АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математика» в 9 классе
рабочая программа по математике (9 класс) на тему
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Математика»
в 9 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка.
Адаптированная программа по математике для 9 класса разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599).
2. Рабочая программа по математике в 5-9 специальных (коррекционных) классах VIII вида составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2011 года под редакцией В.В.Воронковой, авторы М.Н. Перова, В.В.Эк.
3. Учебного плана МОУ «Ялгинская СОШ» на 2017-2018 учебный год.
II. Общая характеристика учебного предмета.
Цели и задачи, решаемые при реализации адаптированной программы
Цель преподавания математики состоит в том, чтобы: дать ученику ___________ такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут ему в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
Основные задачи: 1.Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры в различных видах практической деятельности).
2.Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни. Формирование начальных представлений о компьютерной грамотности.
3. Формирование элементарных математических представлений о форме, величине, количественных, пространственных, временных представлениях.
4.Формирование представлений о составе числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
III. Описание места учебного предмета с учетом особенностей его освоении учащимися.
По учебному плану школы на 2017-2018 уч. год на изучение курса математики отводится по 102 часов, с учетом по 3 часа еженедельной нагрузки.
Образовательная область «Математика» представлена учебным предметом математикой и в ее структуре – геометрическими понятиями. На изучение геометрического материала отводится в 9 классе из 3 часов отдельным уроком по 0,5 часа в неделю. Всего по 17 часов за год. Геометрический материал занимает важное место в обучении математики. На уроках геометрии учащийся учится распознавать геометрические фигуры, выполнять построение. Определять форму реальных предметов, знакомится со свойствами фигур, геометрических тел, овладевает элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретает практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера.
IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах. Личностные результаты освоения АООП должны отражать: - осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; -формирование уважительного отношения к иному мнению, -развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; -формирование готовности к самостоятельной жизни. Ожидаемые личностные результаты освоения АООП с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся. Личностные результаты освоения АООП могут включать: - основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»; - социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; - формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; - формирование уважительного отношения к окружающим; -овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | |
Предметные результаты освоения АООП | |
1) Элементарные математические представления о количестве, форме, величине предметов; пространственные и временные представления; умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности; умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости; умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один - много). 2) Начальные математические знания о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки, их количественных и пространственных отношений; 3) Навыки измерения, пересчета, прикидки и оценки наглядного представления числовых данных и процессов, записи и выполнения несложных алгоритмов; 4) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач: умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами; умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами; умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия; умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и другое; умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам 5) Способность применения математических знаний для решения учебно-познавательных, учебно-практических, жизненных и профессиональных задач; 6) Оперирование математическим содержанием на уровне словесно-логического мышленияс использованием математической речи; 7) Элементарные умения пользования компьютером. | . |
V. Содержание учебного материала.
Нумерация
Повторение нумерации целых чисел в пределах 1 000 000.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения объема: 1 куб. мм (1 мм3), 1 куб. см (1 см3), 1 куб. дм (1 дм3), 1 куб. м (1 м3), 1 куб. км (1 км3), соотношения: 1 дм3 = 1000 см3, 1 м3 = 1000 дм3, 1 м3 = 1 000 000 см3.
Запись чисел, полученных при измерении объема, в виде десятичной дроби и обратное преобразование.
Арифметические действия
Все виды устных вычислений с разрядными единицами в пределах 1 000 000.
Сложение и вычитание целых чисел и чисел, полученных при измерении, в пределах 1 000 000. Умножение и деление целых чисел и чисел, полученных при измерении, на двузначное число. Использование калькулятора для всех видов вычислений в пределах 1 000 000 с целыми числами и числами, полученными при измерении.
Дроби
Нахождение числа по одной его части.
Использование калькулятора для выполнения арифметических действий с десятичными дробями.
Понятие процента. Нахождение одного процента от числа. Нахождение нескольких процентов от числа. Нахождение числа по одному проценту.
Арифметические задачи
Задачи на нахождение числа по одной его части (проценту).
Задачи на встречное движение (все случаи) и на движение в разных направлениях (все случаи).
Простые и составные задачи геометрического содержания, требующие вычисления объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Геометрический материал
Геометрические тела: призма, пирамида. Узнавание, называние.
Объем геометрического тела. Обозначение: V. Единицы измерения объема: 1 куб.мм, 1 куб. см, 1 куб. дм, 1 куб. м, 1 куб. км. Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
VI. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения математики обучающийся должен
знать:
- таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;
- табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;
- названия, обозначения соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
- натуральный ряд чисел от 1 до 1 000 000;
- геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников (треугольника, прямоугольника, параллелограмма, четырехугольника, шестиугольника), прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, цилиндра, конуса, шара.
уметь:
- выполнять устные арифметические действия с числами в пределах 100, легкие случаи в пределах 1 000 000;
- выполнять письменные арифметические Действия с натуральными числами и десятичными дробями;
- складывать, вычитать умножать, и делить на однозначное и двузначное число, числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях;
- находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа, число по его доле или проценту;
- решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные задачи в 2, 3,4 арифметических действия;
- вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда;
- различать геометрические фигуры и тела;
- строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольника, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии; развертки куба, прямоугольного параллелепипеда.
