Методическая разработка урока математики "Построение треугольника" 6 класс
методическая разработка по математике (6 класс) на тему
Материалы открытого урока по математике в 6 классе по теме "Построение треугольника".
Содержат технологическую карту урока, 2 варианта самостоятельной работы,
презентацию "Построение треугольника по тем сторонам"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа № 413 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА» 6 КЛАСС
1.Учитель математики: Оленникова Татьяна Николаевна
2.Класс: 6 Дата:___14.12. 2017 Предмет: Математика № Урока по расписанию___4___
3.Тема урока: Построение треугольника.
4.Место и роль урока в изучаемой теме: Первый урок по теме « Построение треугольника» в главе № 5 «Окружность».
5. Используемые технологии: здоровьесозидающие и информационные технологии, проблемное обучение, развивающее
обучение.
6. Список использованной литературы:
- Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворов и др./; под редакцией Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. – 4 – е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 287 с.
- Математика. Рабочая тетрадь. 6 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций /Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецова, Л. О. Рослова, С. С. Минаева, С. Б. Суворова – М. Просвещение, 2014. – 112 с.
- Математика. 6 класс: поурочные планы по учебнику под редакцией Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина, Ч.I / авт.-сост. Т. Ю. Дюмина/ - Волгоград: Учитель, 2011. – 235 с.
Название предмета: | Математика. 6 класс | Дата: 14.12.2017 |
Тема: | Построение треугольника | |
Образовательные цели: | Строят треугольники по трем сторонам.Применяют неравенство треугольника. | |
Освоение предметных знаний | Выполнение необходимых при построении треугольника измерений, построение треугольника по трем элементам. Применение неравенства треугольника. | |
Воспитательные цели: | Способствовать выявлению и раскрытию способностей учащихся; воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям; формировать волевые качества личности учащихся: терпеливость, выносливость, доведение работы до конца | |
Тип урока | Урок изучения и комплексного применения ЗУН | |
Межпредметные связи: | Умение «увидеть» проблему, выдвигать гипотезы, выделять существенные признаки объектов | |
Познавательные УДД: | Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задании; находят достоверную информацию, необходимую для решения учебной и жизненной задачи; анализируют и обобщают, делают выводы, определяют понятия | |
Коммуникативные УДД: | Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий; излагают свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; создают устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно | |
Регулятивные УДД: | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном. | |
Личностные УДД: | Учащиеся получат возможность: научиться описывать содержание совершаемых действий; научиться устанавливать смысловые связи; регулировать собственную деятельность посредством речевых действий; получить мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, сформировать умения оценивать себя в соответствии с определенной ситуацией. | |
Ожидаемые результаты | Учащиеся получат возможность научаться: осознавать целепологание урока; формулировать проблему урока; воспринимать межпредметную информацию и логически связывать ее с проблемой урока; анализировать предложенный материал; Составляют и осваивают алгоритм построения треугольников по трем сторонам, применяют неравенство треугольника | |
Использование ЭОР | Презентация «Построение треугольника по трем сторонам». (Автор презентации – Оленникова Т.Н.) | |
УМК | Математика 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. М.»Просвещение», 2017 |
Тема урока «Построение треугольника » 6 класс 14.12.2017г.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Ресурс | Формируемые УУД | |
1 | Организационный момент | Приветствие, создание благоприятного психологического настроя на работу, проверка подготовленности к учебному занятию Здравствуйте, ребята. Всем доброе утро. Откройте тетради, проверим дом задание. (Прохожу между рядами, проверяю) -Хорошо, ребята. Как выполнили, мы сейчас проверим | Включаются в деловой ритм урока | Личностные УУД: Формируют свое поведение в соответствии с определенной ситуацией. | ||
2 | Погружение в тему с одновременной актуализацией знаний и целепологанием | … “бермудским треугольником”. Значит о какой фигуре мы будем говорить на уроке? Задание: Построить треугольник АВС Тогда как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке? Если соединить три точки, то какая геометрическая фигура получится? Давайте вспомним какая фигура называется треугольником?
