Конструирование современного урова математики в свете требований ФГОС
статья по математике на тему

Васильева Светлана Григорьевна

В статье рассматриваются основные типы уроков и их конструирование. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструирование основных типов уроков математики у условиях введения ФГОС

Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения.

                    Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...»        

       (А. Дистервег. Руководство для немецких учителей. -1913)

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Урок — это форма организации обучения  с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения.

Сущность урока в процессе обучения –  коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.

Выделяют  четыре типа уроков в зависимости  от их целей:

1.        Уроки «открытия» нового знания

2.        Уроки рефлексии

3.        Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)

4.        Уроки развивающего контроля

Цели уроков выделенных типов:

1.        1.     Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование системы математических понятий.

1.        2.     Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция   изученных    способов действий – математических понятий, алгоритмов и т.д.

1.        3.     Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса математики и построение обобщённых норм  учебной деятельности.

1.        4.     Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных   математических понятий и  алгоритмов.

Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения.

Этапы урока «открытия» нового знания

Название и цели каждого этапа в структуре урока

I   Организационный момент

1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности

включения в учебный процесс.

II Актуализация знаний

5)      Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных

для проблемного изложения нового знания.

2) Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.

3) Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.

III Проблемное объяснение нового знания

1)Зафиксировать  причину затруднения.

2)Сформулировать и согласовать цели урока.

3)Организовать уточнение и согласование темы урока.

4)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

5)Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр.

6)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике

7) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

IV Первичное закрепление во внешней речи

5)      Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного

класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах.

V Самостоятельная работа с самопроверкой

5)      Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий

на новый способ действия.

2) Организовать самопроверку самостоятельной работы.

3)  По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление

и исправление допущенных ошибок.

4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.

 

VI  Включение нового знания в систему знаний и повторение

5)      Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового

способа действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого

для обеспечения содержательной непрерывности.

VII  Итог урока

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности

на уроке и поставленной цели.

3) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.

4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей

деятельности.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

При проектировании учебной деятельности (выявлении средств осуществления) учителю необходимо знать её функциональную структуру, которая включает следующие

 части:

 

содержательную,

мотивационную,

ориентировочную,

исполнительную,

контрольно-корректировочную.

 

Планирование урока при реализации системно - деятельностного подхода представляет последовательное выполнение учителем следующих действий:

1. Формулировка целей урока.

2.Подбор вопросов и заданий для этапа актуализации знаний и действий.

3.Придумывание ситуации, в которой у обучающихся может возникнуть потребность в формулировании цели, побуждающей к «открытию» нового  знания.

4. Выбор способа организации деятельности обучающихся.

5.        Подбор дидактических средств.

6.Разработка заданий, побуждающих обучающихся распознавать конкретные ситуации на основе нового задания и воспроизводить их.

7. Разработка способов организации выполнения обучающимися этих заданий.

8. Составление заданий для контрольного этапа урока.

       Исходя из организационного структурирования учебной деятельности, урок на деятельностной основе включает  три  основных этапа:

  I. Вводно-мотивационный.

      На вводно-мотивационном этапе  организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность, выделяется содержательная область деятельности. Обучающиеся  подготавливаются к проектировочной деятельности посредством актуализации знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий. Создается  проблемная ситуация, фиксируются  затруднения обучающихся в индивидуальной деятельности. Определяется цель деятельности и формируется тема урока.

II. Операционно-исполнительный или деятельностный.

      Учитель организует деятельность по  «открытию» нового знания и  его применению. Организуется коллективная деятельность обучающихся, в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ действий. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. В ходе первичного закрепления учебного материала обучающиеся  выполняют типовые задания на новый способ действия с обсуждением шагов действий и полученных результатов.

     На данном этапе может использоваться индивидуальная форма работы. Обучающиеся: самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действия; осуществляют самопроверку, пошагово сравнения с образцом; оценивают свою самостоятельную работу. Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

III. Контрольно-оценочный. Рефлексия учебной деятельности.

     На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия, самооценка и взаимооценка учениками деятельности на уроке. Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечаются цели последующей деятельности.

Одним из основных условий реализации системно-деятельностного подхода являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его готовность к освоению стандартов нового поколения.

Системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования  и к жизни  в постоянно изменяющихся условиях.

Достижение результата возможно через включение в деятельность.

В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!

Рефлексия

         для меня это важно и интересно …

         я получил конкретные рекомендации…

         мне было трудно ( не понравилось)…

         моя оценка психологической атмосферы…

         для меня было недостаточно

Интернет-ресурсы:

1.        www.moi-universitet.ru

2.         www.urokitio.ru

Литература

1.        http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077

2.        Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 148-150. - ISBN 978-5-09-022831-2.

   Карабанова О.А.

   Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О. А. Карабанова

// Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С. 9-11.

Определение, классификация универсальных учебных действий. Примеры заданий на развитие универсальных учебных действий младших школьников.

3.        Карабанова О.А.

   Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова

// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.

4.        Климанова Л.Ф.   Универсальные учебные действия обучающихся : примеры формирования / Л. Ф. Климанова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 20-25.

 Кузнецова М.И.   ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников / М. И. Кузнецова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 3. - С. 19-23. - Библиогр.: с. 23.

5.        Кузнецова О.В.   Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева// Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.

6.        Осипова Н.В.   Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н. В. Осипова, И. А. Головинская, С. В. Брюханова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 26-33.

 Песняева Н.А.   Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников / Н. А. Песняева// Методист. - 2010. - № 4. - С. 61-67.

7.        Песняева Н.А.   Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге / Н. А. Песняева// Управление начальной школой. - 2010. - № 7. - С. 15-22.

Петерсон Л.Г.   Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения "Школа 2000..." / Л. Г. Петерсон// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3. - С. 17-23. - Библиогр.: с. 23.

8.        Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 120 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023809-0.

 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158. - ISBN 978-5-09-020588-7.

 Чиндилова О.В.   Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий / О. В. Чиндилова

// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - С. 3-6.

9.        Чиранова О.И.   Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе реализации эстетической функции математики / О. И. Чиранова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 6. - С. 29-32. - Библиогр.: с. 32.

10.        Шакина Г.В.   Оценка сформированности у младших школьников умений работы с текстом как источником информации / Г. В. Шакина, И. В. Ванисова

// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 7-10. - Библиогр.: с. 10.

11.        Ячменникова Т.С.   Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе : как на уроке формировать универсально-учебные действия, предусмотренные ФГОС нового поколения? / Т. С. Ячменникова

// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 1. - С. 25-31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья : Современный урок физики в свете требований ФГОС второго поколения.

Основной формой организации обучения был и остается урок,поэтому свою статью я решила посвятить именно тому,каким должен быть современный урок!...

Современные образовательные технологии и процессе обучения математике в свете требований ФГОС

Данная статья предназначена,для составления технологических карт,учитывая современные образовательные технологии и процессе обучения математике в свете требований ФГОС....

Доклад для семинара учителей физики и математики на тему: Современный урок физики в свете требований ФГОС .

              Основной формой организации обучения был и остается урок, поэтому я решила в своей статье поразмышлять о том каким должен быть современный урок....

Современные образовательные технологии в свете требований ФГОС ОО

Статья для учителей, работающих по программам ФГОС ОО...

Выступление на городских педагогических чтениях.Доклад"Конструирование технологической карты урока в свете требований ФГОС"

Выступление на городских педагогических чтениях. Доклад "Конструирование технологической карты урока"...

Структура современного классного часа в свете требований ФГОС

Классный час – это…Что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час?Классный час – это одна из наиболее распространенных...