5 класс- Действия с десятичными дробями.
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Урок в 5 классе по теме "Действия с десятичными дробями". Итоговый урок по теме- урок обобщения и закрепления правил действия с десятичными дробями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deystviya_s_desyatichnymi_drobyami._konspekt_uroka-_5_kl.docx | 79.44 КБ |
Презентация к уроку "Действия с десятичными дробями" | 381.36 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
Урок по математике "Десятичные дроби и действия над ними".
Эпиграф: «Если мы действительно о чём-то знаем, то мы знаем это благодаря изучению математики».
(Пьер Гассенди - французский философ, математик, астроном)
Цели урока:
- Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Десятичные дроби»
- Развитие логического мышления, самостоятельности, способности к самоконтролю, самооценке, взаимопомощи.
- Воспитание чувства коллективизма, ответственности, интереса к предмету.
Цели:
- повторение и обобщение умений и навыков выполнения действий с десятичными дробями, - развитие математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти,
- воспитание интереса к математике и ее приложениям,
- умение работать коллективно, в парах, индивидуально.
Форма проведения урока:
- традиционная с использованием новых информационных технологий,
- фронтальная,
- работа в парах,
Оборудование урока: компьютер, мультипроектор, презентация к уроку, карточки с тестовыми заданиями, бланки для самоконтроля,
Структура урока:
- Организационный, мотивационно-ориентировочный: разъяснение учебной деятельности учащихся.
- Подготовительный: актуализация опорных знаний.
- Основной: выполнение специально подобранных заданий.
- Контроль за усвоением знаний и умений: тестовая работа по индивидуальным карточкам.
- Заключительный: подведение общих итогов.
Ход урока:
I. Организационный момент :
Учитель: Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня мы повторим и обобщим наши умения и навыки выполнения действий с десятичными дробями. Порешаем примеры и вспомним правила. Хорошей вам работы на уроке и отличных оценок.
II.Актуализация опорных знаний: ( Презентация к уроку- приложение 1-диск)
Учитель: Ребята! Вы уже знаете, что уже в глубокой древности людям приходилось считать. В результате счета предметов появились числа 1, 2, 3 и т.д. получивших название натуральных чисел. Измерение расстояний, деление предмета на равные части привели людей к дробным числам. Сначала люди пользовались простыми дробями а затем и более сложными. Из множества дробных чисел они выделили те, которые имеют знаменатели 10, 100, 1000, … Их назвали десятичными. Вы уже знаете, что десятичные дроби записываются не так, как обыкновенные.
Пример: У вас на столе лежат листочки с числами. Среди них найдите десятичную дробь, соответствующую данной обыкновенной дроби.
Правильно. Молодцы!
Учитель: Почему же десятичные дроби мы изучаем специально? Чем заслужили они такое большое внимание? Попробуем ответить на эти вопросы.
Вспомним, что в записи любого натурального числа значение цифры зависит от занимаемого ею места, от позиции. Такую форму записи называют позиционной. По этому же принципу записываются и десятичные дроби. Сейчас нам кажется: «Как это все просто!» Но к этому способу записи десятичных дробей люди шли очень долго.
Об этом подготовила небольшой доклад ученица: Александра.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «История десятичных дробей»
Учитель: Посмотрим, почему же употребление десятичных дробей в современной форме записи значительно облегчило
вычислительную работу. Современный способ записи десятичных дробей одинаков со способом записи натуральных
чисел. Правила действий тоже мало отличаются от правил действий с натуральными числами. Дело только в запятой
III. Основная часть урока.
Учитель: Сегодня на уроке вы ребята будете работать в командах. И зарабатывать баллы. Три ряда - три команды подготовили творческое домашнее задание: «Устный счёт» .
1.Давайте вспомним способ сложения и вычитания десятичных дробей:
Рассмотрим на примере, который нам подготовили Тимур и Данила (1 команда.)
Наглядное пособие «Движение катера по реке» (приложение 2).
«Катер плывёт по течению реки с собственной скоростью Vсоб. = 21,6 км/ч, скорость течения реки Vтеч =4,7 км/ч. Найдите скорость катера по течению реки и против течения ».
