Старинные русские меры длины
проект по математике (5 класс) на тему
Создание условий для обобщения и систематизации знаний по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet.docx | 52.31 КБ |
zadachi_.pptx | 639.55 КБ |
istoricheskaya.ppt | 1.78 МБ |
literaturnaya.pptx | 2.55 МБ |
proekt-zadanie.docx | 26.85 КБ |
refleksiya.doc | 34 КБ |
samootsenivanie_1.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Мера | Значение | |
в русских мерах | в метрических мерах | |
Верста | 100 саженей | 2,16 км |
50 саженей | 1,08 км | |
Сажень | 3 аршина | 2,16 м |
Аршин | 4 четверти | 72 см |
Локоть | 10 2/3 вершка | 48 см |
Четверть аршина, пядь | 4 вершка | 18 см |
Вершок | — | 4,5 см |
Пословицы и поговорки со старинными мерами длины
- От горшка два вершка, а уже указчик.
- У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла.
- Семь пядей во лбу.
- Сам с ноготок, а борода с локоток.
- Каждый купец на свой аршин меряет.
- Сидит, ходит, словно аршин проглотит.
- На аршин борода, да ума на пядь.
- Косая сажень в плечах.
- Полено к полену – сажень.
- Москва верстой далека, а сердцу рядом.
- От слова до дела – целая верста.
- Верстой ближе – пятаком дешевле. [6]
- На версту отстанешь – на десять догоняешь.
В детстве мы часто слышим пословицы, в которых используются старинные слова. Например: «От горшка два вершка, а уже указчик»,
«Семь пядей во лбу», «Каждый купец на свой аршин меряет»,
«Косая сажень в плечах», «Коломенская верста».
На уроках литературы мы изучаем классические произведения, в которых встречаются старинные слова, а на уроках математики - различные единицы измерения.
Задачи со старинными мерами длины
1. Сбор яблок. На расстоянии аршина одно от другого лежат в ряд 100 яблок. Перед первым яблоком стоит корзина, также на расстоянии 1 аршина от него. Спрашивается: какой путь совершит тот, кто возьмется собрать все эти яблоки так, чтобы брать их последовательно одно за другим и каждое отдельно носить в корзину, которая все время стоит на одном и том же месте?[1]
2. Длинная борода. Борода у человека растет, удлиняясь в неделю на 1/5 дюйма. Предположим, что борода растет с постоянной скоростью на протяжении всей жизни человека. Какой длины достигла бы борода у мужчины, который не брился в течение 30 лет? [1]
3. Собака никогда не догонит старика (софизм).(Русский вариант задачи об Ахиллесе и черепахе).
Собака бежит в 10 раз скорее старика,
который находится впереди нее на 100 саженей. Спрашивается, когда собака догонит старика? Приводим такое рассуждение: когда собака пробежит 100 саженей, старик будет находиться впереди нее на 10 саженей. Когда она пробежит и эти 10 саженей, то все-таки не догонит старика, который за это время успеет переместиться на 1 сажень. Тогда собака, чтобы догнать старика, должна будет пробежать 1 сажень, но старик, в свою очередь, переместится на 0,1 сажени и т.д.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Старинные меры длины Верста-1100км Сажень-2м Аршин-71см Локоть-44см Пядь-19см Вершок-45мм Фут-30см Дюйм-25мм
Задача 1 Для того чтобы сделать кормушку, взяли дощечку прямоугольной формы. Длина дощечки 3 пяди, а ширина 2 пяди. Узнайте периметр кормушки? Вырази в метрах и сантиметрах. Решение: P= (3+2) × 2=10( пядей) 10 пядей=190см=1м 90см Ответ:1м 90см Подсказка
Колос пшеницы за месяц в среднем вырастает на 9 вершков . Какой высоты будет колос со время жатвы в конце августа? Решение: 9 × 3=27(вершков) 45мм × 27=1215(мм) Ответ: 1215мм Подсказка
Задача 2 Собака усмотрела зайца в 150 саженях от себя. Заяц пробегает за 2 минуты 500 саженей, а собака за 5 минут 1300 саженей. За какое время собака догонит зайца? Решение: 500:2 =250(саженей)-заяц за 1 минуту. 1300:5=260(саженей)-собака за 1 минуту. 260-250=10(саженей)-больше собака, чем заяц. 150:10=15(минут)-собака догонит зайца. Ответ: собака догонит зайца за 15 минут. Подсказка
Задача 3 Братья сеяли пшеницу да возили в град-столицу ; знать, столица та была верст 15 от села. На каком расстоянии была столица от села? Выразите в метрах и километрах . Решение: 15 × 1000 = 15000 ( м) 15000м = 15 км Ответ : 15 км Подсказка
Ф.И. Рост в см Рост в дюймовочках Асия Рамазанова 157 62 Кристина Байкова 140 56 Марина Калинина 147 58 Юлия Симанчева 145 57 Мария Затылкина 165 66 Елизавета Антонова 150 60 Мы измерили девочек в дюймовочках
… мальчиков в мальчиках-с-пальчиках Ф.И. Рост в см Рост в мальчиках-с-пальчиках Юрий Миронов 151 25 Павел Маляев 149 24 Никита Попов 148 23 Владимир Тришин 149 24 Илья Шаров 133 21 Дмитрий Кулёв 156 27 Максим Нуштаев 155 26
Спасибо за внимание!
