Рабочая программа по математике 5-6 классы к учебнику С.М.Никольского
рабочая программа по математике (5 класс) на тему
Рабочая программа по математике 5-6 классы к учебнику С.М.Никольского по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_5-6_fgos_-_nikolskiy.docx | 150.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОПОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Чернского района Тульской области
Рабочая программа
по математике
5-6 класс на 2018-2020 учебный год
Гурьяновой О.В. учителя физики и математики
первой квалификационной категории
2018г.
Аннотация к рабочей программе курса «Математика», 5-6 классы(ФГОС)
Рабочая программа по математике для 5-6 классов составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, ориентирована на использование учебника С. М. Никольского, М. К. Потапова, Н. Н. Решетникова, А.В. Шевкина (М.: Просвещение, 2016 г.). Сборник рабочих программ «Математика 5-6 классы», составитель Т.А.Бурмистрова, М. «Просвещение», 2014г.
Общая характеристика учебного предмета
Курс математики 5-6 классов включает следующие основные содержательные линии: арифметика; элементы алгебры; вероятность и статистика; наглядная геометрия.
Наряду с этим в содержание включены две дополнительные методологические темы: множества и математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия «Множества» — служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая — «Математика в историческом развитии» — способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
Линия «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности — умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.
Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся выделять комбинации, отвечающие заданным условиям, осуществлять перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально- значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления.
Цели обучения
- систематическое развитие понятия числа;
- выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами;
- переводить практические задачи на язык математики;
- подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал излагается на интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный (образовательный) план на изучение математики в 5-6 классах основной школы отводит 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 340 уроков.
Учебно- методическое обеспечение
- Математика: учеб. для 5 кл./[С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин]. – М.: Просвещение, 2016.
- М. К. Потапов. Математика: дидакт. материалы для 5 кл. /М. К. Потапов, А. В. Шевкин. — 13 – е изд. - М.: Просвещение, 2016. – 96 с.
3. Виленкин, Н.Я. За страницами учебника математики: Арифметика. / Н. Я. Виленкин, Л. П. Шибасов, З.Ф. Шибасова. – М.: Просвещение, 2008.
4. Наглядная математика.5кл. Интерактивное учебное пособие
5. Контрольно- измерительные материалы. Математика. 5 кл. и 6 кл./ Сост. Л.П.Попова. – 3 изд. – М.:ВАКО, 2017. – 96 с.
В рабочей программе учителем определенны:
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
- Содержание учебного предмета, курса;
- Тематическое планирование (с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы).
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится в 5-6 классах (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
∙ Оперировать на базовом уровне 4 понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;
∙ задавать множества перечислением их элементов;
∙ находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
∙ распознавать логически некорректные высказывания.
∙ Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число;
∙ использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений;
∙ использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении несложных задач;
∙ выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;
∙ сравнивать рациональные числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
∙ оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
∙ выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
∙ составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Статистика и теория вероятностей
∙ Представлять данные в виде таблиц, диаграмм,
∙ читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.
Текстовые задачи
∙ Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
∙ строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
∙ осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
∙ составлять план решения задачи;
∙ выделять этапы решения задачи;
∙ интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
∙ знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;
∙ решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
∙ решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
∙ находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
∙ решать несложные логические задачи методом рассуждений.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
∙ выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче (делать прикидку)
Наглядная геометрия Геометрические фигуры
∙ Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
∙ решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.
Измерения и вычисления
∙ выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
∙ вычислять площади прямоугольников.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
∙ вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников;
∙ выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни.
История математики
∙ описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
∙ знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.
Содержание учебного предмета
Натуральные числа и нуль
Натуральный ряд чисел и его свойства. Натуральное число, множество натуральных чисел и его свойства, изображение натуральных чисел точками на числовой прямой. Использование свойств натуральных чисел при решении задач.
Запись и чтение натуральных чисел. Различие между цифрой и числом. Позиционная запись натурального числа, поместное значение цифры, разряды и классы, соотношение между двумя соседними разрядными единицами, чтение и запись натуральных чисел.
Округление натуральных чисел. Необходимость округления. Правило округления натуральных чисел.
Сравнение натуральных чисел, сравнение с числом 0. Понятие о сравнении чисел, сравнение натуральных чисел друг с другом и с нулем, математическая запись сравнений, способы сравнения чисел.
Действия с натуральными числами. Сложение и вычитание, компоненты сложения и вычитания, связь между ними, нахождение суммы и разности, изменение суммы и разности при изменении компонентов сложения и вычитания. Умножение и деление, компоненты умножения и деления, связь между ними, умножение и сложение в столбик, деление уголком, проверка результата с помощью прикидки и обратного действия. Переместительный и сочетательный законы сложения и умножения, распределительный закон умножения относительно сложения, обоснование алгоритмов выполнения арифметических действий.
