"Решение задач основных тем курса математики"
элективный курс по математике (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа элективного курса поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса и успешного прохождения ГИА. Формы организации учебного процесса направлены на углубление индивидуализации процесса обучения. По мере изучения курса учащиеся имеют возможность систематизировать знания, методы решения задач, формируются внутрипредметные и межпредметные связи.
Итоговый экзамен по математике за курс 9 класса сдают все учащиеся девятых классов. В настоящее время действует новая форма организации и проведения этого экзамена:
- Экзамен состоит из двух частей;
- На выполнение каждой части дается ограниченное количество времени;
- Первая часть экзаменационной работы содержит задания в тестовой форме;
- Вторая часть - в традиционной форме;
- Оценивание работы осуществляется отметкой и рейтингом.
Цель: целенаправленная подготовка учащихся к успешной сдаче государственной итоговой аттестации за курс основной школы, повторение и систематизация знаний, приобретенных при изучении курса математики.
Задачи:
- формировать у учащихся навык решения базовых задач;
- познакомить учащихся с типами заданий повышенной сложности и способами их решения;
- расширить сферу математических знаний учащихся;
- подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме;
- создать положительную мотивацию обучения математике.
Разделы элективного курса построены по модульному принципу /представляют собой логически законченные и относительно самостоятельные разделы/. Это позволяет учащимся проанализировать свои знания по каждой теме, изученной в курсе математики основной школы, изучить материал, не входящий в обязательную программу обучения.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:
- способы разложения многочлена на множители;
- основные правила преобразования рациональных выражений;
- вид и формулы функций, изучаемых в курсе математики основной школы;
- способы решения уравнений и систем уравнений;
- способы решения линейных неравенств и систем неравенств;
- формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий, формулы суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий;
- свойство степени с целым показателем.
Учащиеся должны уметь:
- представлять многочлен в виде произведения нескольких множителей;
- выполнять преобразование рациональных выражений;
- строить графики функций;
- решать уравнения и системы уравнений;
- решать линейные неравенства и системы неравенств;
- применять свойства степени с целым показателем при решении упражнений;
- решать задачи на применение свойств арифметической и геометрической прогрессии;
- решать текстовые задачи различных видов.
Умения и навыки учащихся, формируемые курсом:
- навык самостоятельной работы со справочной литературой;
- составление алгоритмов решения типичных задач;
- умения решения различных уравнений и неравенств; а также их систем
- исследования элементарных функций.
Особенности курса:
- Краткость изучения материала.
- Практическая значимость для учащихся
Контроль знаний и умений.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в результате выполнения обучающимися самостоятельных работ, самооценке и взаимооценке, тестов. Итоговый контроль – 2 диагностические работы в форме тестов, заданий с кратким и развёрнутым ответом.
Формы организации учебных занятий.
Занятия организуются в форме уроков. Это уроки: лекция, практическая работа, беседы. В ходе изучения проводятся краткие теоретические опросы по знанию формул и основных понятий. Наряду с тренингом используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает потребность в творчестве. В ходе курса учащимся предлагаются различного типа сложности задачи.
Требования к уровню подготовки учащихся:
должны иметь элементарные умения решать задачи обязательного и повышенного уровня сложности;
точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и
излагать собственные рассуждения при решении задач, правильно
пользоваться математической символикой и терминологией, применять
рациональные приемы тождественных преобразований.
Содержание
Арифметика
Тема № 1 Натуральные числа (9 ч)
Натуральные числа. Действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Делимость чисел. Простые и составные числа. НОК и НОД. Дроби. Действия над дробями. Положительные и отрицательные числа. Действия над положительными и отрицательными числами. Степень с целым показателем. Арифметический квадратный корень. Преобразование выражений, содержащих корни. Процент. Задачи на проценты.
Алгебра
Тема №2 Буквенные выражения (7 ч)
Допустимые значения выражения. Подстановка выражений вместо переменной. Преобразование алгебраических выражений. Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения. Основное свойство дроби. Действия с алгебраическими дробями.
