«Игра как средство активизации познавательной деятельности»
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Игра как средство активизации познавательной деятельности»
Содержание
Введение.
Глава1
Игра и её роль в развитие познавательной активности школьника .
1.1 Функция игры.
1.2 Классификация игр.
1.3 Дидактические возможности игры.
1.4 Этапы игры.
1.5 Функции учителя.
1.6 Результаты игры.
Глава 2.
Практическое применение дидактической игры в развитии познавательного интереса.
2.1 Анализ результатов эффективности игры.
2.2 Спектр использование игры на уроков.
ВВЕДЕНИЕ
Цель современного образования, в соответствии с государственным образовательным стандартом, заключается в воспитании компетентного выпускника, т.е. в создании условий для оптимального развития способностей к дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Достижение данной цели возможно при овладении специальными приемами учебной деятельности, основой которой является познавательная активность. Школа должна научить выпускника находить пути к решению проблем, формировать у учащихся способность к творческому мышлению. Наряду с трудом и ученьем игра — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление по ведением. Она позволяет эффективно формировать личность, воспитывать нравственные качества, развивать творческие задатки
Глава 1.Игра и её роль в развитии школьника.
1.1 Функции игры.
Дидактов всех времён занимала проблема , как сделать процесс обучения непринуждённым, максимально соответствующим активной природе детства. Таким природосообразным средством стала игра А.С.Макаренко считал , что « … ребенок должен играть, даже когда делает . серьезное дело. Вся его жизнь – это игра ». Можно сказать, то игре в педагогической практике всегда придавались две функции: дидактическая, сводящиеся к обучению через принятую в игре условность, и социализация ребёнка.
Первым педагогом, увидевшим в игре универсальную сферу проявления и развития «Я» ребёнка, был Станислав Теофинович Шацкий. В эвристической практике он соединил идеи
активности и творчества. Их практическое воплощение породило оригинальную форму жизнедеятельности- театральную импровизацию, представляющую собой сюжетно – ролевую игру- тренинг для детей и взрослых .Идея воплощалась в сценарий, по которому распределялись роли, готовились декорации. По мере того, как приобретался опыт игры, сценарий всё менее детализировлся,а импровизация занимала всё больше место, стирались грани между зрителями и участниками действия. Театрализация становилась на некоторое время образом жизни всех членов педагогического сообщества..
Многолетняя практика использования игр в педагогических целях позволило накопить богатейший арсенал, однако феномен игры до настоящего времени не изучен полностью. Педагогике пока доступны лишь отдельные грани игры.
Педагогические игры достаточно разнообразны по:
- дидактическим целям;
- организационной структуре;
- возрастным возможностям их использования;
- специфике содержания.
2. По характеру педагогического процесса бывают:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические и другие.
3. По характеру игровой методики делятся на:
- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры -драматизации.
4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.
Цель игры - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению. И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.
На детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд. Интересное дело, интересный урок способны захватить ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Игра учит. Следовательно, это средство обучения.
К.Д.Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
1.2 Классификации игр
.
Стремление проникнуть в суть игры породили попытки классификации игр, используемых педагогических целях. Рассмотрим одно из возможных, разработанных С. А. Шмаковым классификаций. В основу её положены виды человеческой деятельности, которые игра отражает. Это- досуг, труд, познание. общение; психофизическая, интеллектуально- творческая, социальная деятельность.
- 1. Физические и психологические игры и тренинги:
-- двигательные(подвижные игры)
-- экстатические : доставляющие удовольствие играющим (ритмическая импровизация, раскачивание на качелях)
-- освобождающие: пантомимы , юмористические забавы.
-- лечебные.
* 2. Интеллектуально – творческие.
