Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.01 Элементы высшей математики
рабочая программа по математике на тему
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.01 Элементы высшей математики для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 699.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1 Паспорт программы учебной дисциплины 4
1.1 Область применения программы 4
1.2 Место дисциплины в структуре образовательной программы подготовки специалистов среднего звена: 4
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: 4
1.4 Перечень формируемых компетенций 5
1.5 Количество часов на освоение программы дисциплины 6
2 Структура и содержание учебной дисциплины 7
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 7
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины _ 8
3 Условия реализации программы дисциплины 26
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 26
3.2 Информационное обеспечение обучения 26
4 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины 30
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Элементы высшей математики
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
1.2 Место дисциплины в структуре образовательной программы подготовки специалистов среднего звена:
дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный учебный цикл.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять действия над матрицами и решать системы уравнений;
- решать задачи, используя уравнения прямых и кривых второго порядка на плоскости;
- применять методы дифференциального и интегрального исчисления;
- решать дифференциальные уравнения;
- пользоваться понятиями теории комплексных чисел.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:
- основы математического анализа, линейной алгебры и аналитической геометрии;
- основы дифференциального и интегрального исчисления;
- основы теории комплексных чисел.
1.4 Перечень формируемых компетенций:
Общие компетенции (ОК)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции (ПК)
ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.
ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.
ПК 2.4. Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных.
ПК 3.4. Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев.
1.5 Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 203 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 142 часа;
самостоятельной работы обучающегося 61 час.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 203 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 142 |
в том числе: | |
практические занятия | 74 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 61 |
в том числе: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 61 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена в 3 и 4 семестрах |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Элементы высшей математики
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Элементы линейной алгебры | 26 | ||
Тема 1.1 Матрицы и определители | Содержание учебного материала | 4 | |
Матрицы. Виды матриц. Действия над матрицами, свойства действий. Определители, миноры и алгебраические дополнения. Свойства определителей. Теорема Лапласа. Обратная матрица. Теорема о существовании и единственности обратной матрицы. Ранг матрицы. Элементарные преобразования матрицы. | 2 | ||
Практические занятия Матрицы и определители
Обратная матрица. Ранг матрицы
| 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка теоретического и практического материала | 2 | ||
Тема 1.2 Системы линейных уравнений и методы их решений | Содержание учебного материала | 4 | |
Системы m линейных алгебраических уравнений с n неизвестными. Теорема Кронекера – Капелли. Матричная форма записи системы линейных уравнений. Решение систем линейных уравнений метод обратной матрицы, метод Крамера, метод Гаусса. | 2 | ||
Практические занятия: Методы решения систем линейных уравнений
Решение задач линейной алгебры в пакете MathCad | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка теоретического и практического материала Знакомство с пакетом MathCad. Основные приемы работы. | 6 | ||
Раздел 2 Элементы векторной алгебры | 8 | ||
Тема 2.1 Основы алгебры векторов | Содержание учебного материала | 4 | |
Вектор. Линейные операции с векторами, свойства векторных операций. Координаты вектора. Действия над векторами, заданными в координатной форме. Длина вектора. Скалярное произведение векторов и его свойства. | 2 | ||
Практические занятия Действия над векторами
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка теоретического и практического материала | 2 | ||
Раздел 3 Элементы аналитической геометрии | 17 | ||
Тема 3.1 Прямая на плоскости
| Содержание учебного материала | 4 | |
