Современные образовательные технологии в свете требований ФГОС ОО
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
Статья для учителей, работающих по программам ФГОС ОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polina_lyubov_nikolaevna.docx | 27.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Полина Любовь Николаевна
Современные образовательные технологии
в свете требований ФГОС ОО
ХХI век называют веком технологий. Действительно, ни одна конкурентоспособная сфера жизни человека сегодня не может обходиться без высоких технологий. Это особо должно касаться сферы образования. Современным образовательным технологиям, также как и всем высоким технологиям, должны быть присущи следующие характеристики:
- Гуманность: технологии должны улучшать качество жизни людей, например, качество образования.
- Эффективность: технологии должны быть результативными, т.е. должны давать гарантированные результаты уже в течение 5 лет их применения.
- Наукоемкость: технологии должны иметь серьезное научное обоснование, отраженное в монографиях и докторских исследованиях, а также должны иметь научное сопровождение в процессе их применения, чтобы исключить возможность искажения.
- Универсальность: технологии должны иметь широкое применение, например, одна и та же технология должна быть применима для преподавания разных учебных предметов, должна быть пригодна для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития.
Интегрированность: технологии должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены и тем самым должны дополнять и усиливать друг друга. Современные образовательные технологии – означают способы реализации новой парадигмы образования. К ним можно отнести: технологию личностно-ориентированного обучения и воспитания; технологию дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения и воспитания; технологию проблемного обучения и воспитания; технологию обучения и воспитания без насилия; технологию эффективной речевой деятельности; технологию диалогового обучения и воспитания; технологию рефлексивного обучения и воспитания.
Есть только два направления изменения человека – развитие либо деградация. Поэтому, если образование не способствует развитию, то оно будет служить деградации.
Г.Драйден
1. Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания
Направлена на <цель>
Обеспечение развивающей направленности педагогического процесса |
Опирается на <принципы>
Научности | Креативности | Интеграции |
Достигаются через <средства>
|
Приводит к <результатам>
Пониманию ценности развития человека | Осознанному построению педагогического процесса на развивающей основе |
2.Технология дифференцированного обучения и воспитания
Обезличенность сродни насилию: то и другое разрушает человека, делает его несчастным, мешает быть успешным.
Дж.Восс
Данная технология основывается на изучении и понимании человека, учете его особенностей при построении отношений с ним Дифференцированный подход к детям без отклонений представляет собой следующую последовательность действий:
- Педагог изучает особенности учащихся или воспитанников прежде всего при помощи наблюдения (тестирование можно подключать, но только как дополнительный метод диагностики). Важно подчеркнуть, что те или иные особенности учащихся/воспитанников выступают в качестве признаков дифференциации. Например, дифференциация по типам мышления или каналам восприятия, или мотивам, или состояниям, уровням общего развития и т.д.
- Педагог мысленно объединяет учащихся или воспитанников в микрогруппы по определенным признакам (например, по психосоматическим типам, отношениям, уровням понимания и пр.).
- Педагог дает информацию и организует работу с ней на уроке или занятии с учетом определенных признаков дифференциации
3.Технология проблемного обучения и воспитания
Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала.
Питер Клайн
Технология проблемного обучения и воспитания
Направлена на <цель>
Обеспечение активного характера педагогического процесса |
Опирается на <принципы>
|
Достигаются через <средства>
Алгоритм проблемной деятельности | Мониторинг качества урока, занятия |
Приводит к <результатам>
4.Технология обучения и воспитания без насилия
Человек так же мало сотворен для того, чтобы принуждать, как и для того, чтобы повиноваться. Люди давно портятся от этих двух привычек: тут одурение, лицемерие, подхалимство, а там – наглость, хамство, и нигде нет истинного человеческого достоинства.
Конфуций
Технология обучения и воспитания без насилия
Направлена на <цель>
Обеспечение гуманной направленности педагогического воздействия |
Опирается на <принципы>
Гуманности | Научности | Креативности | Адресности |
Достигаются через <средства>
Приоритет нежестких способов воздействия | Мониторинг качества урока, занятия |
Приводит к <результатам>
|
5.Технология эффективной речевой деятельности
От того, что и как мы говорим, зависит не только наша собственная успешность и самочувствие, но и самочувствие и успешность других людей, а также успешность дела, которым мы занимаемся.
