Дифференцированный подход к обучению на уроках изобразительного искусства.
материал по изобразительному искусству (изо) по теме
(Статья)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovannyy_podkhod.doc | 80 КБ |
differentsirovannyy_podkhod.ppt | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Творческая работа
на тему: Дифференцированный подход к обучению на уроках изобразительного искусства.
САРАТОВ 2012
Нас волнуют одни и те же вопросы и проблемы: что надо сделать, чтобы за 45 минут дать качественные знания учащимся, как рационально использовать время, как повысить интерес у учащихся, как приучить их работать самостоятельно.
И среди огромного числа этих проблем, пожалуй, наиболее острой является: проблема дифференциации обучения, которая является наиболее актуальной на сегодняшний день.
Проблемой дифференцированного обучения занимались Гузик Н. П., Фирсов В. В., Селевко Г. К., Унд Инге, Лошнова О. Б. и многие педагоги новаторы.
Следует заметить, что, несмотря, на обилие работ по осуществлению принципа дифференцированного подхода, проблема дифференцированного обучения остается не решенной. Острота ее обусловлена отсутствием достаточно четких позиций у исследователей, занимающихся ее разработкой. Во-первых, принцип дифференцированного обучения в большинстве случаев исследуется изолированно от других принципов дидактики, что приводит к определенному игнорированию последних в ходе реализации практических рекомендаций учителями. Во-вторых, поиски оптимальных путей реализации принципа дифференцированного подхода в обучении зачастую ведутся без учета уровня квалификации учителей и конкретных условий их деятельности. Это обстоятельство одно из основных препятствий на пути дифференциации учебного процесса. Отрывая учебный процесс от личности учителя, исследователи дают нередко такие рекомендации, реализация которых вообще невозможна в школьной практике.
На практике, как показывают наблюдения за работой учителей, удается осуществлять дифференцированный подход в полной мере только учителям мастерам, обладающим богатым комплексом знаний, умений и педагогических способностей, учителям с ярко выраженной профессиональной направленностью.
В каждом возрастном этапе развития человека образуется как общие свойства, присущие социальной группе, так и специфические, индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста отличаются друг от друга по типологическим особенностям высшей нервной деятельности, физическому и духовному развитию, способностям, интересам и т.д. Таким образом, класс состоит из учащихся с разным развитием, разной подготовленностью, разной успеваемостью и отношением к учению, разными особенностями внимания и памяти.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей:
- одни учащиеся более полно проявляют себя в тематических заданиях, другие в декоративной работе, третьи – в работе с натуры, четвёртые – в скульптуре;
- кто-то больше любит рисовать красками, кто-то - карандашом и редко прибегают к краскам;
- одни рисуют сложные и интересные композиции, другие выбирают простой сюжет и примитивