Деятельность учителя математики по привитию интереса к чтению.
статья по теме
Забота о детском чтении -это проявление гумманитарной культуры учителя. Воспитание у детей любви к чтению - дело педагогической чести.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_deyatelnost_uchitelya_matematiki_po_privitiyu_interesa_k_chteniyu.docx | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья.
Деятельность учителя математики по привитию интереса к чтению.
учитель математики Лавренова Н.В.
ГБОУ школа № 476 Санкт-Петербурга.
Проблема интересного урока не нова.
Мне кажется, что современный урок – это урок, на котором ученики должны открывать и создавать что-то новое, собственный продукт творчества. Урок, где открытие обращается в изобретение, изобретение – в проект, проект – в технологии реальной деятельности.
Мы постоянно не только учим, но и учимся сами. Одна из проблем которую мы пытаемся решить в нашей школе – это привлечь детей к книге, к чтению, ведь снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции.
Читающий человек – культурный человек, культурная личность, социально защищенный человек – залог устойчивости социума, членом которого он является.
Становиться понятно и очевидно, что привитие интереса к чтению, привлечение к чтению – это одна из главнейших задач учителей. И именно школа и дает мощный толчок к чтению.
Чтение – это радость открытия
Чтение – это награда
Чтение – это успех
Итак, мы – за чтение в удовольствие.
Чтение как форма учебной деятельности является обязательным компонентом практически любого предмета. Вопросы, с которыми приходится сталкиваться учителю, относятся к выбору соответствующих стратегий чтения: выборочное и беглое – сплошное чтение; чтение с проработкой читаемого и без такого рода проработки; чтение и понимание – запоминание и воспроизведение: условия активного и пассивного чтения. Можно сделать вывод, что качество чтения определяет успешность освоения практически любого предмета школьной программы, и это значит, что приобщение к чтению может целенаправленно осуществляться не только на уроках литературы. «Текст» является одним из ключевых факторов всего образовательного процесса.
Говорят, чтение стало модным!
Говорят, с книгами жизнь становится ярче и интереснее.
Говорят, важно, чтобы в твоих руках вовремя оказалась именно та книга, которую ты ждешь.
Говорят….
Но мало говорить – надо действовать.
Одним из новых эффективных путей приобщения к чтению современных школьников стал проект «Успешное чтение», который реализуется Фондом поддержки образования Санкт-Петербурга. Именно он может стать мотивационным инструментом образовательного процесса.
Миссия проекта - приобщение детей, подростков и молодежи к чтению за счет формирования нового имиджа чтения:
- как образовательной программы «длиной во всю жизнь»;
- как основы успешности процесса обучения в школе;
- как средства самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром;
- как способа получения удовольствия в духовной сфере.
Цель проекта: создание в образовательных учреждениях условий для развития читательской культуры школьников.
Целевая аудитория проекта: учащиеся, их родители, педагоги и администраторы образовательных учреждений.
Задачи проекта:
- Помочь образовательным учреждениям спроектировать среду приобщения школьников к чтению.
- Создать всероссийскую профессиональную сеть поддержки и развития детского чтения.
- Подготовить группу специалистов по развитию детского чтения.
Девизы проекта:
- Книжная культура – основа современной культуры, ее сохранение и развитие –
важная миссия человечества.
- Смена книжного формата не меняет сути культуры.
- Читающие люди более успешны в жизни, чем их антиподы.
- Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения.
- Скажи мне – что ты читаешь, и я скажу – кто ты.
Программы проекта:
«Хорошее время читать»
«Реклама книги»
«9 текстов для самообразования»
«Горячая десятка»
«Read & art»
«Книга на сцене»
«Семейное чтение»
«Размышление о Маленьком принце»
«Книга на уроке»
Я работаю по одной из программ проекта «Книга на уроке»: учащимся предстоит совершить необычное путешествие в мир книги, почувствовать себя историками, первооткрывателями, художниками…
Так, например, вместе с ребятами 5 класса мы прочитали книгу В.Медведева «Баранкин, будь человеком!», и эта книга пришла к нам на урок. Учащиеся с удовольствием выполняли творческое домашнее задание: используя сюжет книги, составили математическую задачу по теме «Действия с десятичными дробями». А потом мы вместе работали на таком необычном уроке математики, где оживали страницы книги, с нами происходили необыкновенные чудеса и превращения. В конце урока мы доказали Баранкину, что надо учиться и сами не только поняли изучаемую тему, но и пришли к выводу, что нужно всегда оставаться человеком! К детям пришло понимание того, как книга может щедро отвечать на любовь к ней и учить даже тогда, когда они этого не ждут, и, может быть, иногда и не хотят.
Мною представлена методическая разработка урока математики в 5 классе по теме: «Деление на десятичную дробь» (по книге В.Медведева «Баранкин, будь человеком!») с использованием компьютерной презентации в формате Microsoft PowerPoint и методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: «Пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости» (по книге А.Грина «Алые паруса»), так же с использованием компьютерной презентации в формате Microsoft PowerPoint.
Тип уроков: урок-обобщение, закрепление полученных знаний.
Считаю, что материалы имеют практическую значимость, актуальность и возможность широкого применения участниками образовательного процесса. Похожую модель урока можно применить к любой изучаемой теме математики, прочитав различные литературно-художественные произведения. Причём это может быть как урок обобщения, так и урок изучения нового материала и пр. Нужно только проявить свою фантазию.
В нашей школе работа строится следующим образом:
- выбираем литературное произведение на параллель классов и читаем его;
- проводим цикл уроков по разным предметам, используя это литературное произведение, достигая образовательные цели и задачи проекта;
- выполняем с учащимися творческие задания различного характера (рисунки, кроссворды, составляем электронные сборники задач, создаём компьютерные презентации, сочиняем задания, используя сюжет книги и пр.) В творческом процессе участвуют не только учителя, но и учащиеся. Компьютерные презентации на таких уроках несут как образовательную функцию, так и помогают спланировать яркий и интересный урок, наполненный фрагментами мультфильмов, художественных фильмов или музыкальными фрагментами.
Заканчивая разговор о чтении в школе, хочется подчеркнуть, что сфера педагогической ответственности выходит за рамки традиционного обучения чтению в начальной школе и общих подходов к литературному образованию. Актуальной задачей в приобщении школьников к чтению является открытое взаимодействие всего педагогического коллектива.
Забота о детском чтении – это проявление гуманитарной культуры самого учителя. Уместно вспомнить слова Ш.А. Амонашвили:
«Воспитание у детей любви к чтению – дело педагогической чести».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ деятельности учителя математики 2010-2011 учебный год
За время педагогической работы сделала вывод о том, что успешным ученик становится лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания, умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а так...
Важные аспекты в деятельности учителя математики по подготовке к ЕГЭ
система работы учителя...
Презентация "Привитие интереса к чтению у школьников"
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта кн...
Привитие интереса к чтению книг.
В данной разработке представлены методические рекомендации родителям, как привлечь детей к чтению книг....
Привитие интереса к чтению на уроках литературы
Из обобщения опыта...
Привитие интереса к чтению у воспитанников специальной школы
На протяжении многих веков книга являлась единственным источником информации, которую передавали из поколения в поколение. В XXI веке роль книги изменилась, пропал интерес к чтению у подра...
Учебно-методическая статья « Привитие интереса к чтению»
Рекомендации для педагогов и родителей по формированию навыков чтения у детей с ОВЗ...