Конспект урока по теме "Обыкновенные дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Калачева Марина Николаевна

Изучение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obyknovennye_drobi_1.doc714.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Понятие обыкновенной дроби

Цели: 

- обучающие: Дать понятие о делении целого на доли, ввести понятие дроби и ее составляющих, учить моделировать в графической, предметной форме доли и дроби, оперировать математическими символами: записывать доли в виде обыкновенной дроби, читать дроби, называть числитель и знаменатель обыкновенной дроби, объяснять их содержательный смысл.

- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;

  - воспитательные: развивать познавательный интерес и регуляторные навыки через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, развивать коммуникативные способности во время работы в парах, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: 

Познавательные УУД:         поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выбор способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, анализ объектов и синтез.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество  с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли,  владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные УУД: планирование своей деятельности, прогнозирование, оценка качества и уровня усвоения, контроль, коррекция, результатов и саморегуляция.

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Основные понятия: числитель, знаменатель, обыкновенные дроби.

  • Оборудование урока: проектор; экран ,ноутбук;«дерево удовлетворенности» (макет дерева, листья желтые и зелёные, цветы, плоды);цветные карандаши;раздаточный материал

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок.

Дети, вам тепло?

В классе светло?

Прозвенел уже звонок?

Уже закончился урок?

Только начался урок?

Хотите учиться?

Значит можно всем садиться!

Дети отвечают на вопросы учителя.

- Да!

- Да!

- Да!

- Нет!

- Да!

- Да!

Обучающиеся садятся на свои места,

включаются в деловой ритм урока.

 

1. Мотивационно-ориентировочный блок:

1.1

Этап актуализации

- Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал  известный  учёный Ал - Бируни:

«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит» (слайд 3)

Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

Учитель читает стихотворение (можно показать мультфильм) (слайды 4, 5) 

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька — для ежа,

Эта долька — для стрижа,

Эта долька — для утят,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра,

А для волка — кожура!

Он сердит на нас. Беда!

Разбегайтесь кто куда!

Актуализация знаний

Квадрат поделили на одинаковые квадратики. Какую долю квадрата составляет один квадратик (слайд 6)?

Валя пригласила на свой день рождения подруг. Она разрезала торт на 8 равных частей (слайд 7)

Вера взяла одну часть, а Катя — две (рис. 143). а) Какие доли получаются при делении на 8 равных частей? б) Какую часть торта получила Вера и какую — Катя?

Выдвигают свои варианты ответов на вопрос.

Считая, дети загибают пальчики, а потом

отвечают на вопросы: на сколько долек

разделили апельсин? какую дольку

получил еж? какую дольку получили котята?

Участвуют в работе по повторению: в беседе

 с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Отвечают на вопросы (1/9, ¼, 1/12, 1/25)

Отвечают на вопросы (Вера – одну восьмую, а Катя – две восьмых)

1.2

Этап проблематизации

- Названия долей мы знаем. Но мы ведь привыкли в математике все записывать. Как нам записать одна девятая, две девятых и др.?

Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи.

- Для записи долей используется специальная запись. А вот как она называется, мы с вами узнает, если отгадаем ребус (слайд8):

- Правильно, это дробь.

Обучающиеся сталкиваются с проблемой.

Отгадывают ребус, тем самым знакомятся

 с новым понятием – дробь.

2.3

Этап презентации образовательных продуктов

Исторические сведения(резерв) (слайд 18 - 19):

       В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в VIII веке) дроби так и назывались – «ломаные числа». У других народов название дроби также связано с глаголами «ломать», «разбивать», «раздроблять».

        Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии; его стали использовать и арабы, а от них в XII – XIV веках оно было заимствовано европейцами. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта; например, числа записывались так: Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет тому назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский) в 1202 г. Он ввел слово «дробь». Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в XIII

веке Максим Плануд – греческий монах, ученый-математик.  

Самостоятельная работа с фронтальной проверкой.

Решить №  676.

Слушают историческую справку

Самостоятельная работа в тетрадях.

Фронтальная проверка задания. 

3. Рефлексивно – оценочный блок:

3.1

Домашнее задание

- Ребята, открываем ваши дневники и давайте запишем домашнее задание к следующему уроку.

Учитель задает домашнее задание и объясняет ход его выполнения (слайд 20):

§25,

с. 179-180 «Когда сделаны уроки» (прочитать)

№ 677 (по новой теме)

№ 716 ( на повторение)

Обучающиеся записывают домашнее задание

в дневник

3.2

Рефлексия

Дорогие ребята, давайте подведем итог нашего сегодняшнего урока. А для этого нам как нельзя лучше подойдет такое стихотворение:

Каждый может за версту

Видеть дробную черту.

Над чертой – числитель, знайте,

Под чертою – знаменатель.

Дробь такую, непременно,

Надо звать – обыкновенной.

«Дерево удовлетворённости»

Ребята, на доске у нас выросло дерево, а у вас у каждого на столе есть цветок, плод и два листочка (жёлтый и зеленый). Выберите сейчас что-то одно и прикрепите на дерево в зависимости от того, понравился вам наш сегодняшний урок или нет:

- Плоды – урок прошёл  полезно, плодотворно;

- Цветок – урок прошёл довольно неплохо;

- Зелёный листок – не совсем удовлетворён уроком;

- Жёлтый листок – урок не понравился, скучно.

По окончании  урока дети прикрепляют на

 дереве листья, цветы, плоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Доли. Обыкновенные дроби».

Конспект урока «Доли. Обыкновенные дроби»....

Конспект урока "Умножение десятичных дробей", 5 класс, И.И.Зубарева

Подробный конспект урока по теме "Умножение десятичных дробей"....

Конспект урока "Умножение десятичных дробей", 5 класс, И.И.Зубарева

Подробный конспект урока по теме "Умножение десятичных дробей"....

Конспект урока "Умножение обыкновенных дробей", математика, 6 кл.

Урок обобщения и систематизации знаний в 6-м классе по теме "Умножение обыкновенных дробей" (учебник Н.Я. Виленкина "Математика 6"). Учащиеся должны знать правила умножения: дроби на дробь, обыкновенн...

Конспект урока: "Сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями".

Конспект урока: "Сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"....

Конспект урока "Понятие обыкновенной дроби"

В ходе урока рассматриваются такие понятия, как обыкновенная дробь, правила записи дроби; сокращение дробей...

План конспект урока "Умножение десятичной дроби на натуральное число", 5 класс

Урок изучения нового матетиала в 5 классе по учебнику Н. Я. Виленкина с метапредметным подходом....