Рабочая программа по математике 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

Шагисултанова Айгуль Минниахметовна

Программа предназначена для учителей, работающих по ФГОС 5 часов в неделю. Соответствует учебнику Виленкина и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_matematika_5_klass.docx64.27 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказ министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 декабря 2010 года,  №  1897 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577), на основе «Основной образовательной программы Основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 9 г. Амурска», принятой на заседании педагогического совета протокол № 1 от 30.08.2013 г., утверждена приказом директора учреждения   от «02 » сентября   2013года,  № 224-Д, с учетом авторской программы по математике Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд – сборник рабочих программ 5-6 классы (составитель Т. А. Бурмистрова) - М.:Просвещение 2014

Изучение учебного предмета ориентировано на использование учебника «Математика, 5» под редакцией Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации – М.:Мнемозина, 2012

Программа по предмету «Математика» составлена на основании календарного графика учебного процесса МБОУ СОШ № 9 г. Амурска на 2017-2018 учебный год и рассчитана на 5 часов в неделю, 170 часов в год.

Программа обеспечивает обязательный минимум подготовки учащихся по математике, определяемый образовательным стандартом, соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.

Математика играет важную роль в формировании у школьников умения учиться.

Обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Цели программы обучения

  • Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
  • Систематическое развитие понятия числа;
  • Выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики; подготовка обучающихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные преставления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Усвоенные знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Задачи программы обучения

Формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

  • Развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; пространственного воображения; математической речи; умения вести поиск информации и работать с ней;
  • Развивать познавательные способности;
  • Воспитывать стремление к расширению математических знаний;
  • Способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • Воспитывать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Решение названных задач обеспечит осознание школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Программа выполняет две основные функции

  • Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного предмета.
  • Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общий курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и вычисления», «Выражения и их преобразования», «Уравнения и неравенства», «Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин».

Программа предусматривает дальнейшую работу с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит основным элементом для изучения смежных дисциплин.

В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология и т.д.).

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата.

В процессе освоения программного материала школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Содержание тем учебного курса

1. Натуральные числа и шкалы (15 ч)

Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.

Цель: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.

Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у обучающихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.

2. Сложение и вычитание натуральных чисел (22 ч)

Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.

Цель: закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

3. Умножение и деление натуральных чисел (27 ч)

Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.

Цель: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные обучающимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.

4. Площади и объемы (12 ч)

Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.

Цель: расширить представления обучающихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.

При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.

5.  Обыкновенные дроби (23 ч)

Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Цель: познакомить обучающихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться у обучающихся.

6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч)

 Десятичная дробь. Сравнение, округление, слежение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.

Цель: выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

При введении десятичных дробей важно добиться у обучающихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.

7. Умножение и деление десятичных дробей (26 ч)

Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

Цель: выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.

8. Инструменты для вычислений и измерений (17 ч)

Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.

Цель: сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

У обучающихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению и геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы. Диаграммы дают представления обучающимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах. В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.

9. Повторение. Решение задач (13 ч)

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 5 класса.

Учебно – тематический план

Тематическое планирование курса «Математика»

5 класс (5часов в неделю)

