Урок математики в 5 классе "Сложение смешанных чисел"
план-конспект занятия по математике (5 класс) на тему

Страмаус Евгения Александровна

Тема урока: «Сложение смешанных чисел».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

·        повторить понятие «смешанное число», правило его записи в виде неправильной дроби, правило записи неправильной дроби в виде смешанного числа, запись натурального числа в виде дроби;

·        организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности по изучаемой теме.

Воспитательные:

·        воспитывать познавательную активность, умение работать в самостоятельно и в             коллективе,

·        воспитывать чувство ответственности, самоконтроля, математической культуры; настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.

·        формировать потребность в приобретении новых знаний.

Развивающие:

·        развивать внимательность, логическое мышление; умение систематизировать и применять полученные знания.

·        активизировать мыслительную деятельность в процессе выполнения заданий;

·        способствовать самостоятельному конструированию новых знаний по теме;

·        развивать умение высказывать собственные суждения, аргументировать свою точку зрения.

Планируемые образовательные результаты:

·        Предметные: усвоить правило сложения смешанных чисел; научиться складывать смешанные числа.

·        Личностные: уметь читать и записывать смешанные числа, грамотно излагать свои мысли; подмечать сходство и различие отдельных выражений; развивать активность и находчивость при решении задач, умение общаться в коллективе, оценивать результаты своей учебной деятельности.

·        Метапредметные:

Регулятивные –определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения.

Познавательные – делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи, умеют действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, сравнивают, анализируют.

Коммуникативные – умеют организовывать учебное взаимодействие в паре, в коллективе.

Основные понятия: смешанное число, целая часть числа, дробная часть числа, неправильная дробь, числитель и знаменатель дроби, сумма чисел

Оборудование:

  • Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений
  • Электронная презентация.
  • Мультимедиа проектор.
  • Карточки обратной связи.
  • Раздаточный материал (лист-путеводитель)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 5 классе

Тема урока: «Сложение смешанных чисел».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

  • повторить понятие «смешанное число», правило его записи в виде неправильной дроби, правило записи неправильной дроби в виде смешанного числа, запись натурального числа в виде дроби;
  • организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности по изучаемой теме.

Воспитательные:

  • воспитывать познавательную активность, умение работать в самостоятельно и в             коллективе,
  • воспитывать чувство ответственности, самоконтроля, математической культуры; настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.
  • формировать потребность в приобретении новых знаний.

Развивающие:

  • развивать внимательность, логическое мышление; умение систематизировать и применять полученные знания.
  • активизировать мыслительную деятельность в процессе выполнения заданий;
  • способствовать самостоятельному конструированию новых знаний по теме;
  • развивать умение высказывать собственные суждения, аргументировать свою точку зрения.

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные: усвоить правило сложения смешанных чисел; научиться складывать смешанные числа.
  • Личностные: уметь читать и записывать смешанные числа, грамотно излагать свои мысли; подмечать сходство и различие отдельных выражений; развивать активность и находчивость при решении задач, умение общаться в коллективе, оценивать результаты своей учебной деятельности.
  • Метапредметные:

Регулятивные –определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения.

Познавательные – делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи, умеют действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, сравнивают, анализируют.

Коммуникативные – умеют организовывать учебное взаимодействие в паре, в коллективе.

Основные понятия: смешанное число, целая часть числа, дробная часть числа, неправильная дробь, числитель и знаменатель дроби, сумма чисел

Оборудование:

  • Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений
  • Электронная презентация.
  • Мультимедиа проектор.
  • Карточки обратной связи.
  • Раздаточный материал (лист-путеводитель)

Ход урока:

  1. Организационно-мотивационный этап

         - Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок математики. Зовут меня Евгения Александровна.

         - Кто из вас умеет ездить на самокате или велосипеде, поднимите руки. Многие из вас водители, но есть и пешеходы, а значит вы все являетесь участниками дорожного движения.

- А что требуется для порядка на дорогах? (знать правила дорожного движения). Я думаю, что вы все хорошо знаете и соблюдаете правила дорожного движения. А сегодня на уроке, чтобы сориентироваться на дороге знаний нам нужен будет лист-путеводитель. Он лежит у каждого на парте и на протяжении всего урока вы будете в нем работать.

- Итак, сегодня на уроке математики у нас будет гость. А кто он вы узнаете, выполнив задание.

