урок алгебры в 8 классе по теме "Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений"
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме
урок - путешествие по городам Белгородской области (с презентацией)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_algebre.rar | 713.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока:
Закрепить умения учащихся решать дробные рациональные уравнения, вырабатывать умения составлять уравнения по условию задач, создать условия для освоения учащимися методов и приемов исследовательской деятельности;
Способствовать развитию мышления, умений анализировать, сопоставлять, работать по алгоритму, устанавливать цепочки логических рассуждений;
Способствовать развитию коммуникативных способностей личности учеников;
Содействовать формированию навыков самостоятельной работы, навыков работы на компьютере;
Способствовать расширению кругозора учащихся, формированию чувства гордости за родной край.
- Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок. У нас присутствуют гости, и на уроке мы немного попутешествуем.
Эпиграфом к уроку будут слова Д. Пойа: «Умения решать задачи – практическое искусство, подобное плаванию или катанию на лыжах, или игре на фортепиано: научиться этому можно, лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь». Поэтому на уроке мы будем подражать избранным образцам и решать задачи с помощью уравнений.
- Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были, решив задания, из мозаики составить герб города, определить чей это герб и найти яркие факты про этот город или район Белгородской области.
( учащиеся должны были решить дома 4 задания, из ответов которых надо составить герб какого – либо города Белгородской области и подготовить небольшое сообщение о нем; один ученик отмечает этот город красным флажком с гербом, другой в это время делает небольшое сообщение)
1. . 2. При каких значениях x значение функции равно 5. 3. Катер, развивающий в стоячей воде скорость 20 км/ч, прошел 36 км против течения и 22 км по течению, затратив на весь путь 3 ч. Найти скорость течения реки. 4. | Новый Оскол Районный центр. Основан в 1647 году во время создания Белгородской черты как город – крепость Царев – Алексеев. Через 8 лет получил название, которое носит и поныне. Сейчас в городе есть техникум механизации сельского хозяйства(1935), завод железобетонных изделий, мебельная фабрика, кирпичный завод и другие объекты социального значения. |
1. 2. При каких значениях x значение функции равно -3. 3. Моторная лодка, скорость которой в стоячей воде 15 км/ч, прошла по течению реки 35 км, а против течения 25 км. На путь по течению реки она затратила столько же времени, сколько на путь против течения. Какова скорость течения реки? 4. | Алексеевка Административный центр. В 17 веке на месте города была слобода, которая названа по имени первого владельца – князя Алексея Михайловича Черкасского. Здесь впервые было получено масло из семян подсолнечника. Сейчас здесь действуют эфирный, молочноконсервный комбинаты, завод химического машиностроения, сахарный и другие. Есть профессиональное училище, педагогический и сельскохозяйственный колледжи. |
1. 2. При каких значениях x значение функции равно 0 3. Турист проплыл на лодке против течения реки 6 км и по озеру 15 км, затратив на путь по озеру на 1 ч больше, чем на путь по реке. Зная, что скорость течения реки равна 2 км/ч, найти скорость лодки при движении по озеру. 4. | Шебекино Центр крупного района, расположен в живописной долине при впадении рек Кореня и Корчи в Нежеголь, приток Северского Донца. В 1928 году Шебекино стал районным центром, а в 1938 году – был преобразован в город. С июня 1942 года город был оккупирован фашистами. Освобожден 1943 года 9 февраля. В послевоенные годы в Шебекино развивается химическая промышленность. Здесь также работают машиностроительный, авторемонтный, кожевенный заводы, комбинаты стеновых и строительных материалов. |
1. 2. При каких значениях x значение функции равно 2. 3. Числитель несократимой дроби на 5 меньше ее знаменателя. Если числитель этой дроби кменьшить на 2, а знаменатель увеличить на 16, то дробь уменьшится на . Найти эту дробь. 4. | Короча Районный центр. Возник в 1637 году как крепость Белгородской черты. Короча славится садами. В городе – крупнейший завод по переработке фруктов. Работают также кирпичный завод, маслозавод, пищекомбинат. В Короче существует сельскохозяйственный техникум, преобразованный в 1965 году в совхоз – техникум, готовящий полеводов и плодоовощоведов. |
- Актуализация знаний.
Вы уже немало знаете об истории Белгородской области. Эта история очень древняя.
История Белгородского края берет свои истоки в глубокой древности. Первые следы пребывания древних людей на Белгородчине относятся к межледниковому периоду. Позднее эту территорию населяли скифские племена.
