Схема анализа урока
учебно-методический материал по математике на тему
В материале предложены некоторые схемы анализа урока для начинающих учителей, а так же для преподавателей испытывающих некоторые трудности при составлении анализа проведенного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Схема анализа урока | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА
1. Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка образовательно - воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.
2. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся.
3. Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоение ими способов учения.
4. Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие школьников, реализация дидактических принципов и результативности урока.
Системный анализ урока (по В.П.Симонову)
Дата_______________
Учитель____________________________________________________________________________
Класс_______________ Учащихся по списку___________ ; Учащихся по факту__________________
Предмет ___________________________________________________________________________
Тема урока _________________________________________________________________________
Урок посетил________________________________________________________________________
Цель посещения______________________________________________________________________
№ | Показатели | Баллы |
1 | Личные качества учителя | |
Знание предмета и общая эрудиция. | ||
Уровень педагогического и методического мастерства. | ||
Культура речи, ее образность, эмоциональность. | ||
Чувство такта и демократичность во взаимоотношениях с учащимися. | ||
Внешний вид, мимика, жесты | ||
2 | Особенности учебной деятельности учащихся: | |
Познавательная активность, творчество и самостоятельность. | ||
Проявление дисциплинированности, организованности и заинтересованности в данном учебном предмете во время занятий. | ||
Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы в ходе урока. | ||
Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков | ||
3 | Содержание изучаемого материала: | |
Научность, доступность и посильность изучаемого учебного предмета | ||
Актуальность и связь и жизнью (теории и практики). | ||
Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации | ||
Оптимальность объема материала, предложенного для усвоения. | ||
4 | Эффективность преподавания. | |
Рациональность использования времени урока, оптимальность темпа чередования и смены видов деятельности на занятии. | ||
Целесообразность использования приемов наглядности на занятии. | ||
Рациональность и эффективность методов и организационных форм работы. | ||
Характер обратной связи с учащимися. | ||
Контроль за работой учащихся и содержание требований к оценке их знаний, умений и навыков. | ||
Степень эстетического воздействия урока на учащихся. | ||
Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на уроке. | ||
65 | Цели и результаты проведенного урока. Конкретность, четкость, лаконичность формулировки цели урока. | |
Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели. | ||
Обучающий эффект проведенного занятия (чему и в какой степени научились школьники). | ||
Воспитательный эффект | ||
Воздействие урока на развитие учащихся. | ||
Итого |
Технология системного подхода к анализу урока :
Используется 4-х балльная шкала, где :
| Максимальное возможное количество баллов - 100 (25х4).
|
Выводы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ проведен ____________________________________________________________________
С анализом ознакомлен: __________________/_____________________/
Дата ______________________
Анализ урока
Дата______________
Учитель ______________________________________________________________
Класс _________________________________________________________________
Предмет ______________________________________________________________
Тема урока ____________________________________________________________
Тип урока _____________________________________________________________
Урок посетил ___________________________________________________________
Цель посещения_________________________________________________________
Критерии урока | Оценка критерия от 0 до 2 баллов |
1. Анализ целей урока | |
1.1.Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса. | |
1.2.Постановка и доведение целей урока до учащихся. | |
1.3.Степень достижения целей урока. | |
| |
2.1.Соответствие структуры урока его целям. | |
2.2.Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. | |
2.3.Целесообразность распределения времени урока между ними. | |
2.4.Рациональность выбора форм обучения | |
2.5.Оборудование урока. | |
2.6.Рациональная организация труда учителя и учащихся. | |
3. Анализ содержания урока | |
3.1.Соответствие содержания урока требованиям государственных программ. | |
3.2.Научный уровень излагаемого материала. | |
3.3.Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока. | |
3.4.Практическая направленность урока | |
3.5.Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов и подготовки к ЕГЭ и ГИА. | |
3.6.Подведение учащихся к восприятию новых знаний. | |
3.7.Выделение главной идеи нового материала. | |
3.8.Формирование новых понятий. | |
3.9.Актуализация опорных знаний | |
4. Организация самостоятельной работы учащихся. | |
4.1.Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность в ходе урока и подготовки к ЕГЭ и ГИА | |
4.2.Учет уровня подготовленности учащихся класса. | |
4.3.Инструктаж и помощь учителя. | |
4.4.Степень усвоения нового материала (эффективность). | |
4.5.Связь нового с ранее изученным. | |
4.6.Повторение (организация, формы, приемы, объем). | |
5. Анализ методики проведения урока | |
5.1.Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. | |