ПРИМЕЧАНИЯ
достаточно:
- знать величины, единицы измерения стоимости, длины, массы, плошади, объема, соотношения единиц измерения стоимости, длины, массы;
- читать, записывать под обыкновенные, десятичные;
- уметь считать, выполнять письменные арифметические действия (умножение и деление на однозначное число, круглые десятки) в пределах 10000;
- решать простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка, произведения, частного, на увеличение (уменьшение) числа па несколько единиц, в несколько раз. На нахождение дроби обыкновенной; десятичной, 1% от числа; па соотношения: стоимость цена, количество, расстояние, скорость, время;
- уметь вычислять площадь прямоугольника по данной длине сторон; объем прямоугольного параллелепипеда по данной длине стороны;
- уметь чертить линии, углы, окружности, треугольники, прямоугольники, с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля;
- различать геометрические фигуры и тела.
VII. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩЕГОСЯ
ПО МАТЕМАТИКЕ
Знания и умения учащегося по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
1. Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится ученику, если он; а) дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения; в) умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости их пространстве, д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но: а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; г) с незначительной по мощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу; д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредоточивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».
Оценка «З» ставится ученику, если он: а) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила может их применять; б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий; в) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя; г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя; д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы демонстрации приёмов ее выполнения.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает, незнание большей части программного материала не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
Оценка «1» ставится ученику в том случае, если он обнаруживает полное незнание программного материала, соответствующего его познавательным возможностям.
2. Письменная проверка знаний и умений учащихся
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащегося. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными,— это зависит от цели работы и объема проверяемого материала.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены; 1—3 простые задачи, или 1—3 простые задачи и составная или 2 составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий) математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
При оценки письменных работ по математике грубыми ошибками следует считать; неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил и неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Негрубыми ошибками считаются ошибки допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов, действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2—3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено менее половины других заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не приступал к решению задач; не выполнил других заданий.
При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1—2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1—2 грубые ошибки или 3—4 негрубые.
Оценка «2» ставится, если допущены 3—4 грубые шибки и ряд негрубых.
Оценка «1» ставится, если допущены ошибки в выполнении большей части заданий.
При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объемов и т. д., задач на измерение и построение и др.):
Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1-— 2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, а построение выполнено недостаточно точно.
Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; если построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.
Оценка «2» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получен неверный результат при измерении или нарушена последовательность построения геометрических фигур.
Оценка «1» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получены неверные результаты при измерениях, не построены заданные геометрические фигура.
3. Итоговая оценка знаний и умений учащегося
1. За год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладёние им практическими умениями.
З. Основанием для выставления итоговой отметки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, текущих и итоговых контрольных работ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для обучающихся:
- А.П.Антропов. Математика, 9. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2017 г.
Литература для учителя:
- О.А. Бибина. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. М.: Владос,2005 год.
- Ф.Р Залялетдинова. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2007 год.
- М.Н. Перова. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М.: Владос, 2001год.
- В.В.Воронкова. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года. М.: Владос, 2001 год. (Математика - авторы М.Н. Перова, В.В.Эк.)
План - сетка
№ | Раздел | Примерное кол-во часов |
1 | Нумерация | 4 |
2 | Единицы измерения и их соотношение | 5 |
3 | Арифметические действия | 10 |
4 | Геометрический материал | 7 |
Итого: 1 четверть | 26 | |
1. | Умножение, деление целых чисел на двузначное число | 5 |
2 | Умножение, деление чисел, полученных при измерении на двузначное число. | 11 |
3 | Геометрический материал | 6 |
Итого:2 четверть | 22 | |
1 | Сложение, вычитание десятичных дробей с использованием калькулятора | 6 |
2 | Умножение, деление десятичных дробей на однозначное число. | 4 |
3 | Умножение, деление десятичных дробей на 10,100,1000 | 4 |
4 | Умножение, деление десятичных дробей на двузначное число | 4 |
5 | Проценты | 7 |
6 | Геометрический материал | 8 |
Итого:3четверть | 33 | |
1 | Задачи на нахождение числа по 1% | 4 |
2 | Задачи на движение | 7 |
3 | Вычисление объема | 4 |
3 | Геометрический материал | 6 |
Итого:4 четверть | 21 | |
Всего за год | 102 |
Календарно – тематическое планирование с контрольно – измерительным материалом.
I четверть -36 ч.
