Рабочая программа внеурочной деятельности в 7 классе "Математика для всех"
календарно-тематическое планирование по математике (7 класс) по теме

Рябухина Галина Владимировна

Разработка содержит планирование внеурочной деятельности по математике в7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapisk1.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.  

      Программа  внеурочной деятельности 7 класса разработана на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  • Устава МБОУ «Леоновская СОШ».
  • Учебного плана МБОУ «Леоновская СОШ» на 2017-2018учебный год.
  • Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов модулей   в ФГОС НОО и ООО  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Леоновская СОШ»
  • Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы.  Составитель Т. А. Бурмистрова (2011г)
  •  Федерального государственного образовательного стандарта ООО

  •          Основная образовательная программа  основного общего образования МБОУ «Леоновская СОШ»
  • Фарков А.В. «Внеклассная работа по математике5-11класс» 2010г.

Современный этап развития общества характеризуется кардинальными изменениями во всех сферах государственной и общественной жизни. Эти изменения существенно влияют на требования, предъявляемые к системе образования. Общее образование призвано обеспечивать условия успешной социализации учащихся, реализации школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это указывает на необходимость изменений в организации и управлении образовательным процессом.

Принятые в последние годы Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования задают направление таких изменений. Но они возможны только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.

Именно в школе закладываются основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье.

Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14 -15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 7 или 8 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение нестандартных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, учащиеся учатся думать.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе внеурочных занятий, должны быть основаны на познавательном интересе  учащихся, который  следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Цель и задачи курса.

Цель:    Создание эмоционально-психологического фона восприятия математики и развитие интереса к ней.

Задачи:

  1. Выявить одаренных и талантливых детей, создать условия для развития творческого потенциала личности таких школьников.
  2. Разработать научно-методическое обеспечение диагностики, обучения и развития одаренных детей.

Цель:    Создание эмоционально-психологического фона восприятия математики и развитие интереса к ней.

Задачи:

1.Дать учащимся  конкретные представления о взаимосвязях математики, других наук и практики, являющихся движущими силами самой математики и позволяющими математике воздействовать на другие науки и практики.

2.Дать возможность учащимся воспринимать математику как важную часть системы наук, культуры и общественной практики, понимать суть математизации наук и практики.

3.Формировать мотивацию и познавательный интерес учащихся.

Место курса в учебном плане основной школы.

В соответствии с учебным планом школы в 7 классах изучается курс «Математика для всех», который имеет свои самостоятельные функции.

Данный курс направлен на:

- развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;

- последовательное приобщение к научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;

- формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;

- формирование общеучебных умений и навыков;

- развитие общих геометрических представлений учащихся;

- развитие способности применения знаний в нестандартных заданиях.

 На изучение  курса «Математика для всех» отводится всего 35 часов (1 час в неделю). В связи с тем, что1час выпадает на нерабочий праздничный день  :  09.03 программа будет выполнена в полном объёме за 34 ч. в год за счёт уменьшения часов на повторение в конце учебного года.

Планируемые результаты освоения курса.

 Изучение курса «Математика для всех» в 7 классе направлено на достижение определённых результатов обучения.

К важнейшим результатам обучения относятся следующие:

  • в личностном направлении:
  1. Развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  2. Воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
  3. Формирование качеств мышления;
  4. Развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
  5. Развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
  6. Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
  • в метапредметном направлении:
  1. Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
  2. Формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
  3. Развитие умений работать с учебным математическим текстом;
  4. Формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;
  5. Развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  6. Развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
  7. Формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
  • в предметном направлении:
  1. Овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
  2. Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  3. Овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
  4. Освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
  5. Понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.

В результате изучения курса учащиеся научатся:

  1. Применять теорию в решении задач.
  2. Применять полученные математические знания в решении жизненных задач.
  3. Определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы.
  4. Воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы.
  5. Использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации.
  6. Анализировать полученную информацию.
  7.  Использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора, формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.
  8. Иллюстрировать некоторые вопросы примерами.
  9. Использовать полученные выводы в конкретной ситуации.
  10. Пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.
  11. Решать числовые и геометрические головоломки.
  12. Планировать свою работу; последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения; фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • участие в дистанционных математических олимпиадах;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность;
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы;
  • подготовка и проведение мероприятий, позволяющих повысить интерес к математике у учащихся других классов .

Календарно-тематическое планирование.

урока

Раздел, тема

Количество часов

Основные виды учебной деятельности,

виды контроля

Дата

план

факт

Раздел №1.  Занимательные задачи.

1

Вводное занятие.

1

Проведение диагностики с целью выявления уровня подготовленности учащихся.

01.09

2

Занимательные задачи.

1

Решение задач-шуток, задач-загадок.

08.09

3

Волшебные квадраты. Числовые ребусы.

