Решение задач с помощью пропорций.
методическая разработка по математике (6 класс) на тему
Открытый урок по теме "Решение задач с помощью пропорций".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_reshenie_zadach_s_pomoshchyu_proportsiy.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Решение задач с помощью пропорций.
Цели: - систематизировать умения учащихся правильно определять тип пропорциональной зависимости, описанной в задаче, составлять краткую запись к задаче, анализировать полученный ответ;
- развивать опыт практических расчётов, творческие способности и логическое мышление;
- воспитать навыки работы в коллективе, самостоятельной работы, мотивировать к изучению математики.
Ход урока.
Приветствие.
Актуализация знаний.
1)проверить понимание понятия пропорци
Что такое пропорция?( Равенство отношений)
На доске несколько отношений: ; ; 4:5 = 12:15.
Являются ли эти отношения пропорциями?
Учитель опрашивает желающих. Обязательно должно прозвучать свойство пропорции.
2)проверить умение учащихся находить неизвестный член пропорции
а) На доске пропорции:
х : 3 = 4:6 5: х = 2: 6 .
Найдите неизвестный член пропорции.
Учитель опрашивает желающих. Ученик даёт ответ и объяснение, ссылаясь на свойство пропорции.
б) Ученики, используя свойство пропорции, решают пропорции на опросном листе.(3 мин)
; у:0,5 = 3:4 | ; к:2 = 15:3 | х:14 = 1,2:0,7; |
; 16:х = 2:10 | 7:3 = у:15; | ; 8:3 = 1,6:х |
3)проверить умение учащихся узнавать прямо и обратно пропорциональную зависимость
а) приведите примеры прямо пропорциональной зависимости (в том числе примеры пословиц);
б) приведите примеры обратно пропорциональной зависимости (в том числе примеры пословиц);
в) отгадайте загадку и укажите вид пропорциональной зависимости:
Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится. (Яма)
Решение задач
1) повторение алгоритма решения задач на пропорцию
Задачи в опросных листах одинаковые:
а) Для варки варенья из вишни на 6 кг ягод берут 4 кг сахара. Сколько килограммов сахара надо взять на 12 кг ягод?
Обсуждение задачи: Что необходимо сделать в первую очередь?(Определить вид зависимости)
Какая это зависимость? (Прямая пропорциональность) Почему? (Варенье предполагает одинаковое соотношение сахара и ягод)
Составим краткую запись условия:
(один из учеников выполняет задание на доске, остальные работают в тетрадях)
Ягоды Сахар
6кг - 4кг
12 кг - х кг
Составляем пропорцию и решаем:
6:12 = 4:х
Ответ:8 кг
б) Расстояние между городами пассажирский поезд прошёл со скоростью 80 км/ч за 3 часа. За сколько часов товарный поезд пройдёт то же расстояние, если он движется со скоростью 40 км/ч?
Скорость Время
80 км/ч - 3 ч
40 км/ч - х км/ч
80:40 = 3:х
Ответ: 6 ч
в) 3 комбайна могут убрать пшеницу с поля за 8 дней. За сколько дней уберут это поле 12 комбайнов?
г) Три петуха разбудили 6 человек. Сколько человек разбудят пять петухов?
Обратить внимание, что эта задача не решается с помощью пропорции!!!
2) ученики самостоятельно решают задачи в опросных листах
Подведение итогов (после проверки опросных листов на следующем уроке).
Похвалить и оценить активных учеников на уроке.
Домашнее задание: домашняя контрольная работа №8.
Фамилия Имя _____________________ Класс _______________ Дата _______________ Вариант 1. 1. Найдите неизвестный член пропорции: а) ; б) у:0,5 = 3:4. 2. а) Для варки варенья из вишни на 6 кг ягод берут 4 кг сахара. Сколько килограммов сахара надо взять на 12 кг ягод? б) Расстояние между городами пассажирский поезд прошёл со скоростью 80 км/ч за 3 часа. За сколько часов товарный поезд пройдёт то же расстояние, если он движется со скоростью 40 км/ч? в) 3 комбайна могут убрать пшеницу с поля за 8 дней. За сколько дней уберут это поле 12 комбайнов? г) Три петуха разбудили 6 человек. Сколько человек разбудят пять петухов? 3. Реши задачу самостоятельно: а) Из 30 кг свежих яблок выходит 10,5 кг сушёных. Сколько нужно взять свежих яблок, чтобы получить 14,7 кг сушёных? б) Теплоход прошёл расстояние между пристанями со средней скоростью 60 км/ч за 2,5 ч. За сколько времени пройдёт это же расстояние теплоход, если будет идти со скоростью 50 км/ч? 4*. Придумай задачу на пропорцию и реши её. |
Фамилия Имя __________________________ Класс _______________ Дата __________ Вариант 2. 1. Найдите неизвестный член пропорции: а) ; б) 16:х = 2:10 2. а) Для варки варенья из вишни на 6 кг ягод берут 4 кг сахара. Сколько килограммов сахара надо взять на 12 кг ягод? б) Расстояние между городами пассажирский поезд прошёл со скоростью 80 км/ч за 3 часа. За сколько часов товарный поезд пройдёт то же расстояние, если он движется со скоростью 40 км/ч? в) 3 комбайна могут убрать пшеницу с поля за 8 дней. За сколько дней уберут это поле 12 комбайнов? г) Три петуха разбудили 6 человек. Сколько человек разбудят пять петухов? 3. Реши задачу самостоятельно: а) Лыжник прошёл 44 км за 4,4 ч. За сколько часов он пройдёт 33 км при той же скорости движения? б) 4 комбайна могут убрать пшеницу с поля за 10 дней. За сколько дней уберут это поле 5 таких комбайнов? 4*. Придумай задачу на пропорцию и реши её. |
Фамилия Имя _________________________ Класс _______________ Дата ___________ Вариант 3. 1. Найдите неизвестный член пропорции: а) ; б) к:2 = 15:3 2. а) Для варки варенья из вишни на 6 кг ягод берут 4 кг сахара. Сколько килограммов сахара надо взять на 12 кг ягод? б) Расстояние между городами пассажирский поезд прошёл со скоростью 80 км/ч за 3 часа. За сколько часов товарный поезд пройдёт то же расстояние, если он движется со скоростью 40 км/ч? в) 3 комбайна могут убрать пшеницу с поля за 8 дней. За сколько дней уберут это поле 12 комбайнов? г) Три петуха разбудили 6 человек. Сколько человек разбудят пять петухов? 3. Реши задачу самостоятельно: а) На выработку 2,4 т синтетического каучука расходуется 4,8 т спирта. Сколько понадобится спирта для получения 14.4 т каучука? б) Всадник, двигаясь со скоростью 18 км/ч, преодолел некоторое расстояние за 1,5 ч. За какое время проедет всадник, если будет двигаться со скоростью 15 км/ч? 4*. Придумай задачу на пропорцию и реши её. |
Фамилия Имя ________________________ Класс _______________ Дата ____________
Вариант 4.