Степень с натуральным показателем. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых, порядок выполнения действий в выражениях, содержащих степень, вычисление значений выражений, содержащих степень.
Числовые выражения. Числовое выражение и его значение, порядок выполнения действий. Деление с остатком. Деление с остатком на множестве натуральных чисел, свойства деления с остатком. Практические задачи на деление с остатком.
Свойства и признаки делимости. Свойство делимости суммы (разности) на число. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Признаки делимости на 4, 6, 8, 11. Доказательство признаков делимости. Решение практических задач с применением признаков делимости.
Разложение числа на простые множители. Простые и составные числа, решето Эратосфена. Разложение натурального числа на множители, разложение на простые множители. Количество делителей числа, алгоритм разложения числа на простые множители, основная теорема арифметики.
Алгебраические выражения. Использование букв для обозначения чисел, вычисление значения алгебраического выражения, применение алгебраических выражений для записи свойств арифметических действий, преобразование алгебраических выражений.
Делители и кратные. Делитель и его свойства, общий делитель двух и более чисел, наибольший общий делитель, взаимно простые числа, нахождение наибольшего общего делителя. Кратное и его свойства, общее кратное двух и более чисел, наименьшее общее кратное, способы нахождения наименьшего общего кратного.
Дроби
Обыкновенные дроби. Доля, часть, дробное число, дробь. Дробное число как результат деления. Правильные и неправильные дроби, смешанная дробь (смешанное число).346 Запись натурального числа в виде дроби с заданным знаменателем, преобразование смешанной дроби в неправильную дробь и наоборот. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Умножение и деление обыкновенных дробей. Арифметические действия со смешанными дробями. Арифметические действия с дробными числами. Способы рационализации вычислений и их применение при выполнении действий.
Десятичные дроби. Целая и дробная части десятичной дроби. Преобразование десятичных дробей в обыкновенные. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей. Преобразование обыкновенных дробей в десятичные дроби. Конечные и бесконечные десятичные дроби.
Отношение двух чисел. Масштаб на плане и карте. Пропорции. Свойства пропорций, применение пропорций и отношений при решении задач.
Среднее арифметическое чисел. Среднее арифметическое двух чисел. Изображение среднего арифметического двух чисел на числовой прямой. Решение практических задач с применением среднего арифметического. Среднее арифметическое нескольких чисел.
Проценты. Понятие процента. Вычисление процентов от числа и числа по известному проценту, выражение отношения в процентах. Решение несложных практических задач с процентами. Диаграммы. Столбчатые и круговые диаграммы. Извлечение информации из диаграмм. Изображение диаграмм по числовым данным.
Рациональные числа
Положительные и отрицательные числа. Изображение чисел на числовой (координатной) прямой. Сравнение чисел. Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа. Действия с положительными и отрицательными числами. Множество целых чисел. Понятие о рациональном числе. Первичное представление о множестве рациональных чисел. Действия с рациональными числами.
Решение текстовых задач
Единицы измерений: длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Зависимости между единицами измерения каждой величины. Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; цена, количество, стоимость.
Задачи на все арифметические действия. Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи.
Задачи на движение, работу и покупки. Решение несложных задач на движение в противоположных направлениях, в одном направлении, движение по реке по течению и против течения. Решение задач на совместную работу. Применение дробей при решении задач.
Задачи на части, доли, проценты Решение задач на нахождение части числа и числа по его части. Решение задач на проценты и доли. Применение пропорций при решении задач. Логические задачи Решение несложных логических задач. Решение логических задач с помощью графов, таблиц.
Основные методы решения текстовых задач: арифметический, перебор вариантов.
Наглядная геометрия Фигуры в окружающем мире. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Изображение основных геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Длина отрезка, ломаной. Единицы измерения длины. Построение отрезка заданной длины. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближенное измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры. Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры разверток многогранников, цилиндра и конуса. Понятие объема; единицы объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба. Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур. Решение практических задач с применением простейших свойств фигур.
История математики Появление цифр, букв, иероглифов в процессе счета и распределения продуктов на Древнем Ближнем Востоке. Связь с Неолитической революцией. Рождение шестидесятеричной системы счисления. Появление десятичной записи чисел. Рождение и развитие арифметики натуральных чисел. НОК, НОД, простые числа. Решето Эратосфена. Появление нуля и отрицательных чисел в математике древности. Роль Диофанта. Почему (−1)( − 1 ) = +1 ? Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер. Л. Магницкий.
