Рабочая программа по математике 6 класс
рабочая программа по математике (6 класс) на тему
Рабочая программа по математике составлена к УМК Бунимович. Расчитана на 5 часов в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по математике 6 класс УМК Бунимович | 249 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ПРИБАЙКАЛЬСКИЙ РАЙОН
МОУ «ТУРУНТАЕВСКАЯ РАЙОННАЯ ГИМНАЗИЯ»
«Рассмотрено» Руководитель МО ________/Тихомирова В.Д../ Протокол № ____ от _________20___ г. | « Согласовано» Зам. директора по УВР ________/Лошицер Т.И. Протокол №_________ От_________20____г. | «Утверждаю» Директор гимназии: ________/Воробьёва И.Н./ Приказ №_____________ от _________20___ г. |
.
Рабочая программа
по математике
Для учащихся (класс): 6 «а»
Учитель: Н.А. Лучинина
Учебный год: 2014 – 2015
Кол-во часов: 175
Турунтаево
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа основного общего образования по математике для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. А также Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, примерной программы по математике утвержденной Министерством образования и науки РФ.
Программа применима к УМК Е.А. Бунимовича «Математика. Арифметика и геометрия» 6 класс.
Значимость математики как одного из основных компонентов базового образования определяется ее ролью в научно-техническом прогрессе, в современной науке и производстве, а также важностью математического образования для формирования духовной среды подрастающего человека, его интеллектуальных и морально-этических качеств через овладение обучающимися конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, достаточными для изучения других дисциплин, для продолжения обучения в системе непрерывного образования.
Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС, – это переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у обучающихся универсальные учебные действия, необходимые для решения конкретных личностно значимых задач. Поэтому изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном интеллектуальном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
В метапредметном направлении:
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как о форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
В предметном направлении:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни (систематическое развитие числа, выработка умений устно и письменно выполнять арифметические действия над обыкновенными дробями и рациональными числами, перевод практических задач на язык математики, подготовка учащихся к дальнейшему изучению курсов «Алгебра» и «Геометрия», формирование умения пользоваться алгоритмами);
- создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Изучение учебного предмета «Математика» направлено на решение следующих задач:
- формирование вычислительной культуры и практических навыков вычислений;
- формирование универсальных учебных действий, ИКТ-компетентности, основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, умений работы с текстом;
- овладение формально-оперативным алгебраическим аппаратом и умением применять его к решению математических и нематематических задач; изучение свойств и графиков элементарных функций, использование функционально-графических представлений для описания и анализа реальных зависимостей;
- ознакомление с основными способами представления и анализа статистических данных, со статистическими закономерностями в реальном мире, приобретение элементарных вероятностных представлений;
- освоение основных фактов и методов планиметрии, формирование пространственных представлений;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценного функционирования в обществе;
- развитие логического мышления и речевых умений: умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
- формирование представлений об идеях и методах математики как научной теории, о месте математики в системе наук, о математике как форме описания и методе познания действительности;
- развитие представлений о математике как части общечеловеческой культуры, воспитание понимания значимости математики для общественного прогресса.
Общая характеристика учебного предмета.
В курсе математики 6 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика; элементы алгебры; вероятность и статистика; наглядная геометрия. Наряду с этим в содержание включены две дополнительные методологические темы: множества и математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия — «Множества» — служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая — «Математика в историческом развитии» — способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
Линия «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности — умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Место курса «Математика» в учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 6 классе основной школы отводит 5 часов в неделю, всего 175 уроков.
В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.
Применение национально-регионального компонента
Национально – региональный компонент представлен тремя уроками: в главе «Отношения и проценты» - 1 урок, в главе «Множества. Комбинаторика» - 1 урок и в повторении – 1 урок.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Математическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Содержание курса математики 6 класса
- Дроби и проценты (19 ч)
Повторение: понятие дроби, основное свойство дроби, сравнение и упорядочивание дробей, правила выполнения арифметических действий с дробями. Преобразование выражений с помощью основного свойства дроби. Решение основных задач на дроби.
Понятие процента. Нахождение процента от величины.
Столбчатые диаграммы: чтение и построение. Круговые диаграммы.
Основные цели - систематизировать знания об обыкновенных дробях, закрепить и развить навыки действий с обыкновенными дробями, познакомить учащихся с понятием процента, а также развить умение работать с диаграммами.
- Прямые на плоскости и в пространстве (7 ч)
Пересекающиеся прямые. Вертикальные углы, их свойство. Параллельные прямые. Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Примеры параллельных и перпендикулярных прямых в окружающем мире.
