Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.01 Элементы высшей математики
рабочая программа по математике на тему
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.01 Элементы высшей математики для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_en.01_elementy_vysshey_matematiki.doc | 699.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1 Паспорт программы учебной дисциплины 4
1.1 Область применения программы 4
1.2 Место дисциплины в структуре образовательной программы подготовки специалистов среднего звена: 4
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: 4
1.4 Перечень формируемых компетенций 5
1.5 Количество часов на освоение программы дисциплины 6
2 Структура и содержание учебной дисциплины 7
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 7
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины _ 8
3 Условия реализации программы дисциплины 26
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 26
3.2 Информационное обеспечение обучения 26
4 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины 30
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Элементы высшей математики
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
1.2 Место дисциплины в структуре образовательной программы подготовки специалистов среднего звена:
дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный учебный цикл.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять действия над матрицами и решать системы уравнений;
- решать задачи, используя уравнения прямых и кривых второго порядка на плоскости;
- применять методы дифференциального и интегрального исчисления;
- решать дифференциальные уравнения;
- пользоваться понятиями теории комплексных чисел.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:
- основы математического анализа, линейной алгебры и аналитической геометрии;
- основы дифференциального и интегрального исчисления;
- основы теории комплексных чисел.
1.4 Перечень формируемых компетенций:
Общие компетенции (ОК)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции (ПК)
ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.
ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.
ПК 2.4. Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных.
ПК 3.4. Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев.
1.5 Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 203 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 142 часа;
самостоятельной работы обучающегося 61 час.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 203 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 142 |
в том числе: | |
практические занятия | 74 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 61 |
в том числе: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 61 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена в 3 и 4 семестрах |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Элементы высшей математики
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Элементы линейной алгебры | 26 | ||
Тема 1.1 Матрицы и определители | Содержание учебного материала | 4 | |
Матрицы. Виды матриц. Действия над матрицами, свойства действий. Определители, миноры и алгебраические дополнения. Свойства определителей. Теорема Лапласа. Обратная матрица. Теорема о существовании и единственности обратной матрицы. Ранг матрицы. Элементарные преобразования матрицы. | 2 | ||
Практические занятия Матрицы и определители
Обратная матрица. Ранг матрицы
| 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка теоретического и практического материала | 2 | ||
Тема 1.2 Системы линейных уравнений и методы их решений | Содержание учебного материала | 4 | |
Системы m линейных алгебраических уравнений с n неизвестными. Теорема Кронекера – Капелли. Матричная форма записи системы линейных уравнений. Решение систем линейных уравнений метод обратной матрицы, метод Крамера, метод Гаусса. | 2 | ||
Практические занятия: Методы решения систем линейных уравнений
Решение задач линейной алгебры в пакете MathCad | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка теоретического и практического материала Знакомство с пакетом MathCad. Основные приемы работы. | 6 | ||
Раздел 2 Элементы векторной алгебры | 8 | ||
Тема 2.1 Основы алгебры векторов | Содержание учебного материала | 4 | |
Вектор. Линейные операции с векторами, свойства векторных операций. Координаты вектора. Действия над векторами, заданными в координатной форме. Длина вектора. Скалярное произведение векторов и его свойства. | 2 | ||
Практические занятия Действия над векторами
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка теоретического и практического материала | 2 | ||
Раздел 3 Элементы аналитической геометрии | 17 | ||
Тема 3.1 Прямая на плоскости
| Содержание учебного материала | 4 | |