Календарно- тематическое планирование по математике 5-6 класс (340 часов)
5 класс
Четверть | Раздел | Тема урока | Кол-во часов |
I | Натуральные числа и нуль(46 часов) | Натуральные числа. Натуральный ряд чисел и его свойства. | 1 |
| Десятичная система счисления, записи натуральных чисел. Различие между цифрой и числом. чтение и запись натуральных чисел | 1 | |
| Позиционная запись натурального числа, поместное значение цифры, разряды и классы, соотношение между двумя соседними разрядными единицами | 1 | |
| Сравнение натуральных чисел. Понятие о сравнении чисел, сравнение натуральных чисел друг с другом и с нулём, математическая запись сравнений. Способы сравнения чисел | 1 | |
| Арифметические действия над натуральными числами. Устный счёт. Сложение натуральных чисел. Компоненты сложения, связь между ними, нахождение суммы. | 1 | |
| Изменение суммы при изменении компонентов сложения. Действия с суммами нескольких слагаемых. | 1 | |
| Свойства арифметических действий. Переместительный и сочетательный законы сложения. Использование свойств натуральных чисел при решении задач | 1 | |
| Устный счёт. Вычитание натуральных чисел. Компоненты вычитания, связь между ними, нахождение разности. | 1 | |
| Изменение разности при изменении компонентов вычитания. Решение простейших уравнений | 1 | |
| Решение текстовых задач арифметическим способом с помощью сложения и вычитания. Зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Прикидка и оценка результатов вычислений. | 1 | |
| Устный счёт. Умножение. Компоненты умножения, связь между ними, нахождение произведения, | 1 | |
| Изменение произведения при изменении компонентов умножения. | 1 | |
| Свойства арифметических действий. Переместительный и сочетательный законы умножения. | 1 | |
| Распределительный закон умножения относительно сложения. Использование свойств натуральных чисел при решении задач | 1 | |
| Рационализация вычислений с помощью распределительного закона умножения | 1 | |
Сложение чисел столбиком. Проверка результата с помощью прикидки и обратного действия | 1 | ||
| Вычитание чисел столбиком. Проверка результата с помощью прикидки и обратного действия | 1 | |
| Нахождение значений выражений, содержащих несколько действий | 1 | |
| Контрольная работа №1 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 1 | |
| Анализ итогов контрольной работы. Работа над ошибками. Умножение чисел столбиком на однозначное число | 1 | |
| Умножение чисел столбиком на число, содержащее в записи 0 | 1 | |
| Умножение многозначных чисел столбиком | 1 | |
| Степень с натуральным показателем. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых. Квадрат и куб числа. | 1 | |
| Порядок действий в выражениях, содержащих степень, вычисление значений выражений, содержащих степень | 1 | |
| Устный счёт. Деление. Деление нацело. | 1 | |
| Компоненты деления, связь между ними. | 1 | |
| Деление уголком | 1 | |
| Решение простейших текстовых задач с помощью умножения и деления | 1 | |
| Решение текстовых задач с помощью умножения и деления | 1 | |
| Задачи «на части» в явном виде | 1 | |
| Задачи «на части». Составление схематических рисунков | 1 | |
| Задачи «на части». Отношения «больше на», «меньше на» | 1 | |
| Задачи «на части». Отношения «больше в», «меньше в» | 1 | |
Задачи «на части» | 1 | ||
| Деление с остатком на множестве натуральных чисел. | 1 | |
| Свойства деления с остатком. | 1 | |
| Практические задачи на деление с остатком | 1 | |
| Числовое выражение и его значение, порядок выполнения действий. Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задач. | 1 | |
| Обоснование алгоритмов выполнения арифметических действий | 1 | |
| Контрольная работа №2 по теме «Умножение и деление натуральных чисел» | 1 | |
| Анализ итогов контрольной работы. Работа над ошибками. Нахождение двух чисел по их сумме и разности | 1 | |
II |
| Нахождение двух чисел по их сумме и разности. Составление схематических рисунков | 1 |
| Нахождение двух чисел по их сумме и разности. Анализ полученных результатов | 1 | |
| Нахождение двух чисел по их сумме и разности | 1 | |
| Исторические сведения. История формирования понятия числа: натуральные числа. Рождение и развитие арифметики натуральных чисел. Л.Магницкий. Появление цифр, букв, иероглифов в процессе счёта. Старинные системы записи чисел. Появление десятичной записи чисел. | 1 | |
| Использование свойств натуральных чисел при решении задач. Занимательные и исследовательские задачи. Решение логических задач. Перебор вариантов. Круги Эйлера | 1 | |
Измерение величин ( 30 часов) | Фигуры в окружающем мире. Наглядные представления о геометрических фигурах на плоскости. Прямая, луч, отрезок, ломаная. Изображение основных геометрических фигур. | 1 | |
