Урок математики в 5 классе
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Тонких Любовь Андреевна

Тема урока. Решение задач  на движение.

Цели урока: решать текстовые задачи арифметическим способом, используя зависимость между скоростью, временем, расстоянием; анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем и рисунков; переформулировать условие; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_5b_klass.docx34.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Решение задач  на движение.

Класс: 5 «б».

Цели урока:

-обучающая:  умение решать  текстовые задачи  арифметическим способом, используя связь между временем, скоростью и расстоянием;

- развивающие: развитие умение  анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем и рисунков; переформулировать условие; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию;

- воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, прививать аккуратность и трудолюбие.

Планируемые результаты:

Личностные:  способствовать формированию мотивации обучения, заинтересованности  в расширении получаемых математических знаний, развитие находчивости и активности при решении задач, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Метапредметные: способствовать развитию умения ставить вопросы, сравнивать, делать выводы, создавать модели изучаемых объектов, видеть математическую  задачу в окружающей жизни, оценивать итоговую деятельность.

Предметные: способствовать развитию умения работать с математическим текстом, вычислять расстояние, скорость, время, готовности  использовать математические знания в учебной деятельности и при решении прикладных задач.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование:

УМК:

Бунимович Е.А., Дорофеев Г.В., Суворова С.Б. и др. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс. Серия «Сферы» (издательство «Просвещение») – учебник, тетрадь – тренажер;

компьютер, мультимедийный проектор, экран;

карточки для самостоятельной работы, карточки с домашним заданием, наборы задач. 

Формы работы: фронтальная, парная и индивидуальная работа в сочетании с разными видами самостоятельной деятельности.

Структура  урока.

1.Организационный момент.

2.  Мотивация учебной деятельности  учащихся.

«Считай  несчастным тот день или тот час,  в который ты не    решил  новую задачу и  ничего не прибавил к своему образованию». ( Я.А.Каменский)

Эти слова будут девизом нашего урока. Кто-то из вас сегодня пришел в школу пешком,  кто-то добирался на автобусе или на машине. Нужно ежедневно рассчитывать время, скорость, расстояние. Вокруг нас движутся воздушные массы, сегодня скорость ветра на территории нашего региона от  4м/с до 6м/с. Каждый из вас должен уметь устанавливать связь между скоростью, временем и расстоянием.

 

3.  Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока.

4.  Устные упражнения.

Вступительное слово Полянской Полины.

Ни  костяшек, ни ручек, ни мела – устный счет

мы творим это дело только силой ума и души!

На каждом столе текст устного счета.

  1. Тройка  лошадей  пробежала в упряжке 15 км. Сколько  км  пробежала каждая лошадь?
  2. Тройка лошадей  проехала за 1час  15 км. С какой скоростью ехала каждая  лошадь?
  3. На  прямолинейном участке  пути  каждое  колесо  двухколесного велосипеда  проехало 5 км. Сколько  км проехал велосипед?
  4. Из  Курска  до  Солнцево  электропоезд  идет 70 минут, а обратно 1ч10мин. На какой путь он тратит больше времени?
  5. Скорость ветра 3м/с. Чайка летит по ветру  7м/с. С  какой  скоростью она будет лететь против ветра?
  6. Выберите правильное утверждение:

а) скорость-это расстояние между двумя точками,

б) скорость-это быстрая езда,

в) скорость-это расстояние, пройденное телом за единицу времени.

  1. Выберите правильное утверждение:

а) чтобы найти расстояние, надо скорость разделить на время,

б) чтобы найти расстояние, надо время разделить на скорость,

в) чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время.

В жизни очень важно уметь рассуждать, анализировать различные ситуации.

5.  Решение задач.

Анализируем и рассуждаем все вместе.

Во время экскурсии в лес учеников настигла гроза. Когда сверкнула молния, учительница по своим часам стала отсчитывать вслух секунды, от момента вспышки молнии до момента, когда был услышан гром. Она насчитала 15 с. Скорость звука (грома) 330м/с. На каком расстоянии от них находилась грозовая туча?