Задание на экране, выполняется устно с объяснением.

Даны дроби:

о

е

в

р

о

т

с

ф

-Назовите те, которые можно представить в виде натурального числа.

-Кто догадался, какое слово можно составить из появившихся букв?

-СВЕТОФОР. Сегодня на уроке нашим гостем будет светофор.

-Кто скажет, для чего на улицах городов работают светофоры? (чтобы регулировать безопасность движения на улицах)

- У вас на столе карточки красного, желтого и зеленого цвета – это сигналы. Они помогут увидеть, как вы справились при выполнении следующего задания.

2. Актуализация знаний

Задание выполняется самостоятельно в листах-путеводителях, один ученик за оборотом доски. Первый пример разубирается на экране устно.

№1 Запишите смешанное число в виде суммы целой и дробной частей:

         

- Проверьте ваше решение с ответом на экране и просигнализируйте:
зеленая карточка – все верно выполнено, желтая – есть ошибки, красная – задание не выполнено или выполнено неверно.

-А следующее задание светофор предложил выполнить пешеходам и водителям. Давайте посмотрим, как же они с ним справились.

№2 Найдите сумму:

Водители выполнили задание так: 

Пешеходы выполнили задание так: 
        - Объясните, как рассуждали пешеходы и водители.

- 9-это какое число? (натуральное)

- А  ? (смешанное)

- Сложение каких чисел вы выполнили? (натурального и смешанного)

-Предлагаю и вам выполнит аналогичное задание в листах-путеводителях:

                      

Задание выполняется самостоятельно в листе-путеводителе. Проверка сигнальными карточками.

-Светофор зажег зеленый цвет, значит мы можем продолжать путь.

№3. Из таблицы вставьте пропущенное число и получите верное равенство:

                         

Л

А

Г

И

Н

Я

Задание выполняется устно фронтально.

- А почему получилось название этой страны?

- Потому, что ровно 150 лет назад именно в Англии появился первый светофор.  Это был светофор только для машин. (видео)

№4  А сейчас предлагаю вам сравнить данные числа:

                               

Задания, а), б), в) выполняются фронтально устно, а г) записывается на доске и в листе-путеводителе.

г) Т.к. целые части одинаковы, то сравниваем дробные.

 ;   НОЗ(5;8)=40 ;    ;      ;    значит .

-Светофор согласен с решением и разрешает двигаться дальше.

№5 Докажите, что при сложении правильных дробей получается смешанное число:   ; ;     .

Задание выполняют три ученика на доске, остальные в листах-путеводителях.

Физминутка: повторяют видео на экране.

  1. Этап постановки темы и целей урока

№ 6 Посмотрите на следующее задание: сравните суммы в каждой паре. В чем их сходство и различие?

 ,             .              

 ;        .       

 ;          .

Задания (а, б) –обсуждение в парах и фронтально. Под буквой (в) выполняют в листе-путеводителе и решение на экране.

;                        .      

             

      .

-Какие числа складывали в первой строке?  Во второй? Значит какая тема сегодняшнего урока? Правильно, «Сложение смешанных чисел». Запишите тему в лист-путеводитель.

- На доске записаны цели, которые каждый из нас может достигнуть на этом уроке. Запишите, пожалуйста, рядом с темой номера тех целей, которые лично Вам хочется достичь сегодня.

  1. Повторить изученное ранее
  2. Получить новые знания
  3. Активно работать на уроке
  4. Получить оценку
  5. Поработать вместе с одноклассниками

4. Этап приобретения новых знаний.

-А сейчас давайте посмотрим, как же складывают смешанные числа пешеходы и водители и попробуем объяснить ход их решения. Внимательно рассмотрите и обсудите в парах.

      НОЗ(45; 20)=3·3·5·2·2=180

                45=3·3·5

                20=2·2·5

-Прочитайте на экране правило сложения смешанных чисел и запишите его в лист-путеводитель.

Чтобы выполнить сложение смешанных чисел, надо:

  1. Найти сумму их целых частей и записать её после знака «=»;
  2. Выполнить сложение дробных частей смешанных чисел; если при сложении дробных частей получится неправильная дробь, то нужно выделить из нее целую часть и прибавить её к полученной целой части.

5. Первичное закрепление

№7 Наш гость светофор предлагает выполнить следующее задание, применив изученное правило:

+

6

8

+

+


                             С                            Ш                                 А

Задание выполняется устно, фронтально.