| Взаимное расположение двух прямых | 1 | |
| Геометрические измерения величин. Измерение отрезков. Длина отрезка, ломаной. Построение отрезка заданной длины. | 1 | |
| Метрические единицы измерения длины. Зависимость между единицами измерения. | 1 | |
| Приближённое значение величины, точность приближения. Прикидка и оценка результатов вычислений. Необходимость округления. Правило округления натуральных чисел. | 1 | |
| Представление натуральных чисел на координатном луче Нахождение координат точек на координатном луче | 1 | |
| Контрольная работа №3 «Прямая, луч, отрезок» | 1 | |
| Анализ итогов контрольной работы. Работа над ошибками. Окружность, дуга, хорда окружности. Круг. Сфера и шар. Взаимное расположение двух окружностей, прямой и окружности | 1 | |
| Углы. Измерение углов. Виды углов. Градусная мера угла. Зависимость между единицами измерения. | 1 | |
Измерение и построение углов с помощью транспортира | 1 | ||
| Треугольники. Виды треугольников. Периметр треугольника | 1 | |
| Понятие о равенстве фигур. Решение практических задач с применением простейших свойств фигур. | 1 | |
| Многоугольники. Правильные многоугольники. Периметр многоугольника Четырехугольники. Периметр четырехугольника. Прямоугольник, квадрат. | 1 | |
| Понятие площади фигуры. Площадь прямоугольника, квадрата. | 1 | |
| Единицы измерения площади | 1 | |
| Наглядное представление о пространственных фигурах. Многогранники: прямоугольный параллелепипед, куб, призма, пирамида. Изображение пространственных фигур. | 1 | |
| Примеры сечений и развёрток многогранников. Правильные многогранники. | 1 | |
| Понятие объема. | 1 | |
| Объем прямоугольного параллелепипеда, куба | 1 | |
| Единицы измерения объема | 1 | |
| Единицы массы. Зависимость между единицами измерения | 1 | |
| Единицы времени. Зависимость между единицами измерения | 1 | |
Единицы измерения скорости. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние. | 1 | ||
| Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задач. | 1 | |
| Задачи на движение по реке по течению и против течения | 1 | |
| Решение несложных задач на движение в противоположных направлениях. | 1 | |
| Решение несложных задач на движение в одном направлении. | 1 | |
| Подготовка к контрольной работе. | 1 | |
| Контрольная работа №4 «Измерение величин» | 1 | |
| Анализ итогов контрольной работы. Работа над ошибками. Исторические сведения. Старинные системы мер | 1 | |
Делимость натуральных чисел (19 часов) | Свойства делимости. | 1 | |
| Свойства делимости суммы (разности) на число. Использование свойств для доказательства делимости | 1 | |
| Признаки делимости на 2,5,10. | 1 | |
| Признаки делимости на 3, 9. | 1 | |
III |
| Признаки делимости на 4, 6, 8, 11. Доказательство признаков делимости. Решение практических задач с применением признаков делимости. | 1 |
| Простые и составные числа. Множество простых чисел. Решето Эратосфена. | 1 | |
| Делители натурального числа. Делитель и его свойства. Количество делителей числа. | 1 | |
| Разложение натурального числа на множители, алгоритм разложения числа на простые множители. Основная теорема арифметики | 1 | |
| Общий делитель двух и более чисел. | 1 | |
| Взаимно простые числа. | 1 | |
| Наибольший общий делитель двух чисел. Нахождение наибольшее общего делителя. | 1 | |
| Наибольший общий делитель трех и более чисел. | 1 | |
| Кратное и его свойства | 1 | |
Общее кратное двух и более чисел. | 1 | ||
| Наименьшее общее кратное двух чисел. Способы нахождения наименьшего общего кратного | 1 | |
| Наименьшее общее кратное трех и более чисел | 1 | |
| Контрольная работа №5 «Делимость натуральных чисел» | 1 | |
| Анализ итогов контрольной работы. Работа над ошибками Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задач | 1 | |
| Исторические сведения. Рождение и развитие арифметики натуральных чисел. НОК, НОД, простые числа. Л. Эйлер. | 1 | |
Обыкновенные дроби (65 часов) | Доля, часть, дробное число. Решение задач на доли. Понятие дроби. Дробное число, как результат деления. Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. | 1 | |
| Равенство дробей. Основное свойство дроби. Сократимые и несократимые дроби | 1 | |
| Запись натурального числа в виде дроби с заданным знаменателем. Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задач | 1 | |
| Задачи на дроби. Нахождение части целого. Решение простейших задач на нахождение части числа. | 1 | |
| Задачи на дроби. Нахождение целого по его части. Решение задач на нахождение числа по его части. | 1 | |
| Задачи на дроби. Нахождение измененного числа | 1 | |
