Урок геометрии в 11 классе по теме "Площади фигур"
учебно-методический материал по математике (11 класс) по теме
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся 11 класса по теме "Площади фигур" . Для нахождения площадей фигур на сетке используется формула Пика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ход урока | 130 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 917.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 11 классе по теме
«Площади. Подготовка к ЕГЭ»
Предмет | Геометрия |
Класс | 11 (общеобразовательный) |
Тема | Площади. Подготовка к ЕГЭ |
Тип урока: | урок повторения и закрепления пройденного материала. |
Цели урока: | Образовательная: Знания – ученик должен знать формулы площадей плоских фигур, формулы площадей многогранников и тел вращения. Понимания – ученик должен понимать: использование формул для вычислений площадей плоских фигур и пространственных фигур. Умения – ученик должен уметь применять формулы для вычисления площадей фигур Развивающая: способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, анализировать условие задачи, составлять модель решения; способствовать развитию умений и навыков применять математические знания к решению практических задач, ориентироваться в простейших геометрических конструкциях. Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, умению общаться. |
Задачи урока: |
|
Формы работы: | групповая, индивидуальная |
Методы обучения: | словесный, наглядный, практический (частично-поисковый, метод самостоятельной работы). |
Средства обучения: | наглядный материал (карточки, плакаты, учебное пособие «Банк открытых заданий ЕГЭ»). |
План урока:
Содержание этапов урока | Виды и формы работы |
1. Организационный момент. | 1. Приветствие учащихся. |
2. Обобщение и коррекция опорных знаний по теме «Площади плоских фигур» | Составление первой части кластера |
3. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении простейших геометрических задач | Решение задач из сборника ЕГЭ (работа устно) |
4. Обобщение и коррекция опорных знаний по теме «Площади многогранников и тел вращения» | Составление второй части кластера (групповая работа) |
5. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении геометрических задач | Решение задач из сборника ЕГЭ (работа в тетрадях) |
6. Подведение итогов урока. | 1. Домашнее задание |
Ход урока
I. Организационный момент
– Приветствие учащихся.
– Психологический настрой для вовлечения в работу по теме.
– Объяснение учащимся правил работы на уроке.
– Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися значимости изучаемого материала.
– Сообщение темы, цели и задачи урока, этапов урока.
II. Обобщение и коррекция опорных знаний по теме «Площади плоских фигур»
Учащимся предлагается составить кластер по теме «Площади». На столах у каждого находится лист (формат А4).
На листе делается посередине надпись «Площади». Затем учащимся предлагается слева записать виды плоских фигур и их площадей.
Одному обучающемуся можно предложить это задание выполнить на доске. Затем групповое обсуждение полученного кластера. Корректировка кластера.
III. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении простейших геометрических задач. Работа устно.
Учащимся предлагается устно решить несколько задач из сборника «Банк открытых заданий ЕГЭ по математике». Работать предлагается в парах или индивидуально. Обязательно необходимо подчеркнуть, что при решении задач необходимо применять формулы площадей, можно пользоваться составленным кластером.
После небольшого обсуждения в парах, ответы вслух. Обсуждение.
Учитель показывает чертеж из сборника, дети говорят ответ.
Вопросы, задаваемые при обсуждении задач:
- Площадь какой фигуры находили?
- Какую формулу применяли?
- Можно ли решить данную задачу другим способом?
Предлагаемые задачи для устной работы:
(количество заданий можно увеличить или уменьшить в зависимости от времени урока)
На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см х 1 см изображена фигура. Найдите его площадь.
IV. Обобщение и коррекция опорных знаний по теме «Площади многогранников и тел вращения»
Учащимся предлагается составить вторую часть кластера по теме «Площади».
Необходимо записать справа виды многогранников и тел вращения и их площадей.
Предлагается групповое обсуждение, при котором учитель записывает все варианты, которые предлагают учащиеся, учащиеся заполняют свой кластер. Одновременно идет корректировка знаний по теме.
В приложении – примерный кластер по теме «Площади» и основные формулы площадей. В зависимости от времени урока, учащимся можно предложить заготовку с рисунками или чистый лист, на котором они будут составлять кластер. При этом все чертежи разрешается строить без линейки и карандаша.
V. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении
геометрических задач
Учащимся предлагается решить несколько задач из сборника «Банк открытых заданий ЕГЭ по математике». Работа у доски с записями решений. Учащиеся делают записи в тетради.
Обсуждение.
Вопросы, задаваемые при обсуждении задач:
- Площадь какой фигуры находили?
- Какие формулы применяли?
Задачи из сборника для решения у доски
(количество задач может быть от 3 до 10 в зависимости от времени урока и уровня данного класса)
- Два ребра прямоугольного параллелепипеда, выходящие из одной вершины, равны 3 и 4. Площадь поверхности этого параллелепипеда равна 94. Найдите третье ребро, выходящее из той же вершины.
- Площадь поверхности куба равна 18. Найдите его диагональ.
- Найдите площадь боковой поверхности правильной шестиугольной призмы, сторона основания которой равна 5, а высота 10.