5.2.Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем | |
5.3.Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения | |
5.4.Оценка методической вооруженности и педтехники учителя | |
6. Анализ работы и поведения учащихся на уроке | |
6.1.Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. | |
6.2.Организация самостоятельной учебной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда учащихся, в том числе работе с тестами. | |
6.3.Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы. | |
6.4.Формирование общеучебных и специальных умений и навыков. | |
6.5.Индивидуальная работа со слабыми и сильными учениками | |
6.6.Сочетание коллективной и индивидуальной работы. | |
7. Качество знаний, умений и навыков. | |
7.1.Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания. | |
7.2.Степень овладения практическими навыками работы и работы с тестами. | |
7.3.Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки, в том числе тестирование. | |
8. Анализ домашнего задания, полученного учащимися. | |
8.1.Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом. | |
8.2.Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность | |
8.3 Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию. |
Дополнительные комментарии к уроку:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
68-80 баллов – урок отличный
52-67 – урок хороший
36-51 – урок удовлетворительный
С анализом ознакомлен:_____________________________
Анализ урока обобщения и систематизации знаний
Дата______________
Учитель__________________________________________________________________
Класс ____________________________________________________________________
Предмет__________________________________________________________________
Тема урока________________________________________________________________
Тип урока_________________________________________________________________
Урок посетил______________________________________________________________
Цель посещения ___________________________________________________________
Критерии урока | Оценка критерия от 0 до 2 баллов |
1. Анализ целей урока | |
1.1.Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса. | |
1.2.Постановка и доведение целей урока до учащихся. | |
1.3.Степень достижения целей урока. | |
| |
2.1.Соответствие структуры урока его целям. | |
2.2.Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. | |
2.3.Целесообразность распределения времени урока между ними. | |
2.4.Рациональность выбора форм обучения | |
2.5.Оборудование урока. | |
2.6.Рациональная организация труда учителя и учащихся. | |
3. Анализ содержания урока | |
3.1.Соответствие содержания урока требованиям государственных программ. | |
3.2.Научный уровень излагаемого материала. | |
3.3.Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока. | |
3.4.Практическая направленность урока | |
3.5.Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов и подготовки к ЕГЭ и ГИА. | |
3.6.Подведение учащихся к восприятию новых знаний. | |
3.7.Выделение главной идеи материала. | |
4. Организация самостоятельной работы учащихся. | |
4.1.Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность в ходе урока и подготовки к ЕГЭ и ГИА | |
4.2.Учет уровня подготовленности учащихся класса. | |
4.3.Инструктаж и помощь учителя. | |
4.4.Повторение (организация, формы, приемы, объем). | |
5. Анализ методики проведения урока | |
5.1.Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. | |
5.2.Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем | |
5.3.Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения | |
5.4.Оценка методической вооруженности и педтехники учителя | |
6. Анализ работы и поведения учащихся на уроке | |
6.1.Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. | |
6.2.Организация самостоятельной учебной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда учащихся, в том числе работе с тестами. | |
6.3.Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы. | |
6.4.Формирование общеучебных и специальных умений и навыков. | |
6.5.Индивидуальная работа со слабыми и сильными учениками | |
6.6.Сочетание коллективной и индивидуальной работы. | |
7. Качество знаний, умений и навыков. | |
7.1.Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания. | |
7.2.Степень овладения практическими навыками работы и работы с тестами. | |
7.3.Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки, в том числе тестирование. | |
8. Анализ домашнего задания, полученного учащимися. | |
8.1.Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом. | |
8.2.Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность | |
8.3 Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию. |
Дополнительные комментарии к уроку:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
68-80 баллов – урок отличный
52-67 – урок хороший
36-51 – урок удовлетворительный
С анализом ознакомлен:_____________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная схема анализа урока иностранного языка
Схема для разбора урока по иностранному языку....
Схема анализа урока иностранного языка
Данная схема может быть полезна любому учителю иностранного языка для того чтобы учитываать различные аспекты урока, что является одним из главных условий профессии. Несмотря на разнообразие испо...
Схема анализа урока
Данная схема анализа урока позволяет экспертам оценить посещенные уроки комбинированного типа, обобщения и систематизации материала, а также провести учителю самоанализ....
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...
Схема анализа урока иностранного языка
таблица...
Схема анализа урока
Схема анализа урока...
Схема анализа урока в соответствии ФГОС ОО
Схема анализа урока в соответствии ФГОС ОО (Стандарты второго поколения)....