Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроке математики
статья по математике на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Арефьева О.В.,
учитель математики
ГБОУ школа №163 Центрального района
Санкт-Петербург
Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроке математики
Подразумевается, что приемы и методы, которыми владеет современный педагог, должны научить ребенка быть максимально самостоятельным в процессе обучения и взросления. Со временем, дети учатся самостоятельно собирать информацию, добывать необходимые знания, делать выводы и выдвигать гипотезы под умелым руководством педагога. Акцент - на самостоятельности ученика. Для этого были разработаны различные педагогические технологии (ПТ), среди которых наиболее популярны стали деятельностно - ориентированные ПТ. Составляющей частью данных подходов является - "Технология деятельностного метода обучения".
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределяют в четыре группы:
-уроки «открытия» нового знания;
-уроки рефлексии;
-уроки общеметодологической направленности;
- уроки развивающего контроля.
Структура (этапы) уроков открытия нового знания:
1.Мотивация к учебной деятельности (-побуждение к действию).
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (-организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения).
3.Выявление места и причины затруднения.
4.Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" нового)
Цель данного этапа: вовлечение учеников в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характер; постановка целей учебной деятельности и на этой основе
– выбор способа и средств их реализации.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.
На этапе "открытия" нового знания выдвигаются гипотезы с опорой на субъектный опыт и осуществляется проверка по различным доступным источникам (книги, интернет, личные записи. карточки или другие материалы выданные учителем). Данным процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
*ставят цель (то есть необходимо сформулировать, какие знания нужно построить и чему научиться; целью всегда является устранение возникшего затруднения) *согласовывают тему урока
*выбирают способ решения проблемы (способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение
принципиально нового знака или способа действий)
*строят план достижения цели (расписываем и фиксируем все пошагово)
*выбирают средства для построения нового знания ((с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.)
Важно поддерживать активность детей. Задействовать и привлекать пассивных "слушателей". В случае затруднений, задавать наводящие вопросы.
Если дети предлагают разные варианты (например, цели), то в процессе обсуждения каждый доказывает свою точку зрения. Здесь очень важно правильно организовать дискуссию, чтобы каждый выполнял свою роль.
Отдельное внимание следует уделять грамотности ответов, проявление толерантности детей по отношению друг к другу. Умение грамотно (уважительно, вежливо) опровергать или подтверждать высказывание, мысль или идею - залог комфортного психологического климата в классе. А значит работа и результат будет более качественной. Соответственно, психологический комфорт так же влияет на качество усвоенного материала.
В процессе работы над "выходом из затруднения" формируются следующие УУД:
- познавательные ( - умение добывать новые знания из схем, иллюстраций, текста; умение находить ответы на вопросы в иллюстрации или используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умение делать выводы, умение обобщать и классифицировать по признакам; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий); общеучебные (знаково-символические – моделирование)
- коммуникативные ( - умение слушать собеседника, положительное отношение к процессу, умение договариваться, умение оформлять свои мысли в устной форме; эмоциональное позитивное отношение к процессе сотрудничества с одноклассниками; рефлексия своих действий)
- регулятивные (- целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция)
5.Реализация построенного проекта(обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково).
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном ).
8. Включение в систему знаний и повторение (выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг ).
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности).
Первые попытки провести урок «открытия» нового знания, по обыкновению, далек от идеала, от задуманного. Дети должны почувствовать определенную систему, ход занятия; понять структуру, последовательность действий, чтобы в дальнейшем не отвлекаться и не терять время на организационные моменты. Определенные навыки и умения у детей уже должны быть сформированы, чтобы урок прошел успешно- подготовка урока «открытия» нового знания происходит исходя из оценки возможностей класса. Руководитель оценивает успешность и результативность урока по увлеченности, занятости и активности учеников. Гораздо интереснее и продуктивнее урок «открытия» нового знания проходит, если дети умеют работать в парах и группах.
В заключении следует подчеркнуть, что важную роль играет мотивация к учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/10/picture-253066-1368159091.jpg)
Исследовательская технология обучения на этапе "открытия" новых знаний
Мастер-класс по применению исследователькой технологии на этапе 2открытия" новых знаний согласно новым федеральным стандартам. Фрагмент урока математики в 6 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/29/picture-800285-1467205647.jpg)
Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""
Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/12/picture-812138-1473685653.jpg)
Интегрированный урок открытия новых знаний по информатике и математике "Кодирование информации. Метод координат" в 5 классе
http://metodist.lbz.ru/konkursy/files/konkmr/5-2015.pdf...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/09/picture-902681-1489051308.jpg)
Групповая форма работы — как способ организации обучения для открытия новых знаний.
Цель - понять причину, которая мешает применять системно деятельностный подход в виде работы в группе систематически (в каждой новой теме). Задача - найти решение данной проблемыи разрешить её....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/26/picture-1185972-1574771479.jpg)
Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроке английского языка (из опыта работы)
В данной статье приведена структура (этапы) уроков открытия нового знания на примере урока из УМК Spotlight 7, Module 1 - Lifestyles, 2c Hanging out....
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/14/picture-1543334-1731592715.jpg)
Технологическая карта урока (этапа открытия нового знания) по родному языку с использованием интерактивного оборудования.
Татарский язык. Урок освоения новых знаний. Для 5 класса. Тема синонимы. Происхождение синонимов в татарском языке за счет заимствований....