Агрозадачи в математике
учебно-методическое пособие по математике (5 класс) на тему
- Данный проект основан на активном привлечении к работе по созданию сборника агропрофилированных задач учащихся 5-6 классов.
- В сборник вошли результаты их самостоятельной работы в рамках прохождения тем курса математики 5-6 классов.
- При этом учащиеся привлекаются не только в техническом плане – выполнять задачи, уже сформулированные и поставленные перед ними руководителем проекта (например, искать и собирать статистические данные по определенной теме), но и в концептуальном – они получают возможность придумывать самостоятельно формулировки заданий в рамках заданного формата, а также создают новые форматы и жанры учебных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agrozadachi_v_matematike.doc | 275.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Агрозадачи в математике
Иванова Ульяна Иннокентьевна
Учитель математики, МБОУ «Токкинская ШИСОО
им.П.П.Ощепкова» Олекминского района РС(Я)
Актуальность:
- Сельское хозяйство является одним из ведущих экономических отраслей страны и является одним из важнейших факторов развития села.
- На сегодняшний день перед агрошколой стоит задача воспитать и вырастить компетентного и умелого выпускника в сфере сельского хозяйства.
Цель проекта:
- обучение учащихся составлять и решать математические задачи, связанные с сельским хозяйством.
Задачи проекта:
- Анализ часто встречающихся жизненных ситуаций связанных со знанием элементарных математических вычислений, характерной для нашей местности;
- Составление учащимися задач с агрокомпонентом;
- Создание рабочего сборника задач по математике с агрокомпонентом для младших классов.
Методы и подходы к решению поставленных задач
- Данный проект основан на активном привлечении к работе по созданию сборника агропрофилированных задач учащихся 5-6 классов.
- В сборник вошли результаты их самостоятельной работы в рамках прохождения тем курса математики 5-6 классов.
- При этом учащиеся привлекаются не только в техническом плане – выполнять задачи, уже сформулированные и поставленные перед ними руководителем проекта (например, искать и собирать статистические данные по определенной теме), но и в концептуальном – они получают возможность придумывать самостоятельно формулировки заданий в рамках заданного формата, а также создают новые форматы и жанры учебных заданий.
Новизна проекта:
- Состоит в оригинальном дидактическом подходе, направленном на максимальное расширение возможностей для самостоятельной работы учащихся
Практическая значимость:
- Состоит в том, что на уроках проводится работа по пропаганде сельских видов деятельности, изучаются профессии, связанные с сельским хозяйством, также устраиваются встречи с успешными людьми, работающими в селе (фермерами, предпринимателями), организовываются экскурсии в их хозяйство
Введение
В настоящее время создание в современном мире на селе индивидуальных и коллективных фермерских хозяйств, арендных и семейных подрядов, необходимость рационального и высоко эффективного использования земельных угодий требуют подготовки грамотного, трудолюбивого и предприимчивого крестьянина, имеющего глубокие и разносторонние знания, особенно в области сельскохозяйственного производства, личный практический опыт работы в фермерском хозяйстве, обладающего творческой инициативой, высокой ответственностью, профессиональной культурой, способного принимать самостоятельные нестандартные решения с учетом разнообразных природных условий и складывающейся рыночной конъюнктуры.
Будущее села зависит от того, как сложится дальнейшая судьба выпускников школы, вернутся ли они домой, получив профессиональное образование. Поэтому перед сельской школой стоит очень ответственная задача – воспитание у ребят глубокой любви к родной земле, сельскохозяйственным профессиям.
В условиях решения поставленных задач, важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Именно поэтому в различных областях и регионах нашей страны руководители школ, учителя, ученые, педагоги ищут и апробируют рациональные пути и методы формирования у школьников знаний, умений и навыков по основам аграрной технологии.
Для формирования любви ко всему родному, наша школа не только декларирует необходимость труда, но и на практике осуществляет трудовое воспитание, поддерживая в этом традиции прошлых поколений. Это выражается в труде на собственной школьной земле: на картофельном поле, на пришкольном участке, в летних лагерях и на уроках.
На уроках математики учащиеся анализируют, решают и придумывают свои задачи с агротехнологическим содержанием.
Учащиеся находят статистическую информацию из различных источников и с помощью учителя составляют задачи:
- Масса дикого северного оленя составляет 78 кг у самок и 93 кг у самцов. Сколько килограммов составит масса 15 самок и 25 самцов?
- В 1970 году шкурка соболя стоила 120 рублей. Сколько рублей получил охотник за 270 шкурок соболей?
- В природе у каждой соболиной особи есть свой участок. Выразите в квадратных метрах участок одного соболя, если она составляет от 150 до 2000 гектаров.
- Соболь передвигается по земле «галопом», совершая прыжки от 50 до 80 см длиной. Сколько км прошел соболь за 73 прыжка, если длина его прыжка составляет 60 см?
- Надой молока на одну корову в 1990 году составила 1870 кг. В 1991 году уменьшилась на 365 кг, а 1992 году увеличилось на 125 кг по сравнению с 1990 годом. Сколько кг молока надоили за эти три года?
- В таблице приведены данные о поголовье крупного рогатого скота. На сколько уменьшилось поголовье скота за пять лет?
Годы | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
количество | 247600 | 248800 | 246800 | 233900 | 233000 |
- На территории Олекминского района могли бы разместиться несколько государств вместе взятые: Корея - 98000 кв.км, Кувейт – 20000 кв.км, Словения – 20000кв.км, Израиль – 22072 кв.км, Лихтенштейн – 200кв.км, О-ва Кука – 240кв.км, Италия – 301кв.км.
Сколько квадратных километров составляет площадь Олекминского района?
- Длина пришкольного участка, который имеет прямоугольную форму, 110 м, а ширина на 35 м меньше длины. Найдите периметр и площадь пришкольного участка.
- По переписи населения от 2014 года в Олекминском районе проживает 25,7 тыс.человек. В Жарханском национальном наслеге проживает в 17 раз меньше. Сколько жителей проживает в селе Токко?
- По данным Всероссийской переписи населения в 2010 году в Олекминском районе русские составляют 45,6%, эвенки – 4,6%, татары – 1,7%, эвены – 1%, украинцы – 0,8%, другие национальности – 3,7%, остальное население – якуты. Сколько процентов населения составляют якуты?
- На территории улуса находится 90 котельных, 5/9 из которых отапливается дровами. Сколько котельных отапливается дровами?
- В магазин «Чара» завезли 75 кг огурцов. До обеда было продано 2/5 этих огурцов. Сколько кг огурцов осталось продать
- Один гектар соснового леса вырабатывает в год 36 т кислорода. Человек в сутки поглощает 715 г кислорода. На сколько суток хватит этого кислорода учащимся нашего класса ( у нас в классе 8 человек)?
Это им помогает приобретать навыки составления задач, показывающих практическую направленность, дети учатся перерабатывать объем информации, рассматривать задачи под другим углом. Составление задач побуждает их добывать сведения, анализировать и использовать свои практические наблюдения во время работы на пришкольном участке в теории.
Результатом совместной работы учителя и учащихся стало составление сборника задач не только с агротехнологическим содержанием. Сборник расширился задачами практического содержания из контрольно измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ:
- На диаграмме показано урожай овощей с пришкольного участка. Определите по диаграмме, в каких пределах находится урожай картофеля?
1) 0-10% 2) 50-100% 3) 10-25% 4) 25-50%
- Постройте круговую диаграмму урожая картофеля с пришкольного участка Токкинской школы за 3 года:
2012-2013 уч.г. | 2013-2014 уч.г. | 2014-2015 уч.г. |
2500 кг | 1600 кг | 3000 кг |
- Летом килограмм клубники стоит 80 рублей. Маша купила 2 кг 200 г клубники. Сколько рублей сдачи она должна получить с 1000 рублей?
- В летнем лагере 249 детей и 28 воспитателей. В автобус помещается не более 48 пассажиров. Сколько автобусов требуется, чтобы перевезти всех из лагеря в город?
- Магазин закупает цветочные горшки по оптовой цене 140 рублей за штуку и продает с наценкой 25%. Какое наибольшее число таких горшков можно купить в этом магазине на 1300 рублей?
- Для приготовления маринада для огурцов на 1 литр воды требуется 10 г лимонной кислоты. Лимонная кислота продается в пакетиках по 15 г. Какое наименьшее число пачек нужно купить хозяйке для приготовления 8 литров маринада?
- В летнем лагере на каждого участника полагается 70 г сахара в день. В лагере 163 человека. Сколько килограммовых пачек сахара понадобится на весь лагерь на 7 дней?
- Для приготовления вишневого варенья на 1 кг вишни нужно 1,5 кг сахара. Сколько килограммовых упаковок сахара нужно купить, чтобы сварить варенье из 19 кг вишни?
Площадь на клетчатой бумаге
- На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см 1 см изображен треугольник (см. рисунок). Найдите площадь фигур в квадратных сантиметрах.
4 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
Заключение:
- Цели и задачи АГРО проекта позволяют прогнозировать получение результата образовательной деятельности, которая обеспечивает быструю адаптацию выпускников нашего учреждения в разных жизненных ситуациях, создает базу для успешного обучения в средних специальных и высших учебных заведениях и для работы в различных сферах сельского хозяйства.
- Для дальнейшей успешной реализации проекта нужно:
- на уроках активизировать работу по пропаганде сельских видов деятельности, изучать профессии, связанные с сельским хозяйством;
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к его истории;
- воспитывать желание жить и трудиться в родном селе.
Использованная литература:
- Математика: учебник для 5-6 кл.ОУ./Н.Я.Виленкин и др.-М:Мнемозина, 2014
- Сборник задач по математике (агропрофилизация) 5-9 классы.-Малыкай, 2005
- «Токкинцы – участники ВОВ 1941-1945гг (люди, факты, события)», /П.Д.Габышев ред.газеты Олекма
- ЕГЭ 2015.Математика. Задача 9. Геометрия: площадь /И.В.Ященко.-М: Изд.МЦНМО, 2015
- Тесты по математике для подготовки к ЕГЭ 5-7 классы/Т.И.Маркова. С-Петербург, 2013
- Рабочая тетрадь по математике. К учебнику Н.Я.Виленкина «Математика: 5 класс/Т.М.Ерина-М:Экзамен, 2014
- Социально - экономическое развитие Олекминского района РС(Я) в 2014 году. Выпуск №6. Справочный материал к Отчету исполнительных органов государственной власти РС(Я) по итогам 2014 года/Якутск-2014
Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование по математике в 6 классе « Здоровьесберегающие задачи математики. Роль математики в борьбе с курением»
Этот урок посвящен научному исследованию. Одной из самых актуальных проблем современности является увеличение курящих людей, особенно школьников. Какова роль математики в борьбе с курением....
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)
Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...
Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах
Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов Олимпиада по математике 7 класс
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для школьного этапа олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов....
Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"
Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....