Методическая разработка урока математики "Построение треугольника" 6 класс
методическая разработка по математике (6 класс) на тему

Оленникова Татьяна Николаевна

Материалы открытого урока по математике в 6 классе по теме "Построение треугольника". 

Содержат технологическую карту урока, 2 варианта самостоятельной работы,

презентацию  "Построение треугольника по тем сторонам"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ  школа № 413 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА» 6  КЛАСС

       1.Учитель математики: Оленникова Татьяна Николаевна

       2.Класс:  6                      Дата:___14.12. 2017        Предмет: Математика      № Урока по расписанию___4___

       3.Тема урока: Построение треугольника.       

            4.Место и роль урока в изучаемой теме: Первый урок по теме « Построение треугольника» в главе № 5 «Окружность».

            5. Используемые технологии: здоровьесозидающие  и информационные технологии, проблемное обучение, развивающее

                обучение.

   6. Список использованной литературы:

  1. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворов и др./; под редакцией Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. – 4 – е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 287 с.
  2. Математика. Рабочая тетрадь. 6 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций /Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецова, Л. О. Рослова, С. С. Минаева, С. Б. Суворова – М. Просвещение, 2014. – 112 с.
  3. Математика. 6 класс: поурочные планы по учебнику под редакцией Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина, Ч.I / авт.-сост. Т. Ю. Дюмина/ - Волгоград: Учитель, 2011. – 235 с.

Название предмета:

Математика. 6 класс

Дата: 14.12.2017

Тема:

Построение треугольника         

Образовательные цели:

Строят треугольники по трем сторонам.Применяют неравенство треугольника. 

Освоение предметных знаний

Выполнение необходимых при построении треугольника  измерений, построение треугольника по трем элементам. Применение неравенства треугольника.

Воспитательные цели:

Способствовать выявлению и раскрытию способностей учащихся; воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям; формировать волевые качества личности учащихся: терпеливость, выносливость, доведение работы до конца

Тип  урока

Урок изучения и комплексного применения ЗУН

Межпредметные связи: 

Умение «увидеть» проблему, выдвигать гипотезы, выделять существенные признаки объектов

Познавательные УДД: 

 Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задании; находят достоверную информацию, необходимую для решения учебной и жизненной задачи; анализируют и обобщают, делают  выводы, определяют  понятия

Коммуникативные УДД: 

Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий; излагают свое мнение,  аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; создают устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно

Регулятивные УДД:

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном.

Личностные УДД:

Учащиеся получат возможность:

научиться  описывать  содержание совершаемых действий;    научиться  устанавливать смысловые связи;   регулировать  собственную деятельность посредством речевых действий;   получить  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,    сформировать  умения оценивать себя в соответствии с определенной ситуацией.

Ожидаемые результаты

Учащиеся получат возможность  научаться:

осознавать целепологание урока;   формулировать проблему урока;    воспринимать межпредметную информацию и логически связывать ее с проблемой урока;   анализировать  предложенный материал;

   Составляют и осваивают алгоритм построения треугольников по трем сторонам, применяют неравенство треугольника

Использование ЭОР

Презентация «Построение треугольника по трем сторонам». (Автор презентации – Оленникова Т.Н.)

УМК

Математика  6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. М.»Просвещение», 2017

        

                            Тема урока «Построение треугольника »                                 6 класс          14.12.2017г.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ресурс

Формируемые УУД

1

Организационный момент  

Приветствие, создание благоприятного психологического настроя на работу, проверка  подготовленности к учебному занятию

Здравствуйте, ребята. Всем доброе утро.

Откройте тетради, проверим дом задание. (Прохожу между рядами, проверяю)

-Хорошо, ребята. Как выполнили, мы сейчас проверим

Включаются в деловой ритм урока

Личностные УУД:

Формируют свое поведение   в соответствии с определенной ситуацией.

2

Погружение в тему с одновременной актуализацией знаний и целепологанием

… “бермудским треугольником”. 

Значит о какой фигуре мы будем говорить на уроке?

Задание: Построить треугольник АВС
со сторонами  5 см, 3 см и 4 см.

Тогда как вы думаете, чему  мы должны научиться сегодня на уроке?

Если соединить три точки, то какая геометрическая фигура получится?