Контрольная работа-3 Самостоятельная работа -1
№ п/п | Дата | Наименование, содержание темы | Кол-во часов | |
I | Повторение : Нумерация целых чисел в пределах 1000 000 | 7 часов | ||
1 | Разрядная таблица | 1 | ||
2-3 | Чтение и запись чисел в пределах 100000 | 2 | ||
4 | Разложение чисел на разрядные слагаемые | 1+1 | ||
5-6 | Определение разрядных единиц в числе | 1 | ||
7 | Контрольная работа №1: Повторение | 1 | ||
8 | Единицы измерения объема.V мм3,см3.дм3 Соотношение 1дм3, 1м3 | 1 | ||
9-10 | Запись чисел, полученных при измерении V в виде десятичной дроби | 2 | ||
11-12 | Запись чисел, полученных при измерении объема из десятичной дроби. | 2 | ||
13 | Контрольная работа №2 Единицы объема | 1 | ||
14-15 | Устное сложение и вычитание целых чисел в пределах 1000 000 | 2 | ||
16-17-18 | Сложение целых чисел в пределах 1000 000 | 3 | ||
19-20-21 | Вычитание целых чисел в пределах 1000 000 | 3 | ||
22-23-24 | Сложение, вычитание целых чисел в пределах 1000 000 | 3 | ||
25 | Контрольная работа №3 за четверть | 1 | ||
26-27 | Сложение, вычитание целых чисел в пределах 1000 000 | 2 | ||
Геометрический материал - 9 часов. | ||||
28 | Геометрическое тело: призма, элементы | 1 | ||
29 | Геометрическое тело: пирамида, элементы. | 1 | ||
30 | Развертка призмы | 1 | ||
31 | Развертка трехгранной пирамиды | 1 | ||
32 | Развертка четырехгранной пирамиды | 1 | ||
33-34 | Развертка шестигранной пирамиды | 2 -1 | ||
35 | Самостоятельная работа№1: Вычерчивание геометрического тела, развертки» | 1 | ||
36 | Узнавание призмы, пирамиды. | 1 | ||
2 четверть -28 часов. Контрольная работа-2 Самостоятельная работа -1 | ||||
1-2 | Умножение целых чисел на однозначное число | 2-1 | ||
3-4 | Деление целых чисел в пределах 1000 000 на однозначное число | 2 | ||
5-6 | Умножение и деление целых чисел в пределах 1000 000 на двузначное число с использованием калькулятора. | 2 | ||
7 | Контрольная работа №4: Умножение , деление целых чисел в пределах 1000 000 на двузначное число | 1 | ||
8-9 | Умножение чисел, полученных при измерении единицы стоимости на двузначное число. | 2 | ||
10-11 | Умножение чисел, полученных при измерении единицы массы на двузначное число. | 1 | ||
12-13 | Умножение чисел, полученных при измерении единиц длины на двузначное число. | 2 | ||
14-15 | Деление чисел, полученных при измерении единицы стоимости на двузначное число. | 2 | ||
16-17 | Деление чисел, полученных при измерении единицы массы на двузначное число. | 2 | ||
20 | Контрольная работа №5 за четверть | 1 | ||
21 | Все виды вычислений с числами в пределах 1000 000 | 1 | ||
Геометрический материал – 7 часов. | ||||
1 2 | Обозначение объема. Единицы измерения объема | 1 | ||
3 | Объем куба | 1 | ||
4 | Объем параллелепипеда | 1 | ||
5 | Вычисление объема куба | 1 | ||
6 | Вычисление объема параллелепипеда | 1 | ||
7 | Самостоятельная работа №2: Вычисление объема куба, параллелепипеда | 1 | ||
8 | Вычисление объема параллелепипеда, куба | 1 |
№ п/п | Дата | Тема урока | ||
1-2 | Нахождение числа по одной его части | 2 | ||
3-4 | Сложение десятичных дробей с использование калькулятора. | 2 | ||
5-6 | Вычитание десятичных дробей с использованием калькулятора | 2 | ||
7 | Контрольная работа №6: Сложение, вычитание десятичных дробей | 1 | ||
8-9 | Умножение десятичных дробей на однозначное число | 2 | ||
10-11 | Деление десятичных дробей на однозначное число. | 2 | ||
12 | Контрольная работа №7 : Умножение, деление десятичных дробей на однозначное число | 1 | ||
14-15 | Умножение десятичных дробей на 10,100,1000 | 2 | ||
16-17 | Деление десятичных дробей на 10.100.1000 | 2 | ||
18-19 | Умножение десятичных дробей на двузначное число. | 2 | ||
20-21 | Деление десятичных дробей на двузначное число. | 2 | ||
22 | Контрольная работа №8: Умножение, деление десятичных дробей на двузначное число. | 1 | ||
23 | Понятие о проценте (%) | 1 | ||
24-25 | Нахождение 1 % числа | 2 | ||
26 | Решение задач на нахождение 1 % числа | 1 | ||
27-28 | Нахождение нескольких % числа | 2 | ||
29 | Решение задач на нахождение нескольких % числа | 1 | ||
30 | Контрольная работа № 9 за четверть | 1 | ||
31 | Нахождение числа по 1 % | 1 | ||
Геометрический материал – 10 часов. | ||||
1 | Измерение объёма куба | 1 | ||
2 | Вычисление объёма куба | 1 | ||
3 | Измерение объёма прямоугольного параллелепипеда | 1 | ||
4-5 | Вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда | 2 | ||
6-7 | Решение задач на вычисление объема куба | 2 | ||
8 | Решение задач на вычисление объема прямоугольного параллелепипеда. | 1 | ||
9 | Самостоятельная работа:№3 вычисление объема. | 1 | ||
10 | Решение задач на вычисление объема прямоугольного параллелепипеда, куба | 1 | ||
4 четверть – 31 ч | ||||
1-2-3 | Решение задач на нахождение числа по 1 его части | 3 | ||
4-5-6 | Решение задач на нахождение числа по 1% | 3 | ||
7 | Контрольная работа №10 Решение задач на нахождение числа по % | 1 | ||
8-9-10 | Задачи на встречное движение | 3 | ||
11-12-13 | Задачи на движение в разном направлении. | 3 | ||
14-15 | Задачи на движение | 2 | ||
16 | Контрольная работа №11: Задачи на движение | 1 | ||
17-18-19 | Преобразование кубических мер | 3 | ||
20-21 | Решение задач на вычисление V | 2 | ||
22 | Контрольная работа № 12 за год | 1 | ||
23-24 | Решение арифметических задач | 2 | ||
Геометрический материал-8 часов | ||||
1-2- | Решение задач на вычисление объема куба | 2 | ||
3-4-5 | Решение задач на вычисление объема параллелепипеда | 3 | ||
6 | Измерение и вычисление объема куба, параллелепипеда | 1 | ||
7 | Самостоятельная работа №4: Нахождение объема | 1 | ||
8 | Решение задач на вычисление объема . | 1 |
3 четверть -40ч.
