Урок математики в 5 классе "Сложение смешанных чисел"
план-конспект занятия по математике (5 класс) на тему
Тема урока: «Сложение смешанных чисел».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
· повторить понятие «смешанное число», правило его записи в виде неправильной дроби, правило записи неправильной дроби в виде смешанного числа, запись натурального числа в виде дроби;
· организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности по изучаемой теме.
Воспитательные:
· воспитывать познавательную активность, умение работать в самостоятельно и в коллективе,
· воспитывать чувство ответственности, самоконтроля, математической культуры; настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.
· формировать потребность в приобретении новых знаний.
Развивающие:
· развивать внимательность, логическое мышление; умение систематизировать и применять полученные знания.
· активизировать мыслительную деятельность в процессе выполнения заданий;
· способствовать самостоятельному конструированию новых знаний по теме;
· развивать умение высказывать собственные суждения, аргументировать свою точку зрения.
Планируемые образовательные результаты:
· Предметные: усвоить правило сложения смешанных чисел; научиться складывать смешанные числа.
· Личностные: уметь читать и записывать смешанные числа, грамотно излагать свои мысли; подмечать сходство и различие отдельных выражений; развивать активность и находчивость при решении задач, умение общаться в коллективе, оценивать результаты своей учебной деятельности.
· Метапредметные:
Регулятивные –определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения.
Познавательные – делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи, умеют действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, сравнивают, анализируют.
Коммуникативные – умеют организовывать учебное взаимодействие в паре, в коллективе.
Основные понятия: смешанное число, целая часть числа, дробная часть числа, неправильная дробь, числитель и знаменатель дроби, сумма чисел
Оборудование:
- Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений
- Электронная презентация.
- Мультимедиа проектор.
- Карточки обратной связи.
- Раздаточный материал (лист-путеводитель)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_matematiki_5_klass_slozhenie_smeshannyh_chisel.docx | 35.93 КБ |
urok_slozhenie_smeshannyh_chisel.pptx | 1.9 МБ |
list-putevoditel.docx | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 5 классе
Тема урока: «Сложение смешанных чисел».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
- повторить понятие «смешанное число», правило его записи в виде неправильной дроби, правило записи неправильной дроби в виде смешанного числа, запись натурального числа в виде дроби;
- организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности по изучаемой теме.
Воспитательные:
- воспитывать познавательную активность, умение работать в самостоятельно и в коллективе,
- воспитывать чувство ответственности, самоконтроля, математической культуры; настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.
- формировать потребность в приобретении новых знаний.
Развивающие:
- развивать внимательность, логическое мышление; умение систематизировать и применять полученные знания.
- активизировать мыслительную деятельность в процессе выполнения заданий;
- способствовать самостоятельному конструированию новых знаний по теме;
- развивать умение высказывать собственные суждения, аргументировать свою точку зрения.
Планируемые образовательные результаты:
- Предметные: усвоить правило сложения смешанных чисел; научиться складывать смешанные числа.
- Личностные: уметь читать и записывать смешанные числа, грамотно излагать свои мысли; подмечать сходство и различие отдельных выражений; развивать активность и находчивость при решении задач, умение общаться в коллективе, оценивать результаты своей учебной деятельности.
- Метапредметные:
Регулятивные –определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения.
Познавательные – делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи, умеют действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, сравнивают, анализируют.
Коммуникативные – умеют организовывать учебное взаимодействие в паре, в коллективе.
Основные понятия: смешанное число, целая часть числа, дробная часть числа, неправильная дробь, числитель и знаменатель дроби, сумма чисел
Оборудование:
- Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений
- Электронная презентация.
- Мультимедиа проектор.
- Карточки обратной связи.
- Раздаточный материал (лист-путеводитель)
Ход урока:
- Организационно-мотивационный этап
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок математики. Зовут меня Евгения Александровна.
- Кто из вас умеет ездить на самокате или велосипеде, поднимите руки. Многие из вас водители, но есть и пешеходы, а значит вы все являетесь участниками дорожного движения.