1) Vпо теч. = Vсоб + Vтеч = 21,6 + 4,7 = 25,3км/ч
2) Vпр. теч. = Vсоб - Vтеч = 21,6 - 4,7 = 16,9км/ч;
2. Вспомните, как сравниваются десятичные дроби:
Десятичные дроби, записанные в позиционной системе, очень удобно сравнивать. Сравните:
1) 8,50 и 8,5; 2) 1,6 и 1,57 ; 3) 9,41 и 9,306 4) 0,088 и 0,1;
Учитель: Сравнение чисел, особенно десятичных - очень важная операция.
В медицине, например, известно, что «великан» среди микробов имеет размер 0,1 мм, а наибольший « мелкий вирус» имеет размер 16 миллимикрон, т. е. (0,1: 1000 : 1000) х 16=0,0.000.016 (мм). (16 десятимиллионных мм). Сравнивая размеры, медики определяют, чем вызвано заболевание (микробом или вирусом?), и узнают, какая болезнь.
3. Вспомним правило умножения и деления десятичных дробей на 10,100, 1000и т.д.
Пример подготовили ученицы: Диана и Алёна.(2 команда). Наглядное пособие «Ромашка» (приложение 3).
1)Умножить на 10,100, 1000, … числа: 2) разделить на 10,100,1000, … числа:
25,3 ; 0,072; 19,63; 1,005; 2,222 ; 123,7; 72,5; 63,91; 0,03; 14,28;
- А теперь вспомним правило умножения и деления десятичных дробей на числа 0, 1; 0,01; 0,001 .
Сделать это как раз и помогает умение умножать на 10,100,1000 и т.д. Вспомним на примере «Живой дроби» , которую нам подготовили ученики (3 команда).
Инсценировка: Ученики примерно одинакового роста надевают на головы бумажные колпаки с написанными на них цифрами. У того ученика, который ниже всех ростом, на колпаке знак запятой. «Запятая» перебегает на различные места в ряду учеников-цифр, а сидящие в классе устанавливают, во сколько раз увеличилось или уменьшилось число.
(За устный счёт командам выставляется 2 или 1 балла -зависит от умения подать устный материал)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (приложение 4).
IV. Контроль за усвоением знаний и умений.
Учитель: Ребята! У вас на столе лежит конверт с заданием № 1.Выполнить его нужно, обсуждая с соседом по парте.
№ 1. РАБОТА В ПАРАХ: Думай, Соображай!
Где спряталась запятая ? Поставь запятую в числах , чтобы получилось верное равенство.
1) 1 2 3 + 3 7 = 1 6 2) 1 2 5 ·1 0 = 1 2 5
3) 2 0 5 – 4 5 = 16 4) 3 5 2 : 1 0 0 = 3 5 2
5) 1 2 5 · 8 = 10 6) 1 5 – 3 2 = 1 1 8
Выполним проверку задания по слайду презентации. Если ответ верный - ставим себе 1 балл, неверный – 0 баллов.
№ 2. Тест с самопроверкой: Учитель: А теперь вам предстоит самостоятельная работа.
Форма лица: Вычислите 3,57 + 2,23 - 4,8. а) 10,7; овальное в) 5,79; вытянутое б) 1; круглое г) 1,3; квадратное | Форма носа: Решите уравнение: 1,5х - 1,15 = 1,1 а) х = 2,25; картошкой б) х = 0,75; курносый в) х = 2,16; с горбинкой г) х = 1,5; прямой длинный |
Цвет глаз: Вычислите: 5,508:0,27-5,3 а) 20,4 - зеленые; б) 16,1 - карие; в) 15,1 – голубые; г)15,4 – черные. | Губы: Решите уравнение: 2,7у + 5,31у - 2,81у - 2,6 = 0. а) у = 2; бантиком б) у = 0,5; узкие в) у = 5; пухлые г) у = 2,5; уголки опущены вниз |
Волосы: Вычислите: (17,28:3,2+1,4*2,5):89+1,9. а) 1,1; черные прямые б) 2; каштановые кудрявые в) 2,9; лысый г) 11,9;черные кудрявые. | Особые приметы: Некоторое число увеличили в 2,5 раза, а затем вычли половину исходного числа, после чего получилось число, на 1,99 большее исходного. Найдите исходное число. а) 2; пышные светлые усы; в) 1,4; маленькая черная бородка б) 7,96; родинка на левой щеке; г) 1,99; черные усики |
В кабинете математики чрезвычайная ситуация – пропала Волшебная книга с правилами действий над десятичными дробями. Для поиска Злоумышленника организуется «Детективное агентство». Необходимо выяснить его приметы. Сделать отчёт: решить примеры и в ответе записать приметы злоумышленника. Три ряда – три команды. Чья команда быстрее выполнит работу и верно, станет лучшим «Детективным Агенством» и все её участник получат оценку – 5.