Контрольная работа-4 Самостоятельная работа -1
9 класс 1 четверть
Контрольная работа №1: Повторение
Вариант-1
- Решите примеры
24367+12320 567208-124006 12450*5 568866:6
7км2м*19 1750р.70к.:35 20892:56 42056*25 613,8*7 120,6:9
2.В 15 ящиков уложили поровну 364,5кг яблок, а в 12ящиков- 285,6 кг апельсинов. На сколько килограммов масса одного ящика яблок больше массы ящика апельсинов
3. Постройте прямоугольник если, а=2см5мм, в=1,5см. Вычислите его площадь.
Вариант-2
- Решите примеры
44307+12320 347208-124006 12400*5 668466:6 7км122м*15 1750р.70к.:35 20892:56 4206*25 61,8*7 120,6:4
2.В ателье было 7кусков ситца, по 35,25м в каждом и 10 кусков по 33,85м в каждом. Сколько метров ситца было в ателье?
3. Постройте прямоугольник если, а=4см5мм, в=2см. Вычислите его площадь.
Контрольная работа №2: Преобразование единиц объема
Вариант-1
- Выразите в куб. дм
3куб.м450куб.дм; 8куб.м 7куб.дм; 7кум.м90куб.жм
18000куб. см; 310000куб. см; 98080куб.см
- Замените крупные меры объема более мелкими.
154куб.см4куб. мм; 87куб.м 57куб.дм; 47куб.дм15куб. см.
3.Замените мелкие меры объема более крупными.
248009куб.см; 78250куб.дм; 154047куб.мм 675098куб.дм
4.Запишите десятичные дроби целыми числами.
0,0001куб. см= 10,985куб.м= ; 450,5куб.дм=
Контрольная работа № 3 за четверть
Вариант-1
- Для детского дома заготовили на зиму 4750 кг капусты, картофеля - на 1075 кг больше, а других овощей –на 2150кг меньше, чем капусты и картофеля вместе. Сколько других овощей заготовили на зиму?
- Решите примеры
42198+(32742-8706)-19807 90000-(35809+16009)-24980
- Выполни сложение и проверь обратным действием.
56709+63907 305016+348008
Вариант-2
1.Магазин продал 1235 м ситца, шелка - на 239м меньше, чем ситца. Сколько метров ткани продал магазин?
2.Решите примеры.
(20473+186428)-(79312-1005)=
3.Выполни проверку.
116328-98439 396703-249815
Самостоятельная работа по теме: « Вычерчивание геометрического тема, развертка».
Вариант-1
- Назовите геометрические тела.
- Начертите пирамиду, покажите элементы пирамиды.
- Начертите пирамиду, основание имеет квадратную форму, а=3см, высота 6см.
- Начертите развертку данной пирамиды.
Вариант-2
1. Назовите геометрические тела.
2.Начертите пирамиду, покажите элементы пирамиды.
3.Начертите пирамиду с основанием равнобедренный треугольник. В= А=3см, с=4см.
4.Начертите развертку данной пирамиды.
2 четверть
Контрольная работа №4: Умножение, деление целых чисел в пределах 1000000 на двузначное число
Вариант-1
- С одного поля собрали 3248кг помидоров, а с другого- 4576кг. Сколько ящиков понадобится для отправки помидоров в город, если в каждый ящик укладывается по 16 килограммов?
- Решите примеры.
8927*29 9078*46 7600*43 201600:36 7573:24 204450:28
Вариант-2
1.Собрали 4375 кг картофеля. Засыпали 75 сеток по 25 килограммов. Сколько килограммов картофеля осталось?
2.Решите примеры и проверьте обратным действием
4809*37 2409*19 8009* 18
Контрольная работа №5: Умножение, деление именованных чисел на двузначное число
Вариант-1
1.Решите примеры.
18р.76к.*19 23см5мм*58 7т4кг*87
142т80кг:37 341р.64к.:42 211м51см:13
2.На швейной фабрике из294м сукна сшили 98 пальто. Фабрика ежедневно выпускает 1750 таких пальто. Сколько метров сукна требуется ежедневно на пошив пальто?
Вариант-2
- Решите задачу. В первый день собрали 65, 64кг яблок, Во второй день в 15 раз больше. Сколько яблок собрали всего за 2 дня?
- 37ц70кг*48 45р.8к.*14 19м17см*21
275кг500г:19 125м75см:25 7311р60к.:60
Контрольная работа №6 за 2 четверть
Вариант-1
- Решите примеры.
7206*38 20020:28 18р.76к*19 46т 207кг:23 7т8кг*83 387м2дм:44
- Решить задачу.
С поля площадью 18га собрали 3150ц картофеля, а с поля площадью 14га -2240ц. Н сколько больше собрали центнеров картофеля с1 га первого поля, чем с 1га второго поля?
- Вычислить объем параллелепипеда.
а=12м, в=15м,высота= 30м.
Вариант -2
1.Вычислите.
8007*19 3540:15 15р.46к.*24 275кг500г:19 9см5мм*12 85м65см:24
2.Собрали 14 ящиков по25кг картофеля по 25кг в каждом. Отправили 216кг. Сколько килограммов картофеля осталось?
3. Вычислите объем куба, если ребро куба равна 15м
Самостоятельная работа: «Вычисление объема куба, параллелепипеда»
Вариант-1
1.Как вычислить объем любого параллелепипеда?
2.Овощехранилище имеет длину 18.5 м, ширину 14м и высоту 3м на 2/3 заполнен картофелем. Сколько тонн картофеля в овощехранилище, если масса 1куб.м картофеля 0,65т?
4.Длина класса 8м. ширина класса 6м, высота класса 3м. В классе занимаются 16 человек. Сколько куб. метров воздуха приходится на одного человека?
Вариант-2
- Как вычислить объем любого куба?
- 2. Комната имеет длину 6м, ширину 4м и высоту 3м. Чему равен объем комнаты?
- 3. В сарай, имеющий длину 18м, ширину 10м и высоту 4м, сложено сено. Масса 1куб.м. сена 100кг. Чему равна масса сена в сарае?
3 четверть
Контрольная работа №7: Сложение, вычитание десятичных дробей
Вариант -1
1.На складе было 4275, 456т нефтепродуктов. В первый день вывезл-965,75т. Во второй день –на 75, 094т меньше, чем в первый день. А в третий на 209, 9т меньше , чем во второй день. Сколько тонн нефтепродуктов осталось на складе?
2. 349,07+(892,3-107,9) 8012,01-(6,785+53.07)
75,86м+46,9м 247,07кг-46,928кг Х+0.075=1 13,08-Х
Вариант-2.
- Комбайнер собрал с трех участков 670,1т зерна. С первого участка он собрал 294, 7 зерна, со второго участка- на 95, 87т меньше. Сколько тонн зерна комбайнер собрал с третьего участка?
- 75,86м+46,9м 247,07кг-46.928кг 508.5т+34.98т 4120.31-(114,9+95.32)
Контрольная работа №8: Умножение, деление десятичных дробей на однозначное число
Вариант-1
1.Решить примеры
14,8*6 18,4*5 3,48*7 0,146*8 12,46*2
140,4:9 145,95:7 40,3:5 76,54:4 23,42:2
2.Книга стоит 356,6р. Купили 4 книги. Сколько всего денег уплатили за книги?
3.Купили 8 тетрадей Заплатили 923,6р. Сколько стоит 1 тетрадь?
Вариант-2
- Вычислите.
1,2.*3 27,4*2 6,23*4 3,321*5 7,21*3
0.81:3 153,65:7 45,5:5 82,12:2 23,48:4
1.За 5 альбомов заплатили 145,5 Сколько стоит 1 альбом?
Контрольная работа №9: Умножение, деление десятичных дробей на двузначное число
Вариант-1
1.Магазин продал 37 одинаковых книг для школьников на сумму 499,5р и 26 наборов открыток на сумму 117Р.
На сколько дороже книга, чем набор открыток?
2.Решите примеры 124,32:24 201,6:12 286,02:35 77,49:18
0,32*96 3,8*28 0,64*82 84,06*36
Вариант-2
1.Один набор открыток стоит 24,5р. Сколько денег надо заплатить за 16 наборов?
2.Решите примеры
1,7*25 14,18*23 35,08*32 1,4*35
31,1:17 1.29:15 201,6:12 9,090:18
Контрольная работа №10 за 3 четверть.
Вариант-1
- Мастерская получила 800м ткани, Из 35% ткани сшили халаты Сколько метров ткани осталось?
- Вычислить
45,14*29 9,387*5 189,078:9 108,816:24 2,5*10 83,2*100 72,17:10 356,2:1000 8,2*4 378,7*36 0,15*16
3.Вычислить объем параллелепипеда, если длина равна 12м, высота 6 м, ширина 5м.
Вариант-2
- Купили 3кг. Риса. Израсходовали10% Сколько риса израсходовали?
- Вычислите объем куба, если а=10м
- Вычислить
3.25 0,7*10 2,35*100
17.2:10 456:1000 4,3*5 28,4*12 0,25*26
253,96:28
Самостоятельная работа: Вычисление объема
- Нужно измерить объем воды в аквариуме длиной 15дм, шириной 8 дм, высотой 10дм.
В аквариуме плавают 40рыб.2.
- Составьте задачу и решите ее на вычисление объема куба, параллелепипеда.
4 четверть:
Контрольная работа №11: Решение задач на нахождение числа по 1%
Вариант-1
1.На полке стоит 9книг, что составило 1% книг, стоящих на стеллаже. Сколько книг стоит на стеллаже?
2. Ребята посадили в питомнике 15 плодовых деревьев, что составило 1% всех деревьев, растущих в питомнике. Сколько деревьев в питомнике?
3. Найдите число, 1% от числа составляет:
28,46; 25; 120,4 600,1; 175, 85; 6,35; 0,236; 405 1/8х=48; 1/8х=548;
1/8х=0,26; 1/8х=18,2
Вариант-2
1.В поселке построили 5 пятиэтажных дома, что составило 1% всех домов. Сколько домов в поселке?
2. Найдите число, если 1% числа составляет
25; 0,54Т; 3,35р.; 231; 14,7мм; 18,03.
Контрольная работа №12: Задачи на движение
Вариант-1
1.Из двух городов, расстояние между которыми 1080км, одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Скорость одного поезда 60км в час. Через 8ч. Поезда встретились. С какой скоростью шел второй поезд?
2.Легковая машина за 8часов проехала 436,8км, а грузовая машина за то же время- 327,2км. Узнайте, на сколько скорость легковой машины больше скорости грузовой машины?
3.Поставьте вопрос и решите задачу.
Один поезд проехал 564 км за 8часов, а другой поезд за 10 часов- 684км.
Вариант-2
- Один самолет за 4 часа пролетел 2800км., а другой за 5 часов 3250км. Скорость, какого самолета больше и на сколько?
- Расстояние между станциями 220км. Два поезда выехали навстречу друг другу . Один шел со скоростью 19,5 км / ч, а другой со скоростью 25,4км/ч. Какое расстояние будет между поездами через 3 часа?