| Аудио- воспринятие информации с одновременной актуализацией знаний Выдвигают гипотезы Делятся мнениями на поставленную проблему, целепологание Отвечают на вопросы | Слайд № 3 Слайд № 4 Слайд № 5 Слайд № 6 Слайд № 7 | Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний Познавательные УУД: формулировать информационный запрос Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности | |
3 | Формирование умения и навыков | С помощью какого чертежного инструмента вы пытались это сделать? Каким образом? На произвольной прямой вы отложили сторону треугольника и отметили две его вершины. Как построить третью вершину? Значит, только одной линейки нам недостаточно.. Давайте попробуем решить эту проблему Обратим наше внимание на упр. № 4 нашего домашнего задания. Какое возможно взаимное расположение окружностей? Какая геометрическая фигура получилась при пересечении окружностей? Значит, наши построения для окружностей помогут нам и в построении треугольника. Давайте, вместе составим алгоритм построения треугольника по трем сторонам 1. Откладываем на прямой сторону треугольника . 2. Из концов отрезка проводим окружности с радиусами, равными двум другим сторонам треугольника. 3. Соединяем точку пересечения окружностей и концы отрезка. Работаем вместе Дает задание для учащихся, организует обсуждение ее результатов. Работаем в парах. Постройте равносторонний треугольник со сторонами 3 см. Постройте треугольник со сторонами : 4 см; 3 см ,2см. Постройте треугольник со сторонами : 5 см; 3см ,3 см. Постройте треугольник со сторонами : 6 см; 3 см,3 см. Почему в последних двух случаях треугольники построить не смогли ? Мы строили треугольники с помощью пересечения окружностей, а какое условие необходимо, что бы окружности пересекались? Так какое условие необходимо, что бы треугольники существовали? Большая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон Это свойство называется неравенством треугольника. Найдите в учебнике, прочитайте. Запомните его Стр.112. Задание по учебнику № 434(1а) | Строят высказывания рассуждают, отвечая на вопросы учителя Составляют алгоритм построения треугольника по трем сторонам и сравнивают с рекомендациями в учебнике С помощью построений определяют, какой может быть длина третьей стороны, делают выводы
Формулируют неравенство треугольника Отвечают на вопросы учителя Выполняют задание по учебнику |
Слайд № 10 Учебник стр.111 Слайд № 11 Слайд № 12 Слайд № 13 стр.113 | Познавательные УУД: Извлекать необходимую информацию с помощью справочника и опытным путем; строить треугольники; структурировать знания; дают определения новым понятиям темы Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, работать в паре Регулятивные УУД: планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата. | |
4 | Физкультминутка | Изменение деятельности, обеспечивая эмоциональную разгрузку учащихся | Выполняют физкультминутку | |||
5 | Применение знаний | На партах – карточки. Практическая работа 1 Вариант. 1. В равнобедренном треугольнике одна сторона равна 3,5см, а другая 7,5см. Какая сторона является основанием? Постройте данный треугольник. 2. Сколько различных треугольников можно построить из отрезков длиною 3см, 4 см, 5 см и 7 см? Ответ обоснуйте. 2 Вариант. 1. В равнобедренном треугольнике одна сторона равна 4 см, а другая 8 см. Какая сторона является основанием? Постройте данный треугольник. 2. Сколько различных треугольников можно построить из отрезков длиною 2 см, 3 см, 5 см и 6 см? Ответ обоснуйте. Проверка ответов Практической работы. «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их». Д. Пойя | Работают в парах по вариантам, решают, делают выводы. | Слайд № 14
Слайд № 15 Слайд № 16 | Познавательные УУД: правильно формулировать ход выполнения заданий, использовать неравенство треугольника, применять на практике полученные выводы Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать вдиалог. Личностные УУД: развитие познавательных интересов, учебных мотивов | |
6 | Рефлексия | Формулировка информации и смысловых открытий урока Предлагает оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы. Опишите алгоритм построения треугольника по трем сторонам. Треугольник с любыми ли сторонами можно построить? В чем состоит неравенство треугольника? | Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов, выборочно высказываются, делятся мнением |
Слайд №18 | Регулятивные УУД: констатировать необходимость продолжения действий Познавательные УУД: умение использовать учебный материал Коммуникативные УУД: адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании | |
7 | Прогнозирование следующего урока, выставление отметок | Мы хорошо сегодня поработали, и результаты нашей работы мы увидим, выполняя домашнее задание. А теперь осталось время для заполнения карточек самоконтроля и получения отметок за урок. Домашнее задание: По учебнику п. 5.3 № 433, 434 (1б, 2), 439(а) на повторение | Осмысливают взаимосвязи д/з с новым материалом , записывают домашнее задание, заполняют карты самоконтроля | Слайд № 17 | Личностные УУД: оценка действий человека; развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В Атлантическом океане есть место, по форме напоминающее геометрическую фигуру, о которой мы сегодня будем говорить. Это место, расположенное между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида и называется “бермудским треугольником”. А ещё его называют “дьявольский треугольник”, “треугольник проклятых”. Загадочность его заключается в том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты. Природа “бермудского треугольника” остаётся тайной и по сей день.
А В С А В С
Построение треугольника Построить треугольник АВС со сторонами 5 см, 3 см и 4 см Цель: Научиться строить треугольник по трем сторонам.
Треугольником называется фигура, которая состоит из трёх точек , не лежащих на одной прямой , и трёх отрезков, соединяющих эти точки. В А С Точки А , В и С называются вершинами Отрезки АВ , ВС и СА являются сторонами треугольника Обозначение: АВС
Равносторонний Равнобедренный Разносторонний Виды треугольников
Треугольник – “жесткая” фигура. Если заданы три его стороны, то форму треугольника уже изменить нельзя, не разрушив его. Это свойство широко используется на практике Делая садовую калитку обязательно прибивают планку/доску/, иногда две планки, чтобы получить треугольники. Это придаёт калитке прочность, иначе её перекосит . 2 ) Стропила зданий имеют вид треугольников. Это придаёт крепость и устойчивость . 3 ) При строительстве любых мостов в их конструкциях также присутствуют треугольники. Чем больше треугольников в любой конструкции, тем она прочнее .