| Решение текстовых задач на дроби арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задач | 1 | |
Приведение дробей к заданному знаменателю | 1 | ||
| Приведение дробей к общему знаменателю | 1 | |
| Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю | 1 | |
| Операции над обыкновенными дробями. Сравнение обыкновенных дробей. Правильные и неправильные дроби. | 1 | |
| Различные способы сравнения обыкновенных дробей | 1 | |
| Сложение дробей с общим знаменателем | 1 | |
| Сложение дробей с разными знаменателями | 1 | |
| Решение текстовых задач на сложение дробей | 1 | |
| Способы рационализации вычислений и их применение при выполнении действий. Законы сложения. Переместительный закон. Сочетательный закон сложения | 1 | |
| Действия с сумами нескольких слагаемых. | 1 | |
| Решение текстовых задач с использованием законов сложения | 1 | |
| Вычитание дробей с общим знаменателем. Вычитание дроби из 1 | 1 | |
| Вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | |
| Решение уравнений | 1 | |
| Решение текстовых задач на вычитание и сложение обыкновенных дробей | 1 | |
| Контрольная работа №6 «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» | 1 | |
| Анализ итогов контрольной работы. Работа над ошибками Умножение обыкновенных дробей | 1 | |
| Умножение обыкновенных дробей на натуральное число | 1 | |
| Взаимно обратные числа | 1 | |
Возведение в степень обыкновенной дроби | 1 | ||
| Законы умножения. | 1 | |
| Распределительный закон умножения | 1 | |
| Деление обыкновенных дробей | 1 | |
IV |
| Деление обыкновенных дробей на натуральное число | 1 |
| Арифметические действия с дробными числами | 1 | |
| Нахождение значения дробного числового выражения | 1 | |
| Нахождение части целого и целого по его части. | 1 | |
| Применение дробей при решении задач | 1 | |
| Контрольная работа №7 «Умножение и деление обыкновенных дробей» | 1 | |
| Анализ итогов контрольной работы. Работа над ошибками Задачи на совместную работу. Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задач | 1 | |
| Зависимость между величинами: производительность, время, работа | 1 | |
| Задачи по одновременному наполнению бассейна | 1 | |
| Задачи на совместную работу. | 1 | |
Понятие смешанной дроби (смешанного числа). Сравнение смешанных дробей | 1 | ||
| Преобразование неправильной дроби в смешанную дробь | 1 | |
| Преобразование смешанной дроби в неправильную дробь | 1 | |
| Арифметические действия со смешанными дробями. Сложение смешанной дроби и натурального числа | 1 | |
| Сложение смешанных дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | |
| Сложение смешанных дробей с разными знаменателями | 1 | |
| Вычитание смешанных дробей (дробная часть уменьшаемого больше дробной части вычитаемого) | 1 | |
| Вычитание смешанных дробей (дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого) | 1 | |
| Вычитание смешанной дроби из натурального числа Нахождение значений числовых выражений, имеющих более одного действия | 1 | |
| Умножение смешанных дробей. | 1 | |
| Деление смешанных дробей. | 1 | |
| Применение распределительного закона умножения при работе со смешанными дробями | 1 | |
| Вычисления на все арифметические действия | 1 | |
| Арифметические действия с дробными числами. | 1 | |
| Контрольная работа №8 «Смешанные дроби» | 1 | |
| Анализ итогов контрольной работы. Работа над ошибками Представление дробей на координатном луче. Первичное представление о множестве рациональных чисел. | 1 |
| Среднее арифметическое двух чисел. Изображение среднего арифметического двух чисел на числовой прямой. Решение практических задач с применением среднего арифметического. | 1 | |
| Среднее арифметическое нескольких чисел. | 1 | |
| Площадь прямоугольника. | 1 | |
| Объем прямоугольного параллелепипеда | 1 | |
Решение задач практического содержания | 1 | ||
| Сложные задачи на движение по реке по течению и против течения | 1 | |
| Сложные задачи на движение по реке и по озеру | 1 | |
| Исторические сведения. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Рождение шестидесятеричной системы счисления. Решение занимательных задач | 1 | |
| Занимательные и логические задачи | 1 | |
Теория множеств и логика (3 часа) | Логические задачи. Решение несложных логических задач. Решение логических задач с помощью графов, таблиц. | 1 | |
| Множество, элемент множества. Подмножество. Объединение и пересечение множеств. Иллюстрация отношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера- Вена. | 1 | |
| Пустое множество и его обозначение. Стандартные обозначения числовых множеств. Множество натуральных чисел и его свойства. | 1 | |
