Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 7-8 классов "Вертикальная математика для всех"
рабочая программа по математике (8 класс)
Рабочая программа курса составлена на основе учебного пособия: Шаповалов, А.В., Ященко, И.В. "Вертикальная математика для всех. Готовимся к задаче С-6 с 6 класса." - М.: МЦНМО, 2014. Предназначена для обучающихся 6-8 классов и старше. Рассчитана на 35 часов учебного времени. Срок реализации программы - 1год. Если традиционаая "горизонтальная" математика пополняет знания вширь,то "вертикальная" математика ведет ввысь и вглубь, прививая навыки анализа в нестандартных ситуациях, чем существенно повысит шансы обучающихся успешно выступить на математических конкурсах и олимпиадах, а также пройти конкурсные экзамены в ВУЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vertikalnaya_matematika_dlya_vseh.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Лангепасское городское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
«СОГЛАСОВАНО» Руководитель ШМО
Протокол от « ______» _____ 20____г. № _____________ | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР « _________» _______________20____г | «УТВЕРЖДЕНО» Приказ от « ______» ________20____г № ____________ | |||
Рабочая программа курса по выбору
«Вертикальная математика для всех»
для учащихся 8 классов.
Учитель Ремизова Ирина Федоровна
Год составления - 2018-2019 учебный год
Количество часов по программе 32
Количество учебных недель 32
Количество часов в неделю 1
Срок реализации программы 1 учебный год
Рабочая программа составлена на основе учебного пособия: Шаповалов, А.В., Ященко, И.В. «Вертикальная математика для всех. Готовимся к задаче С6 с 6 класса.» - М.: МЦНМО, 2014.
Лангепас 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа курса по выбору составлена на основе учебного пособия: Шаповалов, А.В., Ященко, И.В. «Вертикальная математика для всех. Готовимся к задаче С6 с 6 класса.» - М.: МЦНМО, 2014. – 128 с.
Предназначена для обучающихся 7 – 8 классов и старше. Рассчитана на 35 часа учебного времени. Срок реализации программы – 1 год.
Недостаток традиционной системы обучения состоит в том, что учителя реализуют лишь одну функцию – информативную, оставляя в стороне другую, не менее значимую, - развивающую, т.е. «образованность» как результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков и «развитость мышления» далеко не одно и то же. Реализация развивающей функции обучения требует от учителя не простого изложения знаний по определённой системе, а предполагает посредством знаний учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже приобретённые. Поэтому изучение курса «Вертикальная математика для всех.» особенно актуально, т.к. предполагает перевод математических знаний в умение их применять в нестандартных ситуациях, а именно при решений задач С6.
Курс актуален с позиций формирования ключевых компетенций, таких как - приниматься за дело, адаптироваться, изучать, думать, сотрудничать, с позиций формирования естественно – научного и гуманистического мировоззрения, воспитания математической культуры молодого поколения.
В настоящее время остро встает необходимость более качественной подготовки обучающихся к единому государственному экзамену. По этой причине в практикум включены задачи, которые наиболее часто встречаются в КИМах, в том числе, в заданиях повышенной сложности – уровня С6.
Учебный курс сможет привлечь внимание тех обучающихся, которым интересна математика, её приложения к различным отраслям знаний, идеи и методы. Выбрав этот курс, учащиеся смогут применять свои математические знания далеко за пределами обычной программы своих классов. Если традиционная «горизонтальная» математика пополняет знания вширь, то «вертикальная» ведет ввысь и вглубь, прививая навыки анализа в нестандартных ситуациях, чем существенно повысит шансы обучающихся успешно выступить на математических конкурсах и олимпиадах, а также пройти конкурсные экзамены в ВУЗ.
Программа курса базируется на знаниях учащихся, полученных в школе.
Содержание курса позволяет показать, как математические знания переходят из предмета изучения в средство обучения.
Тип курса – предметно-ориентированный, является дополнением к углублённому изучению учебного предмета «Математика».
Цели и задачи курса:
1. Дать ученику возможность реализовать свой интерес к математике.
2. Определить готовность и способность ученика осваивать математику на повышенном уровне.
3. Создать условия для подготовки к ЕГЭ, олимпиадам и конкурсам.
Кроме этого, курс нацелен на создание адаптивной образовательной среды ученика для развития логического мышления, способствующей воспитанию у школьников активности и учебной самостоятельности. Курс способствует развитию у учащихся самостоятельности мышления и потребности к самообразованию и саморазвитию, стимулировать познавательный интерес.
