Пути формирования у учащихся 5 классов УУД на уроках математики
учебно-методический материал по математике (5 класс) на тему
Данный материал поможет при подготовке к урокам в 5 классе по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_formirovaniya_u_uchashchihsya_5_klassov_uud_na_urokah_matematiki.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути формирования у учащихся 5 классов УУД на уроках математики
Введение
Актуальность темы. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна. В настоящее время, в век компьютеров и новых технологий, для достижения результатов, важно, в первую очередь, инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». Школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.
Введение ФГОС общего среднего образования диктует необходимость формирования универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных. Они формируются в рамках всех образовательных областей, в том числе на уроках математики. Это определило актуальность и выбор темы.
Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Противоречия. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта общего образования может обостриться противоречиями, требующими своего разрешения:
- это противоречие между изменениями в профессиональной деятельности работников образования, вносимыми ФГОС, и недостаточным уровнем их профессиональной компетенции в соответствии с ФГОС второго поколения;
- это противоречие между требованиями ФГОС и отсутствием программ.
В связи с вышеперечисленными противоречиями назревает профессиональная проблема: как формировать универсальные учебные действия в курсе изучения математики 5 класса?
Задачи:
- Выбор тем для формирования конкретных универсальных учебных действий на уроках математики в 5 классе.
- Выбор форм и методов для формирования универсальных учебных действий.
- Разработать КИМы в соответствии с ФГОС.
Механизм формирования у учащихся 5-х классов универсальных учебных действий на уроках математики
Целевой компонент |
| ||
Содержательный компонент | Технологический компонент | Результативный компонент | |
Формы | Методы | ||
§ 1 Десятичная система счисления | Фронтальные, индивидуальные, групповые, работа в парах. | Наглядный, словесный, анализ, самоанализ, рефлексия. | Познавательные УУД: анализировать и осмысливать текст задачи; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; строить логическое рассуждение. Регулятивные УУД: осуществлять постановку целей учебной деятельности; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. |
§ 2 Числовые и буквенные выражения | Фронтальные, индивидуальные, групповые, работа в парах. | Наглядный, словесный, анализ, самоанализ, рефлексия. | Познавательные УУД: анализировать и осмысливать текст задачи; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; строить логические рассуждения; переформулировать условие, извлекать необходимую информацию; находить наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определение понятиям; структурировать, выделять главное и второстепенное в тексте задачи. выполнять ознакомительное, изучающее, усваивающее виды чтения. Регулятивные УУД: ставить цель учебной деятельности на основе преобразования практической задачи в образовательную; планировать пути достижения цели; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; а также: прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения в сотрудничестве; формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с позицией партнера при выработке общего решения в совместной деятельности; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; работать в группе, устанавливать рабочие отношения, задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и в сотрудничестве с партнером |
§ 3 Язык геометрических рисунков. | Фронтальные, индивидуальные, групповые, работа в парах. | Наглядный, словесный, анализ, самоанализ, рефлексия. | |
§ 4 Прямая. Отрезок. Луч. | Фронтальные, индивидуальные, групповые, работа в парах. | Наглядный, словесный, анализ, самоанализ, рефлексия. | |
§ 5 Сравнение отрезков. Длина отрезка. | Фронтальные, индивидуальные, групповые, работа в парах. | Наглядный, словесный, анализ, самоанализ, рефлексия. | |
§ 6 Ломанная. | Фронтальные, индивидуальные, групповые, работа в парах. | Наглядный, словесный, анализ, самоанализ, рефлексия. | |
§ 7 Координатный луч. | Фронтальные, индивидуальные, групповые, работа в парах. | Наглядный, словесный, анализ, самоанализ, рефлексия. | |
Контрольная работа № 1 | Индивидуальная работа. | Умение самостоятельно ставить цель, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных проблем | |
§ 8. Округление натуральных чисел. | Фронтальные, индивидуальные, групповые, работа в парах. | Наглядный, словесный, анализ, самоанализ, рефлексия. | Познавательные УУД: анализировать и осмысливать текст задачи; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; строить логическое рассуждение. Регулятивные УУД: осуществлять постановку целей учебной деятельности; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей |
§ 9.1. Прикидка результата действия | Фронтальные, индивидуальные, групповые, работа в парах. | Наглядный, словесный, анализ, самоанализ, рефлексия. | |
§ 10 Вычисления с многозначными числами. | Фронтальные, индивидуальные, групповые, работа в парах. | Наглядный, словесный, анализ, самоанализ, рефлексия. | |
Контрольная работа №2 | Индивидуальная работа. | Умение самостоятельно ставить цель, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных проблем | |
