Дробно – рациональные уравнения
план-конспект урока по математике на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Дробно – рациональные уравнения»
Цели: 1. Систематизировать, обобщить знания и умения учащихся по применению методов решения уравнений;
2. способствовать формированию умений применять приёмы сравнения, обобщения, выделения главного; развивать творческие способности учащихся путём решения усложнённых уравнений;
3. побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности.
Оборудование: оценочные листы у учащихся, отпечатанные тесты, таблицы с уравнениями, таблица «Способы решений квадратных уравнений».
І.1). Сообщение темы занятия и целей.
2). Устные упражнения: а). Чтобы решать уравнения, нужно совершать ряд преобразований, и делать это следует очень осмотрительно. Решая уравнения, ученик рассуждал так:
Пример 1 | Пример 2 |
х(х + 3) = 2х х + 3 = 2 х = -1 Ответ: -1 | х2 + х – 1 = 4х – 3 х2 – 3х + 2 = 0 х = 1 или х = -2 Ответ: -2; 1 |
Правильно ли рассуждал ученик?. (В результате неравносильных преобразований в уравнении 1 потерян корень х = 0, а в примере 2 появился посторонний корень х = 1)
1).Что называется областью определения уравнения? (Множество всех значений х, при которых определены обе части уравнения)
2). Что называется корнем или решением уравнения? (Значение неизвестного, при подстановке которого в уравнение, получается верное числовое равенство. Решить уравнение - значит найти все его корни или доказать, что их нет.)
2. Классификация рациональных уравнений по виду.
3. Проверка навыков решения простейших уравнений
Устный счет (приложение)
4. Главная задача при решении любого уравнения – свести его к простейшему.
Алгоритм решения дробно – рационального уравнения
- Разложение знаменателей на множители.
- Записать ОДЗ.
- Найти общий знаменатель.
- Умножить обе части уравнения на общий знаменатель.
- Решить полученное целое уравнение.
- Записать ответ, исключив корни, не удовлетворяющие ОДЗ.
Замечание: можно вместо нахождения ОДЗ выполнить проверку уравнения.
5. Решить уравнение двумя способами. (У доски)
6. Решить уравнение введением новой переменной: ( ОДЗ: х)
Пусть t, тогда
+ и т. д.
Ответ: -1; ; ; 4
7.Решить рациональное уравнение: (самостоятельно) ОДЗ:()
Разложим на множители трёхчлен: 4 +10х – 6х2 = -6 (х+)(х – 2) = -2 (3х + 1)(х – 2)
Приведём к общему знаменателю
-16х2 +35х – 6 = 0
Д = 1225 – 384 = 841, 29
х = 2 (не удовлетворяет условию)
х = Ответ:
8.Тестирование .
Проверка «Дистанционное голосование»
9. Д/з: решить 5-10 примеров по данной теме занятия из тестов ОГЭ.
10.Итог занятия: результаты учащихся
Приложение
Тест Тест
№ п/п | Вариант І | Ответы | № п/п | Вариант І | Ответы | |
1 | = 0 | -6 | 1 | = 0 | -6 | |
2 | -4 | 2 | -4 | |||
3 | -1; 3 | 3 | -1; 3 | |||
4 | 4; -4 | 4 | 4; -4 | |||
5 | х2 + 9 = 0 | Ø | 5 | х2 + 9 = 0 | Ø | |
6 | Любое | 6 | Любое |
Тест Тест
№ п/п | Вариант 2 | Ответы | № п/п | Вариант 2 | Ответы | |
1 | 11 | 1 | 11 | |||
2 | 0 | 2 | 0 | |||
3 | 6 | 3 | 6 | |||
4 | 3; 1 | 4 | 3; 1 | |||
5 | Ø | 5 | Ø | |||
6 | х2 = 11 | 6 | х2 = 11 |
1
№ п/п | Примеры | Ответы | Фамилия |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 |
2
№ п/п | Примеры | Ответы | Фамилия |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 |
3
№ п/п | Примеры | Ответы | Фамилия |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 |
4
№ п/п | Примеры | Ответы | Фамилия |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 |
5
№ п/п | Примеры | Ответы | Фамилия |
1 | |||
2 | x- | ||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 |
6
№ п/п | Примеры | Ответы | Фамилия |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 |
№ п/п | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
№ п/п | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
№ п/п | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 |
Лист самооценки
Фамилия, имя | |||
№ п/п | Задания | Условия оценивания | Оценка |
1 | Тест «Да-нет» | № 1-6 – «5» № 1-5 – «4» № 1-4 – «3» | |
2 | «Найди ОДЗ» | № 1-3 – «5» № 1-2 – «0» | |
3 | Работа в группе | Правильное решение – «5» Наличие одной вычислительной ошибки – «4»; 2 ошибки – «3» | |
4 | Тренажер «Карусель» | № 1-5 или 6 – «5» № 1-4 – «4» № 1-3 – «3» | |
5 | Оценка за урок | Найти среднее арифметическое оценок |
Лист самооценки
Фамилия, имя | |||
№ п/п | Задания | Условия оценивания | Оценка |
1 | Тест «Да-нет» | № 1-6 – «5» № 1-5 – «4» № 1-4 – «3» | |
2 | «Найди ОДЗ» | № 1-3 – «5» № 1-2 – «0» | |
3 | Работа в группе | Правильное решение – «5» Наличие одной вычислительной ошибки – «4»; 2 ошибки – «3» | |
4 | Тренажер «Карусель» | № 1-5 или 6 – «5» № 1-4 – «4» № 1-3 – «3» | |
5 | Оценка за урок | Найти среднее арифметическое оценок |
Лист самооценки
Фамилия, имя | |||
№ п/п | Задания | Условия оценивания | Оценка |
1 | Тест «Да-нет» | № 1-6 – «5» № 1-5 – «4» № 1-4 – «3» | |
2 | «Найди ОДЗ» | № 1-3 – «5» № 1-2 – «0» | |
3 | Работа в группе | Правильное решение – «5» Наличие одной вычислительной ошибки – «4»; 2 ошибки – «3» | |
4 | Тренажер «Карусель» | № 1-5 или 6 – «5» № 1-4 – «4» № 1-3 – «3» | |
5 | Оценка за урок | Найти среднее арифметическое оценок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры 8 класс "Решение дробно-рациональных уравнений"
Приводится конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение дробно-рациональных уравнений"...
Решение дробных рациональных уравнений
Презентация содержит демонстрационный материал к обяснению нового материала по теме "Решение дробных рациональных уравнений". Учебник Макарычева Ю.Н. и др. "Алгебра 8"...
Решение дробно - рациональных уравнений с модулем.
Данная презентация разработана для подготовки учащихся 10 классса к КДР, может быть полезна для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ....
Урок алгебры в 8-м классе "Решение дробно-рациональных уравнений"
Урок закрепления изученного материала проводится в форме игры "Лабиринт". Задания в лабиринте дифференцированы по уровням сложности, что позволяет учащимся выбрать наиболее походящий для себя режим ра...
Урок в 8 классе"Решение дробных рациональных уравнений"
Урок формирования умений и навыков....
урок алгебры в 8 классе по теме "Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений"
урок - путешествие по городам Белгородской области (с презентацией)...
Разработка урока по теме "Решение дробных рациональных уравнений"
Алгебра возникла в связи с решением разнообразных задач при помощи уравнений. Обычно в задачах требуется найти одну или несколько неизвестных, зная при этом результаты некоторых дей...