Контрольная работа №13 за год
Вариант-1
1.В парке осадили 300кустов белых роз , а красных роз на 1% меньше. Погибло 19кустов роз, Сколько кустов роз растут в парке?
2. Найдите число, если 1% числа составляет 125; 30,54Т; 3,351р.; 231; 14,72мм; 18,035.
3.Вычислите объем параллелепипеда, если его длина 5дм, ширина 3дм и высота 4,5 дм.
Вариант-2
1.Кондитерская фабрика изготовила 3800кг печенья 1% всего печенья –сливочное, остальное- молочное. Сколько килограммов молочного печенья изготовила фабрика?
2.Найдите число, если 1% числа составляет
35; 0,57Т; 0,35р.; 231; 14,78мм; 18,031.
3.Длина чулана 6м, высота 3м и ширина 2м. Чему равен объем чулана?
Самостоятельная работа: Нахождение объема
Вариант-1
1.Измерить длину, ширину, высоту коробки и вычислить ее объем.
2.Вычислите объем параллелепипеда, если его длина 5м, ширина 8м и высота 5 дм.
3.Подбери числовые данные к задаче, и решите ее.
Длина комнаты…, ширина…., высота…. Сколько рулонов обоев нужно для оклейки комнаты, если площадь одного рулона обоев 5 кв. м.
Вариант-2
1.Измерить длину, ширину, высоту коробки и вычислить ее объем. 2.Вычислите объем параллелепипеда, если его длина 5см, ширина 3см и высота 4 см
VII. Материально- техническое обеспечение образовательной деятельности.
1.М.Н.Перова. Математика, 9. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2005 год.
2.Перова М. Н., Яковлева И. М.
3 Рабочая тетрадь по математике для учащихся 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
2.Дидактический комплекс
1.М.Н. Перова «Методика преподавания математики в коррекционной школе» М.: Владос, 2001г
2.Ф.Р. Залялетдинова «Нестандартные уроки математики в коррекционной школе» М.: Владос, 2007г
3.С.Е. Степурина «Математика 5-9 классы. Коррекционно-развивающие задания и упражнения» Из-во «Учитель» 2009г.
4.С.Е. Степурина «Математика 5-6 классы. Тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия» Волгоград: Учитель 2007г.
6.Т.Н. Канашевич «Математика» Минск: Современная школа: Кузьма, 2009г.
7.М.В. Беденко «Сборник текстовых задач по математике» Москва: Вако, 2008г
8.Т.П. Иванова «Математика. Коррекционно-развивающее обучение: 5-9 классы» Москва: Школьная пресса, 2005 г.
9.Е.Б. Арутюнян «Математические диктанты для 5-9 классов» Москва: «Просвещение», 1991г.
10.В.В. Эк «Дидактический материал по математике» Москва 1992г.
11.О.И. Дмитриева «Поурочное разработки по математике» Москва: Вако 2009г
12.Я.Ф. Чекмарев «Методика устных вычислений» Москва: «Просвещение» 1970г.
13.О.А. Бибина «Изучение геометрического материала» Москва: Владос, 2005 г.
14.М.Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Москва: «Просвещение» 1996г.
15.Н.И. Зильберберг «Урок математики. Подготовка и проведение» Москва: «Просвещение» 1996г.
16.И.М. Бгажнокова « Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов» допущена Министерством образования РФ, М.: Просвещение 2010 года. (Математика - авторы М.Н. Перова, Б.Б. Горский, А.П. Антронов, М.Б. Ульянцева.)
3. Демонстрационное оборудование
1.Таблица умножения
2.Таблица классов и разрядов
3.Таблица «Римские цифры»
4.Таблица «Компоненты при сложении и вычитании»
5.Таблица Нахождения неизвестных компонентов
6.Таблица «Порядок действия в примерах»
7.Таблица «Письменное сложение многозначных чисел»
8.Таблица «Письменное вычитание многозначных чисел»
9.Таблица «Письменное умножение многозначных чисел»
10.Таблица «Умножение и деление на 10, 100»
11.Таблица «Письменное деление многозначных чисел на однозначное число»
12.Таблица «Соотношение мер длины, массы, времени»
13. Таблица «Целое и дробное»
14.Таблица «Геометрические фигуры»
4.Источники контрольно-измерительных материалов
1.Ф.Р. Залялетдинова Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы Сборник. Москва: Вако,2007.- 128с.
2.Т.П. Иванова, Т.В. Мордашова Математика: планирование уроков, зачеты, математические диктанты и самостоятельные работы. Коррекционно-развивающее обучение: 5-9 классы. Пособие для учителей математики классов коррекционно-развивающего образования. Москва: Школьная пресса, 2005. – 96с.
3. С.Е. Степурина Математика. 5-9 классы: коррекционно-развивающие задания и упражнения. Пособие для учителей математики коррекционных классов общеобразовательных учреждений, педагогов-дефектологов коррекционных учебных заведений. Волгоград: Учитель,2009. – 121 с.
4.О.А. Бибина Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида Пособие для учителя-дефектолога. Москва: Владос, 2005. – 136с.: ил.
Адаптированная общеобразовательная
программа по математике
(VIII вид)
по математике
класс 5 -9
учебный год 2015-2020
Составитель: учитель информатики и математики
Фазлиахмедова И.У.
2015г.
Аннотация к рабочей программе по математике
в специальных (коррекционных) классах VIII вида 5-9 классы
Рабочие программы по математике в 5-9 классах составлены на основе программы М.Н. Перовой, В.В. Эк, Т.В. Алышевой. Программа по математике носит предметно-практическую направленность, тесно связанную с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой обучающихся и другими учебными предметами.