Л.Хей
Технология эффективной речевой деятельности
Направлена на <цель>
Обеспечение качества речи педагога и учащихся |
Опирается на <принципы>
Научности | Экзистенциальности | Интеграции | Практической направленности | Рефлексивности |
Достигаются через
|
Приводит к <результатам>
Осознанию ценности Слова | Потребности заботиться о качестве речи | Умению выражать мысли в действенной словесной форме |
6.Технология диалогового обучения и воспитания
Образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую систему.
М.Бахтин
Технология диалогового обучения и воспитания
Направлена на <цель>
Обеспечение субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе |
Опирается на <принципы>
Научности | Адресности | Экзистенциальности | Креативности |
Достигаются через
Построение урока, занятия по правилам эффективного общения | Мониторинг качества урока, занятия |
Приводит к <результатам>
|
7. Технология рефлексивного обучения и воспитания
Рефлексия – самое эффективное средство развития сознания и осознанного отношения человека к себе, другим, событиям, жизненным ситуациям и к миру в целом.
К.Мамардашвили
Технология рефлексивного обучения и воспитания
Направлена на <цель>
Обеспечение осознанной направленности педагогического процесса |
Опирается на <принципы>
Научности | Диалогичности | Экзистенциальности | Креативности |
Достигаются через <средства>
Диалог педагога с внутренним «я» ученика, воспитанника | Диалог ученика, воспитанника со своим внутренним «я» | Диалог педагога со своим внутренним «я» | Мониторинг качества урока, занятия |
Приводит к <результатам>
Установлению обратной связи | Выявлению уровня понимания информации «здесь и сейчас» | Ценностному отношению к информации | Развитию личностных качеств, необходимых для осознанной деятельности | Созданию Здоровьесберегающей среды |
8.Технология эффективного общения.
1. Управление Говорящим собственным поведением:
- управление внутренним поведением (управление отрицательными эмоциями, настроением).
- управление внешним поведением
- управление невербальным поведением, что означает открытые жесты, доброжелательный взгляд, обаятельную живую мимику, искреннюю улыбку, уважительную позу, корректную дистанцию, эстетичный внешний вид;
- управление вербальным поведением, что означает, с одной стороны, знание и владение Говорящим основными коммуникативными качествами речи: правильностью, выразительностью, ясностью, краткостью, точностью, уместностью, логичностью, этикетностью. С другой стороны, это означает умение Говорящего комбинировать коммуникативные качества в зависимости от жанра речи.
2. Управление Говорящим поведением аудитории, что предполагает умение Говорящего считывать информацию, идущую от Аудитории через разного рода стимулы (выражение лица, мимику, жесты, позу, вопросы, реплики, суждения), а также своевременно и уместно реагировать на нее. Данное действие позволяет Говорящему поддерживать обратную связь, выражать своим вниманием уважение к Аудитории, отслеживать уровень понимания информации, предотвращать возможные конфликтные ситуации, возникающие из-за непонимания или недопонимания.
Успешно овладев данными технологиями, преподаватель в любой области в научно-воспитательной деятельности добьется высоких результатов, т. к. его деятельность будет отвечать требованиям ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья : Современный урок физики в свете требований ФГОС второго поколения.
Основной формой организации обучения был и остается урок,поэтому свою статью я решила посвятить именно тому,каким должен быть современный урок!...
Доклад для семинара учителей физики и математики на тему: Современный урок физики в свете требований ФГОС .
Основной формой организации обучения был и остается урок, поэтому я решила в своей статье поразмышлять о том каким должен быть современный урок....
Методическая разработка урока английского языка с использованием игровых технологий в свете требований ФГОС
Конспект урока по английскому языку,проведенного в 4 классе МБОУ СОШ № 29.Учебник Spotlight.Тема Funny animals....
Конструирование современного урова математики в свете требований ФГОС
В статье рассматриваются основные типы уроков и их конструирование....
Г.В. Мокина. Методы и приемы в образовательной деятельности в свете требований ФГОС
С реализацией задач, поставленных перед современной школой всеми участниками образовательного процесса, связан один из важных аспектов педагогической практики - эффективные, соответствующие требования...
Использование современных образовательных технологий в свете реализации ФГОС НОО второго поколения»
Из опыта работы...
Структура современного классного часа в свете требований ФГОС
Классный час – это…Что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час?Классный час – это одна из наиболее распространенных...