Проект "Способы умножения"
проект по математике на тему
Цель и задачи проекта:
Цель: ознакомление с различными способами умножения натуральных чисел, не используемых на уроках, и их применение при вычислениях числовых выражений.
Задачи:
1. Найти и разобрать различные способы умножения.
2. Научиться демонстрировать некоторые способы умножения.
3. Рассказать о новых способах умножения и научить ими пользоваться учащихся.
4. Развить навыки самостоятельной работы: поиск информации, отбор и оформление найденного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sposoby_umnozheniya.docx | 477.43 КБ |
pamyatka.docx | 623.23 КБ |
master-klass.ppt | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное оздоровительное учреждение
«Санаторная школа интернат» с.Шуй
муниципального района Бай-Тайгинский кожуун
Республики Тыва
Мастер-класс на тему:
«Способы умножения
натуральных чисел»
Составила: учитель математики Доржу Б.С.
2015г.
Цель и задачи проекта:
Цель: ознакомление с различными способами умножения натуральных чисел, не используемых на уроках, и их применение при вычислениях числовых выражений.
Задачи:
- Найти и разобрать различные способы умножения.
- Научиться демонстрировать некоторые способы умножения.
- Рассказать о новых способах умножения и научить ими пользоваться учащихся.
- Развить навыки самостоятельной работы: поиск информации, отбор и оформление найденного материала.
Гипотеза: «Знания лишь тем открываются.
Кто с разными числами знается!!!»
Пифагор.
Содержание:
- Введение. 4 стр.
- Основная часть. 5 – 11 стр.
- Прием перекрестного умножения
при действии с двузначными числами 5 стр.
- Русско-крестьянский способ умножения. 5-6 стр.
- Таблица Оконешникова. 6 – 8 стр.
- Индийский способ умножения. 8 – 9 стр.
- Египетский способ умножения. 10 стр.
- Китайский способ умножения. 10-11 стр.
- Японский способ умножения. 11 стр.
- Заключение. 12 стр.
- Литература. 12 стр.
- Введение.
…..Вы не сможете выполнить умножения многозначных чисел - хотя бы даже двузначных - если не помните наизусть всех результатов умножения однозначных чисел, т. е. того, что называется таблицей умножения. Существуют способы перемножать числа и без знания таблицы умножения. Способы эти, не похожи на наши школьные приемы.
В школе изучают таблицу умножения, а затем учат детей умножать числа в столбик. Разумеется, это не единственный способ умножения. На самом деле, существует несколько десятков способов умножения многозначных чисел. В данной работе мы приведём несколько способов умножения, возможно они покажутся более простыми и вы будете ими пользоваться.
- Основная часть.
- Прием перекрестного умножения при действии с двузначными числами
Древние греки и индусы в старину называли прием перекрестного умножения «способом молнии» или «умножение крестиком».
Пример: 51 х 23 = 1173 5 1
X
2 3
Последовательно производим следующие действия:
1. 1 х 3 = 3 – это последняя цифра результата.
2. 5 х 3 = 15; 1х 2 = 2; 15 + 2 = 17.
7 – предпоследняя цифра в ответе, единицу запоминаем.
3. 5 х 2 = 10, 10 + 1 = 11 – это первые цифры в ответе.
Ответ – 1173.
- Русско-крестьянский способ умножения.
Сущность его в том, что умножение любых двух чисел сводится к ряду последовательных делений одного числа пополам и одновременном удвоений другого числа. Пример: 32 х 13
Первый множитель =32 | Второй множитель = 13 |
32 | 13 |
16 | 26 |
8 | 52 |
4 | 104 |
2 | 208 |
1 | 416 |
Таблица 1.
Деление пополам (см. левую половину Табл.1) продолжают до тех пор, пока в частном не получится 1, параллельно удваивая другое число (правая часть Табл.1). Последнее удвоенное число и дает искомый результат.
Нетрудно понять, на чем этот способ основан: произведение не изменяется, если один множитель уменьшить вдвое, а другой вдвое же увеличить. Ясно поэтому, что в результате многократного повторения этой операции получается искомое произведение: ( 32 х 13 ) = ( 1 х 416 )
Особо внимательные заметят "А как быть с нечетными числами, которые не кратны 2-м?".