Тема №3 Уравнения. Системы уравнений. (6 ч)
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение и способы его решения. Дробно-рациональное уравнение. Уравнения с модулем. Системы уравнений и способы их решений.
Тема №4 Неравенства (3 ч)
Неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Решение линейных неравенств. Квадратные неравенства. Системы неравенств.
Тема №5 Прогрессии (2 ч)
Арифметическая и геометрическая прогрессия. Формула п- члена и суммы п- членов арифметической и геометрической прогрессии.
Тема №6 Функции и графики (3 ч)
Функция. Способы задания. Область определения и значения функции. График функции. Возрастание и убывание функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства. Линейная, квадратичная функции. Обратная пропорциональность.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны уметь:
1.Уметь выполнять действия с числами:
Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание двузначных
чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение чисел, действия с дробями.
Выполнять арифметические действия с рациональными числами.
Находить значения степеней и корней, а также значения числовых выражений
2.Уметь выполнять алгебраические преобразования:
Выполнять действия с многочленами и с алгебраическими дробями.
Применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления
значений и преобразований выражений , содержащих корни.
3.Уметь решать уравнения и неравенства:
Решать линейные, квадратные, рациональные уравнения, системы двух уравнений.
Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы
4.Уметь выполнять действия с функциями:
Распознавать геометрические и арифметические прогрессии, применять
формулы общих членов, суммы n членов арифметической и
геометрической прогрессий.
Находить значения функции.
Определять свойства функции по графику.
Описывать свойства функций.
Строить графики.
Основным результатом является успешное выполнение заданий экзамена. Практическое использование занятий состоит в возможности успешно сдать экзамен по алгебре, а также объективно оценить уровень своих знаний.
Литература:
- Алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. Кузнецова Л.В, Суворова С.Б. и др. М.: Просвещение, 2017.
- Алгебра. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2010. Под ред. Лысенко Ф.Ф. Ростов на/Д: Легион-М, 2009
- Алгебра. 9 кл.: В двух частях. Ч. 2: Задачник для общеобразовательных. учреждений / А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. —5-е изд. — М.: Мнемозина, 2008
- Алгебра. 8 кл.: Задачник для общеобразоват. учреждений / А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. — 3-е изд., испр. — М.: Мнемозина, 2008.
- Алгебра. 7 кл.: Задачник для общеобразоват. учреждений / А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. — 3-е изд., испр. — М.: Мнемозина, 2008.
- ГИА — 2015. Экзамен в новой форме. Алгебра. 9 класс. Кузнецова Л.В, Суворова С.Б, Бунимович Е.А. и др. М.: АСТ: Астрель, 2017
- Подготовка к экзамену по математике ГИА 9 (новая форма) в 2018 году.
Список электронных ресурсов:
- http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
- http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
- http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
- http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
- http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион»
- http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
- http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий
- http://www.mathgia.ru/ - открытый банк заданий по математике
Тематическое планирование курса
Тема | Формы работы | Формы контроля | Сроки | ||
Теоретическая часть | Практическая часть | план | факт | ||
I Арифметика | |||||
Тема №1 Числа (9 ч) | |||||
1. Натуральные числа. Действия над натуральными числами | Беседа-диалог | Практикум | Устная работа |
| |
2. Делимость чисел. Простые и составные числа. НОД и НОК. | Беседа | Практикум | Устная работа |
| |
3. Дроби. Действия с дробями | Беседа | Практикум | тест |
| |
4. Положительные и отрицательные числа. Действия с положительными и отрицательными числами. | Беседа | Практикум | тест |
| |
5. Определение степени с натуральным и целым показателями. Свойства степени. | Беседа | Практикум | тест |
| |
6. Арифметический квадратный корень. Иррациональные числа. Действительные числа. Преобразование, выражений, содержащих корни. | Беседа | Практикум | тест |
| |