Прямая на плоскости. Уравнения прямой на плоскости. Угол между двумя прямыми. Критерии параллельности и перпендикулярности двух прямых. | 2 | ||
Практические занятия Прямая линия на плоскости
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка теоретического и практического материала | 2 | ||
Тема 3.2 Кривые второго порядка | Содержание учебного материала | 4 | |
Кривые второго порядка. Канонические уравнения окружности, эллипса, гиперболы и параболы. | 2 | ||
Практические занятия Кривые второго порядка
Решение задач векторной алгебры и аналитической геометрии в MathCad. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Парабола. Исследование формы параболы по каноническому уравнению. Конспект темы. Решение упражнений по теме. | 3 | ||
Раздел 4 Основы теории комплексных чисел | 10 | ||
Тема 4.1 Комплексные числа | Содержание учебного материала | 4 | |
Комплексные числа. Алгебраическая форма комплексного числа. Действия над комплексными числами в алгебраической форме. Геометрическая интерпретация комплексного числа. Тригонометрическая форма комплексного числа. Действия над комплексными числами в тригонометрической форме. | 2 | ||
Практические занятия Действия над комплексными числами
Решение задач теории комплексных чисел в MathCad. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Показательная форма комплексного числа. Действия над комплексными числами в показательной форме. Конспект темы. | 2 | ||
Раздел 5 Основы математического анализа | 24 | ||
Тема 5.1 Последовательность. Предел последовательности | Содержание учебного материала | 2 | |
Числовые последовательности, способы задания. Предел последовательности, единственность предела, ограниченность сходящейся последовательности. Бесконечно малые и бесконечно большие последовательности, их свойства. Свойства сходящихся последовательностей. Монотонные последовательности. Предел монотонной последовательности. | |||
Практические занятия Предел последовательности
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка теоретического и практического материала | 2 | ||
Тема 5.2 Функция. Предел функции. Непрерывность функции | Содержание учебного материала | 6 | |
Действительная функция действительной переменной, способы задания. Предел функции. Теорема о единственности предела функции. Свойства пределов функции. Бесконечно малые и бесконечно большие функции, их свойства. Односторонние пределы. Замечательные пределы. Сравнение бесконечно малых функций. Эквивалентные бесконечно малые функции. Непрерывные функции. Критерий непрерывности функции в точке. Теорема о непрерывности суммы, произведения, частного непрерывных функций. Теорема о сохранении знака непрерывной функции. Свойства непрерывной функции на отрезке (Теоремы Больцано - Коши. Теоремы Вейерштрасса). Разрывы непрерывности функции. Классификация разрывов непрерывности функции. | 2 | ||
Практические занятия Предел функции
Односторонние и замечательные пределы.
Непрерывность функции
Решение задач основ математического анализа в пакете MathCad | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Элементарные функции, их свойства и графики. Таблица Типовой расчет по теме Предел функции | 6 | ||
Раздел 6 Дифференциальное исчисление функции одной независимой переменной | 26 | ||
Тема 6.1 Дифференциальное исчисление функции одной независимой переменной | Содержание учебного материала | 4 | |
Понятие производной функции. Необходимое условие существования производной. Геометрический и механический смысл производной. Касательная и нормаль к линии на плоскости. Уравнения касательной и нормали к линии на плоскости. Вычисление производной: дифференцирование суммы, произведения и частного, дифференцирование сложной и обратной функций, производные основных элементарных функций, логарифмическое дифференцирование. Производные высших порядков. Правила вычисления производных высших порядков. Таблица производных высших порядков. Понятие первого дифференциала функции. Связь между дифференцируемостью и существованием производной функции. Геометрический и механический смысл первого дифференциала. Вычисление первого дифференциала: правила дифференцирования, основные формулы, инвариантность формы первого дифференциала. | 2 | ||
Практические занятия Производная функции
Производные и дифференциал функции
Решение задач дифференциального исчисления в пакете MathCad | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка теоретического и практического материала Типовой расчет по теме Производная функции. | 4 | ||
Тема 6.2 Применение дифференциального исчисления для исследования функций и построения графиков | Содержание учебного материала | 4 | |