-- интеллектуальные:
Предметные игры дошкольников: творческие, в которых сюжет является формой интеллектуальной деятельности Это могут быть игры путешествия, игры- экскурсии по типу « Клуба знаменитых капитанов» или игры, посвящённые интеллектуальным упражнениям, как известные телеигры «Что?» . «Где?» « Когда?», « Поле чудес»
-- дидактические: основанные на материале учебного предмета, представляющие собой состязания в знаниях;
-- развивающие: отражающие профессиональную деятельность взрослых. Среди них выделяются строительные, технические, трудовые, конструкторские. Для таких игр, как правило, используют различное предметное обеспечение: конструкторы, дидактические материалы и т..д.
-- игры- тренинги ,направленные самопроверку личных возможностей, и на развитие внимания, быстроты реакции, наблюдательности.
-- Электронные, компьютерные, отражающие идеи электронных комплексов.
- 3. Социальные.
--сюжетно- ролевые( подражательные, игры- драматизации, театральные игры) Это форма моделирования социальных отношений, обогащённая свободной импровизацией. Сюжет в этих играх- предмет игрового изображения действительности В основе сюжета- идея созидательности, поиска и открытия, романтики профессии.
-- деловые игры: форма воссоздания предмета и социального содержания профессиональной деятельности. Известны организационно-деятельностные ,организационно- мыследеятельностные, ролевые, имитационные игры.
* 4. Комплексные, создающие разнородные творческие занятия, действия, игры, составляющие единый педагогический эффект. Им свойственен единый социальный сюжет , ведущая досуговая деятельность, обособление детей во времени и пространстве , разнообразие ролей, оптимальность пребывании в состоянии игры. Такие игры широко известны по литературным источникам, например, по повести А. Гайдара» Тимур и его команда».
Игровая технология выстраивается на трёх китах: имитация, импровизация, дух состязательности Условием игры и её атрибутом является смоделированная ситуация, воссоздающая реальные отношения и реальные условия. В этом случае создаются возможности для творчества детей, включения их в деятельность.
1.3 Дидактические возможности игры.
Дидактические возможности игровой технологии таковы:
-- учащиеся овладевают опытом деятельности и отношений, сходным с тем, который они могут получить в действительности;
-- дети получают возможность переноса знаний, опыта деятельности и отношений из учебной ситуации в реальную жизнь;
-- игры обеспечивают учебную среду, гибко реагирующую на потребности детей и стимулирующую принятие играющими решений;
-- игры позволяют « сжимать» учебное время, однако подготовка к ним может быть весьма продолжительной;
-- игра содержит в себе возможности открытия субъективного нового знания и смысла;
-- результат игры двойной: игровой и образовательный.
1.4 Этапы игры.
Учебный процесс на основе игры включает в себя обязательные этапы:
- Организация. На этом этапе сообщается изучаемая тема, характеризуются черты имитации, игровые правила, общий ход игры.
- Подготовка. На этом этапе разрабатывается сценарий, распределяются игровые роли, осваиваются роли осуществляются « прогон» игры в сокращённом виде.
- Игра: проведение игры как таковой.
- Обсуждение игры и итогов. На этом этапе даётся обзор событий игры и возникающих по ходу трудностей ,сопоставляется имитация с соответствующей областью реального мира, устанавливаются связи с учебным материалом.
1.5 Функции учителя.
В зависимости от степени подготовленности класса и этапов реализации технологии учитель может выполнять разные функции. Прежде всего , он проектировщик и сценарист, и разрабатывает условия игры, правила и её схему. Он может быть инструктором и знакомить детей с правилами и последствиями игровых действий. Так как игра – это форма жизнедеятельности, то правила большей частью усваиваются в самой игре, поэтому предварительный инструктаж сводится к минимуму. Руководитель - учитель организует игровую деятельность, распределяет роли, контролирует соблюдение игровых правил. В идеале учитель должен лишь поддерживать ход игры, но не вмешиваться в него. Учитель – тренер помогает полнее использовать возможности игры.
На завершающем этапе учитель выступает как ведущий , организующий поведение итогов.
1.6 Результаты игры.
Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.
Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.
Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра – это:
- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;
- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;
- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
- способствует преодолению пассивности учеников;
- способствует усилению работоспособности учащихся.
Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.