В 8 веке на территории Белгородчины разместились ирано – язычные аланские племена, пришедшие сюда из Предкавказья. В 9 веке в землях восточных славян возникло Древнерусское государство, столицей которого был Киев. Белгородчина – это пограничная лесостепная полоса. Жителям ее приходилось отражать набеги степняков – кочевников.
Одно из произведений древнерусской литературы повествует о походе Новгород – северского князя против половцев в 1185 году.
Определить название этого произведения нам помогут ответы следующего теста:
- Восстановите формулу а2 - в2=:
А. а2 + 2ав + в2; Б. а2 - 2ав + в2; В. (а – в)(а + в); Г. (а – в )2.
2. Какое из квадратных уравнений является приведенным:
А. х2 – 11х + 30 = 0; Б. 8х2- 7х = 0; В. х + 4 = 12; Г. х(4х + 9) = 0.
3. Выбрать формулу для вычисления дискриминанта квадратного уравнения:
А. в – 4ас; Б. в2 + 4ас; В. в2 – ас; Г. в2 - 4ас;
4. Квадратное уравнение х2 – 9х + 20 = 0 имеет корни:
А. 5 и 4; Б. -5 и 4; В. -5 и -4; Г. 5 и -4.
5. Какое из выражений не имеет смысла при х = 1 и х = 5?
А. Б. В. Г.
6. Даны выражения: 1) 2) 3) Какие из них не имеют смысл при х = 1?
А. 1 и 2; Б. 1 и 3; В. только 1; Г. 1, 2 и 3.
События, описанные там непосредственно связаны с историей Белгородского края. Именно на нашей земле произошла встреча русских князей, после чего объединенное войско направилось к местам кочевий половцев, желая застигнуть их врасплох.
Эта встреча произошла на реке Оскол у Холок.
В «Слове» описана и природа Белгородской земли. Кроме того, по мнению белгородских историков, солнечное затмение, описанное в «Слове», дружины князя Игоря встретили на Белгородчине в районе Тавровой горы.
Свидетелем еще многих событий была белгородская земля. Но лишь во времена царствования Екатерины Первой (1725 – 1721) была образована Белгородская губерния. Это 1727 год. В те времена Белгородская губерния объединяла многие города, которые сейчас образуют другие области.
- Сообщение темы и цели урока.
За прошедшие времена Белгородская губерния, область претерпевала многие территориальные изменения. На сегодняшнее время в состав Белгородской области входят 21 район и 10 городов. Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие по городам и районам Белгородской области.
Темой урока будет: «Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений».
Какие цели вы ставите перед собой на этом уроке?
(закрепить решение дробных рациональных уравнений, продолжать учиться составлять уравнения по условию задачи, получить новые сведения о Белгородской области)
Я согласна с вашими целями. Но мне бы хотелось посмотреть как вы умеете рассуждать, обосновывать свое решение, работать по алгоритму.
Вспомним:
- какое уравнение называется дробным рациональным?
- что значит решить уравнение?
- по какому алгоритму решаются дробные рациональные уравнения?
- почему знаменатель не должен равняться 0?
- Решение задач.
У – На прошлой неделе вы получили карточки с числами. Ваша задача была найти в истории Белгородского края факты, связанные с этими числами и подготовить небольшую презентацию. Решая задачи и уравнения, мы проверим, как вы справились дома с этим заданием.
(ученики решают задачи: 1 – условие и составляет уравнение, 2 – решает это уравнение)
Перед вами карточки с задачами…
- Для перевозки 44 тонн груза необходимо некоторое количество машин. Поскольку на каждую машину грузили на 2 тонны меньше, чем планировали, то дополнительно понадобилось 11 машин. Сколько машин планировалось использовать вначале?
(ответ: 11 машин)
Каким образом вы связали число «11» с Белгородской областью?
Группа учеников, у которых была карточка с числом «11», герб города укрепляют на карте Белгородской области в положенном месте; в это время показывая слайды рассказывают более подробно про этот город ( в рассказе должно упоминаться число «11»)
В 11 км восточнее поселка Ровеньки расположен природный парк «Ровеньский» площадью 1338 га. Организован в 1998 году. Характеризуется разнообраными биогеоценозами. Является охраняемой природной территорией Белгородской области. Здесь произрастают редкие виды растений, отмечены редкие виды насекомых, встречаются птицы, нуждающиеся в охране.
- Во время прогулочного рейса теплоход прошел по течению реки 104 км, затем, развернувшись обратно, - 96 км. На весь путь теплоход затратил 4 часа. Найти собственную скорость теплохода, если скорость течения реки 2 км/ч.
