«Дифференцированный подход в обучении на уроках в условиях ФГОС»
методическая разработка по математике (5, 6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение учителей математики
ДОКЛАД
«Дифференцированный подход в обучении на уроках в условиях ФГОС»
Подготовила – учитель математики Зайцева Е.М.
Рудовский филиал МБОУ «Пичаевская СОШ»
2016-2017 учебный год
Стандарты ФГОС содержат личностно ориентированный подход обучения. Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы существенно изменились. Современная модель образования ориентирована на решение задач инновационного развития экономики. Конкуренция национальных систем требует постоянного обновления технологий; ускоренного усвоения инноваций; быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира, возможность получения качественного образования. Какова же суть изменений в образовании? Если раньше перед учителем стояла задача – дать прочные знания и довести их до умений и навыков путем тренинга -, то на современном этапе от нас требуется развитие личности, способной к самореализации, готовой к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации обучения; умеющей осуществлять контроль своей деятельностью, определять способы своей деятельности, корректировать свои действия; владеющей основами самоконтроля, самооценки; умеющей организовывать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками и т.д., другими словами мы должны научить ученика учиться.
«Плохой учитель преподносит истину , хороший учит ее находить» - это слова немецкого математика девятнадцатого веке Адольфа Дистервега.
Современное общество выдвигает новые требования перед образованием. Формирование у учеников творческих способностей, развитие их природных наклонностей и задатков является одной из важнейших задач изучения математики в школе. Идеалом современного обучения является личность, отличительная черта которой – не энциклопедические знания, а гибкий ум, быстрая реакция на все новое, постоянное желание учиться, наблюдать, исследовать.
Важнейшим фактором личностно – ориентированного подхода к обучению является его дифференциация, которая дает возможность разрешить противоречие между потребностью общества в людях с развитыми индивидуальными способностями и однообразием обучения в школе. Существенным является последовательное развитие способов индивидуализации обучения в условиях обычного класса, то есть внутренняя дифференциация.
Как известно, в произвольно сформированных классных коллективах ученики отличаются между собой интересами к изучению отдельных дисциплин, уровнем учебных возможностей. Практические результаты обучения и воспитания свидетельствуют о том, что низкая успешность многих учеником является результатом несоответствия между индивидуальным темпом усвоения знаний и темпом, который учитель предлагает на уроке. В результате этого класс оказывается неоднородным по способности к усвоению знаний. К сожалению, до настоящего времени в учебном процессе доминирует ориентация на абстрактного «среднего» .
«Затухание» способностей одаренных детей – серьезная педагогическая проблема в школе. В этом случае внешняя дифференциация обучения могла бы помочь ответить на многие вопросы, связанные с развитием нестандартной личности. В противном случае развитие одаренных детей тормозится, снижается уровень их притязаний, деформируется мотивация и направленность личности на интеллектуальный труд.
От обучения, ориентированного на «среднего» ученика, страдают и учащиеся с менее развитыми способностями. Большая часть этих школьников постоянно находится в дискомфортном состоянии не справляющихся с учебой, что приводит к целому ряду негативных последствий: потере интереса к обучению, отрицательному отношению к школе и учебному труду, развитию чувства собственной неполноценности, которое по законам психологии требует вытеснения, поиска источника удовлетворения в других сферах.
Одним из основных положений ФГОС является - преемственность основных общеобразовательных программ от школьного до высшего профессионального образования.
То есть выпускник, получивший основное общее образование должен легко и просто продолжать дальше обучение в среднем и высшем звене.
Что же получается на деле?
Объективно математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. В тоже время есть дети, которые имеют явно выраженные способности к этому предмету. Как сделать так, чтобы каждый ребенок наиболее полно раскрыл свой потенциал и был успешен на государственной итоговой аттестации по математике? Передо мной, как перед учителем стоит проблема:
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся:
- Формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности;
- Развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования.
Задача учителя – в условиях “обучения всех”, прежде всего, научить каждого на максимально возможном для него уровне. Дифференциация обучения позволяет обоснованно и эффективно вести работу с учащимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и развития.
Данная проблема очень актуальна, с моей точки зрения. Не даром к ней обращались великие математики на протяжении всего исторического времени.
«Деление класса на группы, из которых одна сильнее другой не только не вредно, но и даже полезно, если наставник умеет занимаясь с одной группой, сам давать двум другим полезные самостоятельное упражнения» - писал великий ученый Д. Ушинский. В основе уровневой дифференциации лежат два основных принципа. Первый – это достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, второй – создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые проявляют интерес к математике и желание освоить больше.
Важно, чтобы каждый ученик определил для себя планируемый результат, на какую отметку он должен сдать экзамен. Это не означает, что “потолок” должен занижаться, или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как ученику, так и учителю. Учителю необходимо ставить опережающую цель: дать “на выходе” для ребенка результат выше, чем планировалось.
В своей работе я использую технологию разноуровневого подхода в обучении математике. Считаю, что наиболее эффективной является методика разноуровневого урока, основанная на дифференцированном подходе к учащимся. Важно определение стартового уровня знаний для каждого ученика, поэтому в начале учебного года провожу контрольные срезы.
