Урок математики в 5 классе "Действия с десятичными дробями"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Урок закрепления и систематизации знаний учащихся по теме “Действия с десятичными дробями” (правила сложения, вычитания, умножения, деления; умение выполнять операции сложения, вычитания, умножения, деления дробей).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zakrepleniya_i_sistematizacii_znaniy.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Бриентская средняя общеобразовательная школа»
Кваркенского района Оренбургской области
Урок математики в 5 - ом классе
по теме: "Действия с десятичными дробями».
Учитель математики высшей категории
Бакеева Ирина Ринатовна
Урок закрепления и систематизации знаний
по теме: "Действия с десятичными дробями» в 5 - ом классе.
«Kтo с детских лет занимается математикой,
тот развивает мозг, свою волю, воспитывает в себе
настойчивость и упорство в достижении цели».
А. Маркушевич (Слайд 3)
Цели: (Слайд 4)
- Образовательные: закрепление и систематизация знаний учащихся по теме “Действия с десятичными дробями” (правила сложения, вычитания, умножения, деления; умение выполнять операции сложения, вычитания, умножения, деления дробей);
- Воспитательные: воспитание любви к предмету, чувства ответственности за свои действия, умения сопереживать, потребности оказания помощи товарищу;
- Развивающие: развитие познавательного интереса учащихся, приобщение их к творчеству.
Методы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная работа.
Оборудование: учебник “Математика - 5 класс”, Виленкин Н.Я. и др., мультимедиапроектор, документ – камера, компьютер, презентация к уроку, карточки-задания.
Ход урока
I. Организационный момент.
(вступительное слово учителя)
Французский писатель А. Франс сказал: “Учиться можно только весело. Чтобы поглощать знания, надо переваривать их с аппетитом”. Аппетит, как вы знаете, приходит во время еды. Поэтому сегодня мы сначала вместе восхитимся вашими глубокими знаниями – а для этого проведём интеллектуальную разминку, т. е. проведём опрос по базовым вопросам и проверим домашнее задание. Затем потренируем мозги – порешаем задачи. Даже попробуем устроиться на работу, участвуя в деловой игре «Компетентность». Затем вытащим из тайника памяти кое – что ценное, т. е. покажем свои знания по теме урока, выполнив самостоятельную работу. Окунёмся в океан истории. Поработаем шифровальщиками. И наконец, подведём итоги.
II. Интеллектуальная разминка (опрос по базовым вопросам): (Слайд 6)
- Как сложить (вычесть) десятичные дроби?
- Как умножить десятичную дробь на натуральное число?
- Как разделить десятичную дробь на натуральное число?
- Как умножить десятичную дробь на десятичную дробь?
- Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д.?
- Как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д.?
- Как умножить десятичную дробь на 0,1, 0,01, 0,001 и т. д.?
Проверка домашнего задания (с использованием документ - камеры): № 1404, 1407, 1413 (б).
№ 1404.
а) 48,5 ∙ 0,1 = 4,85; 83,75 ∙ 0,1 = 8,375; 5,76 ∙ 0,1 = 0,576; 27 ∙ 0,1 = 2,7;
б) 435,7 ∙ 0,01 = 4,357; 4,2 ∙ 0,01 = 0,042; 82,1 ∙ 0,01 = 0,821; 82 ∙ 0,01 = 0,82; 0,01 ∙ 0,01 = 0,0001;
в) 56,2 ∙ 0,001 = 0,0562; 0,3 ∙ 0,001 = 0,0003; 427,5 ∙ 0,0001 = 0,004275; 365 ∙ 0,0001 = 0,0365.
№ 1407.
47,8 ∙ 5 = 239,0 = 239 (км); 47,8 – 12,8 = 35 (км/с) – скорость планеты Венера;
47,8 ∙ 12,5 = 597,5 (км); 35 ∙ 5 = 175 (км);
47,8 ∙ 20,9 = 999,02 (км); 35 ∙ 12,5 = 437,5 (км);
35 ∙ 20,9 = 731,5 (км).