- А что требуется для порядка на дорогах? (знать правила дорожного движения). Я думаю, что вы все хорошо знаете и соблюдаете правила дорожного движения. А сегодня на уроке, чтобы сориентироваться на дороге знаний нам нужен будет лист-путеводитель. Он лежит у каждого на парте и на протяжении всего урока вы будете в нем работать.
- Итак, сегодня на уроке математики у нас будет гость. А кто он вы узнаете, выполнив задание.
Задание на экране, выполняется устно с объяснением.
Даны дроби:
о | е | в | р | о | т | с | ф |
-Назовите те, которые можно представить в виде натурального числа.
-Кто догадался, какое слово можно составить из появившихся букв?
-СВЕТОФОР. Сегодня на уроке нашим гостем будет светофор.
-Кто скажет, для чего на улицах городов работают светофоры? (чтобы регулировать безопасность движения на улицах)
- У вас на столе карточки красного, желтого и зеленого цвета – это сигналы. Они помогут увидеть, как вы справились при выполнении следующего задания.
2. Актуализация знаний
Задание выполняется самостоятельно в листах-путеводителях, один ученик за оборотом доски. Первый пример разубирается на экране устно.
№1 Запишите смешанное число в виде суммы целой и дробной частей:
- Проверьте ваше решение с ответом на экране и просигнализируйте:
зеленая карточка – все верно выполнено, желтая – есть ошибки, красная – задание не выполнено или выполнено неверно.
-А следующее задание светофор предложил выполнить пешеходам и водителям. Давайте посмотрим, как же они с ним справились.
№2 Найдите сумму:
Водители выполнили задание так:
Пешеходы выполнили задание так:
- Объясните, как рассуждали пешеходы и водители.
- 9-это какое число? (натуральное)
- А ? (смешанное)
- Сложение каких чисел вы выполнили? (натурального и смешанного)
-Предлагаю и вам выполнит аналогичное задание в листах-путеводителях:
Задание выполняется самостоятельно в листе-путеводителе. Проверка сигнальными карточками.
-Светофор зажег зеленый цвет, значит мы можем продолжать путь.
№3. Из таблицы вставьте пропущенное число и получите верное равенство:
Л | А | Г | И | Н | Я |
Задание выполняется устно фронтально.
- А почему получилось название этой страны?
- Потому, что ровно 150 лет назад именно в Англии появился первый светофор. Это был светофор только для машин. (видео)
№4 А сейчас предлагаю вам сравнить данные числа:
Задания, а), б), в) выполняются фронтально устно, а г) записывается на доске и в листе-путеводителе.
г) Т.к. целые части одинаковы, то сравниваем дробные.
; НОЗ(5;8)=40 ; ; ; значит .
-Светофор согласен с решением и разрешает двигаться дальше.
№5 Докажите, что при сложении правильных дробей получается смешанное число: ; ; .
Задание выполняют три ученика на доске, остальные в листах-путеводителях.
Физминутка: повторяют видео на экране.
- Этап постановки темы и целей урока
№ 6 Посмотрите на следующее задание: сравните суммы в каждой паре. В чем их сходство и различие?
, .
; .
; .
Задания (а, б) –обсуждение в парах и фронтально. Под буквой (в) выполняют в листе-путеводителе и решение на экране.
; .
.
-Какие числа складывали в первой строке? Во второй? Значит какая тема сегодняшнего урока? Правильно, «Сложение смешанных чисел». Запишите тему в лист-путеводитель.
- На доске записаны цели, которые каждый из нас может достигнуть на этом уроке. Запишите, пожалуйста, рядом с темой номера тех целей, которые лично Вам хочется достичь сегодня.
- Повторить изученное ранее
- Получить новые знания
- Активно работать на уроке
- Получить оценку
- Поработать вместе с одноклассниками
4. Этап приобретения новых знаний.
-А сейчас давайте посмотрим, как же складывают смешанные числа пешеходы и водители и попробуем объяснить ход их решения. Внимательно рассмотрите и обсудите в парах.
НОЗ(45; 20)=3·3·5·2·2=180
45=3·3·5
20=2·2·5
-Прочитайте на экране правило сложения смешанных чисел и запишите его в лист-путеводитель.
Чтобы выполнить сложение смешанных чисел, надо:
- Найти сумму их целых частей и записать её после знака «=»;
- Выполнить сложение дробных частей смешанных чисел; если при сложении дробных частей получится неправильная дробь, то нужно выделить из нее целую часть и прибавить её к полученной целой части.
