Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 7-8 классов "Вертикальная математика для всех"
рабочая программа по математике (8 класс)

Ремизова Ирина Федоровна

Рабочая программа курса составлена на основе учебного пособия: Шаповалов, А.В., Ященко, И.В. "Вертикальная математика для всех. Готовимся к задаче С-6 с 6 класса." - М.: МЦНМО, 2014. Предназначена для обучающихся 6-8 классов и старше. Рассчитана на 35 часов учебного времени. Срок реализации программы - 1год. Если традиционаая "горизонтальная" математика пополняет знания вширь,то "вертикальная" математика ведет ввысь и вглубь, прививая навыки анализа в нестандартных ситуациях, чем существенно повысит шансы обучающихся успешно выступить на математических конкурсах и олимпиадах, а также пройти конкурсные экзамены в ВУЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vertikalnaya_matematika_dlya_vseh.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Лангепасское городское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 5»

«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель    ШМО

                               

Протокол  от « ______» _____ 20____г.

№ _____________

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.     директора по УВР

 « _________» _______________20____г

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказ  от « ______» ________20____г

№ ____________

Рабочая программа  курса по выбору

«Вертикальная математика для всех»

для учащихся 8 классов.

Учитель Ремизова Ирина Федоровна

Год составления - 2018-2019 учебный год

Количество часов по программе                 32

Количество учебных недель                 32

Количество часов в неделю                           1

Срок реализации программы 1 учебный год

Рабочая программа составлена  на основе учебного пособия: Шаповалов, А.В., Ященко, И.В. «Вертикальная математика для всех. Готовимся к задаче С6 с 6 класса.» - М.: МЦНМО, 2014.

 

                                

Лангепас 2018


Пояснительная записка

Рабочая программа курса по выбору составлена на основе учебного пособия: Шаповалов, А.В., Ященко, И.В. «Вертикальная математика для всех. Готовимся к задаче С6 с 6 класса.» - М.: МЦНМО, 2014. – 128 с.

Предназначена для обучающихся 7 – 8 классов и старше. Рассчитана на 35 часа учебного времени. Срок реализации программы – 1 год.

          Недостаток традиционной системы обучения состоит в том, что учителя реализуют лишь одну функцию – информативную, оставляя в стороне другую, не менее значимую, - развивающую, т.е. «образованность» как результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков и «развитость мышления» далеко не одно и то же.          Реализация развивающей функции обучения требует от учителя не простого изложения знаний по определённой  системе, а предполагает посредством знаний учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже приобретённые. Поэтому изучение курса «Вертикальная математика для всех.» особенно актуально, т.к. предполагает перевод математических знаний в умение их применять в нестандартных ситуациях, а именно при решений задач С6.

Курс актуален с позиций формирования ключевых компетенций, таких как - приниматься за дело, адаптироваться, изучать, думать, сотрудничать, с позиций формирования естественно – научного и гуманистического мировоззрения, воспитания математической культуры молодого поколения.

В настоящее время остро встает необходимость более качественной подготовки обучающихся к единому государственному экзамену. По этой причине в практикум включены задачи, которые наиболее часто встречаются в КИМах, в том числе, в заданиях повышенной сложности – уровня С6.

         Учебный курс сможет привлечь внимание тех обучающихся, которым интересна математика, её приложения к различным отраслям знаний, идеи и методы. Выбрав этот курс, учащиеся смогут применять свои математические знания далеко за пределами обычной программы своих классов. Если традиционная «горизонтальная» математика пополняет знания вширь, то «вертикальная» ведет ввысь и вглубь, прививая навыки анализа в нестандартных ситуациях, чем существенно повысит шансы обучающихся успешно выступить на математических конкурсах и олимпиадах, а также пройти конкурсные экзамены в ВУЗ.

Программа курса базируется на знаниях учащихся, полученных в школе.

Содержание курса позволяет показать, как математические знания переходят из предмета изучения в средство обучения.

          Тип курса – предметно-ориентированный, является дополнением к углублённому изучению учебного предмета «Математика».

Цели и задачи курса:

1. Дать ученику возможность реализовать свой интерес к математике.

2. Определить готовность и способность ученика осваивать математику на повышенном уровне.

3. Создать условия для подготовки к ЕГЭ,  олимпиадам и конкурсам.

