Сложение и вычитание смешанных чисел
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Солдатова Ирина Викторовна

Урок-сказка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhenie_i_vychitanie_smeshannyh_chisel.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-сказка в 5 классе по теме:

«Сложение и вычитание смешанных чисел»

Слайд 1

Цели:

- обучение умению складывать и вычитать смешанные числа;

-формирование навыков выявлять закономерности, обобщать;

- развитие внимания и активизация познавательной активности учащихся;

- воспитание интереса к математике.

Ход урока.

 Организационный момент.

Слайд 2

Здравствуйте, садитесь.

 Я очень рада встречи с вами. Надеюсь, что сегодня мы узнаем с вами много нового.  Начинаем наш урок.

Слайд 3

I. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы будем изучать тему «Сложение и вычитание смешанных чисел» и научимся применять новые знания на практике. А урок наш будет необычным – урок-сказка «Цветик-семицветик».

В Математическом царстве, в Арифметическом государстве, в городе Обыкновенная дробь жил-был мальчик. Учительница математики дала ему задание: приготовить вопросы и упражнения для урока. Утром мальчик отправился в школу. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. Вдруг из-за угла выскочила злая собака, сумку выхватила и убежала.

Сел мальчик на скамейку и пригорюнился. Вдруг откуда ни возьмись, Математика – царица наук. И говорит она мальчику:

- Не плачь, я тебе помогу. Ты  хороший, хоть и любишь зевать по сторонам. Вот тебе «цветик-семицветик». Он волшебный. Надо только оторвать лепесток и прочитать, что на нем записано.

II. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.

1. Этот красный лепесток

    Начинает наш урок.

    Устный счет мы проведем

    И рекорды все побьем.

(Задания на доске)

(Выполняя задания, ребята отвечают на вопросы:

-какая дробь правильная, какая неправильная;

-как складывают и вычитают дроби с одинаковым знаменателем;

-какие дроби называются правильными, неправильными; какие числа мы называем смешанными;

-как сравнивают дроби с одинаковым знаменателем).

Слайд 4-5

Задания 1-2

2. Вдруг наш желтый лепесток

    Улетает на восток.

    К нам с востока возвращается

    И работа продолжается.

   (Работа устно и в тетрадях)

 Слайд 6-7

 Задания 3-4

 Представь число в виде неправильной дроби. (1 уч)  

 Выдели целую часть из неправильной дроби. (2 уч)

(Как записать число в виде неправильной дроби?  Как найти целую и дробную части неправильной дроби?)

       3. Оранжевый лепесток

    Продолжает наш урок.

    Мы в тетрадях по решаем,

    Без ошибок посчитаем.

  (Работа в тетрадях)

  Слайд 8-11

 (Какие числа мы получили? Из каких частей они состоят?)  

III. Ознакомление с новым материалом.

4. Зеленый цвет весьма приятный,

    Лепесточек аккуратный.

    Оторвем его мы дружно

    И узнаем все, что нужно.

Ребята, а знаете ли вы, как складывают и вычитают смешанные числа?

Слайд 12-13

       

 А теперь мы рассмотрим алгоритм на конкретных примерах.

Слайд 14, Пример 1

        

Чтобы смешанные числа сложить

Надо их на части разложить:

3 – это целая часть, прибавим к ней – это дробная часть;

2– это целая часть, прибавим к ней – это дробная часть.

И между суммами поставим знак сложенья.

Чтобы удобно нам было считать

Мы эти числа должны сгруппировать:

Целые части мы сложим отдельно,

И дробные части мы сложим отдельно.

Получили 5– это целая часть,

А  – это дробная часть.

Что делать с ними мне скажите

И ответ скорее подскажите. (5 +  = 5  – получили смешанное число)

Краткая запись: 3 + 2 = 5.

     Кто может сам сформулировать правило сложения смешанных чисел?

           -Чтобы сложить два смешанных числа нужно:

  1. К целой части прибавить целую часть
  2. К дробной части прибавить дробную часть
  3. Если в результате п. 2 получилась неправильная обыкновенная дробь,  то выделяем целую часть.