Расстояние между двумя точками, от точки до прямой, между двумя параллельными прямыми, от точки до плоскости.
Основные цели - создать у учащихся зрительные образы всех основных конфигураций, связанных с взаимным расположением двух прямых на плоскости и в пространстве, сформировать навыки построения параллельных и перпендикулярных прямых, научить находить расстояние от точки до прямой, между двумя параллельными прямыми.
- Десятичные дроби (10 ч)
Десятичная запись дробей. Представление обыкновенной дроби в виде десятичной и десятичной в виде обыкновенной; критерий обратимости обыкновенной дроби в десятичную. Изображение десятичных дробей точками на координатной прямой. Сравнение десятичных дробей. Десятичные дроби и метрическая система мер.
Основные цели - ввести понятие десятичной дроби, выработать навыки чтения записи десятичных дробей, их сравнения; сформировать умения переходить от десятичной дроби к обыкновенной, выполнять обратные преобразования.
- Действия с десятичными дробями (26 ч)
Сложение и вычитание десятичных дробей. Умножение и деление десятичной дроби на 10. Умножение и деление десятичных дробей. Округление десятичных дробей. Приближенное частное. Выполнение действий с обыкновенными и десятичными дробями.
Основная цель - сформировать навыки действий с десятичными дробями, а также навыки округления десятичных дробей.
- Окружность (9 ч)
Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная к окружности и ее построение. Построение треугольника по трем сторонам. Неравенство треугольника. Круглые тела.
Основные цели - создать у учащихся зрительные образы основных конфигураций, связанных с взаимным расположением прямой и окружности, двух окружностей на плоскости; научить строить треугольник по трем сторонам, сформировать представление о круглых телах (шар, конус, цилиндр).
- Отношения и проценты (16 ч)
Отношение чисел и величин. Масштаб. Деление в данном отношении.
Выражение процентов десятичными дробями; решение задач на проценты. Выражение отношения величин в процентах.
Основные цели - познакомить с понятием "отношение" и сформировать навыки использования соответствующей терминологии; развить навыки вычисления с процентами.
- Выражения, формулы, уравнения (15 ч)
Применение букв для записи математических выражений и предложений. Буквенные выражения и числовые подстановки. Формулы. Формулы периметра треугольника, периметра и площади прямоугольника, объема параллелепипеда. Формулы длины окружности и площади круга.
Уравнение. Корень уравнения. Составление уравнения по условию текстовой задачи.
Основные цели - сформировать первоначальные представления о языке математики, описать с помощью формул некоторые известные учащимся зависимости, познакомить с формулами длины окружности и площади круга.
- Симметрия (10 ч)
Осевая симметрия. Ось симметрии фигуры. Центральная симметрия. Построение фигуры, симметричной данной относительно прямой и относительно точки. Симметрия в окружающем мире.
Основные цели - познакомить учащихся с основными видами симметрии на плоскости; научить строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно прямой, а также точку, симметричную данной относительно точки; дать представление о симметрии в окружающем мире.
- Целые числа (19 ч)
Числа, противоположные натуральным. "Ряд" целых чисел. Изображение целых чисел точками на координатной прямой. Сравнение целых чисел. Сложение и вычитание целых чисел; выполнимость операции вычитания. Умножение и деление целых чисел; правила знаков.
Основные цели - мотивировать введение отрицательных чисел; сформировать умение сравнивать целые числа с опорой на координатную прямую, а также выполнять действия с целыми числами.
- Рациональные числа (17 ч)
Отрицательные дробные числа. Понятие рационального числа. Изображение чисел точками на координатной прямой. Противоположные числа. Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами, свойства арифметических действий.
Примеры использования координат в реальной практике. Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты точки на плоскости, абсцисса и ордината. Построение точек и фигур на координатной плоскости.
Основные цели - выработать навыки действий с положительными и отрицательными числами; сформировать представление о декартовой системе координат на плоскости.
- Многоугольники и многогранники (9 ч)
Сумма углов треугольника. Параллелограмм и его свойства, построение параллелограмма. Правильные многоугольники. Площади, равновеликие и равносоставленные фигуры. Призма.
Основные цели - развить знания о многоугольниках; развить представление о площадях, познакомить со свойством аддитивности площади, с идеей перекраивания фигуры с целью определения ее площади; сформировать представление о призме; обобщить приобретенные геометрические знания и умения и научить применять их при изучении новых фигур и их свойств.
