Активизация обучения школьников на уроках математики.
статья по математике на тему
Педагогический совет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprosy_aktivizatsii_obucheniya_shkolnikovdagogicheskoy_nauki_i_praktiki.docx | 30.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопросы активизации обучения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Для школьников познавательная деятельность протекает, как правило, в учебно-познавательной форме.
Учебный процесс представляет собой систему органического единства деятельности учителя и ученика. Эффективное овладение знаниями и способами деятельности предполагает такую организацию познавательной деятельности школьников, при которой учебный материал становится предметом их активных действий. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся в современном образовании необходимое условие успешного обучения учащихся математике. В современном обществе стоит актуальная проблема не только для России, но и для всего мирового сообщества - проблема, связанная с модернизацией содержания образования, выбора наилучших способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслению целей и результатов образования.
Развитие познавательного интереса способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать. Познавательный интерес это интерес к учебно - познавательной деятельности является мощным двигателем в обучении. Наличием познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельности ученика, усиливается эффект воспитания, развития, обучения. Равнодушный ученик нуждается в постоянном стимулировании его деятельности.
Римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети заражаются жаждой знаний и стремлением к активному умственному труду, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит.
Как воспитывать у школьников познавательный интерес? Что нужно делать, чтобы он постоянно развивался?
Можно выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению.
- Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний, решает вопросы проблемного характера.
- Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен.
- Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
- Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.
- Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
- Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
- Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.
Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и открывает сильное влияние на его развитие.
Будет ли интерес к предмету расти или падать до неприязни к нему во многом зависит от учителя и классного коллектива. К арсеналу, помогающему учителю формировать устойчивый интерес к предмету, можно отнести содержание изучаемого материала, умелое сочетание форм и методов работы на уроке, моральный климат в отношениях как учителя с учащимися данного класса, так и между учащимися внутри классного коллектива.
Хорошо известно, что учащиеся, владеющие твёрдыми навыками устного счёта, быстрее осваивают технику алгебраических преобразований, лучше справляются с различными заданиями, составной частью которых являются вычисления. В устных вычислениях развиваются память учащихся, быстрота их реакции, сосредоточенность – важные элементы общего развития.
Обработке вычислительных навыков способствуют различные игры. Например, игра "Да-Да". Учитель называет подряд числа, а ученики числа, которые кратны трём должны, сопровождать словами "Да-Да", можно ещё и хлопком. Ряд, который меньше допускал ошибок, является победителем.
"Дополни". Учитель записывает на доске какое-то число, допустим, 12,6. Затем он медленно называет число, которое меньше, чем 12,6. Ученики должны в ответ назвать другое число, дополняющее данное до 12,6. Те числа, которые называет учитель, и те, что дают ученики, не записываются. Этим обеспечивается большая тренировка в запоминании чисел.
Математический диктант. В средних классах школы важной задачей остаётся формирование у детей умения получать информацию на слух , умения слушать и слышать учителя , одноклассников, запоминать , обрабатывать и преобразовывать информацию. Другая - общекультурная –задача-формирование грамотной и точной математической речи ,правильного чтения числительных и математических выражений : именно в средних классах идет активное расширение словарного запаса школьников, видов математических предложений и объектов, с которыми работают ученики .
Математические диктанты как форма организации обучения и проверки знаний и умения учащихся хорошо известны в школе и достаточно популярны . Действительно, математический диктант активизирует внимание школьников ,позволяет быстро проверить и оценить их знания и умения , является хорошим организующим элементом урока.
В своей практике я провожу диктанты новые и по форме , и по содержанию , и по набору решаемых с их помощью педагогических задач. Основное их назначение –помочь в решении педагогических проблем , в первую очередь постоянно тренировать устойчивость внимания учащихся, оперативную память, умение сосредотачиваться . Исходя из этих целей, в диктантах даю следующие группы заданий:
-операционные в которых нужно вычислить , решить задачу , выполнить преобразования и т.д. получить информацию на слух ;
-логические, в которых нужно оценить истинность высказывания , для чего необходимо быть внимательным и сосредоточенным , уметь слушать , слышать и анализировать ситуацию
Пример. В каком треугольнике только одна его высота делит треугольник на два равных треугольника?
а)в любом;
б)в равнобедренном;
в)в равностороннем.
-направленные на усвоение терминологии. Работа с математическими терминами идет в двух направлениях: усвоение правописания терминов ,понимания их смысла.