В рабочую программу каждого класса включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение вопросов, изученных ранее, определяется в объеме, который зависит от состояния знаний и умений обучающихся данного класса, их готовности к знакомству с новыми темами. Из числа уроков математики выделяется в 5-9 классах один урок в неделю на изучение геометрического материала.
В программе предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.
Примерные основные требования к знаниям и умениям обучающихся, оканчивающих 9-летний курс обучения:
Учащиеся должны знать:
- Таблицы сложения и умножения.
- Названия, обозначения, соотношения единиц измерения стоимости, длины, массы, времени.
- Числовой ряд чисел в пределах 1 000 000.
- Дроби обыкновенные и десятичные.
- Геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников.
- Название геометрических тел.
Учащиеся должны уметь:
- Выполнять арифметические действия с числами в пределах 100, легкие в пределах 1000 устно.
- Выполнять арифметические действия с многозначными числами письменно в пределах 10 000.
- Выполнять арифметические действия с десятичными дробями.
- Складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное и двузначное число числа, полученные в результате измерения величин, выраженные в десятичных дробях.
- Находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа; число по его доле или проценту.
- Решать простые задачи в соответствии с программой, составные задачи в 2-4 арифметических действия.
- Вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда.
- Различать геометрические фигуры и тела.
- Строить с помощью линейки, угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии.
Для реализации задачи социальной адаптации содержание программы по обучению математике максимально связывается с жизненным опытом учащихся носит ярко выраженный прикладной характер и имеет практическую значимость и жизненную необходимость. Реализуется обучение математике методами и приемами, которые предусматриваются методикой преподавания математики в школе VIII вида.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по математике в 5-9 специальных (коррекционных) классах VIII вида составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В.Воронковой, авторы М.Н. Перова, В.В.Эк.
Структура документа
Рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку, тематический план, основное содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, критерии и нормы оценки знаний обучающихся, список литературы.
Общая характеристика предмета
Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.
Обучение математике во вспомогательной школе носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Цель преподавания математики во вспомогательной школе состоит в том, чтобы:
- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
Задачи:
- через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся вспомогательных школ и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;
- развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией;
- воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Математическое образование в основной специальной (коррекционной) школе VIII вида складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика, геометрия.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительного искусства (геометрические фигуры и тела, симметрия), трудового обучения (построение чертежей, расчеты при построении), СБО (арифметических задач связанных с социализацией).
Общая характеристика учебного процесса
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 805 ч из расчета: в 5 классе – 4 часов, в 6 классе – 5 часов, в 7 классе – 5 часов, в 8 классе – 5 часов, в 9 классе – 4 часа.
В 5-9 классах из числа уроков выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге.
В рабочей программе предусмотрена дифференциация учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству школьников. Учитывая особенности этой группы школьников, рабочая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала. Указания относительно упрощений даны в примечаниях (перевод учащихся на обучение со сниженным уровнем требований следует осуществлять только в том случае, если с ними проведена индивидуальная работа).
Методология преподавания математики
В своей практике мы используем следующие методы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики: (классификация методов по характеру познавательной деятельности).
- Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
- Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
- Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
- Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)
- Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
Наиболее продуктивным и интересным считаем создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.
Для развития познавательных интересов стараемся выполнять следующие условия:
- избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;
- не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
- стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности
(иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями т.д.);
- специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.
В своей работе применяем эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Прививаю и поддерживаю интерес к своему предмету по-разному: использую занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМАТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ
5-6 КЛАССОВ
При системно-деятельностном подходе основными технологиями обучения являются проблемно-поисковая, исследовательская технологии. Именно они позволяют создать такое образовательное пространство, в котором ученик становится субъектом процесса обучения.
Изучение математики в 5-6 классах дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
1) владение знаниями о важнейших этапах развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей, десятичных дробей, положительных и отрицательных чисел; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
2) умение строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики (устные и письменные), понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, выполнять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
3) стремление к критичности мышления, распознаванию логически некорректного высказывания, различению гипотезы и факта;
4) стремление к самоконтролю процесса и результата учебной математической деятельности;
5) способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем;
в метапредметном направлении:
1) сформированности первоначальных представлений о математике как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
2) умения понимать и использовать математические средства наглядности (схемы, таблицы, диаграммы, графики) для иллюстрации содержания сюжетной задачи или интерпретации информации статистического плана;
3) способности наблюдать, сопоставлять факты, выполнять аналитико-синтетическую деятельность, умение выдвигать гипотезы при решении учебно-познавательных задач, понимать необходимость их проверки, обоснования;
4) умения выстраивать цепочку несложных доказательных рассуждений, опираясь на изученные понятия и их свойства;
5) способности разрабатывать простейшие алгоритмы на материале выполнения действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
6) понимания необходимости применять приемы самоконтроля при решении математических задач;
7) стремления продуктивно организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) сформированности основы учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9) способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни (простейшие ситуации);
в предметном направлении:
1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, луч, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера, цилиндр, конус), о достоверных, невозможных и случайных событиях;
3) овладения практически значимыми математическими умениями и навыками, их применением к решению математических и нематематических задач, предполагающее умение:
- выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления;
- выполнять алгебраические преобразования для упрощения простейших буквенных выражений;
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей, объемов геометрических фигур; пользоваться формулами площади, объема, пути для вычисления значений неизвестной величины;
- решать простейшие линейные уравнения.
9 класс (4 ч в неделю)
Умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей на трехзначное число (легкие случаи).
Процент. Обозначение: 1%. Замена 5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 75% обыкновенной дробью.
Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот. Дроби конечные и бесконечные (периодические). Математические выражения, содержащие целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, для решения которых необходимо дроби одного вида заменять дробями другого вида.
Простая задача на нахождение процентов от числа, на нахождение числа по его 1%.
Геометрические тела: куб, прямоугольный параллелепипеда, цилиндра, конус (полный и усеченный), пирамида. Грани, вершины.
Развертка куба, прямоугольного параллелепипеда. Площадь боковой и полной поверхности.
Объем. Обозначение: V. Единицы измерения объема: 1 куб. мм (), 1 куб, см (), 1 куб. дм (), 1 куб. м (), 1 куб. км (). Соотношения: 1 куб. дм = 1000 куб. см, 1 куб. м = 1 000 куб.дм, 1 куб. м = 1 000 000 куб. см.
Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Числа, получаемые при измерения и вычислении объема (рассматриваются случаи, когда крупная единица объема содержит 1 000 мелких).
Развертка цилиндра, правильной, полной пирамиды (в основании правильный треугольник, четырехугольник, шестиугольник). Шар, сечения нара, радиус, диаметр.
- Пояснительная записка
Данная РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по математикеразработана на основе программы для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, допущенной Министерством образования Российской Федерации, издательство: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2001 год.
Программа соответствует учебнику: Математика. 9 класс. Учеб. Для специальных (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ М.Н.Перова. – М., Просвещение, 2014.
По учебному плану в 9 классах 33 учебные недели, математики 4 часа в неделю, всего 132 часа. Рабочая программа составлена на 129 часов, так как 5.10, 23.02, 7.03 – праздничные дни. Запланировано 4 контрольные работы, 1 итоговая контрольная работа в конце года. В течение года возможна корректировка календарно – тематического планирования.
Математика для учащихсяVIII вида является одним из основных учебных предметов.
Данная программа дает учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; позволяет использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств; способствует развитию речи учащихся, обогащению ее математической терминологией; воспитанию у учащихся целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, трудолюбию, самостоятельности, вырабатывает навыки контроля и самоконтроля, развивает точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Некоторые учащиеся незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в усвоении математических знаний. Учитывая особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала.
На всех годах обучения особое внимание уделяется формированию у школьников умения пользоваться устными вычислительными приемами. Выполнение арифметических действий с небольшими числами (в пределах 100), с круглыми числами, с некоторыми числами, полученными при измерении величин включается в содержание устного счета на уроке.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера.
Содержание обучения
Умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей на трехзначное число (легкие случаи).
Процент. Обозначение: 1%.
Замена 5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 75% обыкновенной дробью.
Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот.
Дроби конечные и бесконечные (периодические).
Математические выражения, содержащие целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, для решения которых необходимо дроби одного вида заменять дробями другого вида.
Простая задача на нахождение процентов от числа, на нахождение числа поего 1%.
Геометрические тела: куб, прямоугольный параллелепипед, цилиндр, конус (полный и усеченный), пирамида. Грани, вершины.
Развертка куба, прямоугольного параллелепипеда.
Площадь боковой и полной поверхности.
Объем. Обозначение: V.
Единицы измерения объема: 1 куб.мм (1 мм3), 1 куб.см (1 см3), 1 куб.дм (1 дм3), 1 куб.м (1 м3), 1 куб.км.
Соотношения: 1 куб.дм=1000 куб.см, 1 куб.м=1000 куб.дм, 1 куб.м=1000000 куб.см.
Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Числа, получаемые при измерении и вычислении объема (рассматриваются случаи, когда крупная единица объема содержит 1000 мелких).
Развертка цилиндра, правильной, полной пирамиды (в основании правильный треугольник, четырехугольник, шестиугольник).
Шар, сечения шара, радиус, диаметр.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;
- табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;
- названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
- натуральный ряд чисел от 1 до 1000000;
- геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников, (треугольника, прямоугольника, параллелограмма, правильного шестиугольника), прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, цилиндра, конуса, шара.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять устные арифметические действия с числами в пределах 100, легкие случаи в пределах 1000000;
- выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;
- складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное и двузначное число, числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях;
- находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа; число по его доле или проценту;
- решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные задачи в 2,3,4 арифметических действия;
- вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда;
- различать геометрические фигуры и тела;
- строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии; развертки куба, прямоугольного пераллелепипеда.
Тематическое планирование
Повторение (6 часов)
Десятичные дроби (24 часа)
Геометрический материал (14 часов)
Проценты (31 час)
Геометрический материал (8 часов)
Обыкновенные и десятичные дроби (32 часа)
Геометрический материал (8 часов)
Повторение (9 часов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "Математика" 5 класс (УМК И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович)
Программа рассчитана на 210 часов в год, 6 часов в неделю. Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование уроков....
Рабочая программа учебного курса «Математика» 5 класса К учебнику Н.Я. Виленкин
Рабочая программа курса математика 5 класс, 5 часов в неделю,к учебнику Н.Я. Виленкин....
Рабочая программа учебного курса «Математика» 5 класс
Рабочая программа учебного курса «Математика» для 5 класса ; 175 часов Учебник : Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чеснок...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса "математика" 6 класс
Рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:1.Закон Российской Федерации «Об образовании» (п.2. ст. 32).2.Фе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « Математика» 6 класс ФГОС к учебнику Виленкина Н.Я.
Класс: 6 класс. Уровень изучения учебного материала: базовыйРабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образова...