Сложение и вычитание смешанных чисел
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок-сказка в 5 классе по теме:
«Сложение и вычитание смешанных чисел»
Слайд 1
Цели:
- обучение умению складывать и вычитать смешанные числа;
-формирование навыков выявлять закономерности, обобщать;
- развитие внимания и активизация познавательной активности учащихся;
- воспитание интереса к математике.
Ход урока.
Организационный момент.
Слайд 2
Здравствуйте, садитесь.
Я очень рада встречи с вами. Надеюсь, что сегодня мы узнаем с вами много нового. Начинаем наш урок.
Слайд 3
I. Постановка цели урока.
Сегодня на уроке мы будем изучать тему «Сложение и вычитание смешанных чисел» и научимся применять новые знания на практике. А урок наш будет необычным – урок-сказка «Цветик-семицветик».
В Математическом царстве, в Арифметическом государстве, в городе Обыкновенная дробь жил-был мальчик. Учительница математики дала ему задание: приготовить вопросы и упражнения для урока. Утром мальчик отправился в школу. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. Вдруг из-за угла выскочила злая собака, сумку выхватила и убежала.
Сел мальчик на скамейку и пригорюнился. Вдруг откуда ни возьмись, Математика – царица наук. И говорит она мальчику:
- Не плачь, я тебе помогу. Ты хороший, хоть и любишь зевать по сторонам. Вот тебе «цветик-семицветик». Он волшебный. Надо только оторвать лепесток и прочитать, что на нем записано.
II. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.
1. Этот красный лепесток
Начинает наш урок.
Устный счет мы проведем
И рекорды все побьем.
(Задания на доске)
(Выполняя задания, ребята отвечают на вопросы:
-какая дробь правильная, какая неправильная;
-как складывают и вычитают дроби с одинаковым знаменателем;
-какие дроби называются правильными, неправильными; какие числа мы называем смешанными;
-как сравнивают дроби с одинаковым знаменателем).
Слайд 4-5
Задания 1-2
2. Вдруг наш желтый лепесток
Улетает на восток.
К нам с востока возвращается
И работа продолжается.
(Работа устно и в тетрадях)
Слайд 6-7
Задания 3-4
Представь число в виде неправильной дроби. (1 уч)
Выдели целую часть из неправильной дроби. (2 уч)
(Как записать число в виде неправильной дроби? Как найти целую и дробную части неправильной дроби?)
3. Оранжевый лепесток
Продолжает наш урок.
Мы в тетрадях по решаем,
Без ошибок посчитаем.
(Работа в тетрадях)
Слайд 8-11
(Какие числа мы получили? Из каких частей они состоят?)
III. Ознакомление с новым материалом.
4. Зеленый цвет весьма приятный,
Лепесточек аккуратный.
Оторвем его мы дружно
И узнаем все, что нужно.
Ребята, а знаете ли вы, как складывают и вычитают смешанные числа?
Слайд 12-13
А теперь мы рассмотрим алгоритм на конкретных примерах.
Слайд 14, Пример 1
Чтобы смешанные числа сложить
Надо их на части разложить:
3 – это целая часть, прибавим к ней – это дробная часть;
2– это целая часть, прибавим к ней – это дробная часть.
И между суммами поставим знак сложенья.
Чтобы удобно нам было считать
Мы эти числа должны сгруппировать:
Целые части мы сложим отдельно,
И дробные части мы сложим отдельно.
Получили 5– это целая часть,
А – это дробная часть.
Что делать с ними мне скажите
И ответ скорее подскажите. (5 + = 5 – получили смешанное число)
Краткая запись: 3 + 2 = 5.
Кто может сам сформулировать правило сложения смешанных чисел?
-Чтобы сложить два смешанных числа нужно:
- К целой части прибавить целую часть
- К дробной части прибавить дробную часть
- Если в результате п. 2 получилась неправильная обыкновенная дробь, то выделяем целую часть.
Давайте попробуем выполнить вычитание смешанных чисел (по аналогии):
Слайд 14 , Пример 2
Краткая запись:
Сформулируйте правило вычитания смешанных чисел.
