Рабочая программа внеурочной деятельности в 7 классе "Математика для всех"
календарно-тематическое планирование по математике (7 класс) по теме
Разработка содержит планирование внеурочной деятельности по математике в7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapisk1.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности 7 класса разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Устава МБОУ «Леоновская СОШ».
- Учебного плана МБОУ «Леоновская СОШ» на 2017-2018учебный год.
- Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов модулей в ФГОС НОО и ООО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Леоновская СОШ»
- Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Составитель Т. А. Бурмистрова (2011г)
- Федерального государственного образовательного стандарта ООО
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Леоновская СОШ»
- Фарков А.В. «Внеклассная работа по математике5-11класс» 2010г.
Современный этап развития общества характеризуется кардинальными изменениями во всех сферах государственной и общественной жизни. Эти изменения существенно влияют на требования, предъявляемые к системе образования. Общее образование призвано обеспечивать условия успешной социализации учащихся, реализации школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это указывает на необходимость изменений в организации и управлении образовательным процессом.
Принятые в последние годы Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования задают направление таких изменений. Но они возможны только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Именно в школе закладываются основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье.
Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14 -15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 7 или 8 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение нестандартных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, учащиеся учатся думать.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе внеурочных занятий, должны быть основаны на познавательном интересе учащихся, который следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Цель и задачи курса.
Цель: Создание эмоционально-психологического фона восприятия математики и развитие интереса к ней.
Задачи:
- Выявить одаренных и талантливых детей, создать условия для развития творческого потенциала личности таких школьников.
- Разработать научно-методическое обеспечение диагностики, обучения и развития одаренных детей.
Цель: Создание эмоционально-психологического фона восприятия математики и развитие интереса к ней.
Задачи:
1.Дать учащимся конкретные представления о взаимосвязях математики, других наук и практики, являющихся движущими силами самой математики и позволяющими математике воздействовать на другие науки и практики.
2.Дать возможность учащимся воспринимать математику как важную часть системы наук, культуры и общественной практики, понимать суть математизации наук и практики.
3.Формировать мотивацию и познавательный интерес учащихся.
Место курса в учебном плане основной школы.
В соответствии с учебным планом школы в 7 классах изучается курс «Математика для всех», который имеет свои самостоятельные функции.
Данный курс направлен на:
- развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;
- последовательное приобщение к научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;
- формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;
- формирование общеучебных умений и навыков;
- развитие общих геометрических представлений учащихся;
- развитие способности применения знаний в нестандартных заданиях.
На изучение курса «Математика для всех» отводится всего 35 часов (1 час в неделю). В связи с тем, что1час выпадает на нерабочий праздничный день : 09.03 программа будет выполнена в полном объёме за 34 ч. в год за счёт уменьшения часов на повторение в конце учебного года.
Планируемые результаты освоения курса.
Изучение курса «Математика для всех» в 7 классе направлено на достижение определённых результатов обучения.
К важнейшим результатам обучения относятся следующие:
- в личностном направлении:
- Развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- Воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
- Формирование качеств мышления;
- Развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
- Развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
- Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
- в метапредметном направлении:
- Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
- Формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
- Развитие умений работать с учебным математическим текстом;
- Формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;
- Развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- Развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
- Формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
- в предметном направлении:
- Овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
- Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- Овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
- Освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
- Понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.
В результате изучения курса учащиеся научатся:
- Применять теорию в решении задач.
- Применять полученные математические знания в решении жизненных задач.
- Определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы.
- Воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы.
- Использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации.
- Анализировать полученную информацию.
- Использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора, формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.
- Иллюстрировать некоторые вопросы примерами.
- Использовать полученные выводы в конкретной ситуации.
- Пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.
- Решать числовые и геометрические головоломки.
- Планировать свою работу; последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения; фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- участие в дистанционных математических олимпиадах;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы;
- подготовка и проведение мероприятий, позволяющих повысить интерес к математике у учащихся других классов .