Итак, пусть нам необходимо умножить два числа: 987 и 1998. Одно запишем слева, а второе - справа на одной строчке. Левое число будем делить на 2, а правое - умножать на 2 и результаты записывать в столбик. Если при делении возникнет остаток, то он отбрасывается.
Операцию продолжаем, пока слева не останется 1. Затем вычеркнем те строчки, в которых слева стоят четные числа и сложим оставшиеся числа в правом столбце. Это и есть искомое произведение. Дана графическая иллюстрация по данному описанию. ( см. Таблицу 2.)
Таблица 2.
- Таблица Оконешникова.
Школьники смогут научиться, устно складывать и умножать многозначные числа. А поможет им в этом кандидат философских наук Василий Оконешников, по совместительству изобретатель новой системы устного счёта. Учёный утверждает, что человек способен запоминать огромный запас информации, главное – как эту информацию расположить.
По мнению самого учёного, наиболее выигрышной в этом отношении является девятеричная система – все данные просто располагают в девяти ячейках, расположенных, как кнопочки на калькуляторе.
По мысли учёного, прежде чем стать вычислительным «компьютером», необходимо вызубрить созданную им таблицу. Цифры в ней распределены в девяти клетках непросто. Как утверждает Оконешников, глаз человека и его память так хитро устроены, что информация, расположенная по его методике запоминается, во-первых, быстрее, а во-вторых – намертво.
Таблица разделена на 9 частей. Расположены они по принципу мини калькулятора: слева в нижнем углу «1», справа в верхнем углу «9». Каждая часть – таблица умножения чисел от 1 до 9 (опять же в левом нижнем углу на 1, рядом правее на 2 и т.д., по той же «кнопочной» система). Как ими пользоваться?
Например, требуется умножить 9 на 842. Сразу вспоминаем большую «кнопку» 9 (она вверху справа и на ней мысленно находим маленькие кнопочки 8,4,2 (они также расположены как на калькуляторе). Им соответствуют числа 72, 36, 18. Полученные числа складываем особо: первая цифра 7 (остаётся без изменения), 2 мысленно складываем с 3, получаем 5 – это вторая цифра результата, 6 складываем с 1, получаем третью цифру -7, и остаётся последняя цифра искомого числа – 8. В результате получилось 7578.
Если при сложении двух цифр получается число, превосходящее девять, то его первая цифра прибавляется к предыдущей цифре результата, а вторая пишется на «своё» место.
С помощью матричной таблицы Оконешникова по утверждению самого автора, можно изучать и иностранные языки, и даже таблицу Менделеева. Новая методика была опробована в нескольких российских школах и университетах. Минобразования РФ разрешило публиковать в тетрадях в клеточку вместе с привычной таблицей Пифагора новую таблицу умножения – пока просто для знакомства.
Пример: 15647 х 5
- Индийский способ умножения.
В древней Индии применяли два способа умножения: сетки и галеры. На первый взгляд они кажутся очень сложными, но если следовать шаг за шагом в предлагаемых упражнениях, то можно убедиться, что это довольно просто.
Умножаем, например, числа 6827 и 345:
1. Вычерчиваем квадратную сетку и пишем один из номеров над колонками, а второй по высоте. В предложенном примере можно использовать одну из этих сеток.
Сетка 1 Сетка 2
2. Выбрав сетку, умножаем число каждого ряда последовательно на числа каждой колонки. В этом случае последовательно умножаем 3 на 6, на 8, на 2 и на 7. Посмотри на этой схеме, как пишется произведение в соответствующей клетке.
Сетка 1
3. Посмотри, как выглядит сетка со всеми заполненными клетками.
Сетка 1
4. В заключение складываем числа, следуя диагональным полосам. Если сумма одной диагонали содержит десятки, то прибавляем их к следующей диагонали.
Сетка1
Посмотри, как из результатов сложения цифр по диагоналям (они выделены жёлтым фоном) составляется число 2355315, которое и является произведение чисел 6827 и 345, то есть 6827 х 345 = 2355315.
- Египетский способ умножения.
Древнеегипетское умножение является последовательным методом умножения двух чисел. Чтобы умножать числа, им не нужно было знать таблицы умножения, а достаточно было только уметь раскладывать числа на кратные основания, умножать эти кратные числа и складывать. Египетский метод предполагает раскладывание наименьшего из двух множителей на кратные числа и последующее их последовательное перемножение на второй множитель (см. пример). Этот метод можно и сегодня встретить в очень отдаленных регионах.