Давайте попробуем выполнить вычитание смешанных чисел (по аналогии):

Слайд 14 , Пример 2

Краткая запись:

   Сформулируйте правило вычитания смешанных чисел.

      -При вычитании смешанных чисел нужно:

  1. От целой части первого смешанного числа вычесть целую часть второго
  2. От дробной части уменьшаемого  вычесть дробную часть вычитаемого.
  3. Если нельзя выполнить п.2, то у целой части занимаем единицу и представляем её в виде неправильной обыкновенной дроби с данным знаменателем.

А теперь рассмотрим случай, когда дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого.

Слайд 15

И ещё раз обратите внимание на алгоритмы сложения и вычитания смешанных чисел.

Слайд 16-17

IV. Первичное осмысление и применение изученного.

5. Бордовый лепесток мы сорвем,

    Ручки в руки мы возьмем.

    Смело по решаем

    И ответы мы узнаем.

(Работа у доски и в тетрадях)

;         (1 уч)   ()                      ; (2 уч)     ( )

         ;              ()                              ;                 ()

6. Серебристый лепесток мы отрываем,

Замок волшебный открываем.

Чтоб в царство знаний нам попасть

Самостоятельно нам надо по решать.

(Карточки каждому ученику)

 1 вариант.                  2 вариант.

1)                  1)  

2)              2)  

3)             3)  

4)               4)  

5)   .          5)    

(Ребята обмениваются работами, проверяют и оценивают. Ответы на доске).

-Критерии оценивания.

Если верно выполнено:

5 заданий, то – «5»,

4 задания, то – «4»,

3 задания, то – «3».

-Какие результаты получились?

Кто получил «5»,

                       «4»,

                       «3».

А есть такие, кто не справился с заданием?

-Где были допущены ошибки?

V. Резервное задание. ( если время позволяет)

У нас ещё осталось немного времени и есть возможность закрепить полученные знания на конкретных примерах.

Откроем учебники и по решаем.

№1117(а - е), №1118.

У доски 3 человека.

7. Салатовый цветок,

    Интересный лепесток.

    Его мы отрываем

    И кое-что узнаем.

Вот и закончилась сказка. Добрая волшебница-Математика спасла мальчика, а цветик-семицветик помог вам сделать еще один шаг на пути к новым знаниям.

Подведение итогов урока.

 -Какие цели мы ставили на урок?

Вывести правило сложение и вычитания смешанных чисел и научиться их применять.

Выставление отметок.

Домашнее задание: п.29 , № 1136(а – г), № 1137, №1140, №1135.

Слайд 18

-Спасибо за урок. До свидания

Слайд 19

1 вариант.                                           2 вариант.

1)                                           1)  

2)                                         2)  

3)                                       3)  

4)                                         4)  

5)   .                                   5)    

1 вариант.                                           2 вариант.

1)                                           1)  

2)                                         2)  

3)                                       3)  

4)                                         4)  

5)   .                                   5)    

1 вариант.                                           2 вариант.

1)                                           1)  

2)                                         2)  

3)                                       3)  

4)                                         4)  

5)   .                                   5)    

РЕШЕНИЕ    Вариант 1

1)    

2)  

3)  

4)  

5)  

 

РЕШЕНИЕ    Вариант 2

1)    

2)    

3)  

4)    

5)    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе по теме " Сложение и вычитание смешанных чисел"

Открытый урок по математике в 5 классе подготовила и провела учитель МОУ сош с. Пышлицы  Рещикова Марина Васильевна....

урок по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел" математика 6 класс

Тема урока:Сложение и вычитание смешанных чисел.Цели:образовательные –совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки учащихся по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»; отрабатывать у...

План-конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел".

В работе используются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) на уроке математики в 6 классе....

открытый урок по теме: "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Урок "Сложение и вычитание смешанных чисел" с элементами здоровьесбережения и с использованием индивидуально-дифференцированного обучения  был проведен в 5 классе специальной -коррекционной школе...

сложение и вычитание смешанных чисел

урок - игра  сложение и вычитание смешанных чисел...

СЛОЖЕНИЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ Контрольная работа № 3 6 класс

СЛОЖЕНИЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ  Контрольная работа № 3 6 класс...