Давайте вспомним какая фигура называется треугольником?

  1. Назовите элементы треугольника?
  2. Какие виды треугольников мы знаем?
  3. Назовите элементы равнобедренного треугольника.
  4. Где в реальной жизни нам встречается треугольник?

Аудио- воспринятие информации с

одновременной актуализацией знаний

Выдвигают гипотезы

Делятся мнениями на поставленную проблему, целепологание

Отвечают на вопросы

Слайд  №  3

Слайд № 4

Слайд № 5

Слайд  № 6

Слайд  №  7

Личностные УУД:

проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний

Познавательные УУД:

формулировать информационный запрос

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности

3

Формирование умения и навыков

С помощью какого чертежного инструмента вы пытались это сделать? Каким образом?

На произвольной прямой вы отложили сторону треугольника и отметили две его вершины. Как построить третью вершину?

Значит, только одной линейки нам недостаточно.. Давайте попробуем решить эту проблему

Обратим наше внимание на упр. № 4 нашего домашнего задания. Какое возможно взаимное расположение окружностей?

     Какая геометрическая  фигура получилась при пересечении окружностей? Значит,  наши построения для окружностей помогут нам и в построении треугольника.

Давайте, вместе составим алгоритм построения треугольника по трем сторонам

1. Откладываем на прямой сторону треугольника .

2. Из концов отрезка проводим окружности с радиусами, равными двум другим сторонам треугольника.

3. Соединяем точку пересечения окружностей и концы отрезка.

Работаем вместе

Дает задание для учащихся, организует обсуждение ее результатов. Работаем в парах.

Постройте равносторонний треугольник  со сторонами 3 см.

Постройте треугольник со сторонами : 4 см; 3 см ,2см.

Постройте треугольник со сторонами : 5 см; 3см ,3 см.

Постройте треугольник со сторонами : 6 см; 3 см,3 см.

Почему  в последних двух случаях треугольники построить не  смогли ?

Мы строили треугольники с помощью пересечения окружностей, а какое условие необходимо, что бы окружности пересекались?

Так какое условие необходимо, что бы треугольники существовали?

Большая сторона треугольника  меньше суммы двух других сторон

Это свойство называется неравенством треугольника. Найдите в учебнике, прочитайте.  Запомните его

Стр.112.

Задание по учебнику № 434(1а)

Строят высказывания

рассуждают, отвечая на вопросы учителя

Составляют алгоритм построения треугольника по трем сторонам и сравнивают с рекомендациями в учебнике

С помощью построений определяют, какой может быть длина третьей стороны, делают выводы

 

Формулируют неравенство треугольника

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют задание по учебнику

 

Слайд № 10

Учебник

стр.111

Слайд № 11

Слайд № 12

Слайд № 13

стр.113

Познавательные УУД:

Извлекать необходимую информацию с помощью справочника и опытным путем; строить треугольники;

структурировать знания;  дают определения новым понятиям темы

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, работать в паре

Регулятивные УУД:

планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

4

Физкультминутка

Изменение деятельности, обеспечивая эмоциональную разгрузку учащихся  

Выполняют физкультминутку

5

Применение знаний

На партах – карточки.

                           Практическая работа

          1 Вариант.

1. В равнобедренном треугольнике одна сторона равна 3,5см, а другая 7,5см. Какая сторона является основанием? Постройте данный треугольник.

2. Сколько различных     треугольников можно построить из отрезков длиною 3см, 4 см, 5 см и                    7 см? Ответ обоснуйте.

          2 Вариант.

1. В равнобедренном треугольнике одна                                    сторона равна 4 см, а другая 8 см. Какая                            сторона является основанием? Постройте данный треугольник.

2. Сколько различных треугольников можно построить из отрезков длиною 2 см, 3 см, 5 см и                       6 см? Ответ обоснуйте.

Проверка ответов Практической работы.

«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».       Д. Пойя

Работают в парах по вариантам, решают, делают выводы.

Слайд № 14

 

Слайд № 15

Слайд № 16

Познавательные УУД:

правильно формулировать ход выполнения заданий, использовать неравенство треугольника, применять на практике полученные выводы

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать вдиалог.

