Программа внеурочной деятельности для 5-6 классов «Я исследователь»
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для 6 класса составлена с опорой на требования Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897;

Фундаментального ядра содержания общего образования. Москва "Просвещение" 2014;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_dlya_5-6_klassa.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности для 5-6 классов «Я исследователь»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для 6 класса составлена с опорой на требования Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897;

Фундаментального ядра содержания общего образования. Москва "Просвещение" 2014;

санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях - СанПинН 2.4.2.2821 - 10 (утверждены Постановлением Главного государственного врача РФ от 03.03.2014 №19993);

программы «Я – исследователь» А. И. Савенкова, что соответствует учебному плану внеурочной деятельности и рассчитана на 34 недели.

Курс рассчитан на внеурочную работу с детьми в основной школе.

Цель программы внеурочной деятельности:

Обучение основам учебно-исследовательской деятельности.

Задачи программы внеурочной деятельности:

  • расширить представления учащихся об алгоритме выполнения исследовательской деятельности;
  • научить правильно оформлять результаты учебно - исследовательской деятельности;
  • познакомить с видами учебно-исследовательских проектов;
  • научить способам формулировки проблемы, проблемных вопросов, определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план действий;
  • формировать умения пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
  • научить грамотно оформлять письменную часть проекта, публично представлять результаты работы;
  • познакомить с критериями оценивания учебно-исследовательского проекта, объективно оценивать свои и чужие результаты, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении.

Общая характеристика учебного предмета

Внеурочная деятельность «Я-исследователь!» состоит из отдельных разделов. Практическая направленность курса обуславливает успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетенций учащихся.

Содержание курса составляют сведения о различных видах учебно-исследовательских проектов, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. В содержании программы внеурочной деятельности подробно рассматривается алгоритм проведения исследовательской деятельности, ее основополагающие моменты. Для создания положительной мотивации к обучению используется занимательный материал, материал из разных областей, понятный и доступный обучающимся.

Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни, формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию и личностному самоопределению учащихся.

Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Основными методами обучения являются: проблемный, исследовательский, словесно-иллюстративные методы, наблюдение, сравнение, анализ и др.

Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ и т.д.

Предполагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы:

-тренинг исследовательских способностей;

-самостоятельная исследовательская практика;

- мониторинг исследовательской деятельности.

Тренинг исследовательских способностей

В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

-видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям;

классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи

Самостоятельная исследовательская практика

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Мониторинг исследовательской деятельности

Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Описание места программы в учебном плане

Программа соответствует учебному плану по внеурочной деятельности.

Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю. Всего 34 часа в год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами освоения программы по внеурочной деятельности являются:

-положительное отношение к исследовательской деятельности;

-широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивными результатами освоения программы по внеурочной деятельности являются:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-различать способ и результат действия;

-оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные результаты освоения программы

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т. п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т. п.

Содержание учебного курса

Общий объем занятий в классе - 19 часов (из расчета один час в неделю).

Первый раздел

Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь»

Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

Тема 2 «Методы исследования»

Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания- тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т. п.).

Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»

Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.

Тема 4 «Эксперимент - познание в действии»

Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).

Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи»

Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.

Тема 6 «Анализ и синтез»

Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез.

Практические задания «Как делать обобщения».

Тема 7 «Как давать определения понятиям»

Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.

Тема 8 «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»

Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».

Второй раздел

Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»

Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.

Тема 2 «Основные логические операции»

Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

Тема 3 «Гипотезы и способы их конструирования»

Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Практические задания по теме «Конструирование гипотез».

Тема 4 «Искусство задавать вопросы»

Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема 5 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное»

Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом».

Тема 6 «Ассоциации и аналогии»

Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий.

Тема 7 «Суждения, умозаключения, выводы»

Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

Тема 8 «Искусство делать сообщения»

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т. п.

Тема 9 «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы»

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т. п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т. п.

Исследовательская деятельность.

Общий объем занятий -9 часов. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года.

Тема 1 «Как выбрать тему собственного исследования»

Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).

Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я -исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

Откройте свой блог и публикуйте статьи, новости, пресс-релизы, фотогалереи бесплатно!

Тема 3 «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения игр-исследований описана в методических рекомендациях. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.

Тема 4 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Тема 5 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

Мониторинг исследовательской деятельности

Общий объем - 6 часов. Из них на коллективную работу присутствие на защитах других ребят, на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа.

Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.

Подготовка к ответам на вопросы.

Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

Учебно-методическое обеспечение.

1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара. Учебная литература, 2007.

2. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. - Самара. Учебная литература, 2007.

3. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара. Учебная литература, 2007.

4. Савенков И.А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003. №2.

5. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. М., 2007.

6. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников, - Волгоград. Издательство «Учитель», 2009

7. Долгушина Н.И. статья «Организация исследовательской деятельности младших школьников», - Ж. «Начальная школа», №10 – 2006.