Прямая на плоскости. Уравнения прямой на плоскости. Угол между двумя прямыми. Критерии параллельности и перпендикулярности двух прямых. | 2 | ||
Практические занятия Прямая линия на плоскости
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка теоретического и практического материала | 2 | ||
Тема 3.2 Кривые второго порядка | Содержание учебного материала | 4 | |
Кривые второго порядка. Канонические уравнения окружности, эллипса, гиперболы и параболы. | 2 | ||
Практические занятия Кривые второго порядка
Решение задач векторной алгебры и аналитической геометрии в MathCad. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Парабола. Исследование формы параболы по каноническому уравнению. Конспект темы. Решение упражнений по теме. | 3 | ||
Раздел 4 Основы теории комплексных чисел | 10 | ||
Тема 4.1 Комплексные числа | Содержание учебного материала | 4 | |
Комплексные числа. Алгебраическая форма комплексного числа. Действия над комплексными числами в алгебраической форме. Геометрическая интерпретация комплексного числа. Тригонометрическая форма комплексного числа. Действия над комплексными числами в тригонометрической форме. | 2 | ||
Практические занятия Действия над комплексными числами
Решение задач теории комплексных чисел в MathCad. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Показательная форма комплексного числа. Действия над комплексными числами в показательной форме. Конспект темы. | 2 | ||
Раздел 5 Основы математического анализа | 24 | ||
Тема 5.1 Последовательность. Предел последовательности | Содержание учебного материала | 2 | |
Числовые последовательности, способы задания. Предел последовательности, единственность предела, ограниченность сходящейся последовательности. Бесконечно малые и бесконечно большие последовательности, их свойства. Свойства сходящихся последовательностей. Монотонные последовательности. Предел монотонной последовательности. | |||
Практические занятия Предел последовательности
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка теоретического и практического материала | 2 | ||
Тема 5.2 Функция. Предел функции. Непрерывность функции | Содержание учебного материала | 6 | |
Действительная функция действительной переменной, способы задания. Предел функции. Теорема о единственности предела функции. Свойства пределов функции. Бесконечно малые и бесконечно большие функции, их свойства. Односторонние пределы. Замечательные пределы. Сравнение бесконечно малых функций. Эквивалентные бесконечно малые функции. Непрерывные функции. Критерий непрерывности функции в точке. Теорема о непрерывности суммы, произведения, частного непрерывных функций. Теорема о сохранении знака непрерывной функции. Свойства непрерывной функции на отрезке (Теоремы Больцано - Коши. Теоремы Вейерштрасса). Разрывы непрерывности функции. Классификация разрывов непрерывности функции. | 2 | ||
Практические занятия Предел функции
Односторонние и замечательные пределы.
Непрерывность функции
Решение задач основ математического анализа в пакете MathCad | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Элементарные функции, их свойства и графики. Таблица Типовой расчет по теме Предел функции | 6 | ||
Раздел 6 Дифференциальное исчисление функции одной независимой переменной | 26 | ||
Тема 6.1 Дифференциальное исчисление функции одной независимой переменной | Содержание учебного материала | 4 | |
Понятие производной функции. Необходимое условие существования производной. Геометрический и механический смысл производной. Касательная и нормаль к линии на плоскости. Уравнения касательной и нормали к линии на плоскости. Вычисление производной: дифференцирование суммы, произведения и частного, дифференцирование сложной и обратной функций, производные основных элементарных функций, логарифмическое дифференцирование. Производные высших порядков. Правила вычисления производных высших порядков. Таблица производных высших порядков. Понятие первого дифференциала функции. Связь между дифференцируемостью и существованием производной функции. Геометрический и механический смысл первого дифференциала. Вычисление первого дифференциала: правила дифференцирования, основные формулы, инвариантность формы первого дифференциала. | 2 | ||
Практические занятия Производная функции
Производные и дифференциал функции
Решение задач дифференциального исчисления в пакете MathCad | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка теоретического и практического материала Типовой расчет по теме Производная функции. | 4 | ||
Тема 6.2 Применение дифференциального исчисления для исследования функций и построения графиков | Содержание учебного материала | 4 | |