Личностные УУД:

развитие познавательных интересов, учебных мотивов

6

Рефлексия

Формулировка информации и смысловых открытий урока

Предлагает оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы.

Опишите алгоритм построения треугольника по трем сторонам.

 Треугольник с любыми ли сторонами можно построить?

В чем состоит неравенство треугольника?

Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов, выборочно высказываются, делятся мнением

 

Слайд №18

Регулятивные УУД:

констатировать необходимость продолжения действий

Познавательные УУД: умение использовать  учебный материал

Коммуникативные УУД:

адекватно отображать свои чувства, мысли в  речевом высказывании

7

Прогнозирование следующего урока, выставление отметок

Мы хорошо сегодня поработали, и результаты нашей работы мы увидим, выполняя домашнее задание.

 А теперь  осталось время для заполнения карточек самоконтроля  и  получения отметок за урок.

Домашнее задание:   По учебнику   п. 5.3

   № 433, 434 (1б, 2),  439(а)  на повторение

Осмысливают  взаимосвязи д/з с новым материалом , записывают домашнее задание, заполняют карты самоконтроля

Слайд № 17

Личностные УУД:

оценка действий человека; развитие познавательных интересов, учебных мотивов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Построение треугольника по трем сторонам Оленникова Т.Н. у читель математики ГБОУ школы № 413

Слайд 3

В Атлантическом океане есть место, по форме напоминающее геометрическую фигуру, о которой мы сегодня будем говорить. Это место, расположенное между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида и называется “бермудским треугольником”. А ещё его называют “дьявольский треугольник”, “треугольник проклятых”. Загадочность его заключается в том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты. Природа “бермудского треугольника” остаётся тайной и по сей день.

Слайд 4

А В С А В С

Слайд 5

Построение треугольника Построить треугольник АВС со сторонами 5 см, 3 см и 4 см Цель: Научиться строить треугольник по трем сторонам.

Слайд 6

Треугольником называется фигура, которая состоит из трёх точек , не лежащих на одной прямой , и трёх отрезков, соединяющих эти точки. В А С Точки А , В и С называются вершинами Отрезки АВ , ВС и СА являются сторонами треугольника Обозначение: АВС

Слайд 7

Равносторонний Равнобедренный Разносторонний Виды треугольников

Слайд 8

Треугольник – “жесткая” фигура. Если заданы три его стороны, то форму треугольника уже изменить нельзя, не разрушив его. Это свойство широко используется на практике Делая садовую калитку обязательно прибивают планку/доску/, иногда две планки, чтобы получить треугольники. Это придаёт калитке прочность, иначе её перекосит . 2 ) Стропила зданий имеют вид треугольников. Это придаёт крепость и устойчивость . 3 ) При строительстве любых мостов в их конструкциях также присутствуют треугольники. Чем больше треугольников в любой конструкции, тем она прочнее .

Слайд 9

В различных конструкциях : Телебашня в Токио

Слайд 10

Построить треугольник АВС со сторонами 5 см, 3 см и 4 см Строим отрезок АС = 5 см . Строим окружность с центром в точке А и радиусом 3 см . Строим окружность с центром в точке С и радиусом 4 см. Точку пересечения этих окружностей обозначим буквой В – это третья вершина искомого треугольника . Проводим отрезки АВ и ВС. Получили АВС.

Слайд 11

Задание Постройте треугольник со сторонами: 1) 3 см, 3 см , 3 см; 2) 4 см, 3 см, 2 см; 3 ) 5 см, 3 см, 3 см; 4) 6 см , 3 см , 3 см; 5 ) 8 см , 4 см , 3 см . Примеры № 4 и № 5 показывают, что не всякие три отрезка могут быть сторонами треугольника?