(ответ: 50 км/ч)
Каким образом вы связали число «50» с Белгородской областью?
Группа учеников, у которых была карточка с числом «50», герб города укрепляют на карте Белгородской области в положенном месте; в это время показывая слайды рассказывают более подробно про этот город ( в рассказе должно упоминаться число «50»)
В 2004 году исполнилось 50 лет со дня строительства Лебединского рудника, расположенного в Губкинском районе, где было открыто Лебединское железорудное месторождение Курской магнитной аномалии. Свое название город Губкин получил по имени геолога, создателя нефтяной геологии, исследователя железорудных месторождений Курской магнитной аномалии.
- Физкультминутка.
Как вы считаете, мы хорошо работаем?
А для чего нужны глаза?
А для чего нужны уши?
А для чего нужна голова?
Откиньтесь на спинку стула. Посмотрите в потолок. Поднимите руки вверх, и пусть вся ваша усталость и лень уйдет…
- Самостоятельная работа. Тест.
Работаем хорошо, но чтобы получить полное удовлетворение от своей проделанной работы, надо проверить, как мы научились ее делать. Для этого вам предлагаю решить небольшой тест.
( ученики работают индивидуально)
(выполняют задания, по истечении определенного времени обмениваются работами и проверяют ответы с ключом теста, который находится на экране)
Выставляют оценку друг другу в оценочный лист.
1. Какие из уравнений являются дробными рациональными? А. 2х + 5 = 3(8 - х); Б. В. Г. 2. Даны выражения: 1) 2) 3) . Какие из них не имеют смысл при у = 2? А. 1 и 2; Б. 1 и 3; В. только 1; Г. 1, 2 и 3. 3. Уравнение имеет корни: А. 13; Б. -2 и 4; В. 13, -2 и 4; Г. нет решений. 4. Расстояние по реке между двумя деревнями равно 2 км. На путь туда и обратно моторная лодка затратила 22 мин. Чему равна собственная скорость лодки, если скорость течения реки равна 1 км/ч? Пусть х км/ч – собственная скорость лодки. Какое из уравнений соответствует условию задачи? А. 2(х + 1) + 2(х – 1) = 22; Б. В. Г. 5. Уравнение имеет корни: А. 2,5 и -5; Б. 2,5; В. -5 и 5; Г. 5, -5 и 2,5. |
1. Какие из уравнений являются дробными рациональными? А. 8х + 24 = 3(8 – х2); Б. В. Г. 2. Даны выражения: 1) 2) 3) Какие из них не имеют смысл при х = 0? А. только 1; Б. только 2; В. 2 и 3; Г. 1, 2 и 3. 3. Уравнение имеет корни: А. 1 и 3; Б. -1, -3 и 11; В. 11; Г. нет решений. 4. Моторная лодка курсирует между двумя пристанями, расстояние между которыми по реке равно 4 км. На путь по течению у нее уходит на 3 мин меньше, чем на путь против течения. Чему равна скорость течения реки, если известно, что скорость лодки в стоячей воде равна 18 км/ч? Пусть х км/ч – скорость течения реки. Какое из уравнений соответствует условию задачи? А. Б. В. Г. 4(18 + х) – 4(18 – х) = 3. 5. Уравнение имеет корни: А. 1 и 2; Б. 1; В. -2 и 2; Г. 2, -2 и 1. |
Ключ к тесту:
№ варианта | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Б, В | Б | А | Б | Б |
2 | Б, Г | В | В | В | Б |
- Итог урока.
Подведите итог нашего урока. Еще много интересного можно узнать о Белгородской области, о ее истории и о настоящем. В этом вам помогут книги.
На уроке мы совершили небольшое путешествие по Белгородской области, продолжали учиться решать задачи с помощью уравнений.
- Домашнее задание.
Домашнее задание я предлагаю вам по выбору: №592/а, г, ж/, 593/г/, 606 или карточки с задачами из Сборника для подготовки к экзаменам за 9 класс (детям раздаются карточки с условиями задач. Задание: составить уравнения по условиям задач и любые два из них решить.)
- Рефлексия.
На уроке мы совершили небольшое путешествие по Белгородской области, продолжали учиться решать задачи с помощью уравнений. Это путешествие подошло к концу. Мне бы хотелось узнать, что вы получили на это уроке.
(детям предлагаются незаконченные предложения, которые необходимо продолжить)
- Сегодня на уроке я…..
- Я понял, что…..
- Мне бы хотелось.….
- Я бы изменил…..