В контексте образовательного результата, программа курса ориентирована прежде всего не столько на формирование предметных знаний, умений и навыков (область традиционного подхода в образовании), сколько на формирование общеучебных (надпредметных) умений и навыков, так называемых ключевых компетенций.
Курс разбит на 9 разделов:
- Простая арифметика.
- Уравнения и неравенства.
- Делимость и остатки.
- Дроби, доли, средние.
- Вычисление среднего арифметического и взвешенного среднего арифметического.
- Свойства среднего арифметического.
- Среднее гармоническое и среднее геометрическое.
- Логика и перебор.
- Задачи на максимум и минимум.
На изучение каждого раздела отводится несколько занятий, причем 2,3 из которых нацелены на самостоятельное решение задач, затем сравнение своих решений и результатов с приведенными в пособии, обсуждение и выбор оптимальных версий.
Обучающийся, закончивший курс, будет обладать более глубокими математическими знаниями и возможностями применения их для решения задач алгебраического, геометрического содержания, а также задач математического анализа, что, несомненно, повысит его шансы на успешную сдачу единого государственного экзамена по предмету «Математика», подготовит почву для осваивания математики на повышенном уровне на математических специальностях в ВУЗах и поможет в дальнейшем самоопределении.
Курс имеет линейную структуру.
Педагог выступает главным образом с позиции «информатора», «инструктора», «координатора» и «консультанта».
Технологии обучения: технология проблемного обучения, технология развития «критического» мышления, обучение в сотрудничестве, исследовательские методы в обучении, проектные методы в обучении.
Формы проведения занятий: Проблемный диалог, лекции, практикумы, защита проектов, презентация творческих работ, зачетные занятия по разделам.
Методы организации и осуществления деятельности учащихся: методы словесной передачи информации и слухового восприятия материала: беседа, лекция, сообщение ученика; методы наглядной передачи информации: иллюстрация, наблюдение; методы передачи информации с помощью практической деятельности: решение задач, конспектирование, составление таблиц, схем. А так же индуктивные и дедуктивные, анализ, обобщение, систематизация, проблемные, и поисковые методы.
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.
Уровень деятельности учащихся: репродуктивный, поисковый, исследовательский, творческий. Главная деятельность учащихся – исследовательская, которая способствует актуализации знаний и стимулирует познавательную активность. Велика доля самостоятельной работы.
Методы контроля уровня достижений учащихся и коррекции: устный контроль (оценивание проектов и творческих работ обучающихся), взаимопроверка, самопроверка, рефлексия деятельности и работа над ошибками.
Система оценивания: зачтено / не зачтено.
Критерии оценивания: «Зачтено» ставится в случае, если обучающимся правильно решено не менее 60% задач в течение всего курса. «Не зачтено» ставится в противном случае.
Учебно –тематический план.
№ п/п | Название темы занятия | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Простая арифметика. | 5 | 2 | 3 | Проблемный диалог, практикум | Конспект Решебник Сообщение |
2. | Уравнения и неравенства. | 6 | 2 | 4 | Проблемный диалог, практикум | Конспект Сообщение, доклад, решебник |
3. | Делимость и остатки. | 5 | 2 | 3 | Лекция, практикум | Конспект Решебник Сообщение |
4. | Доли, дроби, средние. | 5 | 2 | 3 | Проблемный диалог, практикум | Конспект Сообщение Решебник Проекты |
5. | Вычисление среднего арифметического и взвешенного среднего арифметического. | 2 | 1 | 1 | Лекция, практикум, защита проекта | Конспект Решебник Проекты Сообщение |
6. | Свойства среднего арифметического. | 2 | 1 | 1 | Проблемный диалог, практикум | Конспект Решебник Сообщение |
7. | Среднее гармоническое и среднее геометрическое. | 2 | 1 | 1 | Лекция, практикум, | Конспект Решебник Сообщение |
8. | Логика и перебор. | 4 | 2 | 2 | Проблемный диалог, практикум | Конспект Решебник Сообщение Проекты |