Разложение. Египтяне использовали систему разложения наименьшего множителя на кратные числа, сумма которых составляла бы исходное число.
Чтобы правильно подобрать кратное число, нужно было знать следующую таблицу значений:
1 x 2 = 2 2 x 2 = 4 4 x 2 = 8 8 x 2 = 16 16 x 2 = 32
Пример разложения числа 25: Кратный множитель для числа «25» — это 16; 25 — 16 = 9. Кратный множитель для числа «9» — это 8; 9 — 8 = 1. Кратный множитель для числа «1» — это 1; 1 — 1 = 0. Таким образом «25» — это сумма трех слагаемых: 16, 8 и 1.
Пример: умножим «13» на «238» . Известно, что 13 = 8 + 4 + 1. Каждое из этих слагаемых нужно умножить на 238. Получаем: ✔ 1 х 238 = 238 ✔ 4 х 238 = 952 ✔ 8 х 238 = 1904 13 × 238 = (8 + 4 + 1) × 238 = 8 x 238 + 4 × 238 + 1 × 238 = 1904 + 952 + 238 = 3094.
- Китайский способ умножения.
А теперь представим метод умножения, бурно обсуждаемый в Интернете, который называют китайским. При умножении чисел считаются точки пересечения прямых, которые соответствуют количеству цифр каждого разряда обоих множителей.
Пример: умножим 21 на 13. В первом множителе 2 десятка и 1единица, значит строим 2 параллельные прямые и поодаль 1 прямую.
Во втором множителе 1 десяток и 3 единицы. Строим параллельно 1 и поодаль 3 прямые, пересекающие прямые первого множителя.
Прямые пересеклись в точках, количество которых и есть ответ, то есть 21 х 13 = 273
Прямые пересеклись в точках, количество которых и есть ответ, то есть 21 х 13 = 273
Забавно и интересно, но проводить 9 прямых при умножении на 9 как-то долго и неинтересно, а потом еще точки пересечения считать… В общем, без таблицы умножения не обойтись!
- Японский способ умножения.
Японский способ умножения – это графический способ с использованием кругов и линий. Не менее забавный и интересный чем китайский. Даже чем-то на него похож.
Пример: умножим 12 на 34. Так как второй множитель двузначное число, а первая цифра первого множителя 1, строим два одиночных круга в верхней строке и два двоичных круга в нижней строке, так как вторая цифра первого множителя равна 2.
12 х 34
Так как первая цифра второго множителя 3, а вторая 4, делим круги первого столбца на три части, второго столбца на четыре.
12 х 34
Количество частей, на которые разделились круги и является ответом, то есть 12 х 34 = 408.
- Заключение.
Работая над этой темой мы узнали, что существует много различных, забавных и интересных способов умножения. Некоторыми в различных странах пользуются до сих пор. Но не все способы удобны в использовании, особенно при умножении многозначных чисел. В общем, таблицу умножения все-таки знать нужно!
Данная работа может быть использована для занятий на математических кружках, дополнительных занятиях с детьми во внеурочное время, как дополнительный материал на уроке по теме «Умножение натуральных чисел». Материал изложен доступно и интересно, что привлечёт внимание и интерес учащихся к предмету математика.
- Литература.
- И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин “За страницами учебника математики”.
- Л.Ф. Магницкий «Арифметика».
- Журнал «Математика» №15 2011г.
- Интернет-ресурсы.
Предварительный просмотр:
Существует несколько десятков способов умножения многозначных чисел. Приведём несколько интересных способов умножения, возможно они покажутся более простыми и вы будете ими пользоваться.
- Таблица Оконешникова.
15647 х 5 = 78235
- Русско-крестьянский способ умножения.
987 х 1998 = 1972026
- Индийский способ умножения.
- х 45 = 2355315
- Китайский способ умножения.
- х 13 = 273
- Японский способ умножения.
12 х 34 = 408
Таблицу умножения все-таки
знать надо!
МКООУ СШИ с.Шуй
Бай-Тайгинского кожууна
«Способы умножения
натуральных чисел»
Работу выполнили: ученицы 8 класса
Хомушку Ч, Саая Ч
Руководитель: учитель математики
Доржу Б.С.
2014-2015у.г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель и задачи проекта: Цель: ознакомление с различными способами умножения натуральных чисел, не используемых на уроках, и их применение при вычислениях числовых выражений. Задачи: -найти и разобрать различные способы умножения; -научиться демонстрировать некоторые способы умножения; -рассказать о новых способах умножения и научить ими пользоваться учащихся; -развить навыки самостоятельной работы: поиск информации, отбор и оформление найденного материала.
гипотеза «Знания лишь тем открываются. Кто с разными числами знается!!!» Пифагор.
1.Прием перекрестного умножения при действии с двузначными числами Древние греки и индусы в старину называли прием перекрестного умножения «способом молнии» или «умножение крестиком». Пример: 51 х 23 = 1173 5 1 X 2 3 Последовательно производим следующие действия: 1. 1 х 3 = 3 – это последняя цифра результата. 2. 5 х 3 = 15; 1х 2 = 2; 15 + 2 = 17. 7 – предпоследняя цифра в ответе, единицу запоминаем. 3. 5 х 2 = 10, 10 + 1 = 11 – это первые цифры в ответе. Ответ : 1173.
2.Русско-крестьянский способ умножения . Первый множитель =32 32 16 8 4 2 1 Второй множитель = 13 13 26 52 104 208 416
987х1998=1972026
3. Таблица Оконешникова.
Пример : 15647 х 5
4.Индийский способ умножения. Умножаем, например, числа 6827 и 345 :
Сетки и галеры
5.Египетский способ умножения. 1 x 2 = 2 2 x 2 = 4 - таблица значений для разложения числа 4 x 2 = 8 8 x 2 = 16 16 x 2 = 32 Пример разложения числа 25: Кратный множитель для числа «25» — это 16; 25 — 16 = 9. Кратный множитель для числа «9» — это 8; 9 — 8 = 1. Кратный множитель для числа «1» — это 1; 1 — 1 = 0. Таким образом «25» — это сумма трех слагаемых: 16, 8 и 1. Пример : умножим « 13 » на « 238 » . Известно, что 13 = 8 + 4 + 1. Каждое из этих слагаемых нужно умножить на 238. Получаем: ✔ 1 х 238 = 238 ✔ 4 х 238 = 952 ✔ 8 х 238 = 1904 13 × 238 = (8 + 4 + 1) × 238 = 8 x 238 + 4 × 238 + 1 × 238 = =1904 + 952 + 238 = 3094.
Прямые пересеклись в точках, количество которых и есть ответ, то есть 21 х 13 = 273 Пример : умножим 21 на 13 . В первом множителе 2 десятка и 1единица, значит строим 2 параллельные прямые и поодаль 1 прямую. Во втором множителе 1 десяток и 3 единицы. Строим параллельно 1 и поодаль 3 прямые, пересекающие прямые первого множителя. 2 3 7 6.Китайский способ умножения.
7.Японский способ умножения. Пример: умножим 12 на 34. Так как второй множитель двузначное число, а первая цифра первого множителя 1 , строим два одиночных круга в верхней строке и два двоичных круга в нижней строке, так как вторая цифра первого множителя равна 2 10 3 8 12 х 34 = 408
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по математике "Отличие умножение и деления обыкновенных дробей от умножения и деления смешанных чисел"
Цель урока: систематизировать знания и умения детей, связанные с умножением и делением обыкновенных дробей и смешанных чисел на однозначное число; развивать умение работать с различными видами информа...
Умножения дробей и умножение дроби на натуральное число
Цель урока: Закрепить правило умножения дробей и умножения дроби на натуральное число, изучить правило умножения смешанных чисел, научить применять его при решении задач.Ход урока. Расшифруй...
Математика 2 класс Учебник Л.Г.Петерсон Тема: Умножение числа 2. Умножение на 2.
Моя методическая разработка....
Презентация к уроку математики по теме "Умножение Знак умножения"
Презентация составлена к уроку математики по теме "Умножение Знак умножения" во 2 классе. В ней представлен устный счет, объяснение нового и закрепление в вмде веселых задач. Все этапы анимированы....
Конспект урока. Тема: «Умножение. Переместительный закон умножения».
урок изучения нового материала...
Технологическая карта 5 класс по теме: "Умножение. Свойства умножения"
Технологическая карта для преподавателей 5 класса по учебник Козлова, Рубин...
Конспект урока математики "Умножение многозначных чисел на однозначное число. Умножение вида 1750 x2."
"Умножение многозначных чисел на однозначное число. Умножение вида 1750 x2." 6 класс коррекционная школа 8 вида...