- Множества. Комбинаторика. (8 ч)
Понятие множества. Примеры конечных и бесконечных множеств. Подмножества. Основные числовые множества и соотношения между ними. Разбиение множества. Объединение и пересечение множеств. Иллюстрация отношений между множествами с помощью кругов Эйлера.
Решение комбинаторных задач перебором всех возможных вариантов.
Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Сравнение шансов событий.
Основные цели - познакомить с простейшими теоретико-множественными понятиями, а также сформировать первоначальные навыки использования теоретико-множественного языка; развить навыки решения комбинаторных задач путем перебора всех возможных вариантов.
Повторение (7 ч)
Резерв (3 ч)
Учебно-тематический план
№ урока | Основное содержание по темам | кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Количество часов (из них) | ||
Изучение нового | Контроль | |||||
Глава 1. Дроби и проценты | 19 | 17 | 2 | |||
1-2 | Что мы знаем о дробях | 2 | Сравнение двух дробей. Соотносить дробные числа с точками координатной прямой. Выполнять сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Применять различные способы вычисления значений выражений, выполнять преобразование «многоэтажных» дробей. Решать основные задачи на дроби, применять разные способы нахождения части числа и числа по его части. Выражать проценты в дробях и дроби в процентах. Решать основные задачи на проценты. Пользоваться таблицами и диаграммами, описывающими различные жизненные ситуации. | 2 | ||
3-6 | Вычисления с дробями | 4 | 4 | |||
7-11 | Основные задачи на дроби | 5 | 5 | |||
12-16 | Что такое процент | 5 | 4 | 1 | ||
17 | Столбчатые и круговые диаграммы | 1 | 1 | |||
18 | Обобщающий урок по теме: «Дроби и проценты» | 1 | 1 | |||
19 | Контрольная работа № 1 | 1 | 1 | |||
Глава 2 . Прямые на плоскости и в пространстве | 7 | 6 | 1 | |||
20-21 | Прямые на плоскости | Распознавать случаи взаимного расположения двух прямых. Распознавать вертикальные и смежные углы. Строить параллельные и перпендикулярные прямые ( с помощью линейки и угольника). Измерять расстояние между двумя точками, от точки до прямой, между двумя параллельными прямыми, от точки до плоскости. Вычислять углы, образованные двумя пересекающимися прямыми, если известен один из них. | 2 | |||
22-23 | Параллельные прямые | 2 | ||||
24-25 | Расстояние | 2 | ||||
26 | Контрольная работа №2 по теме: «Прямые на плоскости и в пространстве» | 1 | ||||
Глава 3. Десятичные дроби | 9 | 8 | 1 | |||
27-29 | Понятие десятичной дроби | 3 | Читать, записывать десятичные дроби. Формулировать признак обратимости обыкновенной дроби в десятичную, применять его для распознавания дробей, для которых возможна (или невозможна) десятичная запись. Представлять обыкновенные дроби десятичными. Сравнивать обыкновенную и десятичную дроби, выбирая подходящую форму записи данных чисел. Изображать десятичные дроби точками на координатной прямой. | 3 | ||
30-31 | Перевод обыкновенной дроби в десятичную | 2 | 2 | |||
32-33 | Сравнение десятичных дробей | 2 | 2 | |||
34 | Обобщающий урок по теме: «Десятичные дроби» | 1 | 1 | |||
35 | Контрольная работа № 3 | 1 | 1 | |||
Глава 4. Действия с десятичными дробями | 27 | 26 | 1 | |||
36-40 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 5 | Владеть навыками действий (сложение, вычитание, умножение и деление) с десятичными дробями. Формулировать правила умножения и деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. Вычислять произведение десятичных дробей, десятичной дроби и натурального числа. Вычислять произведение десятичной дроби и обыкновенной, выбирая подходящую форму записи дробных чисел. Вычислять частное от деления на десятичную дробь в общем случае. Выполнять прикидку и оценку при округлении десятичных дробей. | 5 | ||
41-43 | Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000… | 3 | 3 | |||
44-47 | Умножение десятичных дробей | 4 | 4 | |||
48-49 | Различные действия с десятичными дробями | 2 | 2 | |||
50-57 | Деление десятичных дробей | 8 | 8 | |||
58-60 | Округление десятичных дробей | 3 | 3 | |||
61 | Обобщающий урок по теме: «Действия с десятичными дробями» | 1 | 1 | |||
62 | Контрольная работа № 4 | 1 | 1 | |||
Глава 5. Окружность | 10 | 9 | 1 | |||
