Урок математики в 5 классе "Действия с десятичными дробями"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Апаркина Марина Александровна

Презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Действия с десятичными дробями" - обобщающий урок, посвящённый дню космонавтики

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon действия с десятичными дробями1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок математики в 5 классе по теме «Действия с десятичными дробями»

Апаркина М.А.

Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме «Действия с десятичными дробями».

Задачи урока:

  • образовательные: учить выполнять математические преобразования с десятичными дробями, формировать  умение применять полученные знания при решении, уравнений;
  • развивающие: развивать познавательные интересы обучающихся, развивать логическое мышление, внимание, память; формировать умение ясно, точно излагать свои мысли в устной и письменной речи, выстраивать аргументацию, умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • воспитательные: формировать коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве при работе в парах; вырабатывать ответственность обучающихся к учению и способность к саморазвитию и самообразованию.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Используемые технологии: 

  • создание учебных ситуаций;
  • игровая;
  • ИКТ

Оборудование: карточки, аудиотехника, записи, ПК, презентация к уроку, рисунки учащихся.

План урока

Этапы урока

Приёмы и методы

Время

(мин)

1

Организационный момент

1

2

Актуализация знаний. Определение темы урока.

Устная фронтальная работа учащихся, коллективное решение примера

9

3

Работа по теме урока. Выполнение упражнений.

Самостоятельная  работа учащихся по индивидуальным заданиям с последующей проверкой по ключу

9

4

Физкультминутка

1

5

Работа по теме урока.  Выполнение упражнений.

Работа учащихся в парах, индивидуальная  работа

8

6

Итог урока.

Рефлексия

1

7

Домашнее задание.

1

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Начать наш урок мне хочется словами французского философа Ж.Ж.Руссо (1712 - 1778гг.): «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…». Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж.Руссо. Удачи! В добрый путь за знаниями! Слайд №1

Ученики настраиваются на работу

2.

Актуализация знаний. Определение темы урока.

-Ребята, посмотрите на  числа, которые записаны на доске:

0,71; 5,032; 4,5; 15,25; 0,5    Слайд №2

- Что это за  числа, и какие действия вы можете выполнить с ними?

-Составьте пример на нахождение суммы наибольшего и наименьшего чисел.

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Давайте определим тему урока.

Слайд №3

Итак, запишем число и  тему урока: «Действия с десятичными дробями». 

Слайд №4

Дроби десятичные – новые для нас,

Лишь совсем недавно их узнал наш класс.

Сразу поприбавилось всем теперь мороки,

Учим - учим правила, готовимся к уроку.

А сейчас, отгадав несколько загадок, вы узнаете, какому событию посвящён наш урок. 

Слайд №5

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный …

Слайд № 6

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя …

Слайд № 7

Астроном - он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная …

Слайд № 8

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая …

Загадки вы отгадали, а вот разгадаете ли ребус? (космонавт)

Слайд № 9

Урок посвящён космосу и космонавтике.

Слайд № 10

12 апреля, впервые в истории человечества на специальном летательном корабле в космос поднялся Ю.А.Гагарин. Он стал самым знаменитым человеком на планете.

А знаете ли вы, в каком году был совершён полёт?

Слайд № 11

Давайте проверим ваши предположения, найдём значение выражения, а получившийся результат и будет годом первого полёта:

2001,5 – 6,75· (67,2 : 64 + 4,95) = 

Работа в карточке -  задание №1(Приложение 2) 

Слайд № 12

Итак, 12 апреля 1961года наш соотечественник Ю.А.Гагарин поднялся впервые в космос.

Слайд № 13

 «Полёт – это математика», Слайд № 9  нам сегодня предстоит выполнить космические задания и приготовиться к полету.

Слайд № 14

Оценивать свою работу вы будете в картах успеха (Приложение 1), закрашивая соответствующую ракету: зелёная ракета – всё получилось - «5», жёлтая ракета – допустил(а) небольшую ошибку – «4», красная ракета – допустил(а) больше двух ошибок- «3». Готовы? Слайд №  10

Учащиеся отвечают, составляют устно примеры

Учащийся рассказывает стихотворение

Учащиеся отгадывают загадки

Учащиеся решают пример у доски по действиям с комментированием

3.

Работа по теме урока.

Выполнение упражнений.

Слайд. № 15

 1.Чтобы быть готовыми к полёту начнём с проверки блока памяти -  вспомним правила действий с десятичными дробями. Вам нужно соотнести начало и конец правила. Работа в карточке -  задание №2(Приложение 2).

Проверка в парах. 

Слайд № 16

 Оцените свою работу в «картах успеха», закрасив соответствующую ракету.

Слайд № 17

2.Космос требует очень быстрой реакции. Посмотрим, насколько вы  быстры и внимательны при этом.

Работа в карточке -  задание №3(Приложение 2).  

  1. В каких примерах допущены ошибки при вычислении, подчеркните эти варианты:
  1. 3,7 + 1,2 = 4,9;
  2. 0,15 ·  100 = 0,015;
  3. 6,93 ·  0,1 = 0,693
  4. 5,92 - 4,9 = 0,02.
  1. Впишите потерявшиеся при полёте из космоса, знаки действий: 
  1. 8,8     10 = 88;
  2. 3,38    100 = 0,0338;
  3. 7,5       0,001 = 7500;
  4. 15,14     0,1 = 1,514.

Проверим, оцените свою работу. 

Слайд №18,Слайд №19

3.Выполнив следующее задание, вы прочтёте зашифрованное слово 

задание

ответ

буква

0,6 * 0,7 =

0,5 *0,4 =

0,14 :0,2 =

1,5 :0,05 =

2 : 0,1 =

4*0,01 =

2

А

0,04

К

0,2

О

30

Т

40

Р

0,42

В

0,7

С

Работа в карточке -  задание №4(Приложение 2). Слайд №20 

Проверим, что за слово у вас получилось? (ВОСТОК) Как вы думаете, что оно может означать?

Слайд №21

Название корабля, на котором совершил полёт Ю. Гагарин  - «Восток». 

Оцените свою работу.

Учащиеся слушают задания, выполняют, проверяют и оценивают.

Учащиеся отвечают

 

Учащиеся слушают задания, выполняют, проверяют и оценивают.

Учащиеся отвечают, выполняют задание, проверяют и оценивают

4.

Физкультминутка

При подготовке к полёту уделяется большое внимание физической подготовке космонавта. Выполним упражнения: Слайд №22

Руки подняли и покачали –

это деревья в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер срывает листву.

В стороны руки, плавно помашем –

Птицы на юг так летят,

Как они сядут, тихо покажем –

Руки сложили вот так!

Учащиеся выполняют физические упражнения

5.

Работа по теме урока. Выполнение упражнений.

1.Числа 4725 ,  327 и 108 на карточках закреплены на доске. Чтобы узнать, как они связаны с   кораблём «Восток»  решим задачу и уравнение.

Работа в карточке -  задание №5(Приложение 2) 

Слайд №:23

На первой грузовой машине было 1898,55 кг зерна,

А на второй на 927,9 кг больше, чем на первой. Сколько килограмм зерна было на двух машинах вместе? 

Что может означать это число?

Слайд №24

Масса корабля  «Восток» с человеком на борту – 4725 кг. 

Проверим, оцените свою работу. 

Слайд №25

2. Решим уравнение: 

(427,5 - х) : 25 = 4, 02

Работа в карточке -  задание №6(Приложение 2)

Что может означать это число?

Слайд №26

На высоте 327км над Землёй пролетел корабль «Восток».

Слайд №27

Вычислим: 0, 0108 : 0, 0001=

 За 108 мин Ю. Гагарин облетел Земной шар, совершил

3.Молодцы! Вы хорошо поработали.

А теперь, кто первый доберётся до ракеты будет командиром, а остальные верно выполнившие задания – зачисляются в экипаж корабля. Кто  выполнил задание – поднимает руку. Работа в карточке -  задание №7(Приложение 2)

Учащиеся отвечают, выполняют задание в парах, проверяют и оценивают

Один ученик работает у доски, остальные в тетради, проверяют

Один ученик работает у доски, остальные в карточке, проверяют, оценивают

6

Итог урока, рефлексия

Ребята, посмотрите на цвет своих ракет в картах успеха и определите(выберите в конверте нужный цвет ракеты) на какой ракете вы отправляетесь в полёт. Итак, 5, 4,3,2,1..Поехали!

Речь Ю.А.Гагарина

Учащиеся выбирают ракету из конверта и поднимают

7

Домашнее задание

Слайд №28

Задание по карточкам

                                                                                                    Приложение 1

Карта успеха

Фамилия, имя: ___________________________

№ 1 Правила

№2 Вниматель-

ность

№3 Шифровка

№4 Задача

№5 Лесенка

Итог

Приложение 2

Число:_________________________________

________________________________________________________

Тема:________________________________________________

Задание №1.

Найдём значение выражения, а получившийся результат и будет годом первого полёта:

2001,5 – 6,75· (67,2 : 64 + 4,95) =

Задание №2

Найдите верное продолжение для каждого правила:

1. Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо…..

А. перенести запятую в этой дроби на столько цифр влево, сколько нулей стоит после единицы в делителе.

2. Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число, надо…..

Б. выполнить умножение не обращая внимание на запятые; отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе.

3. Чтобы разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.,  надо……..

В. . перенести в ней запятую вправо на столько цифр, сколько в делителе стоит нулей перед единицей.

4. Чтобы разделить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.,  надо……..

Г. разделить дробь на это число , не обращая внимания на запятую; в частном поставить запятую когда закончится деление целой части.

  1. __                                
  2. __                                
  3. __                                
  4. __                              

Задание №3

  1. В каких примерах допущены ошибки при вычислении, подчеркните эти варианты:
  1. 3,7 + 1,2 = 4,9;
  2. 0,15 ·  100 = 0,015;
  3. 6,93 ·  0,1 = 0,693
  4. 5,92 - 4,9 = 0,02.
  1. Впишите потерявшиеся при полёте из космоса, знаки действий:
  1. 8,8   10 = 88;
  2. 3,38    100 = 0,0338;
  3. 7,5     0,001 = 7500;
  4. 15,14     0,1 = 1,514.

Задание №4

Выполнив следующее задание, вы прочтёте зашифрованное слово.

задание

ответ

буква

0,6 * 0,7 =

0,5 *0,4 =

0,14 :0,2 =

1,5 :0,05 =

2 : 0,1 =

4*0,01 =

2

А

0,04

К

0,2

О

30

Т

40

Р

0,42

В

0,7

С


Задание №5

На первой грузовой машине было 1898,55 кг зерна, а на второй на 927,9 кг больше, чем на первой. Сколько килограмм зерна было на двух машинах вместе?

I –

II -

Задание №6

Решим уравнение:

             (427,5 - х) : 25 = 4, 02

Задание №7

        

                      +4,6

                       :10

                     :0,6

                        -1,2

               *4            

0,3 *3              

           

Литература

  1. Бурмистрова Т. А., «Сборник рабочих программ. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений», Москва: «Просвящение»,2011г.;
  2. Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Швацбурд, учебник: «Математика – учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений»,  Москва,   «Мнемозина»,2007г.;
  3. А. П. Ершов, В.В. Голобородько, А. С. Ершова, «Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса», , 7-е изд., испр. и доп. – М.:ИЛЕКСА, - 2009г.;      
  4. А. С. Чесноков, К. И. Нешков, «Дидактические материалы по математике».,Москва, «Просвещение», 2010г.;
  5. Интернет – ресурсы;
  6. Журнал «Математика в школе »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Сложение и вычитание десятичных    дробей.Цель:1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение ...

Урок математики по теме: Умножение десятичных дробей на натуральное число

Методическая разработка урка математики  в 5 классе пор теме: Умножение десятичных дробей по УМК под редакцией Виленкина с применеием ЭОР.Содержит план конспект урока....

Презентация к уроку математики на тему: "Умножение десятичных дробей"

Данная презентация используется на уроке математики в 5 классе....

Конспект и презентация урока математики по теме "Сравенение десятичных дробей"

Урок в 5 классе по теме "Сравнение десятичных дробей". Тип урока: урок изучения открытия новых знаний. разработан в соответсвие с ФГОС ООО...

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок позволяет, в игровой форме, повторить и закрепить материал по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» в процессе решения различных заданий, провести коррекцию знаний по теме "Сравнение деся...

Урок математики "Путешествие на планету "Десятичная дробь"

Открытый урок ко Дню космонавтики "Путешествие на планету "Десятичная дробь" в 5 классе. Урок обобщения и закрепления знаний по математики в разделе "Действия с десятичными дробями". Презентация по от...

Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" (для учащихся 6-го класса).

Урок математики "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....