I. Этап мотивации к учебной деятельности. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих, создает благоприятный психологический климат. - Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вы с моей помощью узнаете, что древние люди называли «ломаным числом», как разделить два на три и поможете своим любимым сказочным героям. Слайд 1,Слайд2 | Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
|
Методический комментарий |
На данном этапе происходит активация внимания и включение обучающихся в учебную деятельность. Создаются условия для возникновения потребности в учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки. |
II. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Для того, чтобы нам продолжить путешествие по стране Математики, нужно открыть новую дверцу. Чтобы в нее пройти, нужно отгадать кодовое слово, которое, кстати, и является темой нашего урока. Кодовое слово зашифровано в следующих примерах. Предлагаю вам выполнить следующие действия Слайд 3: 1) Ь 2) Н 3) О 4) Д 5) Б 6) П 7) Р 8) А
- Если вы правильно их выполните и заполните ответами таблицу, то сможете прочитать тему нашего сегодняшнего урока. Слайд 4.Прочитайте полученное слово. Сегодня мы узнаем, что такое «дробь» и как правильно записывать результат от деления. |
Выполняют действия: 1) 90 2) 3) 21 4) 6 5) 5 6) 7) 40 8) Заполняют таблицу:
Называют слово « дробь».
|
Методический комментарий |
Готовность и осознание потребности к построению нового способа действий. Стимулирование к поиску ответа на основе уже имеющихся знаний. |
III. Этап постановки проблемы. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Итак, тема нашего урока «Обыкновенные дроби». Что же такое «дробь»? Для ответа на этот вопрос я предлагаю вам прочитать тексты, который лежат у вас на партах. Слайд 5 – 8. О чем эти тексты? Что нового вы узнали из них? Еще в древности людям приходилось считать предметы, измерять длину, площадь, расстояние, объем… Древние пользовались натуральными числами. А вы знаете, что такое натуральное число? Но не всегда при счете удавалось пользоваться такими числами, потому что приходилось считать, например, стоимость не целого куска ткани, а половины, учитывать часть или долю. Тогда и возникли дроби. «Дробь» происходит от слова «дробить», а в первых учебниках математики «дробь» записывают как «ломаное число». Слайд 9. Был апельсин всего один. Но разломали апельсин. И все досталось сколько? Одна седьмая долька. О каком фрукте идет речь в стихотворении? Из чего он состоит? А какие дольки в апельсине? Что такое доля? На сколько долек разделили апельсин? Молодцы! В математике записывают доли в следующем виде: . Слайд 10. Такая запись называется обыкновенной дробью, где 7 - знаменатель дроби (показывает, на сколько долей делят число), а 1- числитель (показывает, сколько таких долей взято). | Читают тексты на карточках. Группа 1. Дроби появились в глубокой древности. Их использовали при разделе добычи, при измерениях величин, и в других случаях. В первых учебниках дроби назывались “ломаные числа”. В русском языке это слово появилось в XVIII веке, оно происходит от глагола “дробить” - разбивать, ломать на части. Группа 2. Древние египтяне знали, как поделить 2 предмета на троих, для этого числа у них был специальный значок. Это была единственная дробь, у которой в числителе не стояла единица – все остальные дроби имели в числителе единицу: 1/2; 1/3; 1/28; … . Если египтянину нужно было использовать другие дроби, он представлял их в виде суммы основных дробей. Например, вместо 8/15 писали 1/3+1/5. Группа 3. В древнем Вавилоне использовали постоянный знаменатель, равный 60. Такими дробями пользовались греческие и арабские математики и астрономы. Но было неудобно работать с такими дробями. Поэтому голландский математик Симон Стевин предложил перейти к десятичным дробям. Группа 4.
Интересное и меткое сравнение делал Л.Н. Толстой. Он говорил, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель-то, что он думает о себе. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь. |
Методический комментарий |
Перед учениками встает проблема восприятия нового материала и применения новых знаний в незнакомой ситуации. Учащиеся рассуждают о проблеме, анализируют проблему. Происходит восприятие информации на слух, учащиеся соглашаются или отрицают те или иные предположения. При работе в группах ученики формируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью, оппонировать партнеру. |
IV. Этап выхода из проблемы. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Обратите внимание на . Еще эту дробь называют половиной. Вам знакома эта приставка «пол» из таких слов как, например, полчаса, полкилограмма и т.д. Слайд 11. | Решают у доски оставшиеся примеры. 2) 6) 8) |
V. Физкультминутка. |
А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонись ты вправо, влево Упражненье делай смело! Вниз потянемся, пройдёмся, И на место вновь вернёмся. Слайд 13. | Ученики выполняют упражнения. |
VI. Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой по эталону. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Я зачитываю, а вы записываете в виде обыкновенной дроби Слайд 12: а) три шестых, б) одна треть, в) половина, г) семь десятых, д) одиннадцать сотых, е) три четверти, ж) одиннадцать сорок восьмых. - А теперь проверим. Слайд 14.Поменяйтесь тетрадями. Оценка «5» - за 7 правильно выполненных заданий; Оценка «4» - за 5-6 правильно выполненных заданий; Оценка «3» - за 3-4 правильно выполненных задания. - Поставьте оценку своему товарищу по парте. Поднимите руки у кого пятерки, а теперь четверки. А у кого тройки, кто не со всеми справился заданиями. - Молодцы! - А теперь давайте поможем героям наших любимых сказок разрешить их задачки. Мы теперь много знаем и умеем и, конечно, сможем им помочь! На слайдах вы увидите героев известных мультфильмов и сказок и должны будете отгадать сказку и помочь им решить задачу. Слайд 15-23. Сказка 1. Самовар она купила, Мошек чаем угостила, Паук на нее напал, А комар ее спасал. - Про кого это стихотворение? Что это за сказка? Правильно, Муха – Цокотуха. Задачка: Муха – Цокотуха пригласила на чай Комара и испекла большую плюшку. Как разделить плюшку на двоих? Сколько достанется каждому? Сказка 2 Возле леса на опушке Трое их живет в избушке. Там три стула, три подушки, три кровати и три кружки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? Задачка. Маша принесла медведям мед. Как разделить мед между тремя медведями? Сколько достанется каждому? Сказка 3 В гости к бабушке пошла, Пирожки ей принесла. Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил. - О какой сказке идет речь? Кто главная героиня сказки? Задачка. Красная Шапочка принесла бабушке пирожки. Один с картошкой, два с вишней и один с капустой. Какую часть пирожков составляет пирожок с капустой? Сказка 4 Толстячок живет на крыше, А летает он всех выше. Он самый веселый на свете! Поэтому нравится детям. - О каком сказочном персонаже идет речь в стихотворении? Из какого он мультфильма? Задачка. Малыш подарил Карлсону на День Рождения пять банок клубничного варенья. Одну банку Карлсон случайно разбил. Какая часть от всех банок осталась? | Записывают в тетрадях под диктовку дроби. Меняются тетрадями для взаимного контроля. а) б) в) г) д) е) ж)
Работают в группах и Отгадывают сказки.
1. Муха- Цокотуха. Плюшку нужно разделить пополам, то есть каждому достанется по .
2. Сказка «Маша и три медведя». Герои – три медведя. Нужно мед разделить на три части. Каждый получит по .
3. Сказка «Красная Шапочка». Главная героиня – Красная Шапочка. Всего четыре пирожка, из которых один – с капустой. Значит пирожок с капустой составляет часть всех пирожков.
4. Речь идет о Карлсоне, герое мультфильма «Малыш и Карлсон». Всего Малыш подарил пять банок, из которых одна разбилась. Значит осталось четыре банки с вареньем. А так как всего было пять банок, то осталось от общего количества. |
Методический комментарий |
На этом этапе учащиеся планируют свои действия, осуществляют пошаговый и итоговый контроль. Выполнение этого задания в парах позволяет слабым учащимся не испытывать страха проверки и неудачи в случае невыполнения. |
VII. Этап домашнего задания. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Предлагаю на дом задания. Слайд 24. Выучить понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби, 885,889 | В дневниках записывают домашнее задание. |
Методический комментарий. |
Домашнее задание показывает заинтересованность детей результатами работы каждого. |
VII. Этап интеллектуальной и эмоциональной рефлексии. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель задает вопросы: - Я испытал (а) затруднение при…
- Я усвоил (а)…
- Мне было интересно (не интересно)…
- Оцените, пожалуйста, работу друг друга.
- Добавить свое предложение. Объявляется конец урока, выставляются отметки за работу на уроке. Слайд 25.
| Ученики отвечают на вопросы учителя. |
Методический комментарий. |
Подведение итогов урока позволяет ученикам произвести самооценку деятельности. |