Элективный курс «Решение задач основных тем курса математики»
элективный курс по алгебре (9 класс) на тему
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки к
ГИА по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым
для его усвоения оптимально. Курс соответствует возрастным
особенностям школьников и предусматривает индивидуальную работу.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части:
беседы, самостоятельная и тестовая работы, диагностические работы, презентации.
Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля:
тест, самостоятельная работа, устная работа, диагностическая работа.
Курс рассчитан на 17 часов. Занятия проводятся один раз в неделю.
Тема курса актуальна и может быть использована учителями математики
при подготовке к ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 65 имени Н.Сафронова»
Тема: «Решение задач основных тем курса математики»
Элективный курс по математике 9 класс
Выполнил:
Учитель математики МБОУ
«Булатниковская СОШ»
Кривенкова Л.И.
2012 г.
Пояснительная записка
Экзамен по алгебре ГИА 9 не только своим названием, но и формой, и
содержанием вызывает у многих испуг или удивление. Именно поэтому к
нему начинаем готовить специально даже тех, кто неплохо пишет обычные
работы, а уж тем более тех, кто испытывает затруднения в математике.
Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым
интересна математика, кому она понадобится при учебе, подготовке к
различного рода экзаменам, в частности, к ГИА.
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки к
ГИА по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым
для его усвоения оптимально. Курс соответствует возрастным
особенностям школьников и предусматривает индивидуальную работу.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части:
беседы, самостоятельная и тестовая работы, диагностические работы, презентации.
Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля:
тест, самостоятельная работа, устная работа, диагностическая работа.
Курс рассчитан на 17 часов. Занятия проводятся один раз в неделю.
Тема курса актуальна и может быть использована учителями математики
при подготовке к ГИА.
Цель курса:
1. Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений.
2. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в
других дисциплинах.
3. Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков
анализа и систематизации, полученных ранее знаний; подготовка к
итоговой аттестации в форме ГИА.
Воспитательное назначение курса.
Обучение потребует от учащихся умственных и волевых усилий,
развитого внимания, воспитания таких качеств, как активность,
творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.
Задачи:
- Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения
в разделе математики, связи с другими темами.
- Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора,
умение преодолевать трудности при решении более сложных задач
- Осуществление работы с дополнительной литературой.
- Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию
за курс основной школы;
- Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
Умения и навыки учащихся, формируемые курсом:
- навык самостоятельной работы с справочной литературой;
- составление алгоритмов решения типичных задач;
- умения решения различных уравнений и неравенств; а также их систем
- исследования элементарных функций.
Особенности курса:
- Краткость изучения материала.
- Практическая значимость для учащихся
Контроль знаний и умений.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в результате выполнения обучающимися самостоятельных работ, самооценке и взаимооценке, тестов. Итоговый контроль – 2 диагностические работы в форме тестов, заданий
с кратким и развёрнутым ответом.
Формы организации учебных занятий.
Занятия организуются в форме уроков. Это уроки: лекция, практическая работа, беседы. В В ходе изучения проводятся краткие теоретические опросы по знанию формул и основных понятий. Наряду с тренингом используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает потребность в творчестве. В ходе курса учащимся предлагаются различного типа сложности задачи.
Требования к уровню подготовки учащихся:
должны иметь элементарные умения решать задачи обязательного и повышенного уровня сложности;
точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и
излагать собственные рассуждения при решении задач, правильно
пользоваться математической символикой и терминологией, применять
рациональные приемы тождественных преобразований.
Содержание
Арифметика
Тема № 1 Натуральные числа 9 час.
Натуральные числа. Действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Делимость чисел. Простые и составные числа. НОК и НОД. Дроби. Действия над дробями. Положительные и отрицательные числа. Действия над положительными и отрицательными числами. Степень с целым показателем. Арифметический квадратный корень. Преобразование выражений, содержащих корни. Процент. Задачи на проценты.
Алгебра
Тема №2 Буквенные выражения 7 час.
Допустимые значения выражения. Подстановка выражений вместо переменной. Преобразование алгебраических выражений. Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения. Основное свойство дроби. Действия с алгебраическими дробями.
Тема №3 Уравнения. Системы уравнений. 6 час.
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение и способы его решения. Дробно-рациональное уравнение. Уравнения с модулем. Системы уравнений и способы их решений.
Тема №4 Неравенства 3 час.
Неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Решение линейных неравенств. Квадратные неравенства. Системы неравенств.
Тема №5 Прогрессии 2 час.
Арифметическая и геометрическая прогрессия. Формула п- члена и суммы п- членов арифметической и геометрической прогрессии.
Тема №6 Функции и графики 3 час.
Функция. Способы задания. Область определения и значения функции. График функции. Возрастание и убывание функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства. Линейная, квадратичная функции. Обратная пропорциональность.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны уметь:
1.Уметь выполнять действия с числами:
Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание двузначных
чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение чисел, действия с дробями.
Выполнять арифметические действия с рациональными числами.
Находить значения степеней и корней, а также значения числовых выражений
2.Уметь выполнять алгебраические преобразования:
Выполнять действия с многочленами и с алгебраическими дробями.
Применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления
значений и преобразований выражений , содержащих корни.
3.Уметь решать уравнения и неравенства:
Решать линейные, квадратные, рациональные уравнения, системы двух уравнений.
Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы
4.Уметь выполнять действия с функциями:
Распознавать геометрические и арифметические прогрессии, применять
формулы общих членов, суммы n членов арифметической и
геометрической прогрессий.
Находить значения функции.
Определять свойства функции по графику.
Описывать свойства функций.
Строить графики.
Литература:
- Алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. Кузнецова Л.В, Суворова С.Б. и др. М.: Просвещение, 2010.
- Алгебра. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2011. Под ред. Лысенко Ф.Ф. Ростов на/Д: Легион-М, 2009
- ГИА — 2010. Экзамен в новой форме. Алгебра. 9 класс. Кузнецова Л.В, Суворова С.Б, Бунимович Е.А. и др. М.: АСТ: Астрель, 2010
- Подготовка к экзамену по математике ГИА 9 (новая форма) в 2010 году.
Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И.
Методические рекомендации. М.: МЦНМО, 2009.
- Математика. ГИА-2012. Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. М.: «Экзамен».
- Алгебра. 9 класс. Самостоятельные работы. Под ред. А.Г. Мордковича. М.2010.
Учебно – тематический план
Тема | Формы работы | Формы контроля | Количество часов | |
Теоретическая часть | Практическая часть | |||
I Арифметика | ||||
Тема №1 Числа | 9 | |||
1. Натуральные числа. Действия над натуральными числами | Беседа-диалог | Практикум | Устная работа | 1 |
2. Делимость чисел. Простые и составные числа. НОД и НОК. | Беседа | Практикум | Устная работа | 1 |
3. Дроби. Действия с дробями | Беседа | Практикум | тест | 1 |
4. Положительные и отрицательные числа. Действия с положительными и отрицательными числами. | Беседа | Практикум | тест | 1 |
5. Определение степени с натуральным и целым показателями. Свойства степени. | Беседа | Практикум | тест | 1 |
6. Арифметический квадратный корень. Иррациональные числа. Действительные числа. Преобразование, выражений, содержащих корни. | Беседа | Практикум | тест | 2 |
7. Процент. Задачи на проценты. | Беседа | Практикум | тест | 2 |
II Алгебра | ||||
Тема №2 Буквенные выражения | 7 | |||
8. Допустимые значения выражения. Подстановка выражений вместо переменных. | Беседа | Практикум | тест | 1 |
9. Преобразование алгебраических выражений. | Беседа | Практикум | Самостоятельная работа | 1 |
10. Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения. | Работа с математической литературой | Практикум | тест | 1 |
11. Алгебраическая дробь. Основное свойство дроби. Сокращение алгебраических дробей. | Беседа | Практикум | тест | 2 |
12. Действия с алгебраическими дробями. | Беседа | Практикум | Самостоятельная работа | 2 |
Тема №3 Уравнения. Системы уравнений. | 6 | |||
13. Уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Линейное, квадратное уравнения. | Работа с учебником | Практикум | тест | 1 |
14. Дробно-рациональные уравнения | Работа с учебником Работа над алгоритмом решения | Практикум | Самостоятельная работа | 2 |
15. Уравнения с модулем. | Лекция, беседа | Практикум | Самостоятельная работа | 1 |
16. Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Способы решений | презентация | Практикум | тест | 2 |
Тема №4 Неравенства. Системы неравенств. | 3 | |||
17.. Числовые неравенства. Свойства неравенств. Неравенство с одной переменной. Решение неравенств. | Работа с учебником | Практикум | Устная работа | 1 |
18. Линейные, квадратные неравенства. Системы неравенств. | Работа с учебником, беседа | Практикум | тест | 2 |
Тема №5 Прогрессии | 2 | |||
19. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формула общего члена прогрессии. | беседа | Практикум | тест | 1 |
20. Сумма n – членов арифметической и геометрической прогрессии | беседа | Практикум | Самостоятельная работа | 1 |
Тема №6 Функции и графики | 3 | |||
21 Функция. Способы задания функции . Область определения и значения функции. | лекция | Практикум | Устная работа | 1 |
22. Возрастание и убывание функции. Промежутки знакопостоянства. График функции. | лекция | Практикум | тест | 1 |
23. Линейная, квадратичная функции. Обратная пропорциональность. | беседа | Практикум | Практическая работа | 1 |
Итоговый тест | 2 | |||
Диагностическая работа №1 | 2 | |||
Итого | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по математике 9 класс «Решение задач основных тем курса математики»
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки кГИА по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»
Экзамен по алгебре ГИА 9 все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена, а число...
Программа элективного курса «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ», 11 класс
Данный курс предназначен для учащихся 11 классов физико-математического профиля с высоким уровнем математической подготовки, интересующихся математикой и ее приложениями, которым захочется глубже и ос...
"Решение задач основных тем курса математики"
Элективный курс для 9 класса...
Рабочая программа элективного курса "Решение задач основных тем курса математики" для 9 класса
Данная рабочая программа элективного курса «Решение задач основных тем курса математики» ориентирована на учащихся 9 классов для подготовки к сдаче ОГЭ....
Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной сложности по математике»
Рабочая программа элективного курса по математике для 7 класса....
Рабочая программа элективного курса "Решение задач повышенной сложности" по математике для 10 класса.
Рабочая программа элективного курса "Решение задач повышенной сложности" по математике для 10 класса....