5. Первичное закрепление
№7 Наш гость светофор предлагает выполнить следующее задание, применив изученное правило:
+ | 6 | 8 | + | + | ||||||
С Ш А
Задание выполняется устно, фронтально.
-Заполнив правильно три таблицы, на экране появились три буквы США и появились они не случайно, т.к. именно в Соединенных Штатах Америки ровно 90 лет назад появился первый светофор для пешеходов.
-А когда же жители России познакомились со светофором? Узнаем, решив следующую задачу:
№8 Несколько автомашин планировали перевезти сначала т. груза, а потом еще т. Сколько всего тонн груза перевезли автомашины?
Ответ: 88 т. перевезли автомашины.
-Ответ задачи указывает, что 88 лет назад в России был установлен первый светофор и ведены правила дорожного движения.
-А сейчас светофор предлагает проверить, насколько хорошо вы усвоили правило сложения смешанных чисел и решить задание самостоятельно в листах-путеводитедях.
1 вариант | 2 вариант |
НОЗ(10;15)= | НОЗ(12;8)= |
- Закончили, время вышло – обменяйтесь листами для взаимопроверки. Ответы сверяем на экране, исправляем, если есть ошибки и возвращаем листы обратно.
-А теперь каждый просигнализируйте карточкой. У кого все выполнено правильно, поднимают зеленый цвет, у кого есть ошибки – желтый, а кто не справился с заданием – красный. Вывод.
7. Постановка домашнего задания
- И что бы закрепить, полученные знания на уроке, у вас в листах-путеводителях есть домашнее задание. Решив четыре примера на сложение смешанных чисел и выписав целую часть, вы узнаете в каком году был установлен первый в мире трехцветный светофор.
- И дополнительное задание, которое выполняется по желанию. Разгадав кроссворд, вы узнаете в каком городе был установлен первый трехцветный светофор.
1 д | р | о | б | ь | |||||||||||
2д | е | л | е | н | и | е | |||||||||
3 з | н | а | м | е | н | а | т | е | л | ь | |||||
4 н | е | п | р | а | в | и | л | ь | н | а | я | ||||
5 с | о | к | р | а | щ | е | н | и | е | ||||||
6 д | ю | й | м | ||||||||||||
7 ч | и | с | л | и | т | е | л | ь |
- Часть целого - …
- Дробная черта – это действие …
- Число, показывающее, на сколько равных частей разделено целое.
- Дробь, у которой числитель больше знаменателя.
- Деление числителя и знаменателя на одно и то же число называется …
- Старинная русская мера длины.
- Число, показывающее, сколько берется частей целого.
8. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Сейчас, ребята, предлагаю вам продолжить следующие фразы:
- Сегодня на уроке я научился…
-Больше всего мне понравилось…
-Своей работой на уроке я доволен (не доволен), потому, что…
-Ребята, в начале урока вы определили свою личную цель. Поднимите руку, кто достиг ее на уроке?
- А знаете, ребята, я считаю, мы вместе тоже достигли сегодня цели урока – вывели и изучили правила сложения смешанных чисел, решили множество заданий и работали дружно!
-Предлагаю каждому зажечь свой цвет светофора, соответствующий вашему настроению на уроке и приклеить его на доску.
Зеленый – я доволен своей работой на уроке.
Желтый – на уроке я работал неплохо.
Красный – на уроке мне было трудно.
Урока время истекло
Я вам ребята благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно!
За активную и плодотворную работу на уроке, я хочу вам подарить закладки-памятки.
Спасибо за урок, ребята, всего вам доброго!
Самоанализ урока математики в 5 классе.
Предмет: Математика
УМК: Математика -Дорофеев
Урок математики был проведен в 5 классе. Класс к уроку готов и учащиеся быстро включились в учебную деятельность. Взаимоотношения между учащимися ровные, спокойные, дружественные. Ребята данного класса владеют диалогической формой общения, умеют слышать и слушать другого.
Урок проводился согласно тематического планирования. Тема урока «Сложение смешанных чисел». По программе запланировано 3 часа, а данный урок был первым по счету.
По дидактической цели — это открытие новых знаний.
По основному способу проведения — фронтальная, групповая и индивидуальная работа через различные виды самостоятельной деятельности, личностно-ориентированный подход.
В ходе урока реализованы следующие цели:
- формирование и развитие учащихся умения формулировать вывод по результатам анализа, развертывать алгоритм в пошаговую программу (познавательные)
- развитие навыков самоконтроля и самооценки, развитие математически грамотной речи (регулятивные)
- формирование у учащихся умений и навыков сложения смешанных дробей (предметные)
- воспитание познавательной активности, культуры общения и труда. (коммуникативные)
- умение анализировать и оценивать собственную деятельность(личностные)
Все этапы урока были направлены на выполнение целей с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
1. Орг. момент включал в себя организацию класса, мобилизующее начало урока, создание обстановки психологической комфортности и подготовку учащихся к активной учебной деятельности.
2. Этап актуализации знаний помог подвести к постановке проблемы и самостоятельному формулированию темы и целей урока.
3. Во время выполнения групповой работы, учащимся удалось самостоятельно сформулировать правила по изучаемой теме.
4. В ходе выполнения самостоятельной работы, учащиеся достигли планируемого результата, то есть ребята оценили работу друг друга в парах.
6. Физкультминутка была задумана как составляющая некоторых заданий. Использование ИКТ соответствовало требованиям Сан.пин для 5 классов (не более 30 мин, не более 10 мин единовременно)
7. Был применен прогностический анализ. Ученики самостоятельно смогли сделать выводы о достижении ими личностных целей. На этапе рефлексии были обозначены проблемы, которые обучающимся предстоит решить на последующих уроках.
Домашнее задание предложено на выбор, с целью дать возможность ребенку самому определиться.
Для достижения задач и целей урока я использовала следующие методы и приемы:
- словесные
- наглядные
- письменные и устные упражнения в занимательной форме.
Использовала различные формы работы учащихся:
- коллективная
- индивидуальная
- групповая (в том числе, парная)
Использовала различные виды проверок:
- самопроверка
- взаимопроверка
Оценка каждого задания дала возможность ребенку оценить свои знания, увидеть, что не усвоил и над чем нужно поработать.
Выбранный тип урока, и форма проведения урока себя оправдали.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Назовите дроби, которые можно представить в виде натурального числа . О В Е О Р Ф С Т
Запишите смешанное число в виде суммы целой и дробной частей : 3
Найдите сумму:
Найдите сумму: =13 + 4 =17 = 18+2 = 20
В ставьте пропущенное число и получите верное равенство : Л А Г И Н Я Л А Г И Н Я 1 2 4 1 5 5 3 8
Первый СВЕТОФОР Изобретён в Лондоне в 1868 году. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным, цвета менялись с помощью ручного привода полицейским.
С равнить числа : > > > г) ; > 8 5 НОЗ(5;8 )= ; значит . 40 ; ,
Докажите , что при сложении правильных дробей получается смешанное число :
ФИЗ МИН УТКА
С равните суммы в каждой паре. В чем их сходство и различие ? .
С равните суммы в каждой паре. В чем их сходство и различие ?
Сравните суммы в каждой паре. В чем их сходство и различие?
С равните суммы в каждой паре. В чем их сходство и различие ? 3 2
«Сложение смешанных чисел» Тема урока:
1. Повторить изученное ранее 2. Получить новые знания 3. Активно работать на уроке 4. Получить оценку 5. Поработать вместе с одноклассниками Цели:
Сложение смешанных чисел. НОЗ(45; 20)= 3·3·5·2·2=180 45=3·3·5, 20=2·2·5 2 1 9 4
Чтобы выполнить сложение смешанных чисел, надо : Найти сумму их целых частей и записать её после знака «=»; Выполнить сложение дробных частей смешанных чисел; если при сложении дробных частей получится неправильная дробь, то нужно выделить из нее целую часть и прибавить её к полученной целой части .
+ 6 8 2 + 6 8 + 2 + + 2 4 1 + Заполнить таблицы: С Ш А 10 12 8 10 9 9 2 2 7 10 4 6
Первый светофор для пешеходов появился в 1928 году в США.
Задача: н есколько автомашин планировали перевезти сначала т. груза, а потом еще т. Сколько всего тонн груза перевезли автомашины ?
Решение: Ответ: 88 т. перевезли автомашины.
Первый электрический светофор в России заработал 15 января 1930 года на углу Невского и Литейного проспектов.
Самостоятельная работа. 1 вариант 2 вариант НОЗ(10;15)= НОЗ(12;8)= 1 вариант 2 вариант
Самостоятельная работа. Ответы. 1 вариант 2 вариант = 11 9 15 НОЗ(10;15 )= 30 11 =11 НОЗ(12;8 )= 24 1 вариант 2 вариант
Решив четыре примера на сложение смешанных чисел и выписав целую часть, вы узнаете в каком году был установлен первый в мире трехцветный светофор. Домашнее задание.
Разгадав кроссворд, вы узнаете в каком городе был установлен первый трехцветный светофор. Дополнительное домашнее задание. (по желанию) Часть целого - … Дробная черта – это действие … Число, показывающее, на сколько равных частей разделено целое. Дробь, у которой числитель больше знаменателя. Деление числителя и знаменателя на одно и то же число называется … Старинная русская мера длины. Число, показывающее, сколько берется частей целого.
Продолжите фразы : - Сегодня на уроке я научился… - Больше всего мне понравилось… - Своей работой на уроке я доволен ( не доволен), потому, что…
– на уроке я работал неплохо . - я доволен своей работой на уроке . - на уроке мне было трудно
Урока время истекло, Я вам, ребята, благодарна За то, что встретили тепло И поработали ударно! Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Лист-путеводитель
Тема урока:_____________________________________________________(___________)
№1 Запишите смешанное число в виде суммы целой и дробной частей:
№2 Найдите сумму:
Водители выполнили задание так:
Пешеходы выполнили задание так:
№3 Сравнить числа
Т.к. целые части одинаковы, то сравниваем дробные.
; НОЗ(5;8)=____ ; ; ; значит .
№5 Докажите, что при сложении правильных дробей получается смешанное число:
№ 6 Сравните суммы в каждой паре. В чем их сходство и различие?
.
Водители выполнили задание так:
Пешеходы выполнили задание так:
НОЗ(45; 20)=3·3·5·2·2=180; 45=3·3·5; 20=2·2·5
№8 Несколько автомашин планировали перевезти сначала т. груза, а потом еще т. Сколько всего тонн груза перевезли автомашины?
____________________________________________________________________________Ответ:______перевезли автомашины.
Самостоятельная работа
1 вариант | 2 вариант |
НОЗ(10;15)= | НОЗ(12;8)= |
Домашнее задание
Решив четыре примера на сложение смешанных чисел и выписав целую часть, вы узнаете в каком году был установлен первый в мире трехцветный светофор.
(Дополнительно)
Разгадав кроссворд, вы узнаете в каком городе был установлен трехцветный светофор.
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 |
- Часть целого - …
- Дробная черта – это действие …
- Число, показывающее, на сколько равных частей разделено целое.
- Дробь, у которой числитель больше знаменателя.
- Деление числителя и знаменателя на одно и то же число называется …
- Старинная русская мера длины.
- Число, показывающее, сколько берется частей целого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел".
В работе используются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) на уроке математики в 6 классе....
Конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел" 6 класс
Конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел". 6 класс, второй урок по теме...
урок по теме "Сложение смешанных чисел"
Урок открытия нового знания. Разработан по технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон. К уроку прилагается раздаточный материал, презентация для интерактивной доски....
конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел"
Без знания дробей никто не можетпризнаваться знающим математику./Цицерон/...
Играем на уроке: "Сложение и вычитание смешанных чисел"
Игровая часть урока по закреплению темы "Сложение ивычитание смешанных чисел"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106. 11.02.2016. КЛАСС: 5Б. Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106.11.02.2016. КЛАСС: 5Б. Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел....
Конспект урока " Сложение и вычитание смешанных чисел". 5 класс. Урок изучения нового материала. автор учебника Н.И. Виленкин, В.И. Жохов и др
Цель урока способствовать развитию умению узнавать. сравнивать смешанные числа; совершенствовать основные поняти по данной теме. Развивать умение анализирова и обощать изучаемый материал....