РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

Бикмухаметова Голниса Рифатовна

С каждым годом все шире и шире вводятся новые технологии в разных областях производства, которые непосредственно связаны с математикой. Возрастает значен6ие математики как науки, пользующийся спросом в научно-технических отраслях современно производства, экономике , бизнесе.

Всё чаще проводятся различные математические олимпиады, конкурсы. Это, безусловно, повышает интерес к математике, но к олимпиадам и конкурсам надо учащихся готовить, так как ученику недостаточно знать только то, что разобрано на уроках математики, чтобы успешно выступить на олимпиаде.

Чтобы достичь современного уровня математического образования, необходимо принимать во внимание огромный потенциал внеклассной работы, так как в единстве с обязательным курсом внеурочная деятельность создаёт условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл g.r.bikmuhametova.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Г.Р.Бикмухаметова,

учитель математики, МБОУ «Ныртинская средняя школа» Кукморского муниципального района РТ

Пояснительная записка

С каждым годом все шире и шире вводятся новые технологии в разных областях производства, которые непосредственно связаны с математикой. Возрастает значен6ие математики как науки, пользующийся спросом в научно-технических отраслях современно производства, экономике , бизнесе.

Всё чаще проводятся различные математические олимпиады, конкурсы. Это, безусловно, повышает интерес к математике, но к олимпиадам и конкурсам надо учащихся готовить, так как ученику недостаточно знать только то, что разобрано на уроках математики, чтобы успешно выступить на олимпиаде.

Чтобы достичь современного уровня математического образования, необходимо принимать во внимание огромный потенциал внеклассной работы, так как в единстве с обязательным курсом внеурочная деятельность создаёт условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения  обучающимися основной образовательной программы. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность учащихся не только углубляет и расширяет знания математического образования, но и способствует формированию универсальных (метапредметных) умений и навыков, повышает мотивацию к изучению математики.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике ориентирована на обучающихся 5 класса, составлена на основе:

1. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования,

2.Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт ООО»;

3. Математика : рабочие программы : 5—11 классы /А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир, Е. В. Буцко. — 2-е изд., перераб. — М. : Вентана-Граф, 2017. —164 с.

4.Образовательной программы ООО МБОУ «Ныртинская средняя школа»

Актуальность программы обусловлены тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы предмета «математика» и потребностями учащихся в дополнительном материале по математике и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания математики и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал, помогает подготовить учащихся 5-6 классов к дальнейшему изучению курсов алгебры и геометрии, выработать у них навыки самостоятельного получения знаний, научить ориентироваться в потоке различной информации, обеспечить компетентностный подход в обучении предмету.

Одна из основных задач образования ФГОС второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Цель программы:  развитие интереса к математическому творчеству, расширение математического кругозора и эрудиции  обучающихся.

Задачи:

- овладение способами мыслительной и творческой деятельности;

- ознакомление со способами организации и поиска информации;

- создание условий для самостоятельной творческой деятельности;

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;

- практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» направлена на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Программа «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности  школьников основной ступени и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Содержание программы и планируемые результаты освоения по темам

1. Из истории математики

Счёт у первобытных людей. Первые счётные приборы у разных народов. Русские счёты. Вычислительные машины. О происхождении арифметики. Происхождение и развитие письменной нумерации. Цифры у разных народов. Буквы и знаки. Метрическая система мер. Измерения в древности у разных народов. Старые русские меры.

Обучающийся получит возможность,

- познакомиться со счётом у первобытных людей;

- иметь представление о первых счётных приборах у разных народов, русских счётах, о древних вычислительных машинах;

- владеть информацией о происхождении арифметики, письменной

нумерации, цифры у разных народов, об использовании букв и знаков в

арифметике;

- владеть информацией о старых русских мерах.

2. Множества

Понятие множества. Понятие подмножества. Составление подмножеств

данного множества

Обучающийся получит возможность:

- научиться правильно употреблять термины «множество», «подмножество»;

- научиться составлять различные подмножества данного множества»;

3. Числа и вычисления

Чётные и нечётные числа. Сумма и произведение чётных чисел, нечётных

чисел, чётных и нечётных чисел. Восстановление цифр при сложении,

вычитании, умножении. Игра «Лесенка». Игра «Попробуй, сосчитай». Игра «Отгадай задуманное число ». Игра «Сто». Игра «Кубики». Игра «Не ошибись!»  Математический вечер «Мир чисел»

Обучающийся получит возможность:

- правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел

и способами их записи;

- уметь доказывать четность и нечётность числовых выражений;

- уметь восстанавливать пропущенные цифры при сложении, вычитании,

умножении;

- понимать и применять смысл различных игр, фокусов с числами;

4. Задачи

Задачи на движение. Логические задачи. Задачи со спичками. Задачи на

переливание. Задачи на перекладывание предметов. Задачи на взвешивание.

Обучающийся получит возможность:

- уметь решать сложные задачи на движение;

- уметь решать логические задачи;

- знать и уметь применять алгоритм решения задач на переливание с

использованием сосудов, на перекладывание предметов, на взвешивание

предметов;

5. Проекты

Проект индивидуальный «Меры длины, веса, площади»

Обучающийся получит возможность:

- выполнять творческий проект по плану;

- пользоваться предметным указателем энциклопедий, справочников и

другой литературой для нахождения информации;

- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях

для решения различной сложности практических заданий, в том числе с

использованием при необходимости и компьютера;

- интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной

текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с

помощью ИКТ);

- иметь первый опыт публичного выступления перед учащимися своего

класса и на научно-практической ученической конференции .

Тематическое планирование

(1 час в неделю, всего 35 часов за год)

№ п/п

Тема

Кол.

часов

Дата

по пл.

Дата факт.

Примечание

1.

Счёт у первобытных людей

1

2.

О происхождении арифметики

1

3.

Решение логических задач

2

4.

Цифры у разных народов

1

5.

Буквы и знаки. Игра «Кубики»

2

6.

Метрическая система мер. Задачи на движение

2

7.

Логические задачи. Задачи со

спичками.

2

8.

Старые русские меры

2

9.

Разбор заданий школьной

олимпиады

2

10.

Понятие множества.

2

11.

Знакомство с проектной деятельностью

2

12.

Загадки, связанные с натуральными числами.

2

13.

Решение задач на отгадывание чисел

1

14.

Задачи на взвешивание

2

15.

Решение задач на переливание.

2

16.

Задачи на движение

2

17.

Задачи на перекладывание предметов

2

18.

Работа над творческими проектами

3

19

Защита творческих проектов.

2

Литература:

1. Фарков А.В.. Внеклассная работа по математике. – Москва «Айрис-пресс» 2013г;

2. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2013г;

3. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2012г;

Медиаресурсы:

1. http://www.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»;

2. http://videouroki.net- полезные материалы для учителя.

Литературы для учащихся:

  1. Кордемский Б.А.. Математическая смекалка. – Изд. Физико-математическая литература. 2010г;
  2. Лоповок Л.М. Математика на досуге. – Издательство «Просвещение».2013 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.  Актуальность программы определ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

В документе представлены общая характеристика внеурочной деятельности по математике в 5 классе, ценностные ориентиры содержания учебного курса, место данного курса во внеурочной деятельности учащихся ...

рабочая программа внеурочной деятельности "занимательная математика" 1-4 классы

Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников  общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»  Е.Э.Кочуровой в соответст...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Программа для учащихся 6-х классов составлена в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

В прграммах содержится цель, задачи, учебный план, учебно-тематический план....

Рабочая программа внеурочной деятельности " Занимательная математика " для 6 класса

Программа внеурочной деятельности   " Занимательная математика"  относится к научно-позновательному направлению реализации  внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа позволяет уч...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для обучающихся 6 классов составлена из расчета  17.5 учебных часов ( 0,5 часа в неделю)...