Конспект и презентация к уроку "Доли и дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
проблемный урок, с введением алгоритмов определения "доли", определение "дроби"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 28.26 КБ |
презентация к уроку | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок №1
УМК Е.А. Бунимович, Л.В.Кузнецова
Тема: «Доли и дроби»
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1) Обучающая: Дать понятие о делении целого на доли, ввести понятие дроби и её составляющих; учить моделировать в графической, предметной форме доли и дроби; оперировать математическими символами; записывать доли в виде обыкновенной дроби; читать дроби; называть числитель и знаменатель дроби, объясняя их содержательный смысл
2) Развивающие: развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы; развивать внимание
3) Воспитательные: способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения; положительного эффекта настойчивости для достижения цели
Материалы к занятию:
Демонстрационный: 1) презентация; 2) задание для проблемного действия (рисунок); 3) алгоритмы определения доли; определения дроби; записи дроби
Раздаточный: таблички алгоритма определения доли; определения дроби; эталон для самопроверки самостоятельной работы; карточки для этапа рефлексии
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте дети! Я рада всех вас видеть!
Долгожданный дан звонок! (слайд 1)
Тут загадки и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
За работу, в добрый час!
- Сегодня вам на уроке потребуются учебники, тетради, ручки, цветные карандаши. Проверим всё ли у вас готово.
- Для чего надо подготовиться к уроку? (чтобы не тратить время на поиски необходимого инструмента или экономить время)
- Чем вы будете сегодня заниматься? (работой, учебной деятельностью)
- Что это означает? Что конкретно вы будете делать? (самостоятельно выяснять, что мы знаем, а что ещё можем узнать, решать задачи)
- Кто вам поможет? (учитель)
- Где ещё можете добыть информацию? (в учебнике, в справочнике, в интернете)
Молодцы! Приступаем к уроку.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
- Ребята, посмотрите на экран. На сколько частей разделили яблоко? А мандарин?
(слайд 2) Запишите эти числа. Они нам понадобятся позже.
- А теперь найдите половину от 18, от 100, от 196, от 1000 (9, 50, 98, 500)
- Молодцы! А где в нашей повседневной жизни можно встретить слово половина? (полкилограмма, полчаса, полбулки, полметра…)
- О каких частях целого вы ещё слышали? (четверть часа..)
- Посмотрите на рисунок (слайд 3)
- Вы видите 4 числа: ; 2; 1; . Как вы думаете, какое из четырёх чисел соответствует математической записи закрашенной части круга, изображённой на рисунке? (ученики предлагают свою версию)
III. Выявление места и причины затруднения
- Где у вас возникло затруднение? (Я не могу выполнить это задание; я не знаю какое число выбрать; я не знаю, что обозначают некоторые числа)
- А можете вы доказать, что это правильная математическая запись? (если ребёнок выбрал правильный ответ)
- В чём причина вашего затруднения? (я не знаю алгоритма записи части числа; не могу доказать правильность выбранного числа, т.к. не знаю правила)
IV. Построение проекта выхода из затруднения
- Какая же цель нашего с вами урока?
- узнать, как выглядит число, обозначающее часть,
- узнать, как правильно записывать такие числа,
- узнать, что обозначают цифры в записи этого числа
- А теперь попробуем сформулировать тему нашего урока.
(слайд 4) В начале урока мы с вами делили яблоко и мандарин. Узнали, на сколько частей разделили. Давайте вспомним. Как по-другому мы называем такие части? (доли)
А сейчас попробуйте отгадать загадку. Она бывает барабанная, мы выбиваем её пальцами. А ещё она бывает охотничья. Что это? (дробь)
- Итак, тема нашего урока? (Доли и дроби) (слайд 5)
- Что нам потребуется, чтобы открыть новые знания? (перечислить правила, на основе которых будет построен алгоритм)
- А для этого нам будут нужны? (учебники, справочники, интернет).
Давайте вместе составим план выхода из затруднения.
- Познакомиться с определениями долей и дробей
- Узнать способы, которые помогут правильно записывать и читать дроби
V. Реализация построенного проекта
Стр. 134 учебника (слайд 6)
- Сколько долей круга закрашена?
- Что такое доли? Чем мы воспользуемся, чтобы ответить на вопрос? (учебником)
Алгоритм 1 (приложение 1)
Доли – это часть целого
- А как можно записать на математическом языке эти доли? (учебник)
;
- Как будем называть эти числа? (дроби)
- Что такое дробь? (учебник)
Алгоритм 2 (приложение 2)
Дробь-это число для выражения частей целого
- Из чего дробь состоит? (учебник)
Алгоритм 3 (приложение 3)
(приложение 4)
Что показывает знаменатель? (учебник)
Алгоритм 4 (приложение 4)
Знаменатель – на сколько частей делим целое
Что показывает числитель? (учебник)
Алгоритм 5 (приложение5)
Числитель – сколько частей берём
- Прочитать дроби: ; ; ; ; ; (слайд 7)
- Назовите числители и знаменатели дробей. Что показывает знаменатель второй дроби? Что показывает числитель первой дроби?