Основные теоремы дифференциального исчисления: теоремы Ферма, Ролля, Коши, Лагранжа. Раскрытие неопределенностей, правила Лопиталя. Признаки постоянства и монотонности функции. Экстремумы функции. Необходимое условие экстремума функции. Нахождение экстремумов с помощью первой производной. Выпуклость графика функции. Достаточный признак выпуклости графика функции. Точки перегиба. Необходимое условие перегиба. Достаточное условие перегиба. Асимптоты графика функции. Исследование функций и построение графиков. | 2 | ||
Практические занятия Исследование функции
Исследование функций и построение графиков в пакете MathCad | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Расчетно-графическая работа Исследование функции методами дифференциального исчисления и построение ее графика. | 4 | ||
Раздел 7 Интегральное исчисление функции одной переменной | 36 | ||
Тема 7.1 Неопределенный интеграл | Содержание учебного материала | 4 | |
Первообразная и неопределенный интеграл. Основные свойства неопределенного интеграла. Таблица основных неопределенных интегралов. Непосредственное интегрирование, замена переменной и интегрирование по частям в неопределенном интеграле. | 2 | ||
Практические занятия Методы вычисления неопределенного интеграла
| 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка теоретического и практического материала Типовой расчет по теме Неопределенный интеграл | 6 | ||
Тема 7.2 Определенный интеграл | Содержание учебного материала | 4 | |
Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла Определенный интеграл Римана. Необходимое условие интегрируемости функции. Свойства определенного интеграла. Определенный интеграл с переменным верхним пределом. Формула Ньютона – Лейбница. Замена переменной в определенном интеграле, интегрирование по частям в определенном интеграле. Геометрические приложения определенных интегралов. | 2 | ||
Практические занятия Методы вычисления определенного интеграла
| 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Геометрические приложения определенных интегралов. Конспект темы. Расчетно-графическая работа по теме. | 6 | ||
Тема 7.3 Несобственные интегралы | Содержание учебного материала | 2 | |
Несобственные интегралы по бесконечному промежутку: определение основных понятий, вычисление. Несобственные интегралы от неограниченных функций: определение основных понятий, вычисление. | 2 | ||
Практические занятия Несобственный интеграл:
Решение задач интегрального исчисления в пакете MathCad | 4 | ||
Раздел 8 Функции многих переменных | 23 | ||
Тема 8.1 Дифференциальное исчисление функции многих переменных | Содержание теоретического материала | 4 | |
Понятие функция многих переменных. График. Линии и поверхности уровня. Предел и непрерывность. Частные производные функции многих переменных. Геометрический смысл частной производной. Понятие дифференциала функции. Частный и полный дифференциалы. Необходимое условие дифференцируемости. Достаточное условие дифференцируемости. Частные производные высших порядков. Дифференциалы высших порядков. | 2 | ||
Практические занятия Частные производные и дифференциал
| 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка теоретического и практического материала Типовой расчет по теме Функции многих переменных. | 3 | ||
Тема 8.2 Интегральное исчисление функции многих переменных | Содержание учебного материала | 2 | |
Двойной интеграл Римана и его свойства. Геометрический смысл двойного интеграла. Вычисление двойного интеграла повторным интегрированием. Геометрические приложения двойных интегралов. | 2 | ||
Практические занятия Методы вычисления двойных интегралов
Решение задач функции многих переменных в пакете MathCad | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка теоретического и практического материала Геометрические приложения двойных интегралов. Конспект темы. | 6 | ||
Раздел 9 Обыкновенные дифференциальные уравнения | 21 | ||
Тема 9.1 Дифференциальные уравнения первого порядка | Содержание учебного материала | 4 | |
Определение дифференциального уравнения 1-го порядка. Понятие об общем и частном решениях. Задача Коши. Геометрический смысл уравнения. Уравнения с разделяющимися переменными. Однородные дифференциальные уравнения. Линейные дифференциальные уравнения. | 2 | ||
Практические занятия Решение дифференциальных уравнений первого порядка
| 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка теоретического и практического материала | 2 | ||
Тема 9.2 Дифференциальные уравнения второго порядка | Содержание учебного материала | 4 | |
Дифференциальные уравнения 2-го порядка. Основные понятия. Линейные однородные дифференциальные уравнения 2-го порядка с постоянными коэффициентами. Линейные неоднородные дифференциальные уравнения 2-го порядка с постоянным коэффициентом. | 2 | ||
Практические занятия Решение дифференциальных уравнений второго порядка.