В.А. Сухомлинский говорил, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Глава 2.Практическое применение дидактической игры в развитие познавательного интереса
2.1 Анализ результатов эффективности игры
Одним из условий, при котором игровые технологии эффективны, является желание детей играть. Из проведённых анкет следует:
– Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения
– Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна.
– Более предпочтительна для детей групповая форма игр.
– Большинство учащихся хотят в игре побеждать.
Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.
2.2 Спектр использования игры на уроках.
Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока.
Вместо обычного вступления учителя можно предложить иное начало урока – разгадать (расшифровать) тему урока. Предложить учащимся загадку, ребус, рисунки, карточки с заданием.
- Расставьте карточки, начиная с самой большой. (сантиметр)
- Постройте пирамидку. (алфавит)
При знакомстве с числами первого десятка ребята с удовольствием играют в «Домино». Эта игра знакома им ещё с детского сада. Домино может быть различным: домино с картинками и цифрами, домино с фигурами и цифрами. Ребята могут работать вдвоём (карточки у каждого на столе) или всем классом (работа у доски с большими карточками).
Интересным игровым упражнением для ребят являются магические квадраты, игровое упражнение «Реши правильно и прочти». На доске находятся плакаты с цифрами и буквами. Ученик решает столбик примеров, а рядом с ответом записывает букву, ему соответствующую. Работу можно провести со всем классом, группой учащихся, индивидуально.
Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяю «Решите ребусы», «Решите анаграммы», «Пятый лишний» и «Назовите одним словом».
А вот ученики постарше увлекаются играми, в которых нужно раскрыть тайну или сделать открытие, поэтому в игровые ситуации следует закладывать элементы романтики, совместного поиска, совместной творческой работы.
Ребята подросткового возраста стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются словарными играми, состязаниями. Для них организуются игры, сюжеты которых взяты из исторических и приключенческих книг. Особый интерес в этом возрасте вызывают компьютерные игры.
. Для учеников 10–11-х классов характерны потребность в диалоге, поиск решения проблемы не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. Особенностью игровой технологии для старшеклассников является ориентация на групповой характер игр, а также вовлечение в игру посторонних лиц в качестве зрителей, слушателей, экспертов.
О возрастных особенностях учитель должен помнить при организации игр.
Подводя итог выше изложенному можно отметить «за» использование игровых технологий:
- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
- идет передача опыта старших поколений младшим;
- способствует использованию знаний в новой ситуации;
- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;
- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра – это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. Уникальная особенность игры. Состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребёнка, вообразить то, чего он не видел, представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было.
Игра эмоциональна по своей природе и опыту способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
Игра позволяет задействовать в учебных целях энергию, которую школьники расходуют на «подпольную» игровую деятельность.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Литература.
1.Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Эксперемент. 2005 год
2. Сопельник А. ; Игнатова Т. Игровой сюжет для жизни.
3. Шацкий С.Т Годы искании.Избранные педагогические сочинения.
4 . Юдина Н.П Личностно – ориентированная технология обучения в средней школе 1999 год. Хабаровск.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра, как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задуматься о том, как поддержать у обучаемых интерес к изученному материалу, их активности на протяжении всего урока. Надо позабо...
Имитационная игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках русского языка
Статья на тему "Игровые технологии". Описывается такой вид деятельности как имитационная игра. Материал будет интересен учителям русского языка и литературы....
Доклад "Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии"
Доклад по теме самообразования...
Обобщение педагогического опыта. Творческая работа "Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках географии."
Данный материал содержит компьютерную презентацию практических достижений профессиональной деятельности учителя, показывающую, как с помощью применения игровых технологий активизировать познавательную...
Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."
В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...
План-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме: «Игра как средство активизации познавательной деятельности»
Цель современного образования, в соответствии с государственным образовательным стандартом, заключается в воспитании компетентного выпускника, т.е. в создании условий для оптимального развития способн...
Деловая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках литературы.
Деловая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках литературы....
Комментарии
«Игра как средство активизации познавательной деятельности»
игра