Пример. Запишите формулу разность квадратов.
Запишите формулу квадрат разности.
Необходимо отметить , что задания диктантов позволяют не только оценить знания и умения школьников , но и являются для учителя хорошим инструментом диагностики причин затруднений каждого ученика при изучении нового материала .
Каждый диктант посвящен разным , ранее пройденным темам курса алгебры и геометрии. Я провожу диктанты в начале урока . Характер вопросов таков , что не требуется особой сообразительности для верного ответа, нужно только хорошо знать материал , вопросы не требуют каких-либо длительных выкладок ,они элементарны. Сам диктант занимает около пяти минут ,а его обсуждение –еще пять минут .
Целью проведения диктантов является систематическое повторение всего ранее изученного материала . При проведении диктанта каждый ученик класса старается ответить на вопросы , а поэтому анализ диктанта проводимый сразу после его окончания, проходит при высоком уровне внимания интереса всего класса , то есть учитель может легко добиться заинтересованного участия всего класса в повторении ранее пройденного. Для повышения эффективности такого повторения желательно проводить диктанты в одном варианте- одинаковыми для всех учеников класса . Я заранее оповещаю учащихся ,по каким темам будет проводиться следующий диктант .
7 класс.
Тематика диктантов.(алгебра)
1.Координатная плоскость.
2.Степень с натуральным показателем.
3.Сложение и умножение многочленов.
4.Вынесение общего множителя за скобки.
5.Фрмулы сокращённого умножения.
Геометрия
1.Отрезки и углы.
2.Равнобедренный треугольник.
3.Признаки равенства треугольников
4.Свойсва параллельных прямых
"Проверь сам" Учитель предлагает на карточках записанные сверху вниз 5-6 примеров, и на каждый пример 3-4 варианта ответа, которые закодированы буквами. Учащийся должен решить пример, выбирать правильный ответ и записывает букву-код. По окончании счёта появляется зашифрованное слово. Это и будет ответ.
Нравится ребятам, когда учитель даёт задание на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, на восстановление частично стёртых записей. Недописанная фраза, недорешенная задача, недосказанное условие в задаче стимулирует работу учащихся.
Пример. Заполните таблицу
p | q | p+q | p-q |
5x+1 | x+2 | 6x+3 | 4x-1 |
x2+y2 | 4x2+2y2-1 | ||
3a2b -4ab2 | -5a2b +7ab2 | ||
8n3+3m2 | -18n3-9m2 |
Задание со сменой установки.
Этот приём работы на уроке позволяет не только проверить знания детей по теме, но и развивать зрительную память, быстроту реакции, внимание. Почему приём носит такое название? В этом случае мы чуть-чуть "обманываем" детей, говоря, что будет выполняться тест, проверяющий и развивающий зрительную память. Детям надоедают одни и те же слова: " Решим задачу, выполним упражнение и т.д." Мы меняем формулировку задания, зная, что кроме развития памяти одновременно проверяем качество усвоения программного материала. Суть приёма в следующем: на доске заранее пишется задание (несколько чисел, фигур). Учащимся предлагается запомнить их в том же порядке. Затем задание убираем, а дети должны постараться ответить на вопросы учителя устно или письменно.
52. 0. 45. 248. 1941
- Сколько всего чисел?
- На каком месте стоит число, которое не является натуральным?
- На каком месте стоит трёхзначное число?
- Назовите первое число.
- Какому историческому событию соответствует последнее число?
Много делается учителями в плане формирования познавательного интереса у учащихся. Но, несмотря на это, на уроке часто можно встретиться с таким явлением: после предложения учителя выполнить определённое задание в классе находится несколько учащихся, ожидающих появления готового решения на доске. Это типичное проявление отсутствия познавательного интереса к изучаемой теме. В чём причина? Есть основание полагать, сто обстоятельством, способствующим такой ситуации, является уверенность слабоуспевающего ученика в том, что выполнить это задание предложат более успевающему.
Как же привлечь внимание таких учащихся к поставленному заданию? В таких случаях я применяю карточки-консультанты. Опыт показывает, что применение таких карточек помогает им освоить ранее непонятный материал .
Карточка-консультант состоит из чередования трёх блоков:
- Опорная формула.
- Решённые примеры.
- Реши сам.
Пример карточки-консультанта .
