Некоторые приемы формирования вычислительных навыков у пятиклассников.
статья по математике (5 класс) на тему
В работе описаны некоторые приемы формирования вычислительных навыков у пятиклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekotorye_avtorskie_priemy_formirovaniya_vychislitelnoy_kultury_pyatiklassnikov.docx | 15.91 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕКОТОРЫЕ АВТОРСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ПЯТИКЛАССНИКОВ
Чернышев Э.Н.,
учитель МБОУ СОШ № 3
г.Красный Сулин
Недавно в одном из журналов (См. Математика в школе, 1995, №5, стр. 3; статья Арнольд И.В. «О задачах по арифметике») мне попалась на глаза задача, которая начинается так:
«Несколько купцов, а именно человек …», которая вызвала недоумение, ведь даже выражения и в школьных учебниках не встречаются.
Вот еще пример: «В трех рощах 4160 берез. Сколько берез в каждой роще, если в первой роще берез в три раза больше, чем во второй, а в третьей столько, сколько в первых двух вместе?». Здесь удивление вызывает нереальная точность жизненных наблюдений: вот точно в три раза больше!
А сколько числовых данных можно извлечь при рассмотрении движений по озеру или реке, из описаний путешествий или производственных процессов, расчета рациона, изучения геометрических фигур…
Все это имеет место быть в наших учебниках и направлено, очевидно, на то, чтобы придать процессу овладения вычислительными навыками некий «жизненный» контекст, пусть даже немного утрирующий представления школьников о здравом смысле (ну кто же это так тщательно четыре с лишним тысячи берез пересчитал? для чего?). В таких сюжетных задачах ученики видят образы реальных процессов, а, следовательно, формируют личностный мотив разрешения проблемной ситуации («где знакомо, там понятно»).
Большинство сюжетных математических задач направлено на развитие логичности мышления и вычислительных навыков. Вместе с тем, наличие сюжета отвлекает слабого ученика от математического смысла, дезориентирует его в учебной деятельности. Однако, есть и другой путь решения задачи формирования вычислительных навыков, - путь выполнения специальных упражнений, лишенных «здесь и сейчас» всякого сюжетного смысла.
В нашей работе для формирования у школьников сознательных и прочных вычислительных навыков используем различные методические приемы. Школьники имеют гораздо мепньше затруднений в изучении математики при достаточно высокой сформированности вычислительных навыков. Используем карточки с числами; предлагаем сравнить, сложить, вычесть, умножить или разделить эти числа. Другие приемы – это дидактические игры «Математическое лото», «Быстрый счетчик», «Математический футбол» и др. Но для слабого ученика эта работа на уроке явно недостаточна. Ему необходимо выполнять систему вычислительных упражнений в самостоятельном режиме. Для этого использую карточки с тематическими заданиями (см. Приложение). Выполнение таких заданий не регламентировано по времени; темп решения ученик устанавливает сообразно своим возможностям. Результаты свидетельствуют о положительном влиянии использования приведенных карточек в формировании вычислительных навыков не только слабых, но и сильных обучающихся, для которых выполнение однотипных упражнений есть прием релаксации, средства временного отстранения от решения сложной задачи.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование вычислительных навыков на уроках математики
Проект учителя с презентацией...
О формировании вычислительных навыков
Статья о формировании вычислительных навыков...
Формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-9 классах общеобразовательной школы
Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. Кроме того, вычисления актив...
Использование занимательных технологий в формировании вычислительных навыков у школьников с интеллектуальной недостаточностью
Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностью учащегося, - одна из наиболее важныхв теории специальной педагогики и практики школы...
формирование вычислительных навыков на уроках математики
Самообразование учителя. Цель данной работы: выявление значения устных упражнений как одного из наиболее эффективных средств формирования устных вычислительных навыков учащихся 5-9 классов...