1

Решение математических головоломок, ребусов. Выявление закономерностей, алгоритмов.

15.09

4

Зашифрованные действия.

1

Выявление алгоритмов решения  примеров на сложение, вычитание, умножение, деление многозначных чисел с пропущенными символами.

22.09

5

Задачи, решаемые без вычислений.

1

Решение логических задач  типа «Кто есть кто?» путём графов и таблиц.

29.09

6

Задачи, решаемые без вычислений.

1

Решение логических задач  типа «Кто есть кто?» путём графов и таблиц.

06.10

7

Некоторые старинные задачи.

1

Разбор способов решений старинных задач.

13.10

8

Математический КВН.

1

Составление сценария для математической игры КВН

20.10

9

Математический КВН.

1

Проведение математической игры КВН

27.10

10

Переливания. Взвешивания.

1

Решение задач на переливания и взвешивания путём проб.

10.11

11

Проценты.

1

Решение задач на проценты.

17.11

12

Пятое математическое действие

1

Степень. Решение задач на сравнение астрономических чисел, горение без пламени и жара, сколько весит воздух.

24.11

Раздел №2.  Логика в математике.

13

Математические высказывания.

1

"НЕ", "И", "ИЛИ" в математических высказываниях, необходимые и достаточные условия.

01.12

14

Математические высказывания.

1

Верные и неверные высказывания. Необходимые и достаточные условия. Прямые и обратные утверждения.

08.12

15

Математические софизмы.

1

Понятие софизма. Знакомство с математическими софизмами, нахождение ошибок в логике рассуждений.

15.12

16

Задачи на планирование.

1

Решение простейших задач на планирование.

22.12

17

Применение графов к решению логических задач.

1

Понятие графа. Использование графов при решении задач.

29.12

18

Математическая сказка.

1

Составление сценария «Математической сказки»

12.01

19

Математическая сказка.

1

Проведение  «Математической сказки»

19.01

20

Чётность.

1

Понятие чётности. Решение задач с использованием чётности и нечётности, разбиения на пары.

26.01

21

Комбинаторика.

1

Подсчёт возможных вариантов. Сочетания.

02.02

22

Комбинаторика.

1

Понятие факториала. Перестановки.

09.02

23

Комбинаторика.

1

Решение различных комбинаторных задач. Решение задач с помощью графов.

16.02

24

Принцип Дирихле.

1

Задача о клетках и кроликах. Решение задач.

02.03

25

 Математическая игра «Занимательная математика»

1

Участие в игре, конкурс на лучший результат.

16.03

26

«Математический марафон»

1

Участие в  игре «Математический марафон»

23.03

Раздел № 4.  Геометрические задачи.

27

Геометрические головоломки

1

Решение задач со спичками, логических задач геометрического содержания.

06.04

28

Разрезание на части

1

Решение задач на разрезание по заданным условиям.

13.04

29

Вычерчивание фигур одним росчерком

1

Решение задач на вычерчивание заданных фигур, не отрывая карандаша от бумаги. Выявить закономерности возможности и невозможности таких построений.

20.04

30

Задачи на построения

1

Решение задач на построения с помощью чертёжного угольника и (или) циркуля. Построения с ограничениями.

27.04

31

Решение практических задач.

1

Решение геометрических задач на местности (пришкольном участке): определение  высоты трубы, определение  ширины  предполагаемого озера (лужи).

04.05

32

Замечательные кривые.

1

Знакомство с разнообразием кривых.

11.05

33

Геометрические софизмы.

1

Знакомство с геометрическими софизмами, нахождение ошибок в логике рассуждений.

18.05

34

Геометрическая викторина.

1

Конкурс на лучший результат в викторине.

25.05

35

Итоговое занятие.

1

Подведение итогов курса.  Конкурс «портфолио».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивного кружка по баскетболу «Баскетбол для всех и каждого» для 5 классов

Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации с...

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ОО по спортивно - оздоровительному направлению «Волейбол для всех»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися 5–9 классов, проявляющими интерес к физической культуре и спорту....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Физкультура для всех » 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Физкультура для всех » 5 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 7-8 классов "Вертикальная математика для всех"

Рабочая программа курса составлена на основе учебного пособия: Шаповалов, А.В., Ященко, И.В. "Вертикальная математика для всех. Готовимся к задаче С-6 с 6 класса." - М.: МЦНМО, 2014. Предназ...

Рабочая программа внеурочной деятельности. "Математика для всех". 10-11 классы.

Рабочая программа внеурочной деятельности. "Математика для всех". 10-11 классы....

Рабочая программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения»

для обучающихся стяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант II)6 «А»,6 «Б», 7 «А» классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности (оздоровительной направленности) «Баскетбол для всех и каждого» 7 класс

Содержание данной образовательной программы соответствует физкультурно-спортивной направленности.В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития...