«Игра как средство активизации познавательной деятельности»
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

Толстякова Римма Халиловна

Игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Курсовая работа74 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра как средство активизации познавательной деятельности»

Содержание

Введение.

Глава1

Игра и её роль в развитие познавательной активности школьника .

1.1 Функция игры.

1.2 Классификация игр.

1.3 Дидактические возможности игры.

1.4 Этапы игры.

1.5 Функции учителя.

1.6 Результаты игры.

Глава 2.

Практическое применение дидактической игры в развитии познавательного интереса.

2.1 Анализ результатов эффективности игры.

2.2 Спектр использование игры на уроков.

                     

ВВЕДЕНИЕ

                                                                   

Цель современного образования, в соответствии с государственным образовательным стандартом, заключается в воспитании компетентного выпускника, т.е. в создании условий для оптимального развития способностей к дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Достижение данной цели возможно при овладении специальными приемами учебной деятельности, основой которой является  познавательная активность. Школа должна  научить выпускника находить пути к решению проблем, формировать у учащихся способность к творческому мышлению. Наряду с трудом и ученьем игра — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования.  Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление по ведением.   Она позволяет эффективно формировать личность, воспитывать нравственные качества, развивать творческие задатки                

Глава 1.Игра и её роль в развитии школьника.

   1.1 Функции игры.

 Дидактов  всех  времён занимала проблема , как сделать     процесс  обучения непринуждённым, максимально     соответствующим активной  природе  детства.    Таким        природосообразным    средством  стала  игра    А.С.Макаренко        считал ,  что   « …  ребенок должен играть, даже когда делает    .                           серьезное  дело.    Вся его жизнь – это  игра ».     Можно сказать, то игре в педагогической  практике всегда  придавались  две  функции:  дидактическая, сводящиеся  к обучению через  принятую в игре  условность, и  социализация  ребёнка.

Первым педагогом,  увидевшим в игре  универсальную сферу  проявления и развития «Я» ребёнка,  был  Станислав  Теофинович Шацкий.  В  эвристической  практике он  соединил  идеи  

активности и творчества. Их  практическое  воплощение  породило  оригинальную  форму  жизнедеятельности- театральную импровизацию, представляющую  собой сюжетно – ролевую  игру- тренинг для детей  и взрослых .Идея  воплощалась  в сценарий, по которому распределялись  роли,  готовились  декорации. По мере того,  как  приобретался  опыт  игры, сценарий  всё  менее  детализировлся,а  импровизация  занимала  всё  больше  место, стирались  грани между  зрителями и участниками  действия. Театрализация  становилась   на  некоторое  время образом  жизни  всех  членов  педагогического  сообщества..

     Многолетняя  практика  использования  игр  в  педагогических  целях  позволило  накопить  богатейший  арсенал,  однако  феномен  игры  до  настоящего  времени  не  изучен  полностью. Педагогике  пока  доступны  лишь  отдельные  грани  игры.

     

Педагогические игры достаточно разнообразны по:

- дидактическим целям;

- организационной структуре;

- возрастным возможностям их использования;

- специфике содержания.

2. По характеру педагогического процесса бывают:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические и другие.

3. По характеру игровой методики делятся на:

- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры -драматизации.

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

Цель  игры  - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению. И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

На детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд. Интересное дело, интересный  урок  способны  захватить  ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь.  Игра учит.        Следовательно, это средство обучения.

К.Д.Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

1.2 Классификации игр

.

Стремление  проникнуть  в суть  игры  породили  попытки  классификации игр,  используемых  педагогических  целях.  Рассмотрим  одно  из  возможных,  разработанных   С.  А.  Шмаковым  классификаций. В  основу  её  положены  виды  человеческой  деятельности, которые  игра  отражает. Это- досуг, труд, познание. общение;  психофизическая,  интеллектуально- творческая, социальная  деятельность.

  1. 1.  Физические и психологические  игры и тренинги:

      --  двигательные(подвижные  игры)

      --  экстатические :  доставляющие  удовольствие  играющим (ритмическая  импровизация, раскачивание  на  качелях)

      --  освобождающие:  пантомимы ,  юмористические  забавы.

      -- лечебные.

     *    2.   Интеллектуально – творческие.

     --  интеллектуальные:

 

Предметные  игры  дошкольников: творческие, в  которых  сюжет  является  формой  интеллектуальной  деятельности Это  могут  быть  игры  путешествия, игры- экскурсии по типу « Клуба  знаменитых  капитанов» или  игры,  посвящённые  интеллектуальным  упражнениям,  как  известные  телеигры «Что?» . «Где?» « Когда?»,  « Поле  чудес»

     -- дидактические:  основанные  на  материале  учебного  предмета,  представляющие собой  состязания  в  знаниях;  

    -- развивающие:  отражающие  профессиональную  деятельность взрослых.  Среди  них  выделяются  строительные,  технические,  трудовые,  конструкторские. Для  таких  игр, как  правило,  используют  различное  предметное  обеспечение:  конструкторы,  дидактические  материалы и т..д.

      -- игры- тренинги  ,направленные  самопроверку  личных  возможностей, и  на  развитие  внимания,  быстроты  реакции,   наблюдательности.

      --  Электронные,  компьютерные,  отражающие  идеи  электронных  комплексов.  

  1. 3.  Социальные.

           --сюжетно- ролевые( подражательные,  игры- драматизации, театральные  игры)  Это  форма  моделирования  социальных  отношений,  обогащённая  свободной  импровизацией.  Сюжет  в  этих  играх-  предмет  игрового изображения  действительности  В  основе  сюжета- идея  созидательности,  поиска и открытия,  романтики  профессии.

          --  деловые  игры:   форма  воссоздания  предмета и социального  содержания  профессиональной  деятельности. Известны  организационно-деятельностные ,организационно- мыследеятельностные,   ролевые,  имитационные  игры.

* 4.  Комплексные,  создающие  разнородные  творческие  занятия,  действия,  игры,  составляющие единый  педагогический  эффект. Им  свойственен  единый  социальный  сюжет ,  ведущая  досуговая    деятельность,  обособление  детей во  времени  и пространстве ,  разнообразие  ролей,  оптимальность  пребывании  в  состоянии  игры.  Такие  игры  широко  известны  по  литературным  источникам,  например, по  повести  А.  Гайдара»  Тимур  и его  команда».

     Игровая  технология  выстраивается  на  трёх   китах:  имитация,  импровизация, дух  состязательности  Условием  игры и её  атрибутом  является  смоделированная  ситуация,  воссоздающая  реальные  отношения и реальные  условия.  В  этом  случае  создаются  возможности для  творчества  детей,  включения их  в  деятельность.

     

1.3 Дидактические возможности игры.

   Дидактические  возможности игровой  технологии  таковы:

      --  учащиеся  овладевают опытом  деятельности  и  отношений,  сходным  с  тем,  который  они  могут   получить  в  действительности;  

      --  дети  получают  возможность переноса   знаний,  опыта  деятельности  и отношений  из  учебной  ситуации  в  реальную  жизнь;  

      --  игры  обеспечивают  учебную  среду,  гибко  реагирующую на  потребности  детей  и  стимулирующую  принятие играющими  решений;

      --  игры  позволяют « сжимать» учебное  время,  однако  подготовка  к  ним  может  быть  весьма  продолжительной;

     --  игра  содержит  в  себе  возможности  открытия  субъективного  нового знания  и  смысла;

    --  результат  игры  двойной:  игровой  и  образовательный.

       

1.4 Этапы игры.

      Учебный  процесс  на  основе  игры  включает  в  себя  обязательные  этапы:

  1. Организация.  На  этом  этапе  сообщается  изучаемая  тема,  характеризуются  черты  имитации,  игровые  правила, общий  ход  игры.
  2. Подготовка.  На  этом  этапе разрабатывается сценарий,   распределяются    игровые  роли,  осваиваются  роли осуществляются « прогон»  игры в  сокращённом  виде.
  3. Игра:  проведение  игры как  таковой.  
  4. Обсуждение  игры и  итогов. На  этом  этапе  даётся  обзор  событий игры и  возникающих  по  ходу  трудностей ,сопоставляется  имитация  с соответствующей   областью  реального  мира, устанавливаются  связи   с  учебным  материалом.

1.5 Функции  учителя.

    В   зависимости  от  степени   подготовленности  класса  и этапов  реализации  технологии  учитель  может   выполнять  разные  функции.  Прежде  всего  ,  он  проектировщик    и  сценарист,  и  разрабатывает    условия  игры,   правила  и  её  схему. Он  может  быть  инструктором  и  знакомить  детей с  правилами  и  последствиями    игровых  действий. Так  как  игра – это  форма  жизнедеятельности,  то   правила  большей  частью  усваиваются  в  самой  игре,   поэтому  предварительный  инструктаж  сводится  к  минимуму.  Руководитель -  учитель  организует  игровую  деятельность,  распределяет  роли,  контролирует  соблюдение   игровых  правил.  В  идеале  учитель  должен   лишь  поддерживать  ход  игры,  но  не  вмешиваться  в  него. Учитель – тренер  помогает  полнее использовать  возможности  игры.  

      На  завершающем  этапе  учитель  выступает   как  ведущий ,  организующий  поведение  итогов.

1.6  Результаты  игры.

Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.

Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к  игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.

Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра – это:

- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации   деятельности учащихся;

- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

- способствует преодолению пассивности учеников;

- способствует усилению работоспособности учащихся.

Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.

В.А. Сухомлинский говорил, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

     

Глава 2.Практическое применение дидактической игры в развитие познавательного интереса

    2.1 Анализ результатов эффективности игры

Одним  из  условий,  при  котором  игровые  технологии  эффективны,  является  желание  детей    играть.  Из  проведённых  анкет  следует:

                  – Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения

                  – Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта  игра им интересна.

                  – Более предпочтительна для детей групповая форма игр.

                  – Большинство учащихся хотят в игре побеждать.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

2.2 Спектр использования игры на уроках.

Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока.

Вместо обычного вступления учителя можно предложить иное начало урока – разгадать (расшифровать) тему урока. Предложить учащимся загадку, ребус, рисунки, карточки с заданием.

- Расставьте карточки, начиная с самой большой. (сантиметр)

- Постройте пирамидку. (алфавит)

При знакомстве с числами первого десятка ребята с удовольствием играют в «Домино». Эта игра знакома им ещё с детского сада. Домино может быть различным: домино с картинками и цифрами, домино с фигурами и цифрами.  Ребята могут работать вдвоём (карточки у каждого на столе) или всем классом (работа у доски с большими карточками).

Интересным игровым упражнением для ребят являются магические квадраты, игровое упражнение «Реши правильно и прочти». На доске находятся плакаты с цифрами и буквами. Ученик решает столбик примеров, а рядом с ответом записывает букву, ему соответствующую. Работу можно провести со всем классом, группой учащихся, индивидуально.  

Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяю «Решите ребусы», «Решите анаграммы», «Пятый лишний» и «Назовите одним словом».

А вот ученики постарше увлекаются играми, в которых нужно раскрыть тайну или сделать открытие, поэтому в игровые ситуации следует закладывать элементы романтики, совместного поиска, совместной творческой работы.

Ребята подросткового возраста стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются словарными играми, состязаниями. Для них организуются игры, сюжеты которых взяты из исторических и приключенческих книг. Особый интерес в этом возрасте вызывают компьютерные игры.

. Для учеников 10–11-х классов характерны потребность в диалоге, поиск решения проблемы не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. Особенностью игровой технологии для старшеклассников является ориентация на групповой характер игр, а также вовлечение в игру посторонних лиц в качестве зрителей, слушателей, экспертов.

О  возрастных особенностях учитель должен помнить при организации игр.

Подводя итог выше изложенному можно отметить «за» использование игровых технологий:

- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

 - идет передача опыта старших поколений младшим;

- способствует использованию знаний в новой ситуации;

- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра – это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. Уникальная особенность игры. Состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребёнка, вообразить то, чего он не видел, представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было.

Игра эмоциональна по своей природе и опыту способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

Игра позволяет задействовать в учебных целях энергию, которую школьники расходуют на «подпольную» игровую деятельность.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Литература.

1.Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Эксперемент. 2005 год

2. Сопельник А. ; Игнатова Т. Игровой сюжет для жизни.

3. Шацкий С.Т  Годы искании.Избранные педагогические сочинения.

4 . Юдина Н.П  Личностно – ориентированная технология обучения в средней школе 1999 год. Хабаровск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра, как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задуматься о том, как поддержать у обучаемых интерес к изученному материалу, их активности на протяжении всего урока. Надо позабо...

Имитационная игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках русского языка

Статья на тему "Игровые технологии". Описывается такой вид деятельности как имитационная игра. Материал будет интересен учителям русского языка и литературы....

Обобщение педагогического опыта. Творческая работа "Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках географии."

Данный материал содержит компьютерную презентацию практических достижений профессиональной деятельности учителя, показывающую, как с помощью применения игровых технологий активизировать познавательную...

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."

В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...

План-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме: «Игра как средство активизации познавательной деятельности»

Цель современного образования, в соответствии с государственным образовательным стандартом, заключается в воспитании компетентного выпускника, т.е. в создании условий для оптимального развития способн...

Деловая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках литературы.

Деловая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках литературы....