-Заполнив правильно три таблицы, на экране появились три буквы США и появились они не случайно, т.к. именно в Соединенных Штатах Америки ровно 90 лет назад появился первый светофор для пешеходов.

-А когда же жители России познакомились со светофором? Узнаем, решив следующую задачу:

№8 Несколько автомашин планировали перевезти сначала т. груза, а потом еще т. Сколько всего тонн груза перевезли автомашины?

Ответ: 88 т. перевезли автомашины.

-Ответ задачи указывает, что 88 лет назад в России был установлен первый светофор и ведены правила дорожного движения.

-А сейчас светофор предлагает проверить, насколько хорошо вы усвоили правило сложения смешанных чисел и решить задание самостоятельно в листах-путеводитедях.

1 вариант

2 вариант

НОЗ(10;15)=

НОЗ(12;8)=

         - Закончили, время вышло – обменяйтесь листами для взаимопроверки. Ответы сверяем на экране, исправляем, если есть ошибки и возвращаем листы обратно.

-А теперь каждый просигнализируйте карточкой. У кого все выполнено правильно, поднимают зеленый цвет, у кого есть ошибки – желтый, а кто не справился с заданием – красный. Вывод.

7. Постановка домашнего задания

- И что бы закрепить, полученные знания на уроке, у вас в листах-путеводителях есть домашнее задание. Решив четыре примера на сложение смешанных чисел и выписав целую часть, вы узнаете в каком году был установлен первый в мире трехцветный светофор.

- И дополнительное задание, которое выполняется по желанию. Разгадав кроссворд, вы узнаете в каком городе был установлен первый трехцветный светофор.

1 д

р

о

б

ь

2д

 е

л

е

н

и

е

3 з

н

а

м

е

н

а

 т

е

л

ь

4 н

е

п

 р

а

в

и

л

ь

н

а

я

5 с

 о

к

р

а

щ

е

н

и

е

6 д

ю

 й

м

7 ч

и

с

л

и

 т

е

л

ь

  1. Часть целого - …
  2. Дробная черта – это действие …
  3. Число, показывающее, на сколько равных частей разделено целое.
  4. Дробь, у которой числитель больше знаменателя.
  5. Деление числителя и знаменателя на одно и то же число называется …
  6. Старинная русская мера длины.
  7. Число, показывающее, сколько берется частей целого.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Сейчас, ребята, предлагаю вам продолжить следующие фразы:

- Сегодня на уроке я научился…

-Больше всего мне понравилось…

-Своей работой на уроке я доволен (не доволен), потому, что…

-Ребята, в начале урока вы определили свою личную цель. Поднимите руку, кто достиг ее на уроке?

- А знаете, ребята, я считаю, мы вместе тоже достигли сегодня цели урока – вывели и изучили правила сложения смешанных чисел, решили множество заданий и работали дружно!

-Предлагаю каждому зажечь свой цвет светофора, соответствующий вашему настроению на уроке и приклеить его на доску.

Зеленый – я доволен своей работой на уроке.

Желтый – на уроке я работал неплохо.

Красный – на уроке мне было трудно.

Урока время истекло
Я вам ребята благодарна 
За то, что встретили тепло
И поработали ударно!

За активную и плодотворную работу на уроке, я хочу вам подарить закладки-памятки.

Спасибо за урок, ребята, всего вам доброго!

Самоанализ урока математики в 5 классе.

Предмет: Математика

УМК: Математика -Дорофеев

Урок математики был проведен в 5 классе. Класс к уроку готов и учащиеся быстро включились в учебную деятельность. Взаимоотношения между учащимися ровные, спокойные, дружественные. Ребята данного класса владеют диалогической формой общения, умеют слышать и слушать другого.

Урок проводился согласно тематического планирования. Тема урока «Сложение смешанных чисел». По программе запланировано 3 часа, а данный урок был первым по счету.

По дидактической цели — это открытие новых знаний.

По основному способу проведения — фронтальная, групповая и индивидуальная работа через различные виды самостоятельной деятельности, личностно-ориентированный подход.

