Урок математики в 5 классе "Действия с десятичными дробями"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Урок закрепления и систематизации знаний учащихся по теме “Действия с десятичными дробями” (правила сложения, вычитания, умножения, деления; умение выполнять операции сложения, вычитания, умножения, деления дробей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zakrepleniya_i_sistematizacii_znaniy.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Бриентская средняя общеобразовательная школа»

Кваркенского района Оренбургской области

Урок математики в 5 - ом классе

по теме: "Действия с десятичными дробями».

Учитель математики высшей категории

Бакеева Ирина Ринатовна

Урок закрепления и систематизации знаний

по теме: "Действия с десятичными дробями» в 5 - ом классе.

«Kтo с детских лет занимается математикой,

          тот развивает мозг, свою волю, воспитывает в себе

                                        настойчивость и упорство в достижении цели».

                                                                     А. Маркушевич  (Слайд 3)

Цели: (Слайд 4)

  1. Образовательные: закрепление и систематизация знаний учащихся по теме “Действия с десятичными дробями” (правила сложения, вычитания, умножения, деления; умение выполнять операции сложения, вычитания, умножения, деления дробей);
  2. Воспитательные: воспитание любви к предмету, чувства ответственности за свои действия, умения сопереживать, потребности оказания помощи товарищу;
  3. Развивающие: развитие познавательного интереса учащихся, приобщение их к творчеству.

Методы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная работа.

Оборудование: учебник “Математика - 5 класс”, Виленкин Н.Я. и др., мультимедиапроектор, документ – камера,  компьютер, презентация к уроку, карточки-задания.

Ход урока

I. Организационный момент.

(вступительное слово учителя)

Французский писатель А. Франс сказал: “Учиться можно только весело. Чтобы поглощать знания, надо переваривать их с аппетитом”. Аппетит, как вы знаете, приходит во время еды. Поэтому сегодня мы сначала вместе восхитимся вашими глубокими знаниями – а для этого проведём интеллектуальную разминку, т. е. проведём опрос по базовым вопросам и проверим домашнее задание. Затем потренируем мозги – порешаем задачи. Даже попробуем устроиться на работу, участвуя в деловой игре «Компетентность». Затем вытащим из тайника памяти кое – что ценное, т. е. покажем свои знания по теме урока, выполнив самостоятельную работу. Окунёмся в океан истории. Поработаем шифровальщиками. И наконец, подведём итоги.

II. Интеллектуальная разминка (опрос по базовым вопросам): (Слайд 6)

  1. Как сложить (вычесть) десятичные дроби?
  2. Как умножить десятичную дробь на натуральное число?
  3. Как разделить десятичную дробь на натуральное число?
  4. Как умножить десятичную дробь на десятичную дробь?
  5. Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д.?
  6. Как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д.?
  7. Как умножить десятичную дробь на 0,1, 0,01, 0,001 и т. д.?

Проверка домашнего задания (с использованием документ - камеры): № 1404, 1407, 1413 (б).

№ 1404.

а) 48,5 ∙ 0,1 = 4,85;     83,75 ∙ 0,1 = 8,375;     5,76 ∙ 0,1 = 0,576;     27 ∙ 0,1 = 2,7;

б) 435,7 ∙ 0,01 = 4,357;   4,2 ∙ 0,01 = 0,042;  82,1 ∙ 0,01 = 0,821;  82 ∙ 0,01 = 0,82;  0,01 ∙ 0,01 = 0,0001;

в) 56,2 ∙ 0,001 =  0,0562;    0,3 ∙ 0,001 =  0,0003;    427,5 ∙ 0,0001 =  0,004275;    365 ∙ 0,0001 =  0,0365.

№ 1407.

47,8 ∙ 5 = 239,0 = 239 (км);                               47,8 – 12,8 = 35 (км/с) – скорость планеты Венера;

47,8 ∙ 12,5 = 597,5 (км);                                    35 ∙ 5 = 175 (км);

47,8 ∙ 20,9 = 999,02 (км);                                  35 ∙ 12,5 = 437,5 (км);

                                                                           35 ∙ 20,9 = 731,5 (км).