№1413 (б). 66,6у – 44,4у + 8,11 = 22,2у + 8,11;
Если у = 10, то 22,2 ∙ 10 + 8,11 = 222 + 8,11 = 230,11.
III. Учебный мозговой штурм.
1. Задание с расшифровкой (каждый ученик получает индивидуальную карточку - задание)
Карточка 1. Карточка 2. Карточка 3.
- 53,21 ∙ 3,2; 1) 933,323 – 84,43; 1) 27,475 ∙ 2,8;
- 47,25 + 2,8; 2) 65,425 ∙ 7,6; 2) 93,165 ∙ 100;
- 854,02 – 5,127; 3) 3,8431 ∙ 1000; 3) 500,5 ∙ 0,1;
- 0,7693 ∙ 100; 4) 1721,3 ∙ 0,01; 4) 431,17 + 417,723;
- 1702,72 ∙ 0,1; 5) 146,713 – 129,5; 5) 654,93 – 578;
- 4,45 + 45,6. 6) 6245,4 – 837,24. 6) 106,42 ∙ 1,6.
Карточка 4. Карточка 6. Карточка 7.
- 0,17213 ∙ 100; 1) 46,4403 – 42,73; 1) 98,53 - 81,317;
- 371,03 ∙ 0,01; 2) 309,46 + 539,433; 2) 35,94 + 134,332;
- 124,3075 ∙ 4; 3) 36,12 ∙ 1,5; 3) 34,29 ∙ 3,2;
- 497,53 + 351,363; 4) 15,05 ∙ 3,6; 4) 864,3 - 445;
- 64,7 - 8,513; 5) 209,14 – 1,6; 5) 30,1 ∙ 1,8;
- 6,7181 ∙ 100. 6) 20,02 ∙ 2,5. 6) 4026,9 ∙ 0,01.
Карточка 5. Карточка 8. Карточка 9.
- 320,25 ∙ 0,1; 1) 6021,2 + 895; 1) 1003,5 - 506,27;
- 620,13 - 543,2; 2) 47,61 ∙ 1,6; 2) 30,48 ∙ 3,6;
- 31,74 ∙ 2,4; 3) 15,05 ∙ 3,6; 3) 37,2 + 16,98;
- 7,9315 + 9,2815; 4) 4023 - 179,9; 4) 7617,6 ∙ 0,01;
- 7693 ∙ 0,01; 5) 4,193 ∙ 100; 5) 49,723 ∙ 10;
- 506,383 + 342,51. 6) 143,5 – 103,231. 6) 304,27 + 544,623.
Зашифрована фраза: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок
приводит» (М. В. Ломоносов). (Слайд 8)
Ключ к расшифровке (Слайд 7)
9316,5 З | 6916,2 Я | 5408,16 Ж | 3843,1 К | 848,893 Т |
671,81 С | 497,23 И | 419,3 П | 207,54 Н | 170,272 М |
109,728 В | 76,93 Е | 76,176 Д | 56,187 Ь | 54,18 О |
50,05 А | 40,269 Р | 32,025 Л | 17,213 У | 3,7103 Ч |
№ 1398. (Слайд 9)
Два теплохода движутся навстречу друг другу. Сейчас между ними 185,5 км. Первый теплоход имеет собственную скорость 24,5 км/ч и движется по течению, а второй теплоход имеет собственную скорость 28,5 км/ч и движется против течения. Через сколько часов они встретятся, если скорость течения 2,5 км/ч?
Решение. 185,5 : (24,5 + 2,5 + 28,5 – 2,5) = 185,5 : (27 + 26) = 185,5 : 53 = 3,5 (ч)
Ответ: теплоходы встретятся через 3,5 часа.
Задачи на смекалку (Слайды 10, 11)
1) Ученик переписал числовое выражение, значение которого равно 58, но забыл поставить скобки. У него получилось:
6 ∙ 8 + 20 : 4 – 2 = 58
Где в этом выражении должны стоять скобки?