1. Найдите неизвестный член пропорции: а) 7:3 = у:15; б)
2. а) Для варки варенья из вишни на 6 кг ягод берут 4 кг сахара. Сколько килограммов сахара надо взять на 12 кг ягод?
б) Расстояние между городами пассажирский поезд прошёл со скоростью 80 км/ч за 3 часа. За сколько часов товарный поезд пройдёт то же расстояние, если он движется со скоростью 40 км/ч?
в) 3 комбайна могут убрать пшеницу с поля за 8 дней. За сколько дней уберут это поле 12 комбайнов?
г) Три петуха разбудили 6 человек. Сколько человек разбудят пять петухов?
3. Реши задачу самостоятельно:
а) Из 100 кг коровьего молока получают 3,8 кг масла. Сколько масла можно получить из 15 кг молока?
б) За 6 ч поезд прошёл 480 км. Какой путь прошёл поезд за 2 ч, если его скорость была постоянна?
4*. Придумай задачу на пропорцию и реши её.
Фамилия Имя _________________________ Класс _______________ Дата ___________ Вариант 5. 1. Найдите неизвестный член пропорции: а) х:14 = 1,2:0,7; б) 2. а) Для варки варенья из вишни на 6 кг ягод берут 4 кг сахара. Сколько килограммов сахара надо взять на 12 кг ягод? б) Расстояние между городами пассажирский поезд прошёл со скоростью 80 км/ч за 3 часа. За сколько часов товарный поезд пройдёт то же расстояние, если он движется со скоростью 40 км/ч? в) 3 комбайна могут убрать пшеницу с поля за 8 дней. За сколько дней уберут это поле 12 комбайнов? г) Три петуха разбудили 6 человек. Сколько человек разбудят пять петухов? 3. Реши задачу самостоятельно: а) В 150 граммах раствора содержится 6 грамма соли. Сколько граммов соли содержится в 175 граммах раствора? б) Для завоза песка на стройку требуется 10 грузовиков грузоподъёмностью 6 тонн. Сколько потребуется грузовиков, если грузоподъёмность будет 12 тонн? 4*. Придумай задачу на пропорцию и реши её. |
Фамилия Имя __________________________ Класс _______________ Дата __________
Вариант 6.
1. Найдите неизвестный член пропорции: а) ; б) 8:3 = 1,6:х
2. а) Для варки варенья из вишни на 6 кг ягод берут 4 кг сахара. Сколько килограммов сахара надо взять на 12 кг ягод?
б) Расстояние между городами пассажирский поезд прошёл со скоростью 80 км/ч за 3 часа. За сколько часов товарный поезд пройдёт то же расстояние, если он движется со скоростью 40 км/ч?
в) 3 комбайна могут убрать пшеницу с поля за 8 дней. За сколько дней уберут это поле 12 комбайнов?
г) Три петуха разбудили 6 человек. Сколько человек разбудят пять петухов?
3. Реши задачу самостоятельно:
а) За 0,9 кг мяса заплатили 72 рубля. Сколько можно купить мяса на 160 рублей?
б) Теплоход проходит свой маршрут со скоростью 50 км/ч за 4,8 часа. С какой скоростью должен идти теплоход, чтобы пройти это расстояние за 3.2 часа?
4*. Придумай задачу на пропорцию и реши её.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в 6 классе по теме: "Пропорция. Решение задач с помощью пропорции"
Конспект урока математики в 6 классе по теме: "Пропорция. Решение задач с помощью пропорции"...
Тема урока: «Решение задач с помощью пропорций»
Открытый урок в 6 классе. Тема урока: «Решение задач с помощью пропорций»...
контрольная работа по теме:"Решение задач с помощью пропорций"
2 варианта задач на прямую и обратную пропорциональности...
Разработка урока " Решение задач с помощью пропорции" в 6 классе
Данный урок разработан для 6 класса. Тип урока - обобщение. К нему есть презентация....
Решение задач с помощью пропорций
Данный урок является третьим из пяти уроков по теме «Решение задач с помощью пропорций» по программе «Математика 6» И.И.Зубарева, А.Г Мордкович. Актуальность изучения данной темы заключается в ин...
Пропорция.Решение задач с помощью пропорций.
проверка умений и навыков учащихся по теме «Пропорция», формирование навыков решения задач с помощью пропорции. развитие интереса к математике, воспитание любви к Родине, формирование основ выб...
Пропорции.Решение задач с помощью пропорций.
урок - путешествие...