Повторение ( 7 часов) | Числовое выражение и его значение, порядок выполнения действий. Проверка результата с помощью прикидки и обратного действия. Необходимость округления. Правило округления натуральных чисел. | 1 | |
| Обоснование алгоритмов выполнения арифметических действий Нахождение значений дробных выражений | 1 | |
| Фигуры в окружающем мире. Наглядные представления о фигурах на плоскости. Изображение основных геометрических фигур. Решение задач геометрического содержания. Приближенное измерение площади фигур на клетчатой бумаге | 1 | |
| Задачи на покупки. Зависимости между величинами: цена, количество, стоимость | 1 | |
| Решение задач на совместную работу | 1 | |
| Решение задач на движение по суше в одном направлении. Решение задач на движение в противоположных направления. | 1 | |
| Итоговая контрольная работа №9 | 1 |
6 класс
Четверть | Раздел | Тема урока | Кол-во часов |
I | Отношения, пропорции, проценты (26 часов) | Отношения чисел Отношение величин | 1 |
| Масштаб. Масштаб на плане и карте | 1 | |
| Выполнение практических задач по построению планов помещений | 1 | |
| Деление числа в данном отношении | 1 | |
| Применение отношений при решении задач | 1 | |
| Решение задач на доли | 1 | |
| Пропорции. | 1 | |
| Свойства пропорции | 1 | |
| Применение основного свойства пропорции при решении уравнений | 1 | |
| Применение пропорций при решении уравнений | 1 | |
| Прямая пропорциональность. | 1 | |
| Составление пропорций при решении задач | 1 | |
| Обратная пропорциональность. | 1 | |
Применение пропорций при решении задач | 1 | ||
| Анализ итогов контрольной работы. Работа над ошибками Контрольная работа №1 «Пропорция» | 1 | |
| Понятие о проценте. | 1 | |
| Вычисление процентов от числа | 1 | |
| Вычисление числа по известному проценту. Выражение отношения в процентах | 1 | |
| Задачи на проценты. Составление пропорций | 1 | |
| Решение практических задач с процентами | 1 | |
| Решение задач на проценты | 1 | |
| Круговые диаграммы. Извлечение информации из диаграмм | 1 | |
| Изображение круговых диаграмм по числовым данным | 1 | |
| Решение текстовых задач методом перебора Исторические сведения. История возникновения процента. Промилле. Занимательные задачи на проценты | 1 | |
| Равновеликие фигуры | 1 | |
| Контрольная работа №2 «Проценты» | 1 | |
Целые числа( 34 часа) | Анализ итогов контрольной работы. Работа над ошибками Отрицательные целые числа Множество целых чисел | 1 | |
| Противоположные числа | 1 | |
| Модуль числа. Геометрическая интерпретация модуля числа | 1 | |
| Сравнение целых чисел. Сравнение с нулем. Правила сравнения целых чисел | 1 | |
| Сложение целых чисел с использованием ряда целых чисел | 1 | |
Определение знака слагаемых | 1 | ||
| Сложение целых чисел одинакового знака | 1 | |
| Сложение целых чисел с противоположными знаками | 1 | |
| Сложение целых чисел | 1 | |
II |
| Законы сложения целых чисел | 1 |
| Применение законов сложения к вычислениям | 1 | |
| Разность целых чисел | 1 | |
| Нахождение разности целых чисел | 1 | |
| Вычисления с использованием группировок | 1 | |
| Решение уравнений | 1 | |
| Произведение целых чисел | 1 | |
| Законы произведения целых чисел | 1 | |
| Степень целого числа с натуральным показателем | 1 | |
| Частное целых чисел | 1 | |
| Решение уравнений | 1 | |
| Нахождение значений числовых выражений со всеми арифметическими действиями | 1 | |
| Применение распределительного закона умножения при раскрытии скобок | 1 | |
| Вынесение общего множителя за скобки | 1 | |
| Раскрытие скобок . Заключение в скобки | 1 | |
| Действия с суммами нескольких слагаемых | 1 | |
| Выбор пути нахождения значения числового выражения. | 1 | |
| Представление целых чисел на координатной оси | 1 | |
| Нахождение длины отрезка по координатам его концов | 1 | |
| Контрольная работа №3 «Целые числа» | 1 | |
Анализ итогов контрольной работы. Работа над ошибками Фигуры на плоскости, симметричные относительно точки. Центральная симметрия. | 1 | ||
| Построение фигур на плоскости, симметричных относительно точки | 1 | |
| Исторические сведения. Появление 0 и отрицательных чисел математике древности. Роль Диофанта. Почему (-1)(-1)=+1 | 1 | |
| Занимательные задачи. Логические задачи Решение логических задач с помощью таблиц | 1 | |
| Истинность и ложность высказывания Простые и сложные высказывания | 1 | |
Рациональные числа(38 часов) | Отрицательные дроби . Модуль дроби | 1 | |
III |
| Первичное представление о множестве рациональных чисел. Рациональные дроби. Приведение дроби к новому знаменателю. Сокращение дробей. | 1 |
| Представление целого числа в виде рациональной дроби | 1 | |
| Сравнение рациональных чисел с разными знаками | 1 | |
| Сравнение положительных рациональных чисел | 1 | |