Слайд 12

Неравенство треугольника Любая сторона треугольника меньше суммы двух других его сторон

Слайд 13

Задание № 434 (1а) Даны три отрезка. Как проверить, можно ли построить треугольник с такими сторонами? Любая сторона треугольника меньше суммы двух других его сторон Или проверить, что наибольший отрезок меньше суммы двух других

Слайд 14

Практическая работа 1 ВАРИАНТ 1. В равнобедренном треугольнике одна сторона равна 3,5см, а другая 7,5см. Какая сторона является основанием? Постройте данный треугольник. 2. Сколько различных треугольников можно построить из отрезков длиною 3см, 4 см, 5 см и 7 см? Ответ обоснуйте. 2 ВАРИАНТ 1 . В равнобедренном треугольнике одна сторона равна 4 см, а другая 8 см. Какая сторона является основанием? Постройте данный треугольник . 2. Сколько различных треугольников можно построить из отрезков длиною 2 см, 3 см, 5 см и 6 см? Ответ обоснуйте.

Слайд 15

Ответы 1 ВАРИАНТ 1. Основание 3,5 см, боковые стороны по 7,5см. 2. М ожно построить 3 : 3 см , 4 см, 5 см, т.к. 5 < 3 + 4; 4 см, 5 см, 7 см, т.к. 7 < 4 + 5 ; 3 см, 5 см, 7 см, т.к. 7 < 3 + 5. 2 ВАРИАНТ 1. Основание 4 см, боковые стороны по 8см. 2. М ожно построить 2: 2 см, 5 см, 6 см, т.к. 6 < 2 + 5 ; 3 см, 5 см, 6 см, т.к. 6 < 3 + 5 . Нельзя со сторонами 2см, 3см и 5см, т.к. 2 см + 3 см = 5 см

Слайд 17

Домашнее задание По учебнику п. 5.3 № 433, 434 (1б, 2), 439(а) на повторение

Слайд 18

Подведение итогов 1. Опишите алгоритм построения треугольника по трем сторонам. 2. Треугольник с любыми ли сторонами можно построить? 3. В чем состоит неравенство треугольника?

Слайд 20

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Практическая работа

Вариант 1

  1.   Постройте треугольник равный данному выполнив необходимые измерения.

                                        Построение:

                                     

 

  1.  Постройте треугольник по заданным элементам:

Дано:                                                                              Построение:

А.____________В                

А________________С        

В____________________С

Построить треугольник АВС

 

  1. В равнобедренном треугольнике одна сторона равна 3,5 см, а другая – 7,5см. Какая сторона является основанием? Постройте данный треугольник.

        

  1.  Сколько различных треугольников можно построить из отрезков длиною 2см, 3см, 5см и 6см? Ответ обоснуйте.

Практическая работа

Вариант 2

  1.  Постройте треугольник равный данному выполнив необходимые измерения.

                                        Построение:

                                     

  1.  Постройте треугольник по заданным элементам:

Дано:                                                                              Построение:

А________________В                

А________________С

В____________С

Построить треугольник АВС

  1. В равнобедренном треугольнике одна сторона равна 4см, а другая –  8см. Какая сторона является основанием? Постройте данный треугольник.

  1.  Сколько различных треугольников можно построить из отрезков длиною 3см, 4см, 5см и 7см? Ответ обоснуйте.

        

        

Задание.    Постройте треугольник со сторонами:

  •         1)  3 см, 3 см, 3 см;
  • 2)  4 см, 3 см, 2 см;

        

  •         3)  5 см, 3 см, 3 см;
  • 4)  6 см, 3 см, 3 см;

        

        5)  8 см, 4 см, 3 см

Возникает вопрос, любые ли три отрезка могут быть использованы как стороны треугольника?

Попробуем построить треугольник со сторонами 5см, 3см и 1см; 4см, 3см и 7см. Получилось ли построения? Как вы думаете, почему не получилось построить треугольники?

Вывод: построить треугольник по трем сторонам возможно только, если …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов». (методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов».(методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)...

Методическая разработка урока в 7 классе. Презентация: "Путешествие по Африке". Урок обобщения и систематизации знаний. ФГОС

Тема: Путешествие по АфрикеТип: урок обобщения и систематизацииЦель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка».Задачи:Образовательные:обобщить и расширить знания учащих...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."

Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6  классе  при изучении темы " Здоровый образ жизни"....

Методическая разработка урока в 6 классе по теме «Bon appétit!» (учебник «Твой друг французский язык» А.С. Кулигиной, А.В. Щепиловой для 6-го класса)

Данный материал может быть полезен учителям французского языка при проведении уроков в 6 классе общеобразовательной школы по программе Кулигиной А.С....