2) Замените звёздочки цифрами:
а) + | ٭ , 5 ٭ | б) - | ٭ , 4 8 | в) + | 5 , ٭ 7 | г) - | ٭ 0 , 0 |
3 , ٭ 4 | 2 , ٭ 1 | ٭ , 0 ٭ | 6 , ٭ | ||||
7 , 3 8 | 5 , 8 ٭ | 6 , 0 0 | 8 ٭ , 5 |
IV. Физминутка для глаз.
V. Деловая игра «Компетентность». (Приложение 1)
Участники: конкуренты – две команды учащихся;
наниматели - группа учеников, определяющая победителя. Победителя как бы нанимают на
работу;
арбитр – обычно эту роль выполняет учитель, решающий спорные вопросы.
До игры:
- Учитель знакомит класс со схемой игры.
- Формируются команды, определяется состав фирмы – нанимателя.
Во время игры:
- Учитель задаёт тему.
- Команды придумывают друг для друга по 5 заданий по этой теме. Поясню: тип заданий регламентируется заранее учителем. Например: команды должны приготовить по 2 репродуктивных вопроса, по 1 творческому и по 2 задачи.
- Команды поочерёдно дают друг другу задания. Соперник его выполняет. Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма – наниматель оценивает, например, по 5-бальной системе каждое задание и по 10-бальной системе – каждый ответ.
- Наниматели совещаются и принимают решение – кто принят на работу. А пока наниматели совещаются, учитель делает краткий «разбор полёта», обращает внимание на ошибки, делает выводы.
VI. Самостоятельная работа. (Слайд 12)
Выполните действия:
- 0,4 ∙ 0,2
- 2,3 ∙ 0,18
- (7 – 4,996) ∙ 20,5 – 17,993
- 20,4 ∙ 6,5 – 3,8 ∙ (7,16 – 3,615) + 41,9.
VII. Домашнее задание. Домашнее задание для разнообразия и интереса можно дать зашифрованным (число соответствует порядковому номеру буквы в алфавите и наоборот, а пропущенная буква в слове той цифре на которую она похожа). (Слайд 13)
17. ВЕ; № М к…рень Д (5; 9; 13), № М пл…щадь Ж. Творческое дополнительное задание: составить свои задания по теме и оформить на карточках.
VIII. Рассказ о истории появления десятичных дробей. Показ творческих работ учащихся по теме «Десятичные дроби».
IX. Опрос – итог. (Рефлексия). (Слайд 14) Учитель просит ребят ответить на вопросы:
- Что на уроке было главным?
- Что было интересным?
- Что нового сегодня узнали?
- Чему научились?
X. Конец урока. Выставление отметок. (Слайд 15)
«Урок завершён, всем большое спасибо, до встречи на следующем уроке!»
Литература:
- Виленкин Н.Я. и др. Учебник “Математика - 5 класс”
- Гин А. А. Приёмы педагогической техники. Издательство «Вита – Пресс», Москва 2002
- Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. Математика. Задачи на смекалку. Москва «Просвещение» 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Сложение и вычитание десятичных дробей.Цель:1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение ...
Урок математики по теме: Умножение десятичных дробей на натуральное число
Методическая разработка урка математики в 5 классе пор теме: Умножение десятичных дробей по УМК под редакцией Виленкина с применеием ЭОР.Содержит план конспект урока....
Презентация к уроку математики на тему: "Умножение десятичных дробей"
Данная презентация используется на уроке математики в 5 классе....
Конспект и презентация урока математики по теме "Сравенение десятичных дробей"
Урок в 5 классе по теме "Сравнение десятичных дробей". Тип урока: урок изучения открытия новых знаний. разработан в соответсвие с ФГОС ООО...
Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Урок позволяет, в игровой форме, повторить и закрепить материал по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» в процессе решения различных заданий, провести коррекцию знаний по теме "Сравнение деся...
Урок математики "Путешествие на планету "Десятичная дробь"
Открытый урок ко Дню космонавтики "Путешествие на планету "Десятичная дробь" в 5 классе. Урок обобщения и закрепления знаний по математики в разделе "Действия с десятичными дробями". Презентация по от...
Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" (для учащихся 6-го класса).
Урок математики "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....