№1413 (б).  66,6у – 44,4у + 8,11 = 22,2у + 8,11;

                    Если у = 10, то 22,2 ∙ 10 + 8,11 = 222 + 8,11 = 230,11.

III. Учебный мозговой штурм.

1. Задание с расшифровкой (каждый ученик получает индивидуальную карточку - задание)

Карточка 1.                                                  Карточка 2.                                    Карточка 3.

  1. 53,21  3,2;                                            1)  933,323 – 84,43;                       1)  27,475 2,8;
  2. 47,25 + 2,8;                                           2)  65,425  7,6;                              2)  93,165 100;
  3. 854,02 – 5,127;                                     3)  3,8431  1000;                           3)  500,5  0,1;
  4. 0,7693  100;                                         4)  1721,3  0,01;                            4)  431,17 + 417,723;
  5. 1702,72  0,1;                                        5)  146,713 – 129,5;                       5)  654,93 – 578;
  6. 4,45 + 45,6.                                           6)  6245,4 – 837,24.                       6)  106,42 1,6.

Карточка 4.                                                  Карточка 6.                                    Карточка 7.

  1. 0,17213  100;                                       1)  46,4403 – 42,73;                       1)  98,53 - 81,317;
  2. 371,03  0,01;                                        2)  309,46 + 539,433;                     2)  35,94 + 134,332;
  3. 124,3075 4;                                         3)  36,12  1,5;                                3)  34,29  3,2;
  4. 497,53 + 351,363;                                 4)  15,05  3,6;                                4)  864,3 - 445;
  5. 64,7 - 8,513;                                          5)  209,14 – 1,6;                             5)  30,1  1,8;
  6. 6,7181  100.                                         6)  20,02  2,5.                                6)  4026,9 0,01.

Карточка 5.                                                  Карточка 8.                                    Карточка 9.

  1. 320,25  0,1;                                          1)  6021,2 + 895;                            1)  1003,5 - 506,27;
  2.    620,13 - 543,2;                                      2)  47,61  1,6;                                2)  30,48 3,6;
  3. 31,74  2,4;                                            3)  15,05  3,6;                                3)  37,2 + 16,98;
  4. 7,9315 + 9,2815;                                   4)  4023 - 179,9;                             4)  7617,6  0,01;
  5. 7693  0,01;                                           5)  4,193  100;                               5)  49,723  10;
  6. 506,383 + 342,51.                                 6)  143,5 – 103,231.                       6)  304,27 + 544,623.

Зашифрована фраза: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок

                                                                  приводит» (М. В. Ломоносов). (Слайд 8)

Ключ к расшифровке  (Слайд 7)

9316,5

З

6916,2

Я

5408,16

Ж

3843,1

К

848,893

Т

671,81

С

497,23

И

419,3

П

207,54

Н

170,272

М

109,728

В

76,93

Е

76,176

Д

56,187

Ь

54,18

О

50,05

А

40,269

Р

32,025

Л

17,213

У

3,7103

Ч

№ 1398. (Слайд 9)

Два теплохода движутся навстречу друг другу. Сейчас между ними 185,5 км. Первый теплоход имеет собственную скорость 24,5 км/ч и движется по течению, а второй теплоход имеет собственную скорость 28,5 км/ч и движется против течения. Через сколько часов они встретятся, если скорость течения 2,5 км/ч?

Решение. 185,5 : (24,5 + 2,5 + 28,5 – 2,5) = 185,5 : (27 + 26) = 185,5 : 53 = 3,5 (ч)

Ответ: теплоходы встретятся через 3,5 часа.

Задачи на смекалку (Слайды 10, 11)

1) Ученик переписал числовое выражение, значение которого равно 58, но забыл поставить скобки. У него получилось:

6 ∙ 8 + 20 : 4 – 2 = 58

Где в этом выражении должны стоять скобки?