- (a + b)2 = a2 + 2ab + b2
- (5x + 3)2 = (5x)2 + 2 . 5x . 3 + 32 = 25x2 + 30x + 9
(4x + 5y)2 = (4x)2 +2 . 4x . 5y + (5y)2 = 16x2 + 40xy + 25y2
- (7а +4)2; (9б+4с)2; (3а+8к)2
Ученик получает чистый лист бумаги, на котором пишет свою фамилию, сверху накладывает карточку-консультант. Знакомится с формулой и разобранными примерами, затем решает сам. Данный метод имеет и воспитывающую функцию. Когда каждый ученик на уроке занят посильным делом, проблема дисциплины снимается сама собой.
Очень часто причины плохого выполнения письменных работ контролирующего характера кроется в отсутствии у школьников умения осуществлять самоконтроль. Это умение надо последовательно формировать. Интерес к самоконтролю может вызвать такая форма проверки кратковременных самостоятельных работ. После истечения времени, отведённого на выполнение самостоятельного задания, учитель предлагает учащимся обменяться тетрадями и проверить работу товарища. Верные решения записаны на доске. Это не только воспитывает внимание, но и вызывает познавательный интерес к содержанию учебного материала, о чём свидетельствуют наблюдения за учащимися. При проведении одной из таких работ слабоуспевающий ученик, проверяя работу товарища, заметил, что теперь бы он написал работу лучше, так как понял, как надо выполнять задания данного типа. Такая форма работы учит учащихся не только проверять, но и качественно выполнять задания, предложенные на письменных работах. Усталость – одна из причин падения внимания и интереса к учению. Уменьшить усталость учащихся от выполнения однообразных упражнений можно с помощью занимательных задач.
Занимательная задача – это настоящая математическая задача, только с неожиданным или, как сейчас принять говорить, нестандартным решением. Такие задачи очень полезны для развития гибкости ума, выработки навыков нешаблонного мышления, повышения интереса к предмету.
В таких задачах математика предстаёт перед учащимися новой гранью. Занимательность не исчерпывается только задачами. Это может быть юмор, доступный пониманию детей, софизм, логический парадокс, интересный исторический факт, пословицы, которые можно применить к математическим чертежам.
Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу узнают, что одна
сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить
тонну зерна, и что сова живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.
Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться
все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.
Мы сегодня знаем далеко не все, что нужно, чтобы нелегкий учебный труд делал детей счастливыми. Чем больше наука будет проникать в скрытые процессы мышления и творчества, тем более умело и уверенно будет школа воспитывать в детях жажду знаний, стремление к открытиям, любовь к активному умственному труду. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности.
Но и с тем, что наука и педагогическая практика знают сегодня, учитель может сделать очень много, чтобы окрасить школьную жизнь детей одним из самых прекрасных человеческих чувств – радостью познания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно – ориентированное обучение школьников на уроках географии путем активизации познавательной деятельности
Развитие индивидуальных качеств личности становится важнейшей задачей современного образования. Выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности:- гибко адаптироваться к и...
Проблемное обучение как способ активизации познавательной деятельности на уроках математики.
Сегодня уже очень многие говорят о том, что смена веков и тысячелетий привела к пониманию неизбежности перемен в общественном жизнеустройстве. Накопление знаний, переход к новым технологиям во всех сф...
Обобщение педагогического опыта по математике "Активизация самостоятельной деятельности на уроках математики как условие для развития личности школьника"
Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совер...
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении умственно-отсталых школьников на уроках математики.
У детей с нарушением интеллекта чрезвычайно слабо развиты способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями. Известно, что математика является одним из самых трудных предметов ...
Региональная научно-практическая конференция посвящённая Янушу Корчаку. Доклад на тему: «Интегрированный урок - как средство формирования метапредметного подхода в обучении школьников на уроках математики»
laquo;Интегрированный урок - как средство формирования метапредметного подхода в обучении школьников на уроках математики»...
Презентация на тему: «Интегрированный урок - как средство формирования метапредметного подхода в обучении школьников на уроках математики»
laquo;Интегрированный урок - как средство формирования метапредметного подхода в обучении школьников на уроках математики»...
Подходы и результаты в дифференцированном обучении школьников на уроках математики в условиях внедрения ФГОС
Многими учеными «индивидуальный подход к обучению» понимается как стратегический способ развития индивидуальности учащегося, его психических процессов и личностных качеств, который соотнос...