Основные теоремы дифференциального исчисления: теоремы Ферма, Ролля, Коши, Лагранжа. Раскрытие неопределенностей, правила Лопиталя. Признаки постоянства и монотонности функции. Экстремумы функции. Необходимое условие экстремума функции. Нахождение экстремумов с помощью первой производной. Выпуклость графика функции. Достаточный признак выпуклости графика функции. Точки перегиба. Необходимое условие перегиба. Достаточное условие перегиба. Асимптоты графика функции. Исследование функций и построение графиков. | 2 | ||
Практические занятия Исследование функции
Исследование функций и построение графиков в пакете MathCad | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Расчетно-графическая работа Исследование функции методами дифференциального исчисления и построение ее графика. | 4 | ||
Раздел 7 Интегральное исчисление функции одной переменной | 36 | ||
Тема 7.1 Неопределенный интеграл | Содержание учебного материала | 4 | |
Первообразная и неопределенный интеграл. Основные свойства неопределенного интеграла. Таблица основных неопределенных интегралов. Непосредственное интегрирование, замена переменной и интегрирование по частям в неопределенном интеграле. | 2 | ||
Практические занятия Методы вычисления неопределенного интеграла
| 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка теоретического и практического материала Типовой расчет по теме Неопределенный интеграл | 6 | ||
Тема 7.2 Определенный интеграл | Содержание учебного материала | 4 | |
Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла Определенный интеграл Римана. Необходимое условие интегрируемости функции. Свойства определенного интеграла. Определенный интеграл с переменным верхним пределом. Формула Ньютона – Лейбница. Замена переменной в определенном интеграле, интегрирование по частям в определенном интеграле. Геометрические приложения определенных интегралов. | 2 | ||
Практические занятия Методы вычисления определенного интеграла
| 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Геометрические приложения определенных интегралов. Конспект темы. Расчетно-графическая работа по теме. | 6 | ||
Тема 7.3 Несобственные интегралы | Содержание учебного материала | 2 | |
Несобственные интегралы по бесконечному промежутку: определение основных понятий, вычисление. Несобственные интегралы от неограниченных функций: определение основных понятий, вычисление. | 2 | ||
Практические занятия Несобственный интеграл:
Решение задач интегрального исчисления в пакете MathCad | 4 | ||
Раздел 8 Функции многих переменных | 23 | ||
Тема 8.1 Дифференциальное исчисление функции многих переменных | Содержание теоретического материала | 4 | |
Понятие функция многих переменных. График. Линии и поверхности уровня. Предел и непрерывность. Частные производные функции многих переменных. Геометрический смысл частной производной. Понятие дифференциала функции. Частный и полный дифференциалы. Необходимое условие дифференцируемости. Достаточное условие дифференцируемости. Частные производные высших порядков. Дифференциалы высших порядков. | 2 | ||
Практические занятия Частные производные и дифференциал
| 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка теоретического и практического материала Типовой расчет по теме Функции многих переменных. | 3 | ||
Тема 8.2 Интегральное исчисление функции многих переменных | Содержание учебного материала | 2 | |
Двойной интеграл Римана и его свойства. Геометрический смысл двойного интеграла. Вычисление двойного интеграла повторным интегрированием. Геометрические приложения двойных интегралов. | 2 | ||
Практические занятия Методы вычисления двойных интегралов
Решение задач функции многих переменных в пакете MathCad | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка теоретического и практического материала Геометрические приложения двойных интегралов. Конспект темы. | 6 | ||
Раздел 9 Обыкновенные дифференциальные уравнения | 21 | ||
Тема 9.1 Дифференциальные уравнения первого порядка | Содержание учебного материала | 4 | |
Определение дифференциального уравнения 1-го порядка. Понятие об общем и частном решениях. Задача Коши. Геометрический смысл уравнения. Уравнения с разделяющимися переменными. Однородные дифференциальные уравнения. Линейные дифференциальные уравнения. | 2 | ||
Практические занятия Решение дифференциальных уравнений первого порядка
| 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка теоретического и практического материала | 2 | ||
Тема 9.2 Дифференциальные уравнения второго порядка | Содержание учебного материала | 4 | |
Дифференциальные уравнения 2-го порядка. Основные понятия. Линейные однородные дифференциальные уравнения 2-го порядка с постоянными коэффициентами. Линейные неоднородные дифференциальные уравнения 2-го порядка с постоянным коэффициентом. | 2 | ||
Практические занятия Решение дифференциальных уравнений второго порядка.
