Урок развивающего контроля по математики в 5 классе по теме "Действия с десятичными дробями"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Урок разработан по типологии ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок математики в 5 классе36.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развивающего контроля по математике в 5 классе.

Тема . Действия с десятичными дробями.

Тип урока – урок развивающего контроля

Форма урока – традиционная

Цели

Обучающие:
— продолжить формирование навыков выполнения действии с десятичными дробями.
— учить применять правильное выполнение действии с десятичными дробями в новой ситуации: при решении задач и уравнений.

создать условия для продолжения формирования вычислительных навыков.
Развивающие:
— создать условия для развития познавательной активности учащихся;
— развивать словесно-логическое мышление; культуру общения; 
— развивать у учащихся личностные качества самоконтроля и самооценки.
Воспитывающие:
— воспитывать уверенность в своих возможностях;

воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Требования к результатам
Предметные:

— формировать умение правильно выполнять действия с дробями.

— знать правила умножения, деления , сложения и вычитания десятичных дробей.
— уметь определять порядок действии.

— уметь решать задачи на составление уравнений и решать уравнения.
— слушать;
— самостоятельно выполнять тест.
Универсальные учебные действия:
Личностные:

действие смыслообразования;
— установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и её мотивом;
Регулятивные:
— целеполагание;
— формирование умения планировать свою деятельность в процессе выполнения учебных заданий;
— формирование самоконтроля и самооценки;
— волевая саморегуляция;

прогнозирование;
— контроль;
— коррекция.

Познавательные:

формирование логических действий анализа, сравнения, установления причинно- следственных связей;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельный поиск ее решения.

Коммуникативные

 формировать умение сотрудничать;
— учить говорить, рассуждать;
— учить взаимодействовать в парах, группе.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, контроля.

Используемые педагогические технологии:

- технология диалога,

- технология обучения в сотрудничестве,

- ИКТ.

Оборудование урока:

Доска, презентация, карточки, тесты.

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Добрый день, ребята, добрый день наши гости.  

Ребята, мы с вами изучили большой раздел  «Действия с десятичными дробями», на прошлом уроке писали контрольную работу по данному разделу.   Как вы думаете, с какой целью  мы пишем  контрольную работу?   Правильно. Мы хотим проверить знания, полученные по данной теме. Давайте посмотрим наши результаты. Вы все сопоставили свое  решение с эталоном выполнения работы, дали критериальную оценку. Скажите пожалуйста, у  кого оценки расходятся с моими оценками, кто не согласен с полученными результатами? Значит вы все согласны своими  результатами. К тому же на прошлом уроке вы дали самооценку своих работ. Давайте посмотрим результаты.  «Могу оказать помощь» - 6,  «Надо доработать» - 9;  «Нужна помощь» - 3.   Как вы сами признались, что многим надо доработать тему, это значит, какие-то задания вызвали затруднения, допустили ошибку.  Значит, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, сформулируйте тему урока. (Работа над ошибками).А цель нашего урока –  выяснить причины затруднения и их устранить.  Посмотрите на эти высказывания, можно взять их девизом нашего урока?  «Ошибка умным не помеха, а только верный путь к успеху».   -Не стыдно не знать, стыдно не   УЧИТЬСЯ. Готовы к работе? Ну, я вам желаю успеха.

  1. Этап локализации индивидуальных затруднений.

А теперь посмотрите ваши работы, какие задания вам показались трудными, где допустили ошибки. Давайте распределимся по группам.  1 группа – вычислительные ошибки, 2 группа – ошибки при округлении десятичных дробей, 3 группа – работа с единицами измерения, сравнение десятичных дробей. Решение уравнения рассматривают все группы. У нас есть ребята, которые могут оказать помощь другим. По этому в  каждой группе будут консультанты (Павлов Юра, Гаврилов Сергей, Кузьмин Максим).

  1. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.    

Поработайте в группах. Обсудите, что нужно сделать, что повторить, чтобы не допускать ошибок.

(Учитель предлагает памятки, эталоны)

Определите, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять)?  

А) Правила действии с десятичными дробями. Давайте вспомним.

Б)  Правила округления, вычисления с десятичными дробями.

В)  правила сравнения десятичных дробей, нахождение среднего арифметического. измерения и вычислительные навыки.    Повторить все правила.  Выберите эталоны, по которым будете работать.

      4.  Этап реализации построенного проекта.    А теперь, посмотрите, у вас лежат задания на партах, вы из этих заданий выбираете те, которые вы решили неправильно или допустили ошибки решаете их. Затем проверяете по эталону. Можете работать все вместе, обсуждать, для решения вам помогут эталоны, а консультанты вам помогут.

 ВАРИАНТ 3

1   Сравните числа:     а)   10,3  и    8,936;    б)  6,4   и   6,194;   в)  0,5289  и   0,52;                          г)  87,7    и      87,07.

2.  Выполните действие:   а)  7,5 +21,07; б)  35 – 17,179;    б). 0,085 ∙ 6,9;   г). 36,4 : 0,065                д) 5,7 : 0,01       е)  0,054 * 100

3.    Округлите:            а) до сотых: 53,801               б) до десятых: 10 ,468

4.         Найти среднее арифметическое чисел: 3,01, 4,17,  3,12,  4,06

5.          Найдите значение выражения   а) 40 – 26 · ( 26,6 : 19 ) +5,01

Дополнительно.

7. Решите уравнение:     а). 9х + 3,9 = 31,8    б ( у + 4,5 ) : 7 = 1,2

8. Задача:  Имелось три куска материи. В первом куске было 19,4 м, во втором – на 5,8 м больше, чем в первом, а в третьем куске было в 1,2 раза меньше, чем во втором. Сколько метров материи было в трёх кусках вместе?

9. Как изменится число, если его разделить на 0,25 ? Приведите примеры.

10. Два поля занимают площадь 156,8 га. Одно поле на 28,2 га больше другого. Найдите площадь каждого поля .

     5. Этап обобщения затруднений во внешней речи. Справились с заданиями? Хорошо.  Проговорить правила.

1. Чтобы найти среднее арифметическое чисел, надо…

   2.  0,038     0,04  дробь округлили до…

  3. 12, 145    12, 2  дробь округлили до …

4. Лови ошибки:  

5. В десятичной дроби запятую перенесли на 4 числа вправо.
Как изменилась дробь?

6. В десятичной дроби запятую перенесли на 5 числа влево.
Как изменилась дробь?

7. Найди равные дроби; запиши в порядке возрастания:  5,002, 5,24,  5,20,  5,02,  5,24,  5,2000, 5,200.

     6. Выполнение самостоятельной работы.

М – 5                         Самостоятельная Работа.                I вариант

Часть А

  1. Найдите значение выражения: 61,7 – 4, 21.

А. 57,5                Б. 67,49          В. 57,49                Г. 67,59

  1.  Вычислите: 40,5 + 1,26.

А. 5,31                        Б. 5,21                        В. 41,76                Г. 40,76

  1. Найдите частное: 7,9086 : 1,47.

А.  53,8                Б.  5,38           В.  5,038                 Г.  5,371

  1. Найти произведение чисел:    2,6 х 0,037

А.   0,0962        Б.  0,962               В)    96,2         Г)    9

  1. Сравнить:    2,051 и 2, 51

А.    Больше             Б)   меньше

  1.  Округлить   до десятых:      13, 861

А)  13,861       Б) 13,9              В) 13,7     Г)  13,961

Часть В.

  1. Решите уравнение: 0,01х – 3,01 = 4,2.

Ответ: ______________

Часть С.

  1. Вычислите: 8 – 0,026 : 0,4 + 0,16 ∙ 4,5.
  2. (дополнительно)  Решите задачу с помощью уравнения.

Два поля занимают площадь 79,9 га. Площадь первого поля в 2,4 раза больше площади второго. Какова площадь каждого поля?

М – 5                         Самостоятельная работа                  II вариант

Часть А

  1. Найдите значение выражения: 21,8 – 5,23.

А. 16,57                        Б. 16,67                В. 26,57                Г. 15,57

  1. Вычислите: 30,7 + 2,27.

А. 5,24                        Б. 32,97                В. 5,34                Г. 52,14

  1. Найдите частное: 218,88 : 3,6

А. 60,8                        Б. 6,08                 В. 0,608                Г. 15,4

  1. Найти произведений чисел:   10,5 х 2,7

А.   2,835        Б) 28,35       В)   283,5        Г)  26,75

  1. Сравнить:    3,705  и  3, 075

А)    больше          Б)  меньше

  1. Округлить  до сотых число   17,565

А)    17,56         Б)  17,565               В) 17, 57                  Г) 18

Часть В

  1. Решите уравнение: 5,2 + 0,01х = 7,02.

Ответ: ______________

Часть С

  1. Вычислите: 6 – 0,037 : 0,5 + 0,28 ∙ 6,5.
  2.  (дополнительно)     Решите задачу с помощью уравнения.

За выполненную работу заплатили 215, 16 р. Мастер получил в 2,3 раза больше, чем ученик. Сколько денег получил каждый из них?

    7. Этап включения в систему знаний и повторения.  Решить уравнения на доске.
   8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.  И так, скажите пожалуйста, чему был посвящен наш урок?  Вспомним наш девиз:  
«Ошибка умным не помеха, а только верный путь к успеху».   «Не стыдно не знать, стыдно не   УЧИТЬСЯ». Наш урок соответствовал данному девизу?  У кого еще какие вопросы остались?   Если остались вопросы, как вы планируете их решать?  Перед вами лежат карточки: «Могу научить другого»;(красный)  «Я все понял»; (зеленый)  «Мне еще необходима  помощь».(желтый).  Выберите одну карточку и прикрепите пожалуйста сюда. Сравним с тем, что было в начале урока. Значит удался наш урок?  У кого еще остались вопросы? Как мы собираемся их устранить?  Готовы к изучению дальнейших тем?

9.   Домашнее задание.   Ребята, вы писали сочинение –рассказ на тему

«Какую роль играют запятые ».  А теперь вам будет задание: продумайте маленький рассказ, а зачем надо применять правила действий с дробями.

Приложения.

Эталон сравнения десятичных дробей.

  1. У десятичных дробей сначала сравнивают целые части.

Пример:   23,98 <  24,15

  1. . Если целые части двух десятичных дробей равны, то надо сначала уравнять у них число десятичных знаков, приписав к одной из них нули, а потом, отбросив запятую, сравнить получившиеся натуральные числа.

Пример:

7,278   и    7,4
7,278   и    7,4
00
7,278  
  7,400

Эталон нахождения среднего арифметического чисел.

Даны числа:                   а1,   а2,  а3,  а4, а5, а6,  

Чтобы найти среднее арифметическое нескольких чисел, надо: 1) найти сумму этих чисел:  а1  + а2  +  а3  +  а4 + а5  +  а6; 

   2) полученную сумму разделить на количество слагаемых.

Правила округления десятичных дробей

1.   Выделить разряд, до которого нужно округлить число.

 2. Смотрим на цифру, расположенную справа от этого разряда.

3. Если эта цифра - 0,1,2,3,4, то  все цифры, стоящие справа от указанного разряда отбрасываем.

4. Если эта цифра – 5,6,7,8,9, то цифру указанного разряда  увеличиваем на единицу. А все цифры, стоящие после этого разряда отбрасываем.

Пример:

 1.   округление до сотых

     25,584         25,58

2.Округление до десятых

  1. 21,583         21,6

Правила округления десятичных дробей

1.   Выделить разряд, до которого нужно округлить число.

 2. Смотрим на цифру, расположенную справа от этого разряда.

3. Если эта цифра - 0,1,2,3,4, то  все цифры, стоящие справа от указанного разряда отбрасываем.

4. Если эта цифра – 5,6,7,8,9, то цифру указанного разряда  увеличиваем на единицу. А все цифры, стоящие после этого разряда отбрасываем.

Пример:

 1.   округление до сотых

     25,584         25,58

2.Округление до десятых

  1. 21,583         21,6

 

М – 5                         Самостоятельная Работа.                I вариант

Часть А

1.Найдите значение выражения: 61,7 – 4, 21.

А. 57,5                Б. 67,49          В. 57,49                Г. 67,59

  1.  Вычислите: 40,5 + 1,26.

А. 5,31                        Б. 5,21                        В. 41,76                Г. 40,76

  1. Найдите частное:   141,68 : 2,8

А.  50,6                Б.  5,06           В.  5,006                 Г.  5,371

  1. Найти произведение чисел:    2,6 х 0,037

А.   0,0962        Б.  0,962               В)    96,2         Г)    9

  1. Сравнить:    2,051 и 2, 51

А.    Больше             Б)   меньше

  1.  Округлить   до десятых:      13, 861

А)  13,861       Б) 13,9              В) 13,7     Г)  13,961

Часть В.

  1. Решите уравнение: 0,01х – 3,01 = 4,2.

Ответ: ______________

Часть С.

  1. Вычислите: 8 – 0,026 : 0,4 + 0,16 ∙ 4,5.
  2. (дополнительно)  Решите задачу с помощью уравнения.

Два поля занимают площадь 79,9 га. Площадь первого поля в 2,4 раза больше площади второго. Какова площадь каждого поля?

М – 5                         Самостоятельная работа                  II вариант

Часть А

  1. Найдите значение выражения: 21,8 – 5,23.

А. 16,57                        Б. 16,67                В. 26,57                Г. 15,57

  1. Вычислите: 30,7 + 2,27.

А. 5,24                        Б. 32,97                В. 5,34                Г. 52,14

  1. Найдите частное: 218,88 : 3,6

А. 60,8                        Б. 6,08                 В. 0,608                Г. 15,4

  1. Найти произведений чисел:   10,5 х 2,7

А.   2,835        Б) 28,35       В)   283,5        Г)  26,75

  1. Сравнить:    3,705  и  3, 075

А)    больше          Б)  меньше

  1. Округлить  до сотых число   17,565

А)    17,56         Б)  17,565               В) 17, 57                  Г) 18

Часть В

  1. Решите уравнение: 5,2 + 0,01х = 7,02.

Ответ: ______________

Часть С

  1. Вычислите: 6 – 0,037 : 0,5 + 0,28 ∙ 6,5.
  2.  (дополнительно)     Решите задачу с помощью уравнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока математики 6 класс по теме "Умножение десятичных дробей"

Презентация урока математики 6 класс по теме "Умножение десятичных дробей"...

Открытый урок (ФГОС) по математике 5 класс "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Открытый урок (ФГОС) по математике 5 класс "Сложение и вычитание десятичных дробей"...

Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей

Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей...