Урок Математика в туризме
методическая разработка по математике (6 класс) на тему

Фоменко Марина Вячеславовна

Урок математики в 6 классе помжет сформировать представление о туризме и необходимости получения знаний математики для жизни; познакомить  учащихся с понятием масштаб и его использованием при решении жизненных задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematika_v_turizme.docx38.62 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА (внеурочная деятельность)
Математика в туризме

ФИО (полностью)

Фоменко Марина Вячеславовна

Место работы

МБОУ СОШ№19 г.Курганинск

Должность

Учитель математики

Предмет

математика

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Математика в туризме

  1. Цель  урока: формировать представление о туризме и необходимости получения знаний математики для жизни; познакомить  учащихся с понятием масштаб и его использованием при решении жизненных задач.

9. Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «масштаб», «туризм», «статистика»

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

любовь к природе, приобщение к здоровому образу жизни, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

10.Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.

11.Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая, индивидуальная 

12.Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-выводят определение и правила;

-работают с текстом, таблицами;

-работают с раздаточным материалом при выполнении заданий;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

13.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал,  электронная презентация.

14.Структура и ход  урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

1

2

3

5

6

7

8

9

10

1

Организацион-ный момент

презентация

слайд 1

приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса            к уроку; организация внимания.

Знакомство с учителем

2

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

умение выделять нравственный аспект поведения

2

Вводная беседа. Актуализация знаний

Презентация

Фильм 1

Вступительное слово учителя. Ввод понятия туризм.

Учитель продолжает  беседу с проблемной задачи по будущей теме урока.

Задает учащимся наводящие вопросы

Участвуют  в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры

5

Поиск и выделение необходимой информации

Выделение и осознание того, что уже увиденно.

Постановка цели учебной задачи, синтез

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Смысло-

образование

3

Изучение нового материала

Презентация

Слайд 2,3

Вместе с учениками определяет цель урока. Вводит понятие масштаб. Карта. Демонстрирует ЭОР.

Учащиеся делают заметки по теме

7

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Целеполагание, выдвижение гипотез

Умение слушать и вступать в диалог

4

Первичное осмысление и закрепление знаний.

Презентация

Слайды 5

Комментирует,   направляет работу учащихся

Участвуют  в беседе с учителем

8

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Ориента-

ция в межлично-стных отношени-ях

5

Физпауза

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

3

6

Закрепление изученного на уроке, решение задач

Дополнительное задание для расширения данной темы

Раздаточный материал 1

Презентация

Слайды 6

 Разбивает на группы. Выступает в роли тьютора,  для слабых учащихся.

Учащиеся выполняют задания.

Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку.

10

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог,

Интегрироваться в группу

профессионалное самоопределение,

смыслообразование

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

6

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности

7

Подведение итогов 1 урока, оценивание знаний

-

Дают анализ своим действиям и делают вывод о роли математики в туризме

2

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценкна

нравственно-этическая ориентация

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;

Здравствуйте, друзья. Разрешите представиться- Меня зовут Алексей Сергеевич.

Вы знаете, я сегодня пришел к вам  на занятие потому, что хочу поделиться с вами своим счастьем. Вы знаете, я очень счастливый человек.

- Счастье оно ведь у каждого человека свое: кто-то счастлив получить долгожданный подарок, кому-то необходимо побывать в новом месте и набраться новых впечатлений, кому-то счастьем служит общение с друзьями, родными и любимыми людьми, а другим счастьем кажется достижение какой-то поставленной цели, победы в соревнованиях, а иногда счастьем считается покой , тишина и умиротворение после трудного дня. А для меня все, о чем я только что сказал, собралось в единое целое, которое неразделимо. И называется  мое счастье, одним простым словом – туризм. И мне очень хочется поделиться счастьем с Вами

В течение урока мы с вами познакомимся с понятием туризм, разберем, как связан туризм с математикой,  и выполним различные  практические задания на данную тему. (Слайд №1 – Тема урока)

Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе на уроке.

II Вводная беседа. Актуализация знаний.

1.  Мотивация (Видео фильм 1 - Туризм)

Каждый из вас  наверняка мечтал оказаться на едине с природой, увидеть своими глазами красоту гор, мощь рек, и таинственность леса, испытать свои силы и волю …вы обязательно должны посетить этот удивительный и прекрасный мир. Итак, я приглашаю вас в мир туризма.  

-А вы знаете, что значить быть туристом? (варианты ответов)

-Кто-нибудь из вас уже совершал путешествия с семьей, классом, друзьями?(Варианты ответов)

Тогда я вас могу поздравить – вы уже немного туристы!

2. Комментарий учителя к просмотренному фрагменту, вопросы, беседа, обсуждение.

3. Учитель подводит учащихся изучению и познанию математики в туризме.

  1. Отвечают на вопросы
  2. Рассказывают о своих путешествиях, делятся впечатлениями.
  3. Делают вывод о получении знаний необходимых для туризма

111. Изучение нового материала

1. Работа над определением «Масштаб, Карта»  (слайд 2, 3)

1) а) Отношение размеров на чертеже, карте и т.п. к действительным размерам на местности, предмете. б) Графическое изображение, показывающее отношение условных размеров к действительным, принятое в какой-л. чертежной и т.п. работе. в) Деления на линейке, позволяющие выполнять чертежи и т.п. в определенных условных размерах. 2) разг. Отношение одной какой-л. величины к другой.