Изучаемый материал

Кол-во часов

Контрольные работы

Глава 1. Натуральные числа

76

1

Натуральные числа и шкалы

15

1

2

Сложение и вычитание натуральных чисел

22

2

3

Умножение и деление натуральных чисел

27

2

4

Площади и объемы

12

1

Глава 2. Десятичные дроби

79

5

Обыкновенные дроби

23

2

6

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

13

1

7

Умножение и деление десятичных дробей

26

2

8

Инструменты для вычислений и измерений

17

2

9

Повторение. Решение задач

13

1

Итого

168

14

Уровень обучения – базовый

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Средства контроля

Перечень обязательных контрольных работ

  1. Контрольная работа № 1 по теме «Натуральные числа и шкалы»
  2. Контрольная работа № 2 по теме  «Сложение и вычитание натуральных чисел»
  3. Контрольная работа № 3 по теме  «Числовые и буквенные выражения»
  4. Контрольная работа № 4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»
  5. Контрольная работа № 5 по теме  «Упрощение выражений»
  6. Контрольная работа № 6 по теме «Площади и объёмы»
  7. Контрольная работа № 7 по теме  «Обыкновенные дроби»
  8. Контрольная работа № 8 по теме  «Сложение и вычитание смешанных чисел»
  9. Контрольная работа № 9 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
  10. Контрольная работа № 10 по теме  «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»
  11. Контрольная работа № 11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей»
  12. Контрольная работа № 12 по теме  «Проценты»
  13. Контрольная работа № 13 по теме  «Угол. Построение и измерение углов»
  14. Итоговая контрольная работа № 14

Формы организации образовательного процесса

Отбор материала обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизации знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возраста; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.

Согласно календарному графику учебного процесса МБОУ СОШ № 9 г. Амурска на 2017-2018  учебный год, для изучения курса математики в 5 классе,  отводится 5 часов в неделю, 170часов в год.

В том числе 14 контрольных работ, включая итоговую контрольную работу. Уровень обучения – базовый.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике

  1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала)

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки)
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки)

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере

 

2.       Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя
  • возможны одна – две  неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике)
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя

3.  Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения
  • незнание наименований единиц измерения
  • неумение выделить в ответе главное
  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач
  • неумение делать выводы и обобщения
  • неумение читать и строить графики
  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками
  • потеря корня или сохранение постороннего корня
  • отбрасывание без объяснений одного из них
  • равнозначные им ошибки
  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской
  • логические ошибки

3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными
  • неточность графика
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными)
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой
  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде

3.3. Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В ходе преподавания математики в 5 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов
  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения
  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства
  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России
  • Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру
  • Целостное восприятие окружающего мира
  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий
  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими
  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат

Метапредметные результаты

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления
  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера
  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата
  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач
  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
    аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика»
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Предметные результаты

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
    оценки их количественных и пространственных отношений
  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта,
     измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов
  • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные
  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере)

В результате изучения курса математики 5 класс учащиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов
  • как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа

уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем
  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения числовых выражений
  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот
  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные дробями и процентами

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений

Перечень учебно – методического обеспечения

  1. Математика» сборник рабочих программ 5-6 класс «Пособие для учителей общеобразовательных организаций» 4-е издание М. «Просвещение» 2015 г.
  2. Математика 5 класс, учебник для учащихся общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. - М.: Мнемозина, 2011.
  3. Рабочая тетрадь по математике к учебнику Н.Я. Виленкина. Т.М. Ерина,  2014
  4. А.С. Чесноков, К.И. Нешков  Дидактические материалы по математике 5 класс — М.: Просвещение, 2007—2008.
  5. В.И. Жохов Математический тренажер. 5 класс. – М.: Москва, 2013.
  6. Е.М.Ключникова  Промежуточное тестирование/ «Экзамен», Москва,  2014
  7. Математика. 5 класс: рабочая программа по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др. /Москва, 2013
  8. Учебное интерактивное пособие «Тренажер по математике» (к учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда «Математика» 5-6 класс)

Список литературы

  1. Математика, 5: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [Н.Я. Виленкин, B. И. Жохов, А. С. Чесноков, C. И. Шварцбурд]. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2012
  2. Логические задачи / [О.Б. Богомолова]. - М.:БИНОМ, Лаборатория базовых знаний, 2009
  3. Математика. Теория и задачи /[А.А. Болотов, В.И. Прохоренко, В.Ф. Сафонов]. - М.: МЭИ, 2008
  4. Математика. Методические указания к решению заданий / [И.М. Петрушко, В.И. Прохоренко, В.Ф. Сафонов]. - М.: МЭИ, 2002
  5. Готовимся к урокам по математике / [А.В.Фарков]. - М.:Экзамен, 2010

 


Календарно-тематическое планирование в 5 классе по математике

Содержание

Дата

Прим

Обозначение натуральных чисел.

4.09

Обозначение натуральных чисел

6.09

Обозначение натуральных чисел.

РК. Башкирские загадки.

7.09

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник

8.09

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник

9.09

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник

11.09

Плоскость. Прямая. Луч

13.09

Плоскость. Прямая. Луч.

РК. Реки нашей республики.

14.09

Шкалы и координаты

15.09

Шкалы и координаты

16.09

Шкалы и координаты

18.09

Меньше или больше

20.09

Меньше или больше.РК. Горы Белорецкого района.

21.09

Меньше или больше

22.09

Контрольная работа  № 1  

  Натуральные числа и шкалы    

23.09

Анализ контр.работ №1. Сложение натуральных чисел и его свойства

25.09

Сложение натуральных чисел и его свойства

27.09

Сложение натуральных чисел и его свойства

28.09

Сложение натуральных чисел и его свойства.

 РК. Числа в пословицах и поговорках башкирского народа.

29.09

Сложение натуральных чисел и его свойства

30.09

Вычитание

2.10

Вычитание

4.10

Вычитание

5.10

Вычитание

6.10

Контрольная работа   №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»

7.10

Анализ контрольной работы №2. Числовые и буквенные выражения

9.10

Числовые и буквенные выражения

12.10

Числовые и буквенные выражения

13.10

Буквенная запись свойств сложения и вычитания.

14.10

Буквенная запись свойств сложения и вычитания.

16.10

Буквенная запись свойств сложения и вычитания.

18.10

Уравнение

19.10

Уравнение

20.10

Уравнение

21.10

Уравнение

23.10

Решение задач по теме « Числовые и буквенные выражения»

25.10

Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения»

26.10

Анализ административной контрольной работы.

Умножение натуральных чисел и его свойства

27.10

       

Умножение натуральных чисел и его свойства

28.10

Умножение натуральных чисел и его свойства.

РК. Животный мир Башкортостана.

6.11

Умножение натуральных чисел и его свойства

8.11

Умножение натуральных чисел и его свойства

9.11

Деление

10.11

Деление

11.11

Деление. РК.Реки и озера Башкортостана..

13.11

Деление

15.11

Деление

16.11

Деление.

17.11

Деление. РК.Курай – семь его лепестков.

18.11

Деление с остатком

20.11

Деление с остатком

22.11

Деление с остатком

23.11

Контрольная работа №4: Умножение и деление натуральных чисел

24.11

Анализ контрольной работы №4.

Упрощение выражений

25.11

Упрощение выражений

27.11

Упрощение выражений

29.11

Упрощение выражений

30.11

Упрощение выражений

1.12

Порядок выполнения действий

2.12

Порядок выполнения действий

4.12

Порядок выполнения действий

6.12

Квадрат и куб числа

7.12

Квадрат и куб числа. РК.Уфа –столица Башкортостана.

8.12

Контрольная работа №5: Упрощение выражений

9.12

Анализ контрольной работы №5.

Формулы

11.12

Формулы

13.12

Площадь. Формула площади прямоугольника

14.12

Площадь. Формула площади прямоугольника

15.12

Единицы измерения площадей

16.12

Единицы измерения площадей.

 РК.Города Республики Башкортостан.

18.12

Единицы измерения площадей

20.12

Прямоугольный параллелепипед

21.12

Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда

22.12

Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда

23.12

Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда

25.12

Контрольная работа №6: Площади и объёмы

27.12

Анализ контрольной работы №6.

Окружность и круг.

28.12

кружность и круг

29.12

Доли. Обыкновенные дроби

30.12

Доли. Обыкновенные дроби

15.01

Доли. Обыкновенные дроби.

РК.Флаг Республики Башкортостан.

17.01

Доли. Обыкновенные дроби

18.01

Сравнение дробей

19.01

Сравнение дробей. РК.Башкирский орнамент.