63-64 | Прямая и окружность | 2 | Создавать зрительные образы основных конфигураций, связанных с взаимным расположением прямой и окружности, двух окружностей на плоскости. Строить касательную к окружности. Строить точку, равноудалённую от концов отрезка. Строить треугольник по трем сторонам, описывать построение. Формулировать неравенство треугольника. Распознавать цилиндр, конус, шар, изображать их от руки, моделировать, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. | 2 | ||
65-66 | Две окружности на плоскости | 2 | 2 | |||
67-68 | Построение треугольника | 2 | 2 | |||
69-70 | Круглые тела | 2 | 2 | |||
71 | Обобщающий урок по теме: «Окружность» | 1 | 1 | |||
72 | Контрольная работа № 5 | 1 | 1 | |||
Глава 6. Отношения и проценты | 16 | 15 | 1 | |||
73 | Что такое отношение | 1 | Объяснять, что показывает отношение двух чисел. Находить отношение двух величин, решать задачи на деление величины в данном отношении. Объяснять, что показывает масштаб (карты, плана, чертежа, модели). Решать задачи практического характера на масштаб. Строить фигуры в заданном масштабе. Выражать процент десятичной дробью, переходить от десятичной дроби к процентам. Решать задачи на вычисление процента от некоторой величины. Выражать отношение двух величин в процентах. | 1 | ||
74 | Отношение величин. Масштаб | 1 | 1 | |||
75-76 | Отношение величин. Масштаб с применением нац-рег.компонента (на основе данных Прибайкальского района) | 2 | 2 | |||
77-79 | Проценты и десятичные дроби | 3 | 3 | |||
80-83 | «Главная» задача на проценты | 4 | 4 | |||
84-86 | Выражение отношения в процентах | 3 | 3 | |||
87 | Обобщающий урок по теме: «Отношения и проценты» | 1 | 1 | |||
88 | Контрольная работа № 6 | 1 | 1 | |||
Глава 7. Выражения. Формулы. Уравнения | 15 | 14 | 1 | |||
89-90 | О математическом языке | 2 | Записывать и понимать буквенные выражения. Составлять формулы, выражающие зависимости между величинами, в том числе по условиям, заданным рисунком. Вычислять по формулам. Выражать из формулы одну величину через другие. Вычислять по формулам длины окружности, площади круга, объёма шара. Строить речевые конструкции с использованием слов «уравнение», «корень уравнения». Проверять, является ли указанное число корнем рассматриваемого уравнения. Решать уравнения на основе зависимостей между компонентами действий. Составлять математические модели (уравнения) по условиям текстовых задач | 2 | ||
91-92 | Буквенные выражения и числовые подстановки | 2 | 2 | |||
93-95 | Составление формул и вычисление по формулам | 3 | 3 | |||
96-97 | Формулы длины окружности, площади круга и объёма шара | 2 | 2 | |||
98-101 | Что такое уравнение | 4 | 4 | |||
102 | Обобщающий урок по теме: «Выражения. Формулы. выражения» | 1 | 1 | |||
103 | Контрольная работа № 7 | 1 | 1 | |||
Глава 8. Симметрия | 8 | 7 | 1 | |||
143-105 | Осевая симметрия | 2 | Строить с помощью любых инструментов точку или фигуру, симметричную данной относительно некоторой прямой. Указать ось симметрии фигуры. Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии. Строить фигуру, симметричную данной относительно точки, с помощью инструментов, достраивать, изображать от руки. Находить центр симметрии фигуры, конфигурации. С помощью логических рассуждений и умозаключений в ходе решения задач вывести некоторые свойства фигур | 2 | ||
106-107 | Ось симметрии фигуры | 2 | 2 | |||
108-110 | Центральная симметрия | 2 | 2 | |||
111 | Обобщающий урок по теме: «Симметрия» | 1 | 1 | |||
112 | Контрольная работа № 7 | 1 | 1 | |||
Глава 9 . Целые числа | 17 | 15 | 2 | |||
113 | Какие числа называют целыми | 1 | Приводить примеры использования в жизни положительных и отрицательных чисел (температура, выигрыш-проигрыш, выше-ниже уровня моря и пр). Описывать множество целых чисел. Объяснять, какие целые числа называют противоположными. Записывать число, противоположное данному, с помощью знака «минус». Сравнивать и упорядочивать целые числа. Изображать целые числа точками на координатной прямой. Переставлять слагаемые в сумме целых чисел. Вычислять разность двух целых чисел. Вычислять произведения и частные целых чисел. Сравнивать, упорядочивать целые числа. Формулировать правила вычисления с целыми числами. | 1 | ||
114-115 | Сравнение целых чисел | 2 | 2 | |||
116-117 | Сложение целых чисел | 2 | 2 | |||
118-121 | Вычитание целых чисел | 4 | 4 | |||
122-126 | Умножение и деление целых чисел | 5 | 5 | |||
127-128 | Обобщающий урок по теме: «Целые числа» | 2 | 1 | 1 | ||
129 | Контрольная работа № 8 | 1 | 1 | |||
Глава 10. Рациональные числа | 19 | 18 | 1 | |||