-При вычитании смешанных чисел нужно:
- От целой части первого смешанного числа вычесть целую часть второго
- От дробной части уменьшаемого вычесть дробную часть вычитаемого.
- Если нельзя выполнить п.2, то у целой части занимаем единицу и представляем её в виде неправильной обыкновенной дроби с данным знаменателем.
А теперь рассмотрим случай, когда дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого.
Слайд 15
И ещё раз обратите внимание на алгоритмы сложения и вычитания смешанных чисел.
Слайд 16-17
IV. Первичное осмысление и применение изученного.
5. Бордовый лепесток мы сорвем,
Ручки в руки мы возьмем.
Смело по решаем
И ответы мы узнаем.
(Работа у доски и в тетрадях)
; (1 уч) () ; (2 уч) ( )
; () ; ()
6. Серебристый лепесток мы отрываем,
Замок волшебный открываем.
Чтоб в царство знаний нам попасть
Самостоятельно нам надо по решать.
(Карточки каждому ученику)
1 вариант. 2 вариант.
1) 1)
2) 2)
3) 3)
4) 4)
5) . 5)
(Ребята обмениваются работами, проверяют и оценивают. Ответы на доске).
-Критерии оценивания.
Если верно выполнено:
5 заданий, то – «5»,
4 задания, то – «4»,
3 задания, то – «3».
-Какие результаты получились?
Кто получил «5»,
«4»,
«3».
А есть такие, кто не справился с заданием?
-Где были допущены ошибки?
V. Резервное задание. ( если время позволяет)
У нас ещё осталось немного времени и есть возможность закрепить полученные знания на конкретных примерах.
Откроем учебники и по решаем.
№1117(а - е), №1118.
У доски 3 человека.
7. Салатовый цветок,
Интересный лепесток.
Его мы отрываем
И кое-что узнаем.
Вот и закончилась сказка. Добрая волшебница-Математика спасла мальчика, а цветик-семицветик помог вам сделать еще один шаг на пути к новым знаниям.
Подведение итогов урока.
-Какие цели мы ставили на урок?
Вывести правило сложение и вычитания смешанных чисел и научиться их применять.
Выставление отметок.
Домашнее задание: п.29 , № 1136(а – г), № 1137, №1140, №1135.
Слайд 18
-Спасибо за урок. До свидания
Слайд 19
1 вариант. 2 вариант.
1) 1)
2) 2)
3) 3)
4) 4)
5) . 5)
1 вариант. 2 вариант.
1) 1)
2) 2)
3) 3)
4) 4)
5) . 5)
1 вариант. 2 вариант.
1) 1)
2) 2)
3) 3)
4) 4)
5) . 5)
РЕШЕНИЕ Вариант 1
1)
2)
3)
4)
5)
РЕШЕНИЕ Вариант 2
1)
2)
3)
4)
5)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 5 классе по теме " Сложение и вычитание смешанных чисел"
Открытый урок по математике в 5 классе подготовила и провела учитель МОУ сош с. Пышлицы Рещикова Марина Васильевна....
урок по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел" математика 6 класс
Тема урока:Сложение и вычитание смешанных чисел.Цели:образовательные –совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки учащихся по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»; отрабатывать у...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/10/picture-52276-1576009103.jpg)
План-конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел".
В работе используются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) на уроке математики в 6 классе....
открытый урок по теме: "Сложение и вычитание смешанных чисел"
Урок "Сложение и вычитание смешанных чисел" с элементами здоровьесбережения и с использованием индивидуально-дифференцированного обучения был проведен в 5 классе специальной -коррекционной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/26/picture-170121-1356527196.jpg)
Открытый урок по математике . Тема: Действия с обыкновенными дробями. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Открытый урок по математике. 5 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/27/picture-1016822-1519759140.jpg)
СЛОЖЕНИЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ Контрольная работа № 3 6 класс
СЛОЖЕНИЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ Контрольная работа № 3 6 класс...