7. Арифметический квадратный корень. Иррациональные числа. Действительные числа. Преобразование, выражений, содержащих корни. | Беседа | Практикум | тест | ||
8. Процент. Задачи на проценты. | Беседа | Практикум | тест |
| |
9. Процент. Задачи на проценты. | Беседа | Практикум | тест | ||
II Алгебра | |||||
Тема №2 Буквенные выражения (7 ч) | |||||
10. Допустимые значения выражения. Подстановка выражений вместо переменных. | Беседа | Практикум | тест |
| |
11. Преобразование алгебраических выражений. | Беседа | Практикум | Самостоятельная работа |
| |
12. Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения. | Работа с математической литературой | Практикум | тест |
| |
13. Алгебраическая дробь. Основное свойство дроби. Сокращение алгебраических дробей. | Беседа | Практикум | тест |
| |
14. Алгебраическая дробь. Основное свойство дроби. Сокращение алгебраических дробей. | Беседа | Практикум | тест | ||
15. Действия с алгебраическими дробями. | Беседа | Практикум | Самостоятельная работа |
| |
16. Действия с алгебраическими дробями. | Беседа | Практикум | тест | ||
Тема №3 Уравнения. Системы уравнений (6 ч) | |||||
17. Уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Линейное, квадратное уравнения. | Работа с учебником | Практикум | тест |
| |
18. Дробно-рациональные уравнения | Работа с учебником Работа над алгоритмом решения | Практикум | Самостоятельная работа |
| |
19. Дробно-рациональные уравнения | Беседа | Практикум | тест | ||
20. Уравнения с модулем. | Лекция, беседа | Практикум | Самостоятельная работа |
| |
21. Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Способы решений | презентация | Практикум | тест |
| |
22. Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Способы решений | презентация | Практикум | тест |
| |
Тема №4 Неравенства. Системы неравенств (3 ч) | |||||
23. Числовые неравенства. Свойства неравенств. Неравенство с одной переменной. Решение неравенств. | Работа с учебником | Практикум | Устная работа |
| |
24. Линейные, квадратные неравенства. Системы неравенств. | Работа с учебником, беседа | Практикум | тест |
| |
25. Линейные, квадратные неравенства. Системы неравенств. | Работа с учебником, беседа | Практикум | тест |
| |
Тема №5 Прогрессии (2 ч) | |||||
26. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формула общего члена прогрессии. | беседа | Практикум | тест |
| |
27. Сумма n – членов арифметической и геометрической прогрессии | беседа | Практикум | Самостоятельная работа |
| |
Тема №6 Функции и графики (3 ч) | |||||
28. Функция. Способы задания функции Область определения и значения функции. | лекция | Практикум | Устная работа |
| |
29. Возрастание и убывание функции. Промежутки знакопостоянства. График функции. | лекция | Практикум | тест |
| |
30. Линейная, квадратичная функции. Обратная пропорциональность. | беседа | Практикум | Практическая работа |
| |
31.Итоговый тест |
| ||||
32.Итоговый тест |
| ||||
33. Диагностическая работа |
| ||||
34. Диагностическая работа |
2017-2018 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нестандартные методы решения уравнений и других задач в углубленном курсе математики.» Исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность педагога - одна из форм работы учителя. Современный учитель переживает период переосмысления, отказа от некоторых устоявшихся традиций и стереотипов, выбора и пост...

Решение текстовых задач в школьном курсе математики
В школьном обучении математике текстовые задачи всегда занимали особое место. Они являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величина...
Элективный курс по математике 9 класс «Решение задач основных тем курса математики»
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки кГИА по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»
Экзамен по алгебре ГИА 9 все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена, а число...
«МЕТОДЫ РЕШЕНИЙ ПРИМЕРОВ И ЗАДАЧ» Программа факультативного курса математики Х-го класса
Программа по алгебре и началам анализа составлена на государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предметных тем образо...

Элективный курс «Решение задач основных тем курса математики»
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки кГИА по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом пред...

Рабочая программа элективного курса "Решение задач основных тем курса математики" для 9 класса
Данная рабочая программа элективного курса «Решение задач основных тем курса математики» ориентирована на учащихся 9 классов для подготовки к сдаче ОГЭ....