Кроме этого, курс нацелен на создание адаптивной образовательной среды ученика для развития логического мышления, способствующей воспитанию у школьников активности и учебной самостоятельности. Курс способствует развитию у учащихся самостоятельности мышления и потребности к самообразованию и саморазвитию, стимулировать познавательный интерес.

В контексте образовательного результата, программа курса ориентирована прежде всего не столько на формирование предметных знаний, умений и навыков (область традиционного подхода в образовании), сколько на формирование общеучебных (надпредметных) умений и навыков, так называемых ключевых компетенций.

Курс разбит на 9 разделов:

  1. Простая арифметика.
  2. Уравнения и неравенства.
  3. Делимость и остатки.
  4. Дроби, доли, средние.
  5. Вычисление среднего арифметического и взвешенного среднего арифметического.
  6. Свойства среднего арифметического.
  7. Среднее гармоническое и среднее геометрическое.
  8. Логика и перебор.
  9. Задачи на максимум и минимум.

На изучение каждого раздела отводится несколько занятий, причем 2,3 из которых нацелены на самостоятельное решение задач, затем сравнение своих решений и результатов с приведенными в пособии, обсуждение и выбор оптимальных версий.

Обучающийся, закончивший курс, будет обладать более глубокими математическими знаниями и возможностями применения их для решения задач алгебраического, геометрического содержания, а также задач математического анализа, что, несомненно, повысит его шансы на успешную сдачу единого государственного экзамена по предмету «Математика», подготовит почву для осваивания математики на повышенном уровне на математических специальностях в ВУЗах и поможет в дальнейшем самоопределении.

Курс имеет линейную структуру.

Педагог выступает главным образом с позиции «информатора», «инструктора», «координатора» и «консультанта».

Технологии обучения: технология проблемного обучения, технология развития «критического» мышления, обучение в сотрудничестве, исследовательские методы в обучении, проектные методы в обучении.

Формы проведения занятий: Проблемный диалог, лекции, практикумы, защита проектов, презентация творческих работ, зачетные занятия по разделам.

Методы организации и осуществления деятельности учащихся: методы словесной передачи информации и слухового восприятия материала: беседа, лекция, сообщение ученика; методы наглядной передачи информации: иллюстрация, наблюдение; методы передачи информации с помощью практической деятельности: решение задач, конспектирование, составление таблиц, схем. А так же индуктивные и дедуктивные, анализ, обобщение, систематизация, проблемные, и поисковые методы.

Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.

Уровень деятельности учащихся: репродуктивный, поисковый, исследовательский, творческий. Главная деятельность учащихся – исследовательская, которая способствует актуализации знаний и стимулирует познавательную активность. Велика доля самостоятельной работы.

Методы контроля уровня достижений учащихся и коррекции: устный контроль (оценивание проектов и творческих работ обучающихся), взаимопроверка, самопроверка, рефлексия деятельности и работа над ошибками.

Система оценивания: зачтено / не зачтено.

Критерии оценивания: «Зачтено» ставится в случае, если обучающимся правильно решено не менее 60% задач в течение всего курса. «Не зачтено» ставится в противном случае.

Учебно –тематический план.

№ п/п

Название темы занятия

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего

Теория

Практика

1.

Простая арифметика.

5

2

3

Проблемный диалог, практикум

Конспект

Решебник Сообщение

2.

Уравнения и неравенства.

6

2

4

Проблемный диалог, практикум

Конспект

Сообщение, доклад, решебник

3.

Делимость и остатки.

5

2

3

Лекция, практикум

Конспект

Решебник

Сообщение

4.

Доли, дроби, средние.

5

2

3

Проблемный диалог, практикум

Конспект

Сообщение

Решебник Проекты

5.

Вычисление среднего арифметического и взвешенного среднего арифметического.

2

1

1

Лекция, практикум, защита проекта

Конспект

Решебник

Проекты

 Сообщение

6.

Свойства среднего арифметического.

2

1

1

Проблемный диалог, практикум

Конспект

Решебник Сообщение

7.

Среднее гармоническое и среднее геометрическое.

2

1

1

Лекция, практикум,

Конспект

Решебник Сообщение

8.

Логика и перебор.

4

2

2

Проблемный диалог, практикум

Конспект

Решебник

Сообщение Проекты

9.

Задачи на максимум и минимум.

4

2

2

Лекция, практикум,

Конспект

Решебник Проекты

ИТОГО

35

15

20

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Календарные сроки

Тема занятия

Форма занятия

Задания для учащихся

план

факт

Простая арифметика.(4)

1-2

Отбрось лишнее. Эффект «плюс-минус один». Дополнение.

