.Рефлек-сия учеб-ной дея-тельности на уроке. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование Домашнее задание: Слайд №16 | Слайд 15 Вопросы по данной теме: Как умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001? Слайд №16 Учитель обращается к учащимся в стихотворной форме: «Завершается урок. Он пошёл ребятам впрок? Постарались все понять? Учились тайны открывать? Ответы полные давали? На уроке не зевали?» Вопросы: - Что нового узнали сегодня на уроке? - Кто хорошо понял тему и может поделиться своими знаниями? - Кому нужно ещё потренироваться? -Какое у вас настроение сейчас? Покажите друг другу результаты ваших оценок и поздравьте друзей с успешным окончанием работы. Я поздравляю вас, вы поднялись ещё на одну ступеньку на пути к успеху. 1.Прочитать теоретический материал п.36 на стр. 214. 2.Выполнить письменно: а) базовый уровень №1432 выполните умножение, №1390 решение задачи на нахождение площади прямоугольника стр.215; б) повышенный уровень №1401 придумайте задачу, которая решалась бы умножением, №1403 найти значение произведения трех множителей, №1400 увеличение числа; в) олимпиадный уровень № 1404 найти значение выражения, используя распределительное свойство умножения, №1424 решите логическую задачу. 3. Подготовить устный рассказ «Для чего человеку нужны десятичные дроби». | Учащиеся отвечают на вопросы Учащиеся рисуют свое настроение, делятся своими успехами, поздравляют друг друга Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их усвоения, отвечают на вопросы учителя. Записывают задание в дневник. Задают вопросы по домашнему заданию | Фронтальная | Ответы на вопросы, вопросы учителю по домашнему заданию |
ЗАДАЧИ К 8 ЭТАПУ
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС
1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...
Урок математики 5 класс.Технологическая карта к уроку
технологическая карта урока математики 5 класс. Тема: Делимостьь чисел.Свойства делимости.(в соответствии с ФГОС)...
Урок математики 6 класс VIII вид Тема урока: Скорость, время, расстояние (путь).
Разработка урока коррекции и систематизации знаний по изученной теме с элементами краеведения по теме «Скорость, время, расстояние (путь)»; карта учета умений учащихся 7 класса; интеллект-карта...
урок математики 6 класс "Решение задач с помощью пропорций" конспект урока и призентация
решение задач на прямую и обратную пропорциональность с последующим построением диаграмм....
урок математики 6 класс Бунимович тема урока "Решение задач с помощью уравнений"
урок составлен полностью в соответствии с требованием ФГОС, разработка содержит технологическую карту, презентацию...