Решение дифференциальных уравнений в пакете MathCad | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка теоретического и практического материала Уравнения 2-го порядка, допускающие понижение порядка. Конспект темы. | 3 | ||
Раздел 10 Ряды | 6 | ||
Тема 10.1 Числовые ряды | Содержание учебного материала | 2 | |
Числовые ряды, их сходимость и расходимость. Необходимое условие сходимости ряда. Свойства сходящихся рядов. Ряды с положительными членами. Признаки сходимости, основанные на сравнении рядов. Признак Даламбера. Интегральный признак Коши. Знакочередующиеся ряды. Признак Лейбница. Абсолютная и условная сходимость рядов | 2 | ||
Практические занятия Исследование сходимости числовых рядов
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка теоретического и практического материала. | 2 | ||
Всего: | 203 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета математических дисциплин
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места для студентов и преподавателя, аудиторная доска;
- комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, сборники задач, карточки-задания, методические рекомендации по оценке качества подготовки обучающихся);
- наглядные пособия (схемы, таблицы, модели геометрических тел);
- комплект компьютерных презентаций.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
- Баврин, И. И. Математика для технических колледжей и техникумов [Электронный ресурс]: учебник и практикум для СПО / И. И. Баврин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 329 с. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ruhttps://www.biblio-online.ru
- Богомолов, Н. В. Математика [Электронный ресурс]: учебник для СПО / Н. В. Богомолов, П. И. Самойленко. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2016. — 396 с. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru
- Высшая математика : учебник и практикум для СПО / М. Б. Хрипунова [и др.] [Электронный ресурс]: под общ. ред. М. Б. Хрипуновой, И. И. Цыганок. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 472 с. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru
- Потапов, А. П. Линейная алгебра и аналитическая геометрия [Электронный ресурс]: учебник и практикум для СПО / А. П. Потапов. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 310 с. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru
- Шипачев, В. С. Математика [Электронный ресурс]: учебник и практикум для СПО / В. С. Шипачев ; под ред. А. Н. Тихонова. — 8-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 447 с. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru
Интернет –ресурсы:
- Белых С.В. Карманный справочник по математике [Электронный ресурс]. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - Изд. 2-е. - 224 с. - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru.
- Белых С.В. Памятка по алгебре и геометрии [Электронный ресурс] . - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 96 с. – Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru.
- Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа– Режим доступа: http://www.bymath.net
- Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября» – Режим доступа: http://mat.1september.ru
- Задачи по геометрии: информационно-поисковая система – Режим доступа: http://zadachi.mccme.ru
- Интернет-проект «Задачи» – Режим доступа: http://www.problems.ru
- Луканкин А.Г. Математика [Электронный ресурс] : учеб. для учащихся учреждений сред. проф. образования / А. Г. Луканкин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 320 с. - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru.
- Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online) – Режим доступа: http://www.mathtest.ru
- Математическое образование: прошлое и настоящее. Интернет-библиотека по методике преподавания математики – Режим доступа: http://www.mathedu.ru
- Материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/collection/matematika
- Московский центр непрерывного математического образования – Режим доступа: http://www.mccme.ru
- Научно-популярный физико-математический журнал «Квант» – Режим доступа: http://www.kvant.info ,http://kvant.mccme.ru
- Портал Allmath.ru — Вся математика в одном месте – Режим доступа: http://www.allmath.ru
- Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы,учительская, история математики – Режим доступа: http://www.math.ru
- Прикладная математика: справочник математических формул, примеры и задачи с решениями – Режим доступа: http://www.pm298.ru
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, проверочных работ, тестирования по темам курса, а также выполнения обучающимися самостоятельных работ.
Формой промежуточного контроля является экзамен в 3 и 4 семестрах.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь:
| Практические занятия Самостоятельная работа Проверочная работа |
Знать:
| Фронтальный опрос Тестирование по темам Экзамен Методы оценки результатов:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГАПОУ СО « Вольский технологический колледж» Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины ЕН.01. «Элементы высшей математики» основной образовательной программы (ОПОП) по специальности 240111 Производство тугоплавких неметаллических и
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ЕН.01. МатематикаКОС включает контрольные м...
Комплект контрольно - измерительных материалов по учебной дисциплине ЕН.01 ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ
Комплект контрольно- измерительных материалов предназначен для контроля и оценки образовательных достижений студентов специальности 230401 "Информационные системы (по отраслям)", освоившие прогр...
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.01. Элементы высшей математики (СПО)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО): 38.02.07 Банковс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02. ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО): 09.02.02 Компьют...
Методические указания к практическим занятиям по учебной дисциплине «ЕН.01 Элементы высшей математики» Специальность 09.02.06 «Сетевое и системное администрирование»
Методические указания к практическим работам по дисциплине «ЕН.01 Элементы высшей математики» предназначены для студентов специальности 09.02.06 «Сетевое и системное администрировани...
Программа учебной дисциплины ЕН.01 Элементы высшей математики
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.01. Элементы высшей математики базовой подготовки по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование», укрупнённой группы специальностей 09.0...
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01 Элементы высшей математики для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01 Элементы высшей математики разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 09.02.07 Информационн...
- Мне нравится (1)