Решение дифференциальных уравнений в пакете MathCad | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка теоретического и практического материала Уравнения 2-го порядка, допускающие понижение порядка. Конспект темы. | 3 | ||
Раздел 10 Ряды | 6 | ||
Тема 10.1 Числовые ряды | Содержание учебного материала | 2 | |
Числовые ряды, их сходимость и расходимость. Необходимое условие сходимости ряда. Свойства сходящихся рядов. Ряды с положительными членами. Признаки сходимости, основанные на сравнении рядов. Признак Даламбера. Интегральный признак Коши. Знакочередующиеся ряды. Признак Лейбница. Абсолютная и условная сходимость рядов | 2 | ||
Практические занятия Исследование сходимости числовых рядов
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка теоретического и практического материала. | 2 | ||
Всего: | 203 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета математических дисциплин
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места для студентов и преподавателя, аудиторная доска;
- комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, сборники задач, карточки-задания, методические рекомендации по оценке качества подготовки обучающихся);
- наглядные пособия (схемы, таблицы, модели геометрических тел);
- комплект компьютерных презентаций.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
- Баврин, И. И. Математика для технических колледжей и техникумов [Электронный ресурс]: учебник и практикум для СПО / И. И. Баврин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 329 с. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ruhttps://www.biblio-online.ru
- Богомолов, Н. В. Математика [Электронный ресурс]: учебник для СПО / Н. В. Богомолов, П. И. Самойленко. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2016. — 396 с. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru
- Высшая математика : учебник и практикум для СПО / М. Б. Хрипунова [и др.] [Электронный ресурс]: под общ. ред. М. Б. Хрипуновой, И. И. Цыганок. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 472 с. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru
- Потапов, А. П. Линейная алгебра и аналитическая геометрия [Электронный ресурс]: учебник и практикум для СПО / А. П. Потапов. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 310 с. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru
- Шипачев, В. С. Математика [Электронный ресурс]: учебник и практикум для СПО / В. С. Шипачев ; под ред. А. Н. Тихонова. — 8-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 447 с. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru
Интернет –ресурсы:
- Белых С.В. Карманный справочник по математике [Электронный ресурс]. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - Изд. 2-е. - 224 с. - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru.
- Белых С.В. Памятка по алгебре и геометрии [Электронный ресурс] . - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 96 с. – Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru.
- Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа– Режим доступа: http://www.bymath.net
- Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября» – Режим доступа: http://mat.1september.ru
- Задачи по геометрии: информационно-поисковая система – Режим доступа: http://zadachi.mccme.ru
- Интернет-проект «Задачи» – Режим доступа: http://www.problems.ru
- Луканкин А.Г. Математика [Электронный ресурс] : учеб. для учащихся учреждений сред. проф. образования / А. Г. Луканкин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 320 с. - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru.
- Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online) – Режим доступа: http://www.mathtest.ru
- Математическое образование: прошлое и настоящее. Интернет-библиотека по методике преподавания математики – Режим доступа: http://www.mathedu.ru
- Материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/collection/matematika
- Московский центр непрерывного математического образования – Режим доступа: http://www.mccme.ru
- Научно-популярный физико-математический журнал «Квант» – Режим доступа: http://www.kvant.info ,http://kvant.mccme.ru
- Портал Allmath.ru — Вся математика в одном месте – Режим доступа: http://www.allmath.ru
- Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы,учительская, история математики – Режим доступа: http://www.math.ru
- Прикладная математика: справочник математических формул, примеры и задачи с решениями – Режим доступа: http://www.pm298.ru
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, проверочных работ, тестирования по темам курса, а также выполнения обучающимися самостоятельных работ.
Формой промежуточного контроля является экзамен в 3 и 4 семестрах.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь:
| Практические занятия Самостоятельная работа Проверочная работа |
Знать:
| Фронтальный опрос Тестирование по темам Экзамен Методы оценки результатов:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГАПОУ СО « Вольский технологический колледж» Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины ЕН.01. «Элементы высшей математики» основной образовательной программы (ОПОП) по специальности 240111 Производство тугоплавких неметаллических и
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ЕН.01. МатематикаКОС включает контрольные м...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/06/picture-662993-1441566500.jpg)
Комплект контрольно - измерительных материалов по учебной дисциплине ЕН.01 ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ
Комплект контрольно- измерительных материалов предназначен для контроля и оценки образовательных достижений студентов специальности 230401 "Информационные системы (по отраслям)", освоившие прогр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/17/picture-786219-1608226231.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.01. Элементы высшей математики (СПО)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО): 38.02.07 Банковс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/17/picture-786219-1608226231.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02. ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО): 09.02.02 Компьют...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/04/picture-216284-1362413455.jpg)
Методические указания к практическим занятиям по учебной дисциплине «ЕН.01 Элементы высшей математики» Специальность 09.02.06 «Сетевое и системное администрирование»
Методические указания к практическим работам по дисциплине «ЕН.01 Элементы высшей математики» предназначены для студентов специальности 09.02.06 «Сетевое и системное администрировани...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/15/picture-1207120-1579099383.jpg)
Программа учебной дисциплины ЕН.01 Элементы высшей математики
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.01. Элементы высшей математики базовой подготовки по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование», укрупнённой группы специальностей 09.0...
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01 Элементы высшей математики для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01 Элементы высшей математики разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 09.02.07 Информационн...
- Мне нравится (1)