Работу выполняем и проверяем результаты по заполненной табличке . Итак, приступим к составлению портрета злоумышленника. ( по выполнению теста, команды называют приметы злоумышленника и по 2 ученика от каждой команды выходят к доске и дорисовывают портрет злоумышленника на плакате)
Ответ: лицо – круглое, глаза – голубые, нос прямой, губы - пухлые, волосы – каштановые, вьющиеся.
Особые приметы6 чёрные усики. Оценили работу. Поменялись с соседом и проставили баллы.
Верно -1 балл, неверно – 0 баллов.
V. Итог урока:
По итогам урока: Большее количество баллов набрала команда * ряда. Все учащиеся получают оценку- 5.
Остальные учащиеся оцениваются по мере активности участия и правильности ответов в ходе урока.
Учитель: Подведём итог урока .
1) Чем мы сегодня занимались на уроке ?
2) Добились ли целей урока?
(Закрепить навыки сложения, умножения и деления десятичных дробей при решении различных примеров.)
Учитель: Благодарю вас ребята за активное участие на уроке.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Домашнее задание. На нашей планете обитают тысячи различных птиц и зверей. Правильно расставив порядок действий, и ,верно выполнив каждое из них, ты сможешь прочесть название симпатичных и очень жизнерадостных птиц. 4,36 : (3,15 + 2,3) + (0,792 - 0,78) * 35 - 2 * 0,604.
|
VII. Рефлексия: Оцените урок. Какое настроение? Понравился ли урок?
На парте лежат три смайлика(три настроения), выберите смайлик и покажите! Молодцы!
ПРИЛОЖЕНИЕ 4:
ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА
Раз, два, три, четыре
Руки вверх, а ноги шире,
Влево, вправо повернулись,
И немного потянулись.
Сели, встали. Сели встали.
Ну-ка глазки поморгал.и
Глазки влево, глазки вправо
Глазки вверх и глазки вниз
Подтянись и улыбнись!
И готовы мы опять
все задания решать!
Приложение 2:
2. Задача на сложение и вычитание десятичных дробей
Собственная скорость катера 21,6 км/ч. Скорость течения реки 4,7 км/ч.
Найти скорость катера по течению реки и скорость катера против течения.
- скорость катера по течению (км/ч ) :
___________________________________
2) скорость катера против течения (км/ч):
______________________________________
Ответ: км/ч; км/ч.
Приложение 3:
3. Умножение и деление десятичной дроби на числа 10,100,1000 и т.д.
Например: 1,25 * 10 ; 0,4567* 100; и т.д.(на лепестках записаны десятичные дроби)
- 10
- 100
- 1000 : 10
: 100
: 1000
а) до десятых:
6,713≈
16,051≈
9,25≈
б) до сотых:
0,526 ≈
2,408≈
8,555≈
в) до десятков:
413,3≈
664,3≈
273,58≈
г) до сотен:
801,9≈
2405≈
1267,1≈
1 вариант
1. Вычислите: 550,8: 27-5,3;
А 15,1 В 16,1 С 15,2 D 16
2. Решите уравнение х: 3,5= 1,12;
А 3,29 В 3,92 С 3,12 D 1,23
3. В дно реки забили бетонный столб высотой 9,6 м так, что 3,4 м было в земле, а 1,8 м над
водой. Какова глубина реки в этом месте?
А 6,2 В 7,4 С 4,4 D 5,2
2вариант
1.Вычислите: 0,35∙ 30,5-5,35;
А 5,33 В 5,23 С 3,52 D 5,325
2. Решите уравнение: 75х = 172,5;
А 3,2 В 22,3 С 2,3 D 3,22
3. Ученики 5 «А» класса собрали 215,7кг яблок, а 5 «Б» класса - на 23,6 кг больше. Сколько килограмм яблок собрали вместе?
А 455 В 239,3 С 192,1 D 407,8
Решить Уравнение
7х-365,72=47,28 (х-73,5)*6=57
Х = 59
(х-73,5)*6=57
х=83
Теория | Устный счет | Уравнения | Примеры | Задача | Сам. работа | Итог |
Подписи к слайдам:
« Если мы действительно о чём- то знаем, то мы знаем это благодаря изучению математики» Пьер Гассенди - французский философ, математик, астроном.