Верста 1 км
Сажень - 2 метра
аршин
локоть
Пядь 19 см
Вершок 45мм
фут
дюйм
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В настоящее время используется для измерения внутреннего диаметра труб, автомобильных шин, толщины досок и т.д. равен ширине большого пальца длина трех сухих зерен ячменя, взятых из средней части колоса ═ 2 см 54 мм (от голландского - большой палец)
или наибольший диаметр пули , снаряда. Отсюда название «трехлинейная винтовка», имеющая калибр 7 см 62 мм Линия старинная русская единица длины ширина пшеничного зерна диаметр нижней части (горловины) стекла керосиновых ламп обозначается калибр - диаметр канала ствола огнестрельного оружия 2,54 мм
Перст старинное название указательного пальца руки ═ ширина которого равна приблизительно использовался как мера длины или толщины предмета. Фут Средняя длина ступни человека = длина фута была уточнена через обмер ступней случайно взятых 16 лиц разного роста. Отсюда название двенадцатиперстная кишка (ее длина 25 см).
Вершок старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев руки (указательного и среднего ) Длина вершка составляет примерно 4см 4 мм
пядень (или четверть) от древнерусского слова пясть - кулак или пять - кисть руки . Пядь малая расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев руки, длина равна примерно Пядь великая расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, ее длина = -
До Петра Первого борода, особенно у бояр, служила признаком знатности рода и происхождения. Чем больше и длиннее была борода, тем больше должно было быть уважение к ее хозяину. Локоть расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака до локтевого сгиба. длина колебалась от ДО на Руси встречается с ХI в. и применяли ее в крестьянском хозяйстве, когда нужно было измерить длину изготовленной в домашних условиях шерстяной пряжи, ткани или пеньковой веревки.
расстояние между пятками или носками шагающего человека. Средняя длина шага равна = в Древнем Риме, Египте, Персии использовался шаг для определения расстояния между городами. в Древней Греции расстояние в «шагах» указывалось на придорожных столбах. В России в «шагах» определяли длину сторон земельных участков, расстояние между населенными пунктами. Существует даже специальный прибор - шагомер, который автоматически отсчитывает число пройденных шагов.
Аршин Купцы продавая товар, мерили его своим аршином. Рассчитывался от правой руки держащей лук до середины груди стрелка.
происходит от глагола сягать (досягать) - на сколько можно было дотянуться рукой. - расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины. " Косая сажень " - расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки. 2 М 48 СМ
ВЕРСТА старорусская путевая мера - расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. "Верстой" назывался верстовой столб на дороге. верста =
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание первое. Конёк Горбунок. В отрывке из сказки Петра Ершова «Конёк горбунок» говорится: «Да еще рожу конька ростом только 3 вершка, На спине с двумя горбами да с аршинными ушами». Из приведённого отрывка определите рост и длину ушей «конька» в сантиметрах?
Ответ: Решение: 3 * 4,5=13,5(см)-рост. Ответ: рост - 13,5см,уши - 71см . Вот и получается, что у конька уши в 5 раз больше своего роста.
Задание четвёртое . Сказка о попе и работнике его Балде . А. С. Пушкин в сказке «О попе и работнике его Балде », написал: «Кобылу подними ты, да неси полверсты.» Сколько это полверсты?
Ответ: Решение: верста -1 000 метров, то полверсты- 500 метров Ответ: 500 метров
Задание второе . Дюймовочка . В известной сказке Г.Х.Андерсена говорится, что Дюймовочка была в дюйм росту. Также в ней говорится, что она ела половину зернышка. Так какую часть от своего роста ела Дюймовочка ?
Ответ: Решение : 0,5:3=1/6 Ответ:1/6 от роста.
Задание третье . Му-му . В произведении Тургенева говорится: «… самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения». Вычислите рост Герасима в сантиметрах.
Ответ: Решение: 4,5 *12=54(см) Ответ: 54 см.
Получается, что Герасим чуть больше новорождённого, довольно странно для «богатыря», вам не кажется?
Задание третье . Сказка о Царе Салтане . А.С . Пушкин говорит, что у царя Салтана родился сын « в аршин». Найдите рост будущего князя в сантиметрах.