20.01

Сравнение дробей

22.01

Правильные и неправильные дроби

24.01

Правильные и неправильные дроби

25.01

Контрольная работа №7: Обыкновенные дроби

26.01

Анализ контрольной работы №7.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

27.01

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

29.01

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

31.01

Деление и дроби

1.02

Деление и дроби

2.02

Смешанные числа

3.02

Смешанные числа

5.02

Сложение и вычитание смешанных чисел

7.02

Сложение и вычитание смешанных чисел

8.02

Сложение и вычитание смешанных чисел

9.02

Контрольная работа №8: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

10.02

Анализ контрольной работы № 8.

Десятичная запись дробных чисел

12.02

Десятичная запись дробных чисел

14.02

Сравнение десятичных дробей

15.02

Сравнение десятичных дробей

16.02

Сравнение десятичных дробей.

РК.Природа Республики Башкортостан.

17.02

Сложение и вычитание десятичных дробей

19.02

Сложение и вычитание десятичных дробей

21.02

Сложение и вычитание десятичных дробей

22.02

Сложение и вычитание десятичных дробей

24.02

Сложение и вычитание десятичных дробей

26.02

Приближённые значения чисел. Округление чисел.

28.02

Приближённые значения чисел. Округление чисел.

1.03

Контрольная работа №9: Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

2.03

Анализ контрольной работы №9. Умножение десятичных дробей на натуральное число

3.03

Умножение десятичных дробей на натуральное число

5.03

Умножение десятичных дробей на натуральное число

7.03

Деление десятичной дроби на натуральное число

9.03

Деление десятичной дроби на натуральное число

10.03

Деление десятичной дроби на натуральное число

12.03

Деление десятичной дроби на натуральное число

14.03

Деление десятичной дроби на натуральное число

15.03

Контрольная работа №10: Умножение и деление десятичных дробей

16.03

Анализ контрольной работы №10.

Умножение десятичных дробей

17.03

Умножение десятичных дробей

19.03

Умножение десятичных дробей

21.03

Умножение десятичных дробей

22.03

Умножение десятичных дробей

23.03

Деление на десятичную дробь

24.03

Деление на десятичную дробь

2.04

Деление на десятичную дробь

4.04

Деление на десятичную дробь

5.04

Деление на десятичную дробь

6.04

Деление на десятичную дробь

7.04

Деление на десятичную дробь

9.04

Среднее арифметическое

11.04

Среднее арифметическое.

 РК.Статистические данные населения Республики Башкортостан..

12.0413.04

Среднее арифметическое

14.04

Среднее арифметическое

16.04

Контрольная работа №11 Умножение и деление десятичных дробей

18.04

Анализ контрольной работы №11.

Микрокалькулятор

19.04

Микрокалькулятор

20.04

Проценты

21.04

Проценты

23.04

Проценты.  РК.Численность населения Республики Башкортостан.

25.04

Проценты

26.04

Проценты

27.04

Контрольная работа №12 по теме «Проценты»

28.04

Анализ контрольной работы №12.

Угол. Прямой и развёрнутый углы. Чертёжный треугольник.

30.04

Угол. Прямой и развёрнутый углы. Чертёжный треугольник

2.05

Угол. Прямой и развёрнутый углы. Чертёжный треугольник. Р.К.Памятные уголки родного Башкортостана.

3.05

Измерение углов. Транспортир

4.05

Измерение углов. Транспортир

5.05

Измерение углов. Транспортир

7.05

Круговые диаграммы

10.05

Круговые диаграммы. РК.Национальности населяющие Республику Башкортостан

11.05

Контрольная работа №13  Инструменты для вычислений и измерений

12.05

Анализ контрольной работы. Повторение по теме «Натуральные числа и шкалы»

14.05

Повторение по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»

16.05

Повторение по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»

17.05

Повторение по теме «Умножение и деление натуральных чисел»

18.05

Повторение по теме «Умножение и деление натуральных чисел»

19.05

Повторение по теме «Площади и объёмы фигур»

21.05

Повторение по теме «Обыкновенные дроби»

23.05

Повторение по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

24.05

Повторение по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

25.05

Повторение по теме «Умножение и деление десятичных дробей»

26.05

Решение текстовых задач

28.05

Итоговая контрольная работа

30.05

Анализ контрольной работы.  Решение задач. Итоговый урок

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...