Итак, в классе формирую три уровня учащихся: уровень 1 – учащиеся, которые имеют низкие математические способности, уровень 2 – учащиеся, которые имеют средние математические способности, уровень 3 – учащиеся, которые имеют высокие математические способности. Ребята знают, что со временем можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения. На уроках использую технологии уровневой дифференциации, После изучения индивидуальных особенностей учеников в классе, работаю в трех направлениях:
1) провожу разноуровневые уроки, на которых использую разноуровневые задания (обучающие и контролирующие). Учащиеся должны уметь оценивать себя и своих товарищей, знать, что необходимо уметь на оценки «3», «4», «5».
2) учу самостоятельной работе с учебником, с дополнительной литературой, ресурсами Интернет, организую ребят для участия в школьных , районных олимпиадах.
3) обучаю исследовательской работе – использованию задач с элементами исследования, развивающих задач и творческих заданий.
На разноуровневых уроках осуществляю дифференцированный подход на любом из этапов урока.
Огромное внимание уделяю устной работе. Главное условие здесь - систематичность, работа на каждом уроке. Во время устной работы половину повторяемого материала можно отработать в течение 5-7 минут .При изучении нового материала и закреплении: первый урок провожу одинаково для всех, на следующих уроках происходит разноуровневая работа. Уровень 1 – возвращается к основным моментам, повторяет снова теоретический материал и решает простейшие задания. Уровень 2 – сосредотачивается на упражнениях, которые требуют решения, старания и понимания основных положений тем и умений. Задания для уровня 3 – переходят от обязательных в творческие.
Закрепление пройденного материала проводится следующим образом: дети уровня 3 работают по карточкам индивидуально, уровня 2 - работают на месте, а учащиеся уровня 1 работают у доски с учителем.
Провожу самостоятельную работу так же трех уровней.
Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик-учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить в нужный момент помощь. Этому способствует групповая форма работы. Класс разбивается на группы по 2 человека. Дети в парах организованы с разным уровнем развития: средний – низкий, высокий – средний. Все пары получают задания. Задания выполняют парой, при этом идёт обсуждение, опрос друг друга. Затем пара должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все пары или часть пар, учащиеся приходят к общему выводу. Таким образом, абсолютно все ученики всё полезное время потратили на достижение главной цели урока. Я направляю работу, частично помогаю, корректирую.
Практикую в своей работе зачёты и смотры знаний по темам, что положительно сказывается на подготовке к экзаменам. Зачеты провожу в конце темы в виде теста, который составлен из задач трех уровней. Первый этап смотра знаний предусматривает повторение теоретического материала. Второй этап включает решение задач второй части, т.е. умение применять теоретический материал на практике. Третий этап предусматривает решение творческих заданий. Приветствуется, если учащиеся применяют различные способы решения.
Важным условием успешности ученика является тщательное отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала. Разработанная мною система контроля знаний, умений и навыков учащихся позволит учителю, во-первых, постоянно получать информацию об уровне усвоения учебного материала по каждой теме, своевременно принимать меры по восполнению пробелов; во-вторых, повысить мотивацию учащихся к учебе; в-третьих, привлечь внимание родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение детей.
Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе всё большее применение. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надёжных итогов контроля. При тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты.
Моя цель – привести детей к успеху, и если ребенок шаг за шагом успешно добивается успеха и ощущает его, то это способствует не только овладению базовым уровнем знаний, но и формирует у ребенка интерес к учебе, развивает его математические способности, повышает чувство собственного достоинства и раскрывает его интеллектуально-творческий потенциал.
Одним из требований ФГОС является – формирование условий для эффективной реализации и освоения обучающимися программы образования, в том числе условий для индивидуального развития.
Какие же условия надо изменить в нашей школе?
В-первых, недостаточное материально- техническое обеспечение. В нашей школе одна интерактивная доска, недостаточное количество компьютеров, так что учителя вынуждены даже приносить собственные ноутбуки в школу для работы.
Во–вторых, раньше на изучение математики отводилось 6 часов в неделю, теперь только 5.
И тогда проводимая работа позволит получать 100% успеваемость учащихся, развивать творческие способности детей, создавать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик будет решать те или иные задачи самостоятельно, следовательно, повысится его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.
Использование личностно-ориентированного подхода способствует:
- повышению качества усвоения знаний по математике школьниками
-развитию самостоятельности;
-повышению их творческой активности.
Конечно же, данная система требует большого количества времени учителя на подготовку к занятиям, проверку и анализ работ, проведение индивидуальных консультаций. Но, чтобы результаты обученности выпускников основной школы были объективными при новой форме итоговой аттестации, нам необходимо пересмотреть накопленный опыт и работать в ключе требований ФГОС второго поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение "Разноуровневый дифференцированный подход при реализации содержания урока как условие формирования у обучающихся самостоятельности и инициативы"
"Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить этой работы в забаву" - одна из главных задач при применении разноуровневого дифференцированного подхода....
Дифференцированный подход в обучении на уроках истории
Основное назначение дифференцированного подхода состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия в учебных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формиров...
Из опыта работы: "Дифференцированный подход к обучению на уроках географии"
Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Анализируя образовательные, воспитательные и развивающие аспекты учебной деятельности, определяю следую...
Дифференцированный подход в обучении на уроках истории.
В этой статье Вы, уважаемые коллеги-историки, можете познакомиться с типовыми заданиями, которые можно применять на уроках, используя разноуровневый подход....
Дифференцированный подход в обучении на уроках физики
Физику изучает каждый ученик независимо от его наклонностей и увлечений. Физико-математическое образование - важный компонент образования человека, в какой бы области он ни работал. Формирование умств...
Основные подходы к обучению и воспитанию в условиях ФГОС
Выступление на августовской конференции....