§11 Прямоугольник | Фронтальные, индивидуальные, групповые, работа в парах. | Наглядный, словесный, анализ, самоанализ, рефлексия. | Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ставить проблему, аргументировать её актуальность; использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; устанавливать причинно-следственные связи; делать умозаключения и выводы на основе аргументации. Регулятивные УУД: учитывать правило в планировании и контроле способа решения; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок; основам саморегуляции эмоциональных состояний. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; контролировать действие партнёра; основам коммуникативной рефлексии. |
§12 Формулы | Фронтальные, индивидуальные, групповые, работа в парах. | Наглядный, словесный, анализ, самоанализ, рефлексия. | |
§ 13 Законы арифметических действий | Фронтальные, индивидуальные, групповые, работа в парах. | Наглядный, словесный, анализ, самоанализ, рефлексия. | |
§ 14 Уравнения | Фронтальные, индивидуальные, групповые, работа в парах. | Наглядный, словесный, анализ, самоанализ, рефлексия. | |
§ 15 Упрощение выражений | Фронтальные, индивидуальные, групповые, работа в парах. | Наглядный, словесный, анализ, самоанализ, рефлексия. | |
§ 16 Математический язык | Фронтальные, индивидуальные, групповые, работа в парах. | Наглядный, словесный, анализ, самоанализ, рефлексия. | Познавательные УУД: анализировать и осмысливать текст задачи; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определения понятиям; строить логическое рассуждение; основам ознакомительного, изучающего и поискового чтения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное. Регулятивные УУД: осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; планировать пути достижения целей; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. Коммуникативные УУД: владеть устной и письменной речью; работать в группе – устанавливать рабочие отношения; учитывать разные мнения; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей, отображать в речи содержание совершаемых действий. |
§ 17 Математическая модель. | Фронтальные, индивидуальные, групповые, работа в парах. | Наглядный, словесный, анализ, самоанализ, рефлексия. | |
Контрольная работа №3 | Индивидуальная работа. | Умение самостоятельно ставить цель, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных проблем |
УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Кадровые условия: учитель математики, классный руководитель.
2. Научно-методические условия:
- Зубарева, И.И. Математика – 5: Учебник / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. - М. : Мнемозина, 2011. – 264 с.
- Зубарева, И.И.: Математика – 5-6 классы : Методическое пособие для учителя / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. - М. : Мнемозина, 2008. - 104 с.
- Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя, педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.02.2006 г. № 21)
3. Материально-технические условия:
ТСО: Математика. 5 класс : Универсальное мультимедийное пособие к учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича. Издательство «Экзамен», компьютер, проектор, интерактивная доска.
Раздаточный материал: карточки, геометрические фигуры.
4. Нормативно-правовые условия:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.)
- ФГОС ОО (2011 г.)
- СанПиН (2010 г.).
5.Информационные условия:
- Зубарева, И.И. Математика – 5 : Самостоятельные работы / И.И. Зубарева, М.С. Мильштейн, М.Н. Шанцева. - М. : Мнемозина, 2011. - 143 с.
- Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс / автор- сост. Н.Е. Кордина / Волгоград : Учитель, 2011. – 154 с.
- Тульчинская, Е.Е. Блицопрос, математика - 5 класс / Е.Е. Тульчинская. - М. : Мнемозина, 2008.- 112 с.
- Интернет-ресурсы: http://collection.edu.yar.ru/catalog/rubr/608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22/; http://free-math.ru/publ/zanimatelnaja_matematika/olimpiadnye_zadachi/8;
- Журнал «Математика в школе» и его приложение «1 Сентября»
6. Организационные условия:
- Разработка тематического планирования с учетом требований ФГОС
- Разработка планов – конспектов уроков
- Разработка контрольно-измерительных материалов.
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Пути формирования познавательных интересов у школьников на уроках математики"
Результат учебной деятельности- это изменение самого ученика, его развитие. задача учителя - научить ребенка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, непохожими друг на друга з...
Использование методов интерактивного обучения для формирования компетентностей учащихся с ОВЗ на уроках математики
P { margin-bottom: 0.21cm; } Современный урок пронизан духом творческой непредсказуемости. А школа, как и культура, питается талантами. От профессионализма учителя, его компетентности зависит не ...
Пути формирования у учащихся 5 классов УУД на уроках математики
В 2013-2014 учебном году в основной школе вводятся "Стандарты нового поколения" . Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на исполь...
Сборник дидактических материалов для оценки и формирования у учащихся информационной компетенции на уроках математики
Содержание разработки:Сборник дидактических материалов по математике для 7, 8, 9, 10, 11 классов для формирования у учащихся информационной компетенции.УМК уроков математики по использованию дидактиче...
Сборник дидактических материалов для оценки и формирования у учащихся информационной компетенции на уроках математики
Содержание разработки:Сборник дидактических материалов по математике для 7, 8, 9, 10, 11 классов для формирования у учащихся информационной компетенции.УМК уроков математики по использованию дидактиче...
Формирование личности учащихся лингвистическими средствами на уроках математики и во внеурочной деятельности
выступление на городском семинаре "Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности"...
Доклад на тему: «Формирование у учащихся вычислительных навыков на уроках математики»
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.Проблема в изучении математики нарастает постепенно, как снежный ком....