1. Составить уравнение к задаче: Расстояние между городами скорый поезд, идущий со скоростью 90 км/ч, проходит на 1,5 ч быстрее товарного, который идет со скоростью 60 км/ч. Каково расстояние между городами. |
2. Числитель обыкновенной дроби на 7 меньше ее знаменателя. Если числитель этой дроби уменьшит на 1, а знаменатель увеличить на 4, то дробь уменьшится на 1/6. найти данную дробь. |
3. Катер прошел 40 км по течению реки и 6 км против течения, затратив на весь путь 3 ч. Какова собственная скорость катера, если скорость течения реки 3 км/ч? |
4. Двое рабочих, работая вместе, выполнили производственное задание за 12 ч. За какое время может выполнить это задание каждый рабочий, работая самостоятельно, если один из них может сделать на 7 ч. быстрее другого? |
1. Какие из уравнений являются дробными рациональными? А. 2х + 5 = 3(8 - х); Б. В. Г. 2. Даны выражения: 1) 2) 3) . Какие из них не имеют смысл при у = 2? А. 1 и 2; Б. 1 и 3; В. только 1; Г. 1, 2 и 3. 3. Уравнение имеет корни: А. 13; Б. -2 и 4; В. 13, -2 и 4; Г. нет решений. 4. Расстояние по реке между двумя деревнями равно 2 км. На путь туда и обратно моторная лодка затратила 22 мин. Чему равна собственная скорость лодки, если скорость течения реки равна 1 км/ч? Пусть х км/ч – собственная скорость лодки. Какое из уравнений соответствует условию задачи? А. 2(х + 1) + 2(х – 1) = 22; Б. В. Г. 5. Уравнение имеет корни: А. 2,5 и -5; Б. 2,5; В. -5 и 5; Г. 5, -5 и 2,5. |
1. Какие из уравнений являются дробными рациональными? А. 8х + 24 = 3(8 – х2); Б. В. Г. 2. Даны выражения: 1) 2) 3) Какие из них не имеют смысл при х = 0? А. только 1; Б. только 2; В. 2 и 3; Г. 1, 2 и 3. 3. Уравнение имеет корни: А. 1 и 3; Б. -1, -3 и 11; В. 11; Г. нет решений. 4. Моторная лодка курсирует между двумя пристанями, расстояние между которыми по реке равно 4 км. На путь по течению у нее уходит на 3 мин меньше, чем на путь против течения. Чему равна скорость течения реки, если известно, что скорость лодки в стоячей воде равна 18 км/ч? Пусть х км/ч – скорость течения реки. Какое из уравнений соответствует условию задачи? А. Б. В.
Г. 4(18 + х) – 4(18 – х) = 3. 5. Уравнение имеет корни: А. 1 и 2; Б. 1; В. -2 и 2; Г. 2, -2 и 1. |
- Для перевозки 44 тонн груза необходимо некоторое количество машин. Поскольку на каждую машину грузили на 2 тонны меньше, чем планировали, то дополнительно понадобилось 11 машин. Сколько машин планировалось использовать вначале?
- Во время прогулочного рейса теплоход прошел по течению реки 104 км, затем, развернувшись обратно, - 96 км. На весь путь теплоход затратил 4 часа. Найти собственную скорость теплохода, если скорость течения реки 2 км/ч
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений"
Данный урок можно применить в 8 классе и в 11классе при подготовке к ЕГЭ....
Открытый урок по алгебре в 8 классе на тему "Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений"
Урок алгебры по теме «Решение задач с помощью дробно – рациональных уравнений » проходил с использованием применения деятельностного метода - технология критического мышления.Учащиеся в хо...
Самоанализ урока по алгебре " Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений"
Для самосовершенствования своей педагогической деятельности учителю необходимо проводить самоанализ урока. Это всегда процесс трудный и очень важный, так как такой элемент самообразования позвол...
Открытый урок алгебры в 8 классе "Решение задач с помощью дробно-рациональных уравнений"
Данный материал содержит конспект урока алгебры в 8 классе по теме "Решение задач с помощью дробно-рациональных уравнений", а также презентацию к уроку и раздаточный материал....
Открытый урок по алгебре «Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений (на совместную работу)»
laquo;Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений (на совместную работу)» /деловая игра/Вид урока: деловая игра Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, группова...
План-конспект урока "Решение задач с помощью дробно-рациональных уравнений"
План-конспект по алгебре по теме "Решение задач с помощью дробно-рациональных уравнений", 8 класс...
Конспект урока в 10 классе по теме "Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений"
Конспект урока предназначен для проведения в 10 классе школы для глухих детей по учебнику Макарычева 8 класс...