В различных конструкциях : Телебашня в Токио
Построить треугольник АВС со сторонами 5 см, 3 см и 4 см Строим отрезок АС = 5 см . Строим окружность с центром в точке А и радиусом 3 см . Строим окружность с центром в точке С и радиусом 4 см. Точку пересечения этих окружностей обозначим буквой В – это третья вершина искомого треугольника . Проводим отрезки АВ и ВС. Получили АВС.
Задание Постройте треугольник со сторонами: 1) 3 см, 3 см , 3 см; 2) 4 см, 3 см, 2 см; 3 ) 5 см, 3 см, 3 см; 4) 6 см , 3 см , 3 см; 5 ) 8 см , 4 см , 3 см . Примеры № 4 и № 5 показывают, что не всякие три отрезка могут быть сторонами треугольника?
Неравенство треугольника Любая сторона треугольника меньше суммы двух других его сторон
Задание № 434 (1а) Даны три отрезка. Как проверить, можно ли построить треугольник с такими сторонами? Любая сторона треугольника меньше суммы двух других его сторон Или проверить, что наибольший отрезок меньше суммы двух других
Практическая работа 1 ВАРИАНТ 1. В равнобедренном треугольнике одна сторона равна 3,5см, а другая 7,5см. Какая сторона является основанием? Постройте данный треугольник. 2. Сколько различных треугольников можно построить из отрезков длиною 3см, 4 см, 5 см и 7 см? Ответ обоснуйте. 2 ВАРИАНТ 1 . В равнобедренном треугольнике одна сторона равна 4 см, а другая 8 см. Какая сторона является основанием? Постройте данный треугольник . 2. Сколько различных треугольников можно построить из отрезков длиною 2 см, 3 см, 5 см и 6 см? Ответ обоснуйте.
Ответы 1 ВАРИАНТ 1. Основание 3,5 см, боковые стороны по 7,5см. 2. М ожно построить 3 : 3 см , 4 см, 5 см, т.к. 5 < 3 + 4; 4 см, 5 см, 7 см, т.к. 7 < 4 + 5 ; 3 см, 5 см, 7 см, т.к. 7 < 3 + 5. 2 ВАРИАНТ 1. Основание 4 см, боковые стороны по 8см. 2. М ожно построить 2: 2 см, 5 см, 6 см, т.к. 6 < 2 + 5 ; 3 см, 5 см, 6 см, т.к. 6 < 3 + 5 . Нельзя со сторонами 2см, 3см и 5см, т.к. 2 см + 3 см = 5 см
Домашнее задание По учебнику п. 5.3 № 433, 434 (1б, 2), 439(а) на повторение
Подведение итогов 1. Опишите алгоритм построения треугольника по трем сторонам. 2. Треугольник с любыми ли сторонами можно построить? 3. В чем состоит неравенство треугольника?
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Практическая работа
Вариант 1
- Постройте треугольник равный данному выполнив необходимые измерения.
Построение:
- Постройте треугольник по заданным элементам:
Дано: Построение:
А.____________В
А________________С
В____________________С
Построить треугольник АВС
- В равнобедренном треугольнике одна сторона равна 3,5 см, а другая – 7,5см. Какая сторона является основанием? Постройте данный треугольник.
- Сколько различных треугольников можно построить из отрезков длиною 2см, 3см, 5см и 6см? Ответ обоснуйте.
Практическая работа
Вариант 2
- Постройте треугольник равный данному выполнив необходимые измерения.
Построение:
- Постройте треугольник по заданным элементам:
Дано: Построение:
А________________В
А________________С
В____________С
Построить треугольник АВС
- В равнобедренном треугольнике одна сторона равна 4см, а другая – 8см. Какая сторона является основанием? Постройте данный треугольник.
- Сколько различных треугольников можно построить из отрезков длиною 3см, 4см, 5см и 7см? Ответ обоснуйте.
Задание. Постройте треугольник со сторонами:
|
|
| |
|
|
| |
5) 8 см, 4 см, 3 см | |
Возникает вопрос, любые ли три отрезка могут быть использованы как стороны треугольника?
Попробуем построить треугольник со сторонами 5см, 3см и 1см; 4см, 3см и 7см. Получилось ли построения? Как вы думаете, почему не получилось построить треугольники?
Вывод: построить треугольник по трем сторонам возможно только, если …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)
Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться художественному видению окружающего мира; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2. Воспитательные...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...
Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс
Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....
Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов». (методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)
Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов».(методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)...
Методическая разработка урока в 7 классе. Презентация: "Путешествие по Африке". Урок обобщения и систематизации знаний. ФГОС
Тема: Путешествие по АфрикеТип: урок обобщения и систематизацииЦель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка».Задачи:Образовательные:обобщить и расширить знания учащих...
Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."
Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6 классе при изучении темы " Здоровый образ жизни"....
Методическая разработка урока в 6 классе по теме «Bon appétit!» (учебник «Твой друг французский язык» А.С. Кулигиной, А.В. Щепиловой для 6-го класса)
Данный материал может быть полезен учителям французского языка при проведении уроков в 6 классе общеобразовательной школы по программе Кулигиной А.С....