Проблемный диалог, практикум

Д1.1 – Д1.10, четные

3-4

Одинаковые группы и умножение. Считай добавки. Последовательности.

Проблемный диалог, практикум

Д1.11 – Д1.20, четные

Уравнения и неравенства.(5)

5-6

Обратный ход. Подсчет двумя способами.

Проблемный диалог, практикум

Д2.1, Д2.3, Д2.7, Д2.13, Д2.14

7

Уравнения.

Проблемный диалог, практикум

Д2.6, Д2.16

8-9

Простейшие свойства неравенств. Неравенства с целыми числами.

Проблемный диалог, практикум

Д2.8, Д2.10,Д2.11, Д2.20, Д2.21

Делимость и остатки.(5)

10-11

Разложение на множители. Признаки делимости.

Проблемный диалог, практикум

Д3.2, Д3.3, Д3.5, Д3.15, Д3.21

12

Перебор по четности. Десятичное разложение.

Проблемный диалог, практикум

Д3.16, Д3.18, Д3.17, Д3.19, Д3.26

13

Остатки. Действия с остатками.

Проблемный диалог, практикум

Д3.6, Д3.9, Д3.11, Д3.13, Д3.8

14

НОД и НОК. Делимость и алгебра.

Проблемный диалог, практикум

Д3.4, Д3.10, Д3.12, Д3.16, Д3.17

Доли, дроби, средние.(4)

15

Запись и значение дроби. Пересчет в целые. Доля целого.

Проблемный диалог, практикум

Д4.1, Д4.3, Д4.4, Д4.11, Д4.17

16

Проценты.

Проблемный диалог, практикум

Д4.15, Д4.18, Д4.19

17-18

Средние. Смеси и переливания.

Проблемный диалог, практикум

Д4.2, Д4.5, Д4.9, Д4.13, Д4.16

Вычисление среднего арифметического и взвешенного среднего арифметического.(2)

19-20

Задачи о средних.

Лекция, практикум

1.7, 1.9, 1.12

Свойства среднего арифметического.(2)

21-22

Задачи о средних.

Лекция, практикум

2.7-2.12, четные

Среднее гармоническое и среднее геометрическое.(2)

23-24

Задачи о средних.

Лекция, практикум

3.7-3.12, четные

Логика и перебор.(5)

25

Можно или нельзя. Простой перебор.

Проблемный диалог, практикум

Д5.2, Д5.7, Д5.13, Д5.8, Д5.15

26-27

Логика. Полный перебор: составление списка.

Проблемный диалог, практикум

Д5.1, Д5.12, Д5.4, Д5.14, Д5.16

28

От противного. Сокращение перебора.

Проблемный диалог, практикум

Д5.10, Д5.11, Д5.20, Д5.5, Д5.19

Задачи на максимум и минимум.(7)

29

Простейший пример. Принцип Дирихле.

Лекция, практикум

Д6.1, Д6.3, Д6.16

30

Жадный алгоритм. Неравенства от противного и перебор.

Проблемный диалог, практикум

Д6.9, Д6.11, Д6.6, Д6.12

31-35

Оценка. Оценка + пример.

Проблемный диалог, практикум, зачет

Проекты решений С6.

Литература. 

1. Шаповалов, А.В., Ященко, И.В. «Вертикальная математика для всех. Готовимся к задаче С6 с 6 класса.» - М.: МЦНМО, 2014.

2.Блинков, А.Д. Классические средние в арифметике и геометрии. М.: МЦНМО, 2012. (школьные математические кружки).

3.Вольфсон, Г.И. и др. ЕГЭ 2013. Математика. Задача С6. Арифметика и алгебра. М.: МЦНМО, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»

Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из  инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов  образования школьников. Рабочая программа ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

Рабочая программа  для 6 классов средних общеобразовательных школ....

Рабочая программа внеурочной деятельности в 7 классе "Математика для всех"

Разработка содержит планирование внеурочной деятельности по математике в7 классе...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Подготовка к ОГЭ по математике» в 9 классе.

Данная программа является практико – ориентированной, объединяет в себе вопросы теоретической и практической подготовки обучающихся по курсу математики основного общего образования. Целенап...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

Рабочая программа внеурочной деятельности. "Математика для всех". 10-11 классы.

Рабочая программа внеурочной деятельности. "Математика для всех". 10-11 классы....