3) перен. Размеры, размах, значение.

4) Картой называется уменьшенное обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, выполненное по определенному математическому закону и показывающее размещение, сочетания и связи природных и общественных явлений. Совокупность показанных на карте элементов и объектов местности и сообщаемых о них сведений называется содержанием карты. К общегеографическим картам относят географические карты, па которых отображается совокупность основных элементов местности без выделения каких-либо из них. Подробность изображения рельефа, гидрографии, растительного покрова, населенных пунктов, дорожной сети и других топографических элементов местности на общегеографических картах зависит от их масштаба. К общегеографическим картам относят и топографические карты, которые представляют собой подробные карты местности, позволяющие определять как плановое, так и высотное положение точек на земной поверхности. Содержание топографических карт должно быть полным, достоверным, современным и точным. На топографических картах изображают опорные геодезические и астрономические пункты, гидрографию и гидротехнические сооружения, населенные пункты, промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты, дорожную сеть, рельеф суши, растительный покров и грунты, границы. Подробность показа сведений о местности зависит от масштаба карты. По ним быстро изучают и оценивают местность, ориентируются по ней, определяют координаты и высоты точек, получают качественные и количественные характеристики различных объектов местности.

4) Особенности движения, перемещения группы, согласно рельефа на карте.

  Вывод:

Итак, что же такое масштаб, его назначение, примеры

Для чего нужна карта, как ей пользоваться.

Учащиеся получают новые знания,

 делают конспект основных понятий с рисунками, задают вопросы, ищут  жизненное примеры и практическое применение знаниям.

1V.  Первичное осмысление и закрепление знаний.

Давайте вместе оценим  передвижение группы туристов, рассчитаем их  пройденный путь в километрах, а также узнаем сколько понадобится им дней для прохождения маршрута, если известно что средняя скорость передвижения в горах равна 2 км\ч.  И в день группа может идти не более 6 часов  . (слайд 4)

Учащиеся, используя алгоритм, находят расстояние, проговаривая порядок выполнения действий, рассчитывают количество необходимых дней для путешествия.

V. Физпауза 

А)  Учитель:

Ребята, а вы знаете,  что  настоящий турист должен быть физически крепким – и помогает ему в этом зарядка. Давайте и мы немного позанимаемся физкультурой.

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

 

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

VI.  Решение задач 

Самостоятельная работа 

  Класс разбивается на группы.

Выдается раздаточный материал – Карта с нанесенными на ней двумя точками, учащимся предлагается самим нанести  нитку маршрута, рассчитать путь, согласно представленному масштабу, подсчитать количество дней путешествия – согласно выше приведенной задачи.

    Решение более сложных задач, развивает интерес.

Учащимся предлагается рассчитать количество необходимых продуктов питания для всей группы в данном путешествии.

(Слайд 5 – перечень продуктов для одного участника похода на одни сутки)-Алгоритм решения думают самостоятельно

 

Учащиеся в  картах  рисуют маршрут, решают поставленную задачу, при возможности решают самостоятельно дополнительно поставленную задачу.

Обсуждают действия в группах, при необходимости консультируются с учителем.          

VII. Этап оценивания знаний учащихся  

Учитель: Наш урок подходит к концу. В течение урока вы многому научились….. Оцените себя.

Учащиеся самостоятельно дают анализ своим действиям, размышляя о необходимости получения знаний математики для дальнейшего применения их в жизни.

VII1. Подведение итогов урока 

(возврат к слайду №1)

 А) Для чего нужно получать знания? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы? Хотите ли вы заниматься туризмом?

 Б) Вручение  всем фотографий природы Краснодарского края.

А) Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Б) Учащиеся объединяются для просмотра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетный урок с элементами туризма для учащихся 6-го класса.

Задачи: 1.     Познакомить с понятием «Туризм».2.     Развивать ловкость, силу, быстроту, сообразительность.3.     Привить любовь к ту...

Сюжетный урок с элементами туризма для учащихся 6-го класса.

Задачи: 1.     Познакомить с понятием «Туризм».2.     Развивать ловкость, силу, быстроту, сообразительность.3.     Привить любовь к ту...

Сюжетный урок с элементами туризма для учащихся 6-го класса.

Задачи: 1.     Познакомить с понятием «Туризм».2.     Развивать ловкость, силу, быстроту, сообразительность.3.     Привить любовь к ту...

Деловая игра "Математика и туризм". 5 класс 2012 год.

Цели игры : повторить и закрепить умения решать задачи на проценты, повторить признаки делимости, развитие учащихся позновательного интереса к математике, умения применять свои знания к практичесим си...

урок по математике в 5 классе по теме "Математика и туризм"

Урок  в 5 классе по теме "Проценты". Закрепление материала. Прилагается презентация.  И карточка для определения азимута...

урок географии "Международный туризм" в 10 классе

Урок географии в 10 классе в соответствии с требованием ФГОС с технологической картой и приложениями для работы учащихся. Урок в рамках системно-деятельностного подхода. В результате совместной творче...

Урок по теме Туризм в старших классах

На уроке используется работа в группах....