130-132 | Какие числа называют рациональными | 3 | Распознавать натуральные, целые, дробные, положительные, отрицательные числа; характеризовать множество рациональных чисел Сравнивать положительное число и нуль, отрицательное число и нуль, положительное и отрицательное числа, два отрицательных числа. Находить модуль рационального числа. Формулировать правила сложения двух чисел одного знака, двух чисел разных знаков; правило вычитания из одного числа другого; применять эти правила для вычисления сумм, разностей. Формулировать правила нахождения произведения и частного двух чисел одного знака, двух чисел разных знаков; применять эти правила при умножении и делении рациональных чисел. Определять координаты точки в прямоугольной системе координат на плоскости; Отмечать точку по заданным координатам. | 3 | ||
133-135 | Сравнение рациональных чисел. Модуль числа | 3 | 3 | |||
136-139 | Сложение и вычитание рациональных чисел | 4 | 4 | |||
140-142 | Умножение и деление рациональных чисел | 3 | 3 | |||
143-146 | Координаты | 4 | 4 | |||
147 | Обобщающий урок по теме: «Рациональные числа» | 1 | 1 | |||
148 | Контрольная работа № 9 | 1 | 1 | |||
Глава 11. Многоугольники и многогранники | 9 | 8 | 1 | |||
149-150 | Параллелограмм | 2 | Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире параллелограммы. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире правильные многоугольники, правильные многогранники. Исследовать и описывать свойства правильных многоугольников Сравнивать фигуры по площади. Формулировать свойства равносоставленных фигур. Составлять формулы для вычисления площади параллелограмма, прямоугольного треугольника. Выполнять измерения и вычислять площади параллелограммов и треугольников. Применять приобретенные геометрические знания при изучении параллелограмма и призмы и их свойств. | 2 | ||
151-152 | Правильные многоугольники | 2 | 2 | |||
153-154 | Площади | 2 | 2 | |||
155 | Призма | 1 | 1 | |||
156 | Обобщение по теме: «Многоугольники и многогранники» | 1 | 1 | |||
157 | Контрольная работа № 10 | 1 | 1 | |||
Глава 12. Множества. Комбинаторика | 8 | 8 | - | |||
158-159 | Понятие множества | 2 | Приводить примеры конечных и бесконечных множеств. Формулировать определения объединения и пересечения множеств Решать комбинаторные задачи с помощью перебора возможных вариантов, в том числе, путём построения дерева возможных вариантов. Применять комбинаторное правило умножения. | 2 | ||
160-161 | Операции над множествами | 2 | 2 | |||
162-164 | Решение комбинаторных задач | 3 | 3 | |||
165 | Решение комбинаторных задач с применением нац-рег. компонента (на основе данных Республики Бурятия) | 1 | 1 | |||
Повторение и контроль | 7 | 6 | 1 | |||
166-170 | Повторение | 5 | 5 | |||
171 | Повторение с использованием нац-рег компонента (задания, составленные с использованием данных Республики Бурятия) | 1 | 1 | |||
172 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | |||
173-175 | Резерв | 3 | - |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
учащиеся научатся:
1) работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность);
3) выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических задач;
4) пользоваться изученными математическими формулами;
5) самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
6) пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
7) знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
учащиеся получат возможность научиться:
1) выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
2) применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
3) самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Бунимович Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений./ Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, СБ. Суворова и др. — М.: Просвещение, 2010.
2. Электронное приложение к учебнику. — М. : Просвещение, 2010.
3. Бунимович Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажёр. 6 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. / Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др. — М. : Просвещение, 2010.
4. Рабочая тетрадь под редакцией Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф.
5. Сафонова Н.В. Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-экзаменатор. 6 класс: пособие для учащихся общеобразоват.учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
6. Бунимович Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия.Задачник. 6 класс: пособие для учащихся общеобразоват.учреждений. / Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева идр. — М. : Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М...