2) Замените звёздочки цифрами:   

а) +

٭ , 5 ٭

         б) -  

٭ , 4 8

         в) +

5 , ٭ 7

          г) -

٭ 0 , 0

3 , ٭ 4

2 , ٭ 1

٭ , 0 ٭

   6 , ٭

7 , 3 8

5 , 8 ٭

6 , 0 0

8 ٭ , 5

IV.  Физминутка для глаз.

V.  Деловая игра «Компетентность». (Приложение 1)

Участники: конкуренты – две команды учащихся;

                     наниматели -  группа учеников, определяющая победителя. Победителя как бы нанимают на

                     работу;        

                     арбитр – обычно эту роль выполняет учитель, решающий спорные вопросы.

До игры:

  1. Учитель знакомит класс со схемой игры.
  2. Формируются команды, определяется состав фирмы – нанимателя.

Во время игры:

  1. Учитель задаёт тему.
  2. Команды придумывают друг для друга по 5 заданий по этой теме. Поясню: тип заданий регламентируется заранее учителем. Например: команды должны приготовить по 2 репродуктивных вопроса, по 1 творческому и по 2 задачи.
  3. Команды поочерёдно дают друг другу задания. Соперник его выполняет. Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма – наниматель оценивает, например, по 5-бальной системе каждое задание и по 10-бальной системе – каждый ответ.
  4. Наниматели совещаются и принимают решение – кто принят на работу. А пока наниматели совещаются, учитель делает краткий «разбор полёта», обращает внимание на ошибки, делает выводы.

VI. Самостоятельная работа. (Слайд 12)

           Выполните действия:

  1. 0,4  0,2
  2. 2,3  0,18
  3. (7 – 4,996)  20,5 – 17,993
  4. 20,4  6,5 – 3,8  (7,16 – 3,615) + 41,9.

VII. Домашнее задание. Домашнее задание для разнообразия и интереса можно дать зашифрованным (число соответствует порядковому номеру буквы в алфавите и наоборот, а пропущенная буква в слове той цифре на которую она похожа). (Слайд 13)

17. ВЕ; № М к…рень Д (5; 9; 13), № М пл…щадь Ж. Творческое дополнительное задание: составить свои задания по теме и оформить на карточках.

VIII. Рассказ о истории появления десятичных дробей. Показ творческих работ учащихся по теме «Десятичные дроби».

IX. Опрос – итог. (Рефлексия).  (Слайд 14) Учитель просит ребят ответить на вопросы:

  1. Что на уроке было главным?
  2. Что было интересным?
  3. Что нового сегодня узнали?
  4. Чему научились?

X. Конец урока. Выставление отметок. (Слайд 15)

 «Урок завершён, всем большое спасибо, до встречи на следующем уроке!»

Литература:

  1. Виленкин Н.Я. и др. Учебник “Математика - 5 класс”
  2. Гин А. А. Приёмы педагогической техники. Издательство «Вита – Пресс»,  Москва 2002
  3. Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. Математика. Задачи на смекалку. Москва «Просвещение» 1999

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Сложение и вычитание десятичных    дробей.Цель:1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение ...

Урок математики по теме: Умножение десятичных дробей на натуральное число

Методическая разработка урка математики  в 5 классе пор теме: Умножение десятичных дробей по УМК под редакцией Виленкина с применеием ЭОР.Содержит план конспект урока....

Презентация к уроку математики на тему: "Умножение десятичных дробей"

Данная презентация используется на уроке математики в 5 классе....

Конспект и презентация урока математики по теме "Сравенение десятичных дробей"

Урок в 5 классе по теме "Сравнение десятичных дробей". Тип урока: урок изучения открытия новых знаний. разработан в соответсвие с ФГОС ООО...

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок позволяет, в игровой форме, повторить и закрепить материал по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» в процессе решения различных заданий, провести коррекцию знаний по теме "Сравнение деся...

Урок математики "Путешествие на планету "Десятичная дробь"

Открытый урок ко Дню космонавтики "Путешествие на планету "Десятичная дробь" в 5 классе. Урок обобщения и закрепления знаний по математики в разделе "Действия с десятичными дробями". Презентация по от...

Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" (для учащихся 6-го класса).

Урок математики "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....