- Найдите площадь поверхности прямой призмы, в основании которой лежит ромб с диагоналями, равными 6 и 8, и боковым ребром, равным 10.
- Правильная четырехугольная призма описана около цилиндра, радиус основания и высота которого равны 1. Найдите площадь боковой поверхности призмы.
- Через среднюю линию основания треугольной призмы, площадь боковой поверхности которой равна 24, проведена плоскость, параллельная боковому ребру. Найдите площадь боковой поверхности отсеченной треугольной призмы.
- Стороны основания правильной четырехугольной пирамиды равны 10, боковые ребра равны 13. Найдите площадь поверхности этой пирамиды.
- Найдите площадь боковой поверхности правильной треугольной призмы, описанной около цилиндра, радиус основания которого равен v3, а высота равна 2.
- Стороны основания правильной шестиугольной пирамиды равны 10, боковые ребра равны 13. Найдите площадь боковой поверхности этой пирамиды.
VI. Подведение итогов урока
1. Домашнее задание.
– Задачи из банка открытых задач ЕГЭ: №5061, 5067,5201, 21337.
– Оформить кластер, ответить на вопросы, отмеченные в кластере
2. Выставление оценок
3. Рефлексия
- Что мы сегодня сделали?
- Для чего мы делали эту работу?
- Что было сложнее всего?
- Что надо делать, чтобы получилось лучше?
- Какие ощущения вы испытали?
4. Итог
Сегодня на уроке мы с вами обобщили тему «Площади» и систематизировали основные формулы с помощью приема «Кластер», увидели практическое применение данной темы для решения задач, применили знания при решении задач ЕГЭ.
Работа по закреплению данной темы будет продолжаться, так как в нашем кластере остались не заполненные места и вопросы.
Использованы материалы по подготовке к единому государственному экзамену – банк открытых заданий по математике, размещенный на официальном сайте www.ege.edu.ru
Кластер по теме «Площади»
S= аbsinγ S= (d1×d2×sinγ) 2
Формула Геррона
S= 1/2ab sinγ S=1/2 r×P S= abc 4R
(круговой сектор) S=πR²α 360
4 n =4, S=a² n=6, S=3√3a² 2 |
(правильная пирамида) Sбок=1/2Pоснd (апофему) (усеченная пирамида) Sбок=1/2(P1 +P2)d (апофему)
Sпол=2πR(R + h)
(прямой призмы) Sбок= Ph
Sпол=πr(l + r) (усеченный конус) Sбок=π (r + r1) l
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формула Пика Пусть Г − количество узлов на границе многоугольника, В − число узлов внутри его, S − его площадь. Тогда справедлива формула : Пример 1. Для многоугольника на рисунке Г = 6 (синие точки, не забудьте о вершинах!), В = 1 3 (красные точки), поэтому S = 6 /2 +1 3 – 1 = 1 5 квадратных единиц. 1см
Задания открытого банка задач Найдите площадь четырехугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1см×1см. Ответ дайте в квадратных сантиметрах. Ответ: 19,5. 1см Решение: (1 способ) 9 9 5 4 5 3 5 4 6
Задания открытого банка задач Найдите площадь четырехугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1см×1см. Ответ дайте в квадратных сантиметрах. Ответ: 19,5. 1см Решение: (2 способ) Г = 9 (синие точки), В = 16 (красные точки), тогда по теореме Пика S = Г /2 +В – 1 S = 9 /2 +16 – 1 = 19,5
Формула Пика S = 22 1см
Найди площадь фигуры с помощью формулы Пика 1. 3. 2.
Проверь себя Ответ: 1
Проверь себя Ответ: 1
Проверь себя Ответ : 4,5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок в 7 классе Основные геометрические фигуры. Графический редактор Paint
В связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты перед школой и перед учителем стоит задача: не только дать знания по конкретным дисциплинам, но и научить учащихся пр...
Презентация к уроку геометрии. 8 класс. "Первые уроки. Вводное повторение"
Основная цель первых уроков - подготовить учащихся к изучению геометрии в 8 классе. При организации вводных уроков необходимо обратить внимание на решение наиболее типичных задач из курса геомет...
Урок геометрии .8 класс. Площади фигур.
Разработка открытого урока с использованием ИКТ. План урока геометрии по теме "Площади фигур". Урок -практикум. К уроку прилагается раздаточный материал и презентация,...
Урок геометрии. 8 класс. Площади фигур.
Презентация содержит решение задач на нахождение площади треугольника, параллелограмма, трапеции. Задачи выполнены в виде интерактивного тренажёра. Автор чертежей Каратанова М.Н....
Урок математики, 3 класс, тема:" Геометрические фигуры"
Материал для использования на уроках по математике в начальной школе....
Урок геометрии 7 класс. Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства".
Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства"....
Урок геометрии 7 класс. Разработка и технологическая карта урока по теме : "Прямоугольные треугольники. Решение задач".
Разработка и технологическая карта урока по теме : "Прямоугольные треугольники. Решение задач"....