В ходе урока реализованы следующие цели:

  • формирование и развитие учащихся умения формулировать вывод по результатам анализа, развертывать алгоритм в пошаговую программу (познавательные)
  • развитие навыков самоконтроля и самооценки, развитие математически грамотной речи (регулятивные)
  • формирование у учащихся умений и навыков сложения смешанных дробей (предметные)
  • воспитание познавательной активности, культуры общения и труда. (коммуникативные)
  • умение анализировать и оценивать собственную деятельность(личностные)

Все этапы урока были направлены на выполнение целей с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

1. Орг. момент включал в себя организацию класса, мобилизующее начало урока, создание обстановки психологической комфортности и подготовку учащихся к активной учебной деятельности.

2. Этап актуализации знаний помог подвести к постановке проблемы и самостоятельному формулированию темы и целей урока.

3. Во время выполнения групповой работы, учащимся удалось самостоятельно сформулировать правила по изучаемой теме.

4. В ходе выполнения самостоятельной работы, учащиеся достигли планируемого результата, то есть ребята оценили работу друг друга в парах.

6. Физкультминутка была задумана как составляющая некоторых заданий. Использование ИКТ соответствовало требованиям Сан.пин для 5 классов (не более 30 мин, не более 10 мин единовременно)

7. Был применен прогностический анализ. Ученики самостоятельно смогли сделать выводы о достижении ими личностных целей. На этапе рефлексии были обозначены проблемы, которые обучающимся предстоит решить на последующих уроках.

Домашнее задание предложено на выбор, с целью дать возможность ребенку самому определиться.

Для достижения задач и целей урока я использовала следующие методы и приемы:

  • словесные
  • наглядные
  • письменные и устные упражнения в занимательной форме.

Использовала различные формы работы учащихся:

  • коллективная
  • индивидуальная
  • групповая (в том числе, парная)

Использовала различные виды проверок:

  • самопроверка
  • взаимопроверка

Оценка каждого задания дала возможность ребенку оценить свои знания, увидеть, что не усвоил и над чем нужно поработать.

Выбранный тип урока, и форма проведения урока себя оправдали.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

27.02.2018

Слайд 2

Назовите дроби, которые можно представить в виде натурального числа . О В Е О Р Ф С Т

Слайд 4

Запишите смешанное число в виде суммы целой и дробной частей : 3

Слайд 5

Найдите сумму:

Слайд 6

Найдите сумму: =13 + 4 =17 = 18+2 = 20

Слайд 7

В ставьте пропущенное число и получите верное равенство : Л А Г И Н Я Л А Г И Н Я 1 2 4 1 5 5 3 8

Слайд 8

Первый СВЕТОФОР Изобретён в Лондоне в 1868 году. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным, цвета менялись с помощью ручного привода полицейским.

Слайд 9

С равнить числа : > > > г) ; > 8 5 НОЗ(5;8 )= ; значит . 40 ; ,

Слайд 10

Докажите , что при сложении правильных дробей получается смешанное число :

Слайд 11

ФИЗ МИН УТКА

Слайд 12

С равните суммы в каждой паре. В чем их сходство и различие ? .

Слайд 13

С равните суммы в каждой паре. В чем их сходство и различие ?

Слайд 14

Сравните суммы в каждой паре. В чем их сходство и различие?

Слайд 15

С равните суммы в каждой паре. В чем их сходство и различие ? 3 2

Слайд 16

«Сложение смешанных чисел» Тема урока:

Слайд 17

1. Повторить изученное ранее 2. Получить новые знания 3. Активно работать на уроке 4. Получить оценку 5. Поработать вместе с одноклассниками Цели:

Слайд 18

Сложение смешанных чисел. НОЗ(45; 20)= 3·3·5·2·2=180 45=3·3·5, 20=2·2·5 2 1 9 4

Слайд 19

Чтобы выполнить сложение смешанных чисел, надо : Найти сумму их целых частей и записать её после знака «=»; Выполнить сложение дробных частей смешанных чисел; если при сложении дробных частей получится неправильная дробь, то нужно выделить из нее целую часть и прибавить её к полученной целой части .

Слайд 20

+ 6 8 2 + 6 8 + 2 + + 2 4 1 + Заполнить таблицы: С Ш А 10 12 8 10 9 9 2 2 7 10 4 6

Слайд 21

Первый светофор для пешеходов появился в 1928 году в США.

Слайд 22

Задача: н есколько автомашин планировали перевезти сначала т. груза, а потом еще т. Сколько всего тонн груза перевезли автомашины ?

Слайд 23

Решение: Ответ: 88 т. перевезли автомашины.