Ответ: Решение: 1 аршин=71 см. Ответ: 71см.
Удивительно, как новорожденный оказался больше Герасима?
Секрет. Секрет таких ляпов в русских сказках прост: дело в том, что в старину рост человека определялся в вершках свыше обязательных для нормального человека двух аршин (то есть 1 м 42 см) Таким образом, рост Герасима в Муму достигал 1 м 95см. Это же правило касалось и роста лошадей. Значит Конёк Горбунок был не слишком низкорослым (хотя с довольно большими ушами).
Задание пятое . Мальчик с пальчик. Вдруг услышала кто то на лавке плачет. Развернула тряпку, а в ней лежит мальчик ростом с пальчик. Какая в этом отрывке используется мера длины?
Ответ : Ответ: Мальчик с пальчик.
Задание шестое. Сам с кувшин, борода с аршин. Он рассказал будто бы где-то живёт человек, обладающей такой силой, что ему ничего не стоит поднять на ладони целую деревню. Наложи мне мисочку!- попросил сам с кувшин, борода с аршин. Силач, не поскупившись, наложил ему полную миску. Сколько сантиметров бала борода?
Ответ: Решение: 1 аршин- 71 см Ответ: 71 см
Задание седьмое. Глупый волк. Портной зашел сзади, схватил волка за хвост, намотал его на руку и давай по бокам аршином лупить, бьёт да приговаривает: «Аршин вдоль, аршин поперёк! Аршин вдоль, аршин поперёк!» О каком аршине тут говорится?
Ответ: Ответ:«Прут, палочка, тесьма ровно в эту меру».«Линейка длиною в один аршин с нанесёнными на ней делениями, служащая для измерения.
Пословицы и поговорки
Как говорят о человеке, который очень мудрый? Семь пядей во лбу.
Как говорят о человеке крепкого, крупного телосложения? Косая сажень в плечах.
Что означает поговорка: За семь верст киселя хлебать? Ехать, идти далеко без особой надобности.
Что означает выражение : Мерить версты? Ходить на большое расстояние.
Про кого говорят : Как аршин проглотил? Так говорят о человеке, который держится неестественно прямо.
Предварительный просмотр:
Проект «Старинные русские меры длины» 5в
№ п/п | Название рабочей группы | Вопросы и задания для исследования | Форма отчетности | Состав группы |
Историки |
| Презентация, выступление на конференции | ||
Читатели |
| Проведение викторины в своем классе | ||
Математики |
| Презентация, выступление на конференции | ||
Художники |
| Инсценировка выставка | ||
Оформители |
| Газета буклеты |
Предварительный просмотр:
Рефлексия (самооценка совместной работы)
В ходе моего проекта я... | Всегда | Иногда | Никогда |
Предлагал новые идеи и направления | |||
Определял цели, ставил задачи | |||
Ждал помощи от участников группы | |||
Принимал участие в совместной работе | |||
Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения | |||
Помогал группе в выборе правильных решений | |||
Анализировал, делал выводы | |||
Находил и исправлял ошибки | |||
Осознавал ответственность за общее дело | |||
Был сосредоточен на выполнении задачи | |||
Продолжал пытаться, даже если не получалось | |||
Делал свое дело хорошо |
Предварительный просмотр:
ИТОГОВАЯ САМООЦЕНКА УЧЕНИКАМИ КАЧЕСТВА
проведенного учебного исследования
Группа _________________________
Показатель | Отлично | Хорошо | Можем лучше | Комментарий учителя |
Тема и цель исследования четко сформулированы | ||||
Исследование отвечает | ||||
Все аргументы подтверждены ссылками | ||||
Умение находить, анализировать, обрабатывать, интегрировать и оценивать информацию | ||||
Подготовленная презентация отражает | ||||
Чёткое планирование работы всей группы и каждого члена группы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
старинные русские меры длины
Предмет: математикаТема: Отрезок. Длина отрезка.Урок: «Старинные русские меры длины»Основная цель проекта: развитие кругозора познавательной деятельности у учащихся.Обучающий аспект проекта:Форм...
Старинные русские меры длины, веса, объёма
Старинные русские меры длины, веса, объёма....
Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.
Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация....
СТАРИННЫЕ РУССКИЕ МЕРЫ ДЛИНЫ 20.12.13
работа содержит определение старинных мер длины, их современное применение, проведенный эксперимент...
Внеклассное мероприятие "Старинные русские меры длины"
Межпредметная интергированная работа в четырех направлениях: математика, информатика, история, библиография. Целью данной работы является исследование появления и развития старинных русских мер длины ...
Учебный проект "Старинные русские меры длины"
Разработка направлена на организацию проектной деятельности на уроке, интегрирует знания по матеамтике, информатике и истории...
Старинные русские меры длины
информация...