8. Цыбина Л.Г. статья «Юный исследователь» - Ж. «Начальное образование», №11 – 2005

Описание материально технического обеспечения

Технические средства обучения

Компьютер. Принтер, сканер. Звуковые колонки. Мультимедийный проектор. Интерактивная доска.

Оборудование класса

Ученические столы 2-местные с комплектом стульев. Стол учительский.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и т.д.

Печатные пособия. Доска для работы мелом.

Набор линеек и треугольников для работы у доск

Планируемые результаты курса

  • Осуществлять выбор темы исследования, обосновывать её актуальность;

умение ориентироваться в современных тенденциях науки;

  • умение ставить цели и задачи исследования;
  • умение использовать информационные ресурсы, проявлять самостоятельность в приобретении и систематизации новых знаний;
  • составлять схемы исследований;
  • логичность и абстрактность мышления;
  • выбирать и осваивать наиболее подходящие методы исследования;
  • умение объективно оценивать допустимые сложности исполнения и погрешности методов;
  • умение проводить исследования и компьютерную обработку результатов;
  • умение формулировать выводы;
  • умение кратко и логично представить полученные результаты;
  • умение оформлять исследовательский отчет и презентацию;
  • умение логично отображать ход исследования, применять творческий подход к оформлению работы;
  • защита своей работы на школьной, а затем на районной научно-практической конференции;
  • слушать и слышать других, принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Календарно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся

1

Формулировать понятие исследование, открытие. Знакомить где и как используют научные открытия.

Уметь наблюдать, провести эксперимент. Исследовать несложные реальные связи и зависимости.

2

Методы исследования

Уметь использовать различные методы

исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследовать несложные реальные связи и зависимости.

3

Наблюдение и наблюдательность

Уметь вести наблюдение фиксировать данные по наблюдению. Определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

4

Эксперимент – познание в действии

Уметь проводить простые эксперименты и фиксировать данные. Исследовать несложные реальные связи и зависимости.

5

Гипотезы и провокационные идеи

Уметь выдвигать гипотезы, осуществлять их проверки.

Выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку.

6

Анализ и синтез

Уметь делать обобщение. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Находить вывод и аргументы в предложенном источнике информации

7

Как давать определения понятиям

Уметь использовать приемы определения понятий в практике исследовательской деятельности. Определять существенные признаки предмета.

8-9

Планирование и проведение наблюдений и экспериментов

Владеть приемами составления плана работы. Формулировать цели и задачи исследования. Готовить план исследовательской работы.

10

Наблюдение и экспериментирование

Оценивать достоверности полученной информации,

передача содержания информации адекватно поставленной цели.

11

Основные логические операции

Формулировать умозаключение от фактов к некоторой общей гипотезе. Выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку.

12

Гипотезы и способы их конструирования

13

Искусство задавать вопросы

Уметь строить и задавать вопросы. Формулировать полученные результаты. Излагать полученную информацию по заданным вопросам.

14-15

Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

Определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно делать выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

16

Ассоциации и аналогии

Использовать методы ассоциаций и аналогий для активизации мышления.

17

Суждения, умозаключения, выводы

Уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).

18

Искусство делать сообщения

Уметь определять содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

19

Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы

Уметь при защите использовать вербальные и невербальные средства. Владеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

20-21

Как выбрать тему собственного исследования

Уметь выбирать тему собственного исследования. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Извлекать необходимую информацию из источников.

22-23

Индивидуальная работа по планированию и

проведению самостоятельных исследований

Владеть приемами исследовательской деятельности,

 элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»). Уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).

24-25

Коллективная игра - исследование

Уметь   следовать заданной процедуре группового исследования. Владеть навыками организации и участия в коллективной деятельности.

26-27

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

Владеть приемами исследовательской деятельности. Уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).

28

Семинар

Владеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

  Уметь слушать, принимать другое мнение и отстаивать своё.

29-30

Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей

31-32

Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

33-34

Защита собственных исследований

Итого: 34 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности для 1-4 классов " Корригирующая гимнастика"

Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательног...

Авторская программа. Внеурочная деятельность "Мастерская доброты". 3 класс

Программа внеурочной деятельности продолжает занятия учащихся начальной школы по предметам "Крупицы доброты" (1 класс) и "Дорогой добра" (2 класс). Нагрузка - 1 час в неделю. программа разработана в с...

Программа внеурочной деятельности "Создаём игры", 5 класс

Программа «Создаём игры» разработана на основе авторской программы « Создаём игры вместе» Чепасова П.А. для организации внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности . в рамках ФГО...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс

Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная  геометрия» лежит максимально...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-9 классах "Решение расчетных задач по неорганической химии" для 8а класса

Рабочая программа элективного курса “Решение типовых расчетных задач по химии” предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.Содержание курса включает в себя практические ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе 8 класс " Проектная деятельность по литературе"

Одно из приорететных направлений внеурочной деятельности является проектная деятельность....