Потом дети насчитали между последующими вспышками  молнии и громом сначала 13с, потом 10с и 8с. Дайте совет детям, как поступить в этой ситуации.

Известный математик  Жак Адамар говорил:

«Прежде чем решать задачу, внимательно прочитайте условие».

На каждом столе лежит текст задания. Каждый ряд выполняет одно из следующих заданий.

330*15=4950м.

330*13=4290м.

330*10=3300м.

330*8=2640м.

Какой вывод можно сделать относительно расстояния?

Как бы вы поступили в этой ситуации?

Посоветоваться всем вместе и возвращаться домой, так как грозовая туча приближается к детям.

Где бы вы не находились, всегда помните, что купить здоровья нельзя. Главная задача каждого - беречь свое здоровье.

6. Работаем с моделями.

В жизни мы должны помнить, что ум хорошо, а два лучше. Сейчас вы работаете в парах.

Тетрадь-тренажёр стр.30 №69.

Проверка выполнения заданий.

С какой скоростью должен двигаться автомобиль по улице Первомайской, где расположена наша школа?

Автомобиль должен двигаться со скоростью 40 км//ч.

Какую народную пословицу должны помнить те, кто находится за рулем?

Тише  едешь,  дальше  будешь.

7. Решение олимпийской задачи.

Из одной и той же точки одновременно в противоположных направлениях выехали два фигуриста. Через 3с расстояние между ними стало 21м. Найдите скорость второго фигуриста, если  скорость первого 4м/с.

В Сочи проходили 22 Олимпийские игры. Эта задача будет посвящена  нашим фигуристам, которые стали призерами Олимпийских игр.

Схема к задаче. Слайд №1.

-Как движутся фигуристы?

-Чему равна скорость первого фигуриста?

-Чему равно расстояние между фигуристами?

-Что еще известно в условии задачи?

-Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

После анализа и обсуждения плана решения ученики оформляют  решение задачи в тетрадях, выбирая рациональный способ решения.

8. Физкультминутка.  

Для разминки из-за парт поднимаемся на старт.

Физкультминутку провела  Соклакова  Даша.

Включить музыку.

Раз - подняться, потянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три в ладошки три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

9.Самостоятельная работа по двум вариантам.

Вариант №1

Два поезда отправились одновременно  из одного пункта в противоположных направлениях. Скорость первого поезда 70 км/ч, скорость второго поезда  50км/ч.  Какое  расстояние будет между поездами через 5 часов?

Вставьте пропущенные слова, числа и знаки арифметических действий в решение задачи.

Решение

1. Чему равна скорость                поездов?

2. Какое расстояние будет между поездами через 5 часов?

Ответ:

Вариант №2

Из двух  пунктов, расстояние между которыми 480 км, одновременно навстречу друг другу выехали 2 автомобиля. Скорость первого автомобиля 70 км/ч,  скорость второго – 50км/ч. Через сколько часов автомобили встретятся?

Вставьте пропущенные слова, числа и знаки арифметических действий в решение задачи.

Решение

1. Чему равна скорость   автомобилей?

2. Через сколько часов автомобили встретятся?

Ответ:

Возьмите в руки простые карандаши: у вас взаимопроверка.

10.  Работа в группах.

Решение задач  различного уровня сложности.  На столах находятся карточки.

1.

Разведчик доложил командиру,  что  поезд, за которым он вел наблюдение, прошел  мимо  него за 15секунд, а мост прошел полностью за 45 секунд. Командир знал, что длина моста 450м и быстро вычислил длину и скорость поезда.  Как он это сделал?

Слайд №2 подготовила Асеева Даша.

2.