Устный счёт (творческая работа) 1 . Способ сложения и вычитания десятичных дробей. 2. Как сравнить десятичные дроби. 3. Правило умножения и деления десятичных дробей на 10,100, 1000 и т.д. 4. Правило умножения и деления десятичных дробей на числа 0, 1; 0,01; 0,001 .
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Раз, два, три, четыре Руки вверх, а ноги шире, Влево, вправо повернулись, И немного потянулись. Сели, встали. Сели встали. Ну-ка, глазки поморгали Глазки влево, глазки вправо, Глазки вверх и глазки вниз. Подтянись и улыбнись! И готовы мы опять Все задания решать!
Где спряталась запятая? 1) 123 + 37 = 16 2) 125 · 10 = 125 3) 205 – 45 = 16 4) 352 : 100 =352 5) 125 · 8= 10 6) 15 – 32 =118 «Казнить, нельзя помиловать» или «Казнить нельзя, помиловать». Думай и соображай , , , , , , , , , ,
№ 2. Тест с самопроверкой : Форма лица : Вычислите 3,57 + 2,23 - 4,8. а) 10,7; овальное в) 5,79; вытянутое б) 1; круглое г) 1,3; квадратное Цвет глаз: Вычислите: 5,508:0,27-5,3 а) 20,4 - зеленые; б) 16,1 - карие; в) 15,1 – голубые; г)15,4 – черные. Волосы: Вычислите: (17,28:3,2+1,4*2,5):89+1,9. а) 1,1; черные прямые б) 2; каштановые кудрявые в) 2,9; лысый г) 11,9;черные кудрявые. Губы: Решите уравнение: 2,7у + 5,31у - 2,81у - 2,6 = 0. а) у = 2; бантиком б) у = 0,5; узкие в) у = 5; пухлые
Форма носа: Решите уравнение: 1,5х - 1,15 = 1,1 а) х = 2,25; картошкой б) х = 0,75; курносый в) х = 2,16; с горбинкой г) х = 1,5; прямой длинный Особые приметы: Некоторое число увеличили в 2,5 раза, а затем вычли половину исходного числа, после чего получилось число, на 1,99 большее исходного. Найдите исходное число. а) 2; пышные светлые усы; в) 1,4; маленькая черная бородка б) 7,96; родинка на левой щеке; г) 1,99; черные усики
Домашнее задание: 4,36 : (3,15 + 2,3) + (0,792 - 0,78) * 35 - 2 * 0,604. На нашей планете обитают тысячи различных птиц и зверей. Правильно расставив порядок действий, и ,верно выполнив каждое из них, ты сможешь прочесть название симпатичных и очень жизнерадостных птиц .
Интересно ли Вам было на уроке? Легко ли Вы справились с заданиями? Полезен ли был урок для вас? Узнали ли вы что-нибудь новое на уроке? Оцените урок. Каково ваше настроение? Подведем итоги
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 5 классе "Действия с десятичными дробями"
Урок закрепления и систематизации знаний учащихся по теме “Действия с десятичными дробями” (правила сложения, вычитания, умножения, деления; умение выполнять операции сложения, вычитания, умножения, д...
Презентация к уроку математики в 5 классе "Действия с десятичными дробями"
Урок закрепления и систематизации знаний учащихся по теме “Действия с десятичными дробями” (правила сложения, вычитания, умножения, деления; умение выполнять операции сложения, вычитания, умножения, д...
Компетентностно -ориентированный урок в 6 классе "Действия с десятичными дробями"
Компетентностно-ориентированный урок в 6 классе "Действия с десятичными дробями"...
Урок в 5 классе "Действия с десятичными дробями"
Нестандартный открытый урок применения знаний. В связи с 85-летием Рубцовского района форма урока выбрана нетрадиционная: урок-путешествие по Рубцовскому району....
Урок математики в 5 классе "Действия с десятичными дробями"
Презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Действия с десятичными дробями" - обобщающий урок, посвящённый дню космонавтики...
Конспект урока математики в 8 классе "Действия с десятичными дробями" в коррекционной школе VIII вида
Конспект урока математики в 8 классе "Действия с десятичными дробями" в коррекционной школе VIII вида...
Презентация урока математики в 8 классе "Действия с десятичными дробями" в коррекционной школе VIII вида
Презентация урока математики в 8 классе "Действия с десятичными дробями" в коррекционной школе VIII вида...