| Сравнение отрицательных рациональных чисел | 1 | |
| Сложение рациональных дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | |
| Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | |
| Сложение дробей с взаимно простыми знаменателями | 1 | |
| Вычитание дробей с взаимно простыми знаменателями | 1 | |
| Умножение рациональных дробей | 1 | |
| Деление рациональных дробей | 1 | |
Сокращение рациональных дробей | 1 | ||
| Возведение в степень рациональных дробей | 1 | |
| Доказательство законов сложения и умножения Применение законов сложения и вычитания к упрощению вычислений | 1 | |
| Контрольная работа №4 «Рациональные числа» | 1 | |
| Анализ итогов контрольной работы. Работа над ошибками Смешанные дроби произвольного знака | 1 | |
| Сложение и вычитание смешанных чисел произвольного знака | 1 | |
| Умножение и деление смешанных чисел произвольного знака | 1 | |
| Возведение в степень смешанных чисел произвольного знака | 1 | |
| Выполнение заданий на все арифметические действия со смешанными числами произвольного знака | 1 | |
| Изображение рациональных чисел на координатной оси | 1 | |
| Нахождение длины отрезка, заданного координатами его концов. Нахождение координат середины отрезка | 1 | |
| Среднее арифметическое нескольких чисел | 1 | |
| Уравнения. Корень уравнения | 1 | |
Правила решения уравнений. Перенос слагаемых из одной части уравнения в другую | 1 | ||
| Правила решения уравнений. Деление обеих частей уравнения на одно и то же число | 1 | |
| Решение задач с помощью уравнений | 1 | |
| Составление уравнения по тексту задачи | 1 | |
| Использование таблиц для представления данных при решении задач | 1 | |
| Решение задач алгебраическим методом | 1 | |
| Контрольная работа №5 «Уравнения» | 1 | |
| Анализ итогов контрольной работы. Работа над ошибками Буквенные выражения. Использование букв для обозначения чисел, для записи свойств арифметических действий. | 1 | |
| Формулы | 1 | |
| Осевая симметрия. Фигуры на плоскости, симметричные относительно прямой. | 1 | |
Построение фигур, симметричных относительно прямой | 1 | ||
| Применение симметрии к решению задач на построение | 1 | |
| Исторические сведения. История возникновения рациональных чисел | 1 | |
Десятичные дроби( 34 часа) | Понятие положительной десятичной дроби. Целая и дробная части десятичной дроби. Преобразование десятичных дробей в обыкновенные. Перевод наименованных величин в десятичные дроби | 1 | |
| Сравнение положительных десятичных дробей | 1 | |
| Изображение положительных десятичных дробей на координатной оси | 1 | |
| Сложение положительных десятичных дробей | 1 | |
| Вычитание положительных десятичных дробей | 1 | |
| Сложение и вычитание наименованных величин Сложение и вычитание положительных десятичных дробей с применением законов сложения и правила раскрытия скобок | 1 | |
| Перенос запятой в положительной десятичной дроби. | 1 | |
| Перевод из одних наименованных величин в другие | 1 | |
Умножение положительных десятичных дробей на натуральное число | 1 | ||
| Умножение положительных десятичных дробей на положительную десятичную дробь. | 1 | |
IV |
| Нахождение значения числового выражения, содержащего более одного действия с положительными десятичными дробями Решение прикладных текстовых задач | 1 |
| Деление положительных десятичных дробей на натуральное число. Деление натурального числа на положительную десятичную дробь | 1 | |
| Деление положительных десятичных дробей на положительную десятичную дробь | 1 | |
| Нахождение значения числового выражения, содержащего более одного действия с положительными десятичными дробями | 1 | |
| Решение уравнений | 1 | |
| Контрольная работа №6 «Арифметические действия с положительными десятичными дробями» | 1 | |
| Анализ итогов контрольной работы. Работа над ошибками Десятичные дроби и проценты. Нахождение процента от числа | 1 | |
| Нахождение числа по известному проценту | 1 | |
| Нахождение процентного отношения | 1 | |
| Решение задач на проценты | 1 | |
Сложные задачи на проценты Формула сложного процента | 1 | ||
| Десятичные дроби любого знака | 1 | |
| Нахождение значения числового выражения, содержащего более одного действия с десятичными дробями | 1 | |
| Приближение десятичных дробей Значащая цифра десятичной дроби | 1 | |
| Округление десятичных дробей с заданной точностью | 1 | |
| Приближение суммы и разности двух чисел | 1 | |
| Приближение произведения и частного двух чисел | 1 | |
| Приближение степени числа | 1 | |
| Контрольная работа №7 «Проценты» | 1 | |
| Анализ итогов контрольной работы. Работа над ошибками Вычисления с помощью калькулятора | 1 | |