Я с собакой  пошел встречать папу. Когда собака увидела папу,    

она побежала к нему со скоростью 300 м/мин. Добежав до него, она сразу же побежала ко мне.  Так она продолжала свой бег до нашей встречи. Какое расстояние пробежала собака, если я шел со скоростью  50  м/мин, папа 60 м/мин, а первоначальное расстояние между нами 440 м?

Слайд №3 подготовил Холодов Дима.

3.

По плану игры «Зарница» 5 «А»  занимает оборону около озера, а 5 «Б» наступает из пункта, расположенного от озера на 2км300м. Чтобы узнать намерения противника, командир 5 «А» выслал разведчиков, которые двигались со скоростью 65 м/мин.  Через   сколько минут разведка достигнет противника, если 5 «Б» наступает со скоростью 50м/мин?

Слайд №4 подготовила Хлопова Настя.

Проверка решения задач 1-3 группы. Показ слайдов.

Я хочу  вам пожелать, чтобы вы каждый день решали новые задачи и приносили их в класс. Ведь « Математика – это гимнастика ума» - так сказал о  нашей  науки великий русский полководец А.В.Суворов.

11. Задание на дом.

Тетрадь-тренажер. № 69 (в, г) стр.31

№ 200 учебник.

Дополнительно.

Задача №1.

Поезд  длиной  225 метров идет со скоростью 54 км/ч. За сколько секунд поезд пройдет мост длиной в 450 метров?

54000:3600=15м/с-скорость поезда.

450+225=675м- общее расстояние, которое будет пройдено началом локомотива.

675:15=45с.

Ответ: 45с.

Задача №2.

Петя обнаружил, что папа, уходя на работу, забыл документы, которые подготовил вечером. Петя взял документы и побежал догонять папу. Через сколько  минут Петя догонит папу, если он идет со скоростью65м/мин, Петя бежит со скоростью 80м/мин и папа успел уйти от дома 90м?

Слайд подготовила Полянская Полина.

12. Рефлексия.

На уроке я работал активно/пассивно.

Своей работой на уроке я доволен/ не доволен.

Материал урока мне был понятен/ не понятен,

                                           полезен/бесполезен,

                                           интересен/скучен.

13. Подведение итогов и выставление оценок.

На уроке вы  были активны, хорошо решали задачи, правильно отвечали на поставленные вопросы. То, что вы узнали  хорошее,  не забывайте, а чего не умеете еще, тому учитесь. Так писал первый русский князь Владимир Мономах в «Поучениях детям».

Спасибо за работу на  уроке.

Литература

  1. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др., «Просвещение» 2013 г.
  2. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник. 5 класс: пособие для учащихся Математика. Арифметика. Геометрия. Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2013 г.
  3. Тетрадь-тренажёр. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др., «Просвещение» 2013 г.
  4. Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-экзаменатор. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др., «Просвещение» 2013 г.
  5. Математика. Арифметика. Геометрия. Поурочное тематическое планирование. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.О. Рослова, С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2013 г.
  6. Электронное приложение к учебнику. – М.:Просвещение,2013
  7. Постоева О.А./ Под ред. Чаплыгиной М.Е. Сотрудничество, сотворчество учителя и ученика - путь к учебной мотивации школьников при изучении математики. Курск. 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС

1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Урок математики 5 класс.Технологическая карта к уроку

технологическая карта урока математики 5 класс. Тема: Делимостьь чисел.Свойства делимости.(в соответствии с ФГОС)...

Урок математики 6 класс VIII вид Тема урока: Скорость, время, расстояние (путь).

Разработка урока коррекции и систематизации знаний по изученной теме с элементами краеведения по теме «Скорость, время, расстояние (путь)»; карта учета умений учащихся 7  класса; интеллект-карта...

урок математики 6 класс "Решение задач с помощью пропорций" конспект урока и призентация

решение задач на прямую и обратную пропорциональность с последующим построением диаграмм....

урок математики 6 класс Бунимович тема урока "Решение задач с помощью уравнений"

урок составлен полностью в соответствии с требованием ФГОС, разработка содержит технологическую карту, презентацию...