Слайд 24

Первый электрический светофор в России заработал 15 января 1930 года на углу Невского и Литейного проспектов.

Слайд 25

Самостоятельная работа. 1 вариант 2 вариант НОЗ(10;15)= НОЗ(12;8)= 1 вариант 2 вариант

Слайд 26

Самостоятельная работа. Ответы. 1 вариант 2 вариант = 11 9 15 НОЗ(10;15 )= 30 11 =11 НОЗ(12;8 )= 24 1 вариант 2 вариант

Слайд 27

Решив четыре примера на сложение смешанных чисел и выписав целую часть, вы узнаете в каком году был установлен первый в мире трехцветный светофор. Домашнее задание.

Слайд 28

Разгадав кроссворд, вы узнаете в каком городе был установлен первый трехцветный светофор. Дополнительное домашнее задание. (по желанию) Часть целого - … Дробная черта – это действие … Число, показывающее, на сколько равных частей разделено целое. Дробь, у которой числитель больше знаменателя. Деление числителя и знаменателя на одно и то же число называется … Старинная русская мера длины. Число, показывающее, сколько берется частей целого.

Слайд 29

Продолжите фразы : - Сегодня на уроке я научился… - Больше всего мне понравилось… - Своей работой на уроке я доволен ( не доволен), потому, что…

Слайд 30

– на уроке я работал неплохо . - я доволен своей работой на уроке . - на уроке мне было трудно

Слайд 31

Урока время истекло, Я вам, ребята, благодарна За то, что встретили тепло И поработали ударно! Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Лист-путеводитель

Тема урока:_____________________________________________________(___________)

№1 Запишите смешанное число в виде суммы целой и дробной частей:

                        

№2 Найдите сумму:

Водители выполнили задание так: 

Пешеходы выполнили задание так: 
                                                       

№3 Сравнить числа    

Т.к. целые части одинаковы, то сравниваем дробные.

 ;      НОЗ(5;8)=____ ;    ;      ;    значит .

№5 Докажите, что при сложении правильных дробей получается смешанное число:  

 

 

№ 6 Сравните суммы в каждой паре. В чем их сходство и различие?

     

.        

Водители выполнили задание так: 

Пешеходы выполнили задание так:

НОЗ(45; 20)=3·3·5·2·2=180;                       45=3·3·5;            20=2·2·5

№8 Несколько автомашин планировали перевезти сначала т. груза, а потом еще т. Сколько всего тонн груза перевезли автомашины?

____________________________________________________________________________Ответ:______перевезли автомашины.

Самостоятельная работа

1 вариант

2 вариант

НОЗ(10;15)=

НОЗ(12;8)=

Домашнее задание

Решив четыре примера на сложение смешанных чисел и выписав целую часть, вы узнаете в каком году был установлен первый в мире трехцветный светофор.

                                                         

(Дополнительно)

Разгадав кроссворд, вы узнаете в каком городе был установлен трехцветный светофор.

1

2

3

4

5

6

7

  1. Часть целого - …
  2. Дробная черта – это действие …
  3. Число, показывающее, на сколько равных частей разделено целое.
  4. Дробь, у которой числитель больше знаменателя.
  5. Деление числителя и знаменателя на одно и то же число называется …
  6. Старинная русская мера длины.
  7. Число, показывающее, сколько берется частей целого.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел".

В работе используются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) на уроке математики в 6 классе....

Конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел" 6 класс

Конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел". 6 класс, второй урок по теме...

урок по теме "Сложение смешанных чисел"

Урок  открытия нового знания. Разработан по технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон. К уроку прилагается раздаточный материал, презентация для интерактивной доски....

конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Без знания дробей никто не можетпризнаваться знающим математику./Цицерон/...

Играем на уроке: "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Игровая часть урока по закреплению темы "Сложение ивычитание смешанных чисел"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106. 11.02.2016. КЛАСС: 5Б. Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106.11.02.2016.  КЛАСС: 5Б. Тема урока:   Сложение и вычитание смешанных чисел....

Конспект урока " Сложение и вычитание смешанных чисел". 5 класс. Урок изучения нового материала. автор учебника Н.И. Виленкин, В.И. Жохов и др

Цель урока способствовать развитию умению узнавать. сравнивать смешанные числа; совершенствовать основные поняти по данной теме.  Развивать умение анализирова и обощать изучаемый материал....