| Процентные расчеты с помощью калькулятора Решение задач с применением процентных расчетов на калькуляторе | 1 | |
| Зеркальная симметрия. Фигуры в пространстве, симметричные относительно плоскости. Изображение пространственных фигур | 1 | |
| Наглядные представления о пространственных фигурах: призма, пирамида, конус цилиндр. Примеры сечений | 1 | |
Исторические сведения. Открытие десятичных дробей. Десятичные дроби и метрическая система мер. Л. Магницкий | 1 | ||
Обыкновенные и десятичные дроби( 24 часа) | Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь | 1 | |
| Преобразование обыкновенных дробей в конечные десятичные дроби | 1 | |
| Бесконечные десятичные дроби. Периодические десятичные дроби | 1 | |
| Преобразование обыкновенных дробей в периодические десятичные дроби | 1 | |
| Периодичность десятичного разложения обыкновенной дроби | 1 | |
| Непериодические десятичные дроби. Иррациональные числа | 1 | |
| Действительные числа Все арифметические действия с действительными числами | 1 | |
| Длина отрезка Длина отрезка с недостатком. Длина отрезка с избытком | 1 | |
Длина окружности. Иррациональное число π | 1 | ||
| Площадь круга | 1 | |
| Вычисление площадей составных фигур | 1 | |
| Координатная ось. Изображение рациональных чисел на координатной оси | 1 | |
Выбор единичного отрезка для изображения рациональных чисел на координатной оси | 1 | ||
Изображение на координатной оси числовых промежутков | 1 | ||
Декартова система координат на плоскости. Абсцисса и ордината точки. | 1 | ||
Нахождение координат точек, заданных на координатной плоскости | 1 | ||
Построение точек на координатной плоскости по заданным координатам | 1 | ||
Столбчатые диаграммы и графики | 1 | ||
Извлечение информации из диаграмм и графиков | 1 | ||
Изображение столбчатых диаграмм и графиков по заданным числовым данным | 1 | ||
Контрольная работа №8 «Обыкновенные и десятичные дроби» | 1 | ||
Анализ итогов контрольной работы. Работа над ошибками Задачи на составление фигур | 1 | ||
Задачи на разрезание фигур | 1 | ||
Исторические сведения. История возникновения действительных чисел | 1 | ||
Описательная статистика. Вероятность. Комбинаторика( 4 часа) | Статистическая характеристика набора данных – среднее арифметическое. | 1 | |
Решение комбинаторных задач на перебор всех возможных вариантов. | 1 | ||
Вероятность события. Понятие о случайном опыте и событии. Достоверные и невозможные события. Равновозможность событий. | 1 | ||
Сравнение шансов. | 1 | ||
Повторение(10 часов) | Арифметические действия с целыми числами Степень целого числа | 1 | |
Арифметические действия с обыкновенными дробями | 1 | ||
Сокращение дробей | 1 | ||
Нахождение значения дробного выражения | 1 | ||
Арифметические действия с действительными числами | 1 | ||
Решение уравнений с применением правила раскрытия скобок | 1 | ||
Пропорции. Уравнения. Задачи на пропорциональность | 1 | ||
Преобразование алгебраических выражений | 1 | ||
Вычисление значения алгебраического выражения | 1 | ||
Итоговая контрольная работа №9 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 6 класса к учебнику С. М. Никольского
Рабочая программа соответствует учебнику: Математика 6 класс: С.М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин – М.: Просвещение, 2014.Рабочая программа составлена в соответствии с требо...
Рабочая программа по математике для 5 класса к учебнику С. М. Никольского, М. К. Потапова, Н. Н. Решетникова, А. В. Шевкина.
Рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основе авторской программы по математике С. М. Никольского, М. К. Потапова, Н. Н. Решетникова, А. В. Шевкина - Изд. 3-е.-М.: Просвещение, 201...
Рабочая программа по математике для 6 класса к учебнику С. М. Никольского, М. К. Потапова, Н. Н. Решетникова, А. В. Шевкина.
Рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе авторской программы по математике С. М. Никольского, М. К. Потапова, Н. Н. Решетникова, А. В. Шевкина - изд. 4-е.- М.:Просвещение, 201...
Рабочая программа по математике в 5 классе по учебнику С.М. Никольского, М. К. Потапова, Н. Н. Решетникова, А. В. Шевкина
Пояснительная записка, цели, задачи...
рабочая программа по математике для 6 класса к учебнику С.М.Никольского
рабочая программа по математике для 6 класса к учебнику С.М Никольского...
Рабочая программа по математике 5-9 классы к учебникам С.М. Никольского ФГОС
Рабочая программа по математике 5-9 классы к учебникам С.М. Никольского ФГОС...
рабочая программа по математике 10-11 класс к учебникам учебнику Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. 10; 11 классы.. Базовый и углубленный уровни и Геометрия – 10-11 класс, автор Л.С
Собержит подробную характеристику курса и календарно-тематическое планирование...