9. | Задачи на максимум и минимум. | 4 | 2 | 2 | Лекция, практикум, | Конспект Решебник Проекты |
ИТОГО | 35 | 15 | 20 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Календарные сроки | Тема занятия | Форма занятия | Задания для учащихся | |
план | факт | ||||
Простая арифметика.(4) | |||||
1-2 | Отбрось лишнее. Эффект «плюс-минус один». Дополнение. | Проблемный диалог, практикум | Д1.1 – Д1.10, четные | ||
3-4 | Одинаковые группы и умножение. Считай добавки. Последовательности. | Проблемный диалог, практикум | Д1.11 – Д1.20, четные | ||
Уравнения и неравенства.(5) | |||||
5-6 | Обратный ход. Подсчет двумя способами. | Проблемный диалог, практикум | Д2.1, Д2.3, Д2.7, Д2.13, Д2.14 | ||
7 | Уравнения. | Проблемный диалог, практикум | Д2.6, Д2.16 | ||
8-9 | Простейшие свойства неравенств. Неравенства с целыми числами. | Проблемный диалог, практикум | Д2.8, Д2.10,Д2.11, Д2.20, Д2.21 | ||
Делимость и остатки.(5) | |||||
10-11 | Разложение на множители. Признаки делимости. | Проблемный диалог, практикум | Д3.2, Д3.3, Д3.5, Д3.15, Д3.21 | ||
12 | Перебор по четности. Десятичное разложение. | Проблемный диалог, практикум | Д3.16, Д3.18, Д3.17, Д3.19, Д3.26 | ||
13 | Остатки. Действия с остатками. | Проблемный диалог, практикум | Д3.6, Д3.9, Д3.11, Д3.13, Д3.8 | ||
14 | НОД и НОК. Делимость и алгебра. | Проблемный диалог, практикум | Д3.4, Д3.10, Д3.12, Д3.16, Д3.17 | ||
Доли, дроби, средние.(4) | |||||
15 | Запись и значение дроби. Пересчет в целые. Доля целого. | Проблемный диалог, практикум | Д4.1, Д4.3, Д4.4, Д4.11, Д4.17 | ||
16 | Проценты. | Проблемный диалог, практикум | Д4.15, Д4.18, Д4.19 | ||
17-18 | Средние. Смеси и переливания. | Проблемный диалог, практикум | Д4.2, Д4.5, Д4.9, Д4.13, Д4.16 | ||
Вычисление среднего арифметического и взвешенного среднего арифметического.(2) | |||||
19-20 | Задачи о средних. | Лекция, практикум | 1.7, 1.9, 1.12 | ||
Свойства среднего арифметического.(2) | |||||
21-22 | Задачи о средних. | Лекция, практикум | 2.7-2.12, четные | ||
Среднее гармоническое и среднее геометрическое.(2) | |||||
23-24 | Задачи о средних. | Лекция, практикум | 3.7-3.12, четные | ||
Логика и перебор.(5) | |||||
25 | Можно или нельзя. Простой перебор. | Проблемный диалог, практикум | Д5.2, Д5.7, Д5.13, Д5.8, Д5.15 | ||
26-27 | Логика. Полный перебор: составление списка. | Проблемный диалог, практикум | Д5.1, Д5.12, Д5.4, Д5.14, Д5.16 | ||
28 | От противного. Сокращение перебора. | Проблемный диалог, практикум | Д5.10, Д5.11, Д5.20, Д5.5, Д5.19 | ||
Задачи на максимум и минимум.(7) | |||||
29 | Простейший пример. Принцип Дирихле. | Лекция, практикум | Д6.1, Д6.3, Д6.16 | ||
30 | Жадный алгоритм. Неравенства от противного и перебор. | Проблемный диалог, практикум | Д6.9, Д6.11, Д6.6, Д6.12 | ||
31-35 | Оценка. Оценка + пример. | Проблемный диалог, практикум, зачет | Проекты решений С6. |
Литература.
1. Шаповалов, А.В., Ященко, И.В. «Вертикальная математика для всех. Готовимся к задаче С6 с 6 класса.» - М.: МЦНМО, 2014.
2.Блинков, А.Д. Классические средние в арифметике и геометрии. М.: МЦНМО, 2012. (школьные математические кружки).
3.Вольфсон, Г.И. и др. ЕГЭ 2013. Математика. Задача С6. Арифметика и алгебра. М.: МЦНМО, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»
Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников. Рабочая программа ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
Рабочая программа для 6 классов средних общеобразовательных школ....
Рабочая программа внеурочной деятельности в 7 классе "Математика для всех"
Разработка содержит планирование внеурочной деятельности по математике в7 классе...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Подготовка к ОГЭ по математике» в 9 классе.
Данная программа является практико – ориентированной, объединяет в себе вопросы теоретической и практической подготовки обучающихся по курсу математики основного общего образования. Целенап...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
Рабочая программа внеурочной деятельности. "Математика для всех". 10-11 классы.
Рабочая программа внеурочной деятельности. "Математика для всех". 10-11 классы....