VI. Первичное закрепление внешней речи
- №247 (задачник-тренажёр) – фронтальная работа
а) Как называются дроби при делении целого на 3; 5, 6, 8 частей? ( ; ; )
б)На сколько равных частей разделили целое. Если получились четвёртые доли? седьмые доли? десятые доли? двенадцатые доли? (на 4, на 7, на 10, на 12)
- №191
- №194 (а, б, г, д) (слайд 8) - работа в парах
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Задачник тренажёр: №193 (в, е); №194 (в, е) (эталон для самопроверки - приложение 6)
После проверки проводится анализ результатов, выявляется место и причины допущенных ошибок.
VIII. Рефлексия учебной деятельности
Карточка с вопросами
- Что нового узнали на уроке?
- Какую цель ставили в начале урока?
- Цель достигнута?
- Как вы достигали цель?
Домашнее задание: №250, 3248, №256(а, б) - задачник
Приложение1
Алгоритм 1
Доли –
это часть целого
Приложение 2
Алгоритм 2
Дробь-это число для выражения частей целого
Приложение 3
Алгоритм 3
- дробь
Приложение 4
Алгоритм 4
Знаменатель показывает – на сколько частей делим целое
Приложение 5
Алгоритм 5
Числитель показывает – сколько частей берём
Приложение 6
- Что нового узнали на уроке?
- Какую цель ставили в начале урока?
- Цель достигнута?
- Как вы достигали цель?
- Что нового узнали на уроке?
- Какую цель ставили в начале урока?
- Цель достигнута?
- Как вы достигали цель?
- Что нового узнали на уроке?
- Какую цель ставили в начале урока?
- Цель достигнута?
- Как вы достигали цель?
- Что нового узнали на уроке?
- Какую цель ставили в начале урока?
- Цель достигнута?
- Как вы достигали цель?
- Что нового узнали на уроке?
- Какую цель ставили в начале урока?
- Цель достигнута?
- Как вы достигали цель?
- Что нового узнали на уроке?
- Какую цель ставили в начале урока?
- Цель достигнута?
- Как вы достигали цель?
- Что нового узнали на уроке?
- Какую цель ставили в начале урока?
- Цель достигнута?
- Как вы достигали цель?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Найдите половину: от 18 от 100 от 196 от 1000
, 2, 1,
Доли Дроби
Сколько долей круга закрашено?
Прочитайте дроби : ; ; ; ; ;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация по теме "Сложение, вычитание и умножение обыкновенных дробей"
Характеристики ресурса Уровни образования: среднее (полное) общее образование Класс(ы): 6класс Предмет(ы): Математика Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)...
Конспект урока и презентация"Действия с десятичными дробями"
Урок -повторения действий над десятичными дробями в 5 классе. использована интерактивная доска...
Конспект и презентация урока математики по теме "Сравенение десятичных дробей"
Урок в 5 классе по теме "Сравнение десятичных дробей". Тип урока: урок изучения открытия новых знаний. разработан в соответсвие с ФГОС ООО...
Конспект и презентация к уроку по математике в 5 классе по теме Действия с десятичными дробями
Данный материал содержит в себе конспект урока и презентацию по теме Действия с десятичными дробями к учебнику математика 5 Виленкин...
План-конспект и презентация урока по математике 5 класс: "Обыкновенные дроби"
Тема: «Обыкновенные дроби»Раздел программы: «Доли. Обыкновенные дроби»Тип урока: повторительно-обобщающийЦель урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Обыкновенные дроби»...
Конспект и презентация к уроку математики 6 класс "Преобразование обыкновенных дробей в десятичные"
Данный материал содержит конспект и презентацию к уроку математики 6 класс "Преобразование обыкновенных дробей в десятичные" по учебнику С.А. Козловой...
ПЛАН-КОНСПЕКТ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИНГАПУРСКОЙ СИСТЕМЫ «ДЕЙСТВИЯ С ОБЫКНОВЕННЫМИ ДРОБЯМИ»
План-конспект и презентация урока математики в 5 классе с применением сингапурской системы. Используемые структуры: Джот Тотс, Тик-Тэк-Тоу, Релли Робин, Тэйк оф - Тач даун...