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Раздел, тема | Количество часов | Основные виды учебной деятельности, виды контроля | Дата | ||
план | факт | |||||
Раздел №1. Занимательные задачи. | ||||||
1 | Вводное занятие. | 1 | Проведение диагностики с целью выявления уровня подготовленности учащихся. | 01.09 | ||
2 | Занимательные задачи. | 1 | Решение задач-шуток, задач-загадок. | 08.09 | ||
3 | Волшебные квадраты. Числовые ребусы. | 1 | Решение математических головоломок, ребусов. Выявление закономерностей, алгоритмов. | 15.09 | ||
4 | Зашифрованные действия. | 1 | Выявление алгоритмов решения примеров на сложение, вычитание, умножение, деление многозначных чисел с пропущенными символами. | 22.09 | ||
5 | Задачи, решаемые без вычислений. | 1 | Решение логических задач типа «Кто есть кто?» путём графов и таблиц. | 29.09 | ||
6 | Задачи, решаемые без вычислений. | 1 | Решение логических задач типа «Кто есть кто?» путём графов и таблиц. | 06.10 | ||
7 | Некоторые старинные задачи. | 1 | Разбор способов решений старинных задач. | 13.10 | ||
8 | Математический КВН. | 1 | Составление сценария для математической игры КВН | 20.10 | ||
9 | Математический КВН. | 1 | Проведение математической игры КВН | 27.10 | ||
10 | Переливания. Взвешивания. | 1 | Решение задач на переливания и взвешивания путём проб. | 10.11 | ||
11 | Проценты. | 1 | Решение задач на проценты. | 17.11 | ||
12 | Пятое математическое действие | 1 | Степень. Решение задач на сравнение астрономических чисел, горение без пламени и жара, сколько весит воздух. | 24.11 | ||
Раздел №2. Логика в математике. | ||||||
13 | Математические высказывания. | 1 | "НЕ", "И", "ИЛИ" в математических высказываниях, необходимые и достаточные условия. | 01.12 | ||
14 | Математические высказывания. | 1 | Верные и неверные высказывания. Необходимые и достаточные условия. Прямые и обратные утверждения. | 08.12 | ||
15 | Математические софизмы. | 1 | Понятие софизма. Знакомство с математическими софизмами, нахождение ошибок в логике рассуждений. | 15.12 | ||
16 | Задачи на планирование. | 1 | Решение простейших задач на планирование. | 22.12 | ||
17 | Применение графов к решению логических задач. | 1 | Понятие графа. Использование графов при решении задач. | 29.12 | ||
18 | Математическая сказка. | 1 | Составление сценария «Математической сказки» | 12.01 | ||
19 | Математическая сказка. | 1 | Проведение «Математической сказки» | 19.01 | ||
20 | Чётность. | 1 | Понятие чётности. Решение задач с использованием чётности и нечётности, разбиения на пары. | 26.01 | ||
21 | Комбинаторика. | 1 | Подсчёт возможных вариантов. Сочетания. | 02.02 | ||
22 | Комбинаторика. | 1 | Понятие факториала. Перестановки. | 09.02 | ||
23 | Комбинаторика. | 1 | Решение различных комбинаторных задач. Решение задач с помощью графов. | 16.02 | ||
24 | Принцип Дирихле. | 1 | Задача о клетках и кроликах. Решение задач. | 02.03 | ||
25 | Математическая игра «Занимательная математика» | 1 | Участие в игре, конкурс на лучший результат. | 16.03 | ||
26 | «Математический марафон» | 1 | Участие в игре «Математический марафон» | 23.03 | ||
Раздел № 4. Геометрические задачи. | ||||||
27 | Геометрические головоломки | 1 | Решение задач со спичками, логических задач геометрического содержания. | 06.04 | ||
28 | Разрезание на части | 1 | Решение задач на разрезание по заданным условиям. | 13.04 | ||
29 | Вычерчивание фигур одним росчерком | 1 | Решение задач на вычерчивание заданных фигур, не отрывая карандаша от бумаги. Выявить закономерности возможности и невозможности таких построений. | 20.04 | ||
30 | Задачи на построения | 1 | Решение задач на построения с помощью чертёжного угольника и (или) циркуля. Построения с ограничениями. | 27.04 | ||
31 | Решение практических задач. | 1 | Решение геометрических задач на местности (пришкольном участке): определение высоты трубы, определение ширины предполагаемого озера (лужи). | 04.05 | ||
32 | Замечательные кривые. | 1 | Знакомство с разнообразием кривых. | 11.05 | ||
33 | Геометрические софизмы. | 1 | Знакомство с геометрическими софизмами, нахождение ошибок в логике рассуждений. | 18.05 | ||
34 | Геометрическая викторина. | 1 | Конкурс на лучший результат в викторине. | 25.05 | ||
35 | Итоговое занятие. | 1 | Подведение итогов курса. Конкурс «портфолио». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивного кружка по баскетболу «Баскетбол для всех и каждого» для 5 классов
Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации с...
Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ОО по спортивно - оздоровительному направлению «Волейбол для всех»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися 5–9 классов, проявляющими интерес к физической культуре и спорту....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Физкультура для всех » 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Физкультура для всех » 5 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 7-8 классов "Вертикальная математика для всех"
Рабочая программа курса составлена на основе учебного пособия: Шаповалов, А.В., Ященко, И.В. "Вертикальная математика для всех. Готовимся к задаче С-6 с 6 класса." - М.: МЦНМО, 2014. Предназ...
Рабочая программа внеурочной деятельности. "Математика для всех". 10-11 классы.
Рабочая программа внеурочной деятельности. "Математика для всех". 10-11 классы....
Рабочая программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения»
для обучающихся стяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант II)6 «А»,6 «Б», 7 «А» классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности (оздоровительной направленности) «Баскетбол для всех и каждого» 7 класс
Содержание данной образовательной программы соответствует физкультурно-спортивной направленности.В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития...