Рабочая программа по алгебре 7 класс
рабочая программа по алгебре (7 класс)

Осипов Олег Анатольевич

В материалах представлены календарно- тематическое планирование уроков алгебры в 7 классе по учебнику Макарычева, а также пояснительная записка к Программе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon algebra_7_klass.zip112.88 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа по алгебре в 7 классе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Конвенция о правах ребёнка (вступила в силу для России с 15 сентября 1990 г.).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17  декабря  2010 г. № 1897.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря  2010 г. № 1897».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. №1677 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования по  алгебре , одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15).
  • Основная образовательная программа гимназии во имя Святителя Николая Чудотворца.
  • Авторская программа по алгебре Ю. Н. Макарычева, входящая в сборник рабочих  программ «Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра, 7 класса», составитель: Т.А. Бурмистрова «Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра , 7 класса».- М. Просвещение, 2014.
  • Стандарт Православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) образования (утверждён решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля 2011 г.).

        Планируемые результаты освоения учебного предмета

Выпускник научится:

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с одночленами и многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; сокращать алгебраические дроби;
  • решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами, строить графики линейных функций и функции у=х2;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений и систем;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

· проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;

· извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

· решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;

· вычислять средние значения результатов измерений;

· находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • понимать существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  •  понимать, как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • понимать как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • понимать формулы сокращенного умножения;

решать практические задачи в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;

· решать учебные и практические задачи, требующие систематического перебора вариантов;

· сравнивать шансы наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;

· понимать статистические утверждения.

Содержание учебного предмета

 1.Выражения, тождества, уравнения.

Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение. Решение задач методом уравнений.

Цель - систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным, полученные учащимися в курсе математики 5,6 классов.

Знать какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения», тождество, «тождественные преобразования».

Уметь осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.

Статистические характеристики.

Цель - понимать практический смысл статистических характеристик.

Знать простейшие статистические характеристики.

Уметь в несложных случаях находить эти характеристики для ряда числовых данных.

2.Функции

Функция, область определения функции, Способы задания функции. График функции. Функция у=кх+Ьи её график. Функция у=кхи её график.

Цель- познакомить учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками функций у=кх+Ь, у=кх.

Знатьопределения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что функция - это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей.

Уметьправильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы

3.Степень с натуральным показателем

Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3, и их графики.

Цель - выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.

Знатьопределение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с натуральным показателем, свойства функций у=х2 , у=х3 .

Уметь находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики функций у=х2, у=х3; выполнять действия со степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем; приводить одночлен к стандартному виду.

4. Многочлены

Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители.

Цель - выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.

Знать определение многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители».

Уметь приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки; умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества.

5.Формулы сокращённого умножения

Формулы(a±b) = a2 ±2ab+b2, (a-b)(a + b) = а2–b2 ,[{a±b)(a2+ab+b2)].Применение формул сокращённого умножения к разложению на множители.

Цель- выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращённого умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители.

Знатьформулы сокращенного умножения: квадратов суммы и разности двух выражений; различные способы разложения многочленов на множители.

Уметьчитать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму; выполнять разложение разности квадратов двух выражений на множители; применять различные способы разложения многочленов на множители; преобразовывать целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач.

6.Системы линейных уравнений

Система уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления систем уравнений.

Цель- познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.

Знать,что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение - это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.

Уметьправильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.

7.Повторение. Решение задач

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Наименование разделов и тем

Всего часов

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  1. Повторение пройденного за курс 5-6 класса

2

  2.        Выражения, тождества, уравнения

25

Познакомиться с понятиями числовое выражение, алгебраическое выражение, значение выражения, переменная, допустимое и недопустимое значение выражения. Научиться находить значение числового выражения при заданных значениях. Научиться выполнять действия над числами: складывать, вычитать, умножать и делить десятичные и обыкновенные дроби; находить выражения, не имеющие смысла.

Познакомиться с понятием неравенство. Научиться сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных, используя строгие и нестрогие неравенства. Познакомиться с понятиями тождество.тождественные преобразования, тождественно равные значения. Научиться применять правило преобразования выражений; доказывать тождества и преобразовывать тождественные выражения

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; самостоятельно формулировать познавательную цель, строить действия в соответствии ней.

Познавательные: проводить анализ способов решения задач.

Коммуникативные: описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий предвосхищать временные характеристики достижения результата.

Познавательные: проводить анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности.

Формирование устойчивой мотивации к изучению нового.

Формирование устойчивой мотивации к изучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Формирование навыков организации анализа своей деятельности.

Числовые выражения.

1

Выражения с переменными.

2

Сравнение значений

выражений

2

Свойства действий

над числами

1

Входной контроль

1

Тождества. Тождественные преобразования

выражений

3

Контрольная

работа№1 «Выражения. Тождества»

1

Уравнение и его корни.

2

Линейное уравнение с одной переменной.

3

  Решение задач с помощью уравнений

4

  Среднее арифметическое, размах и мода  

2

  Медиана как статистическая характеристика

2

 Контрольная работа №2«Уравнение с одной переменной»

1

 3.Функции

18

Познакомиться с понятиями: независимая переменная, зависимая переменная, функциональная зависимость, функция, область определения, множество значений. Научиться использовать формулу для нахождения площади квадрата и применять ее функциональную зависимость; вычислять функциональные зависимости графиков реальных ситуаций; определять по графикам функций область определения и множество значений

Освоить способ задания функции – формула. Научиться вычислять значения функции, заданной формулой; составлять таблицы значений функции. Научиться находить значения функции по графику и по заданной формуле. Познакомиться с понятиями: линейная функция, график линейной функции, угловой коэффициент. Получить знания о расположении графика линейной функции в системе координат. Научиться составлять таблицы значений; находить значения линейной функции при заданном значении

Коммуникативные:    Аргументировать  свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов  образом; развивать умения интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные: сличать способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживать отклонения и отличия от эталона; составлять план и последовательность действий.

 Познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы, предлагать способы их проверки; выбирать вид графической модели.

Коммуникативные:    продуктивно общаться  и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности.

Регулятивные: сознавать правила контроля и успешно использовать его в решении учебной задачи.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач; структурировать знания; заменять термины определениями.

    задачи.

Формирование целевых установок учебной деятельности

Формирование нравственно-эстетического оценивания усваиваемого содержания

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

 

Что такое функция

1

Вычисление

значений функций

по формуле

3

График функции

3

Прямая пропорциональность и ее график

4

Линейная

функция и ее график  

6

Контрольная работа №3

«Линейная функция» 

1

4. Степень с натуральным показателем

18

    Освоить определение степени с натуральным показателем; основную операцию – возведение в степень числа. Познакомиться с понятиями степень, основание, показатель. Научиться формулировать, записывать в символической форме и обосновывать свойства с целым неотрицательным показателем. Научиться использовать принцип умножения и деления степеней с одинаковыми показателями; умножать и делить степень на степень; воспроизводить формулировки определений, конструировать несложные определения самостоятельно.

Освоить возведение степени числа в степень; принцип произведения степеней. Научиться записывать произведения в виде степени; называть основание и показатель; вычислять значение степени.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные: принимать познавательную цель, сохранять  её при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи.

Познавательные: выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных; устанавливать причинно следственные связи.

Коммуникативные:  устанавливать рабочие отношения; эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: сличать свой способ действия с эталоном; вносить коррективы и дополнения в составленные планы.

Познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы, предлагать способы их проверки; строить логические цепочки рассуждений; заменять термины определениями; выделять обобщенный смысл и формальную структуру задачи.

 

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Формирование познавательного интереса

Формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности.

Определение степени с натуральным показателем

2

Умножение и деление

степеней

3

Возведение

в степень

произведения и степени

4

Промежуточное тестирование

1

Одночлен и его стандартный вид

2

Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень

2

Функции

у = х2и  

у = х3и их графики  

3

Контрольная работа №4 «Степень с натуральным показателем»

1

Многочлены

23

Познакомиться с понятиями многочлен, стандартный вид многочлена. Научиться выполнять действия с многочленами; приводить подобные многочлены к стандартному виду. Освоить операцию сложения и вычитания многочленов на практике. Научиться распознавать многочлен, понимать возможность разложения на множители, представлять квадратный трехчлен в виде произведения линейных множителей.

Коммуникативные:  развивать умение использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению  нового.

Многочлен и его стандартный вид  

2

Сложение

и вычитание

многочленов  

2

Познакомиться с понятиями алгебраическая сумма многочленов и ее применение. Научиться выполнять действия с многочленами.

Умножение

одночлена

на многочлен

3

Научиться умножать одночлен на многочлен и многочлен на многочлен; решать уравнения с многочленами.

Вынесение

общего множителя

за скобки

4

Научиться выносить общий множитель за скобки; решать текстовые задачи с помощью математического моделирования.

Контрольная работа №5

«Сложение и вычитание многочленов»

1

Умножение многочлена

на многочлен

4

Разложение многочлена на множители способом

группировки  

6

Контрольная работа № 6 по теме: «Произведение многочленов».

1

Формулы сокращенного умножения

23

Познакомиться с основными формулами сокращенного умножения: суммы кубов и разности кубов. Научиться применять данные формулы при решении упражнений; доказывать формулы сокращенного  умножения, применять их в преобразованиях выражений и вычислениях

Научиться применять данные формулы сокращенного умножения; анализировать и представлять многочлен в виде произведения.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные: составлять план выполнения заданий совместно с учителем.

Познавательные: передавать содержание в сжатом виде.

Формирование устойчивой мотивации к обучению

Возведение в

квадрат суммы и разности двух выражений

3

Возведение в куб суммы

разности

двух выражений    

1

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы

и квадрата

разности

3

Познакомиться с формулой сокращенного умножения- разность квадратов. Научиться применять данную формулу при решении упражнений, выполнять действия с многочленами

Умножение разности двух выражений на их сумму

2

Разложение разности

квадратов на множители

3

Контрольная работа №7

«Формулы сокращенного умножения»

1

Преобразование целого выражения в многочлен

4

Применение различных

способов для разложения

на множители

5

Контрольная

работа № 8по теме «Преобразование целого выражения в многочлен»

1

Системы линейных уравнений

17

Познакомиться с понятием линейное уравнение с двумя переменными. Научиться находить точку пересечения графиков линейных уравнений без построения, выражать в линейном уравнении одну переменную через другую. Освоить математическую модель при решении алгебраических задач с помощью систем линейных уравнений с двумя переменными. Научиться решать текстовые задачи алгебраическим способом.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения; эффективно  сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: сличать способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживать отклонения и отличия от эталона; составлять план и последовательность действий.

Познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы, предлагать способы их проверки; выбирать вид графической модели.

 

Формирование навыков организации анализа своей деятельности

 

Линейное уравнение с двумя переменными

2

График  линейного уравнения с двумя переменными

2

Системы линейных уравнений с двумя переменными

2

Способ подстановки      

2

Способ сложения        

4

Решение задач с помощью систем уравнений

4

Контрольная работа №9«Системы линейных уравнений»

1

Повторение

14

Уравнения

с одной переменной

1

Научиться применять на практике весь теоретический материал, изученный в курсе алгебры 7 класса.  

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Познавательные: делать предложения об информации, которая нужна для решения предметной учебной задачи

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Решение задач с помощью уравнений

1

Линейная

функция

1

Степень

с натуральным показателем и ее

свойства

1

Сумма и

Разность многочленов. Произведение одночлена

и многочлена. Произведение многочленов

1

  Формулы

сокращенного умножения

1

Преобразование целого выражения.

1

Итоговая

контрольная

работа

1

Анализ контрольной работы.  

1

Решение текстовых задач

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...

Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова

Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...

Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др

Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)

Тематический план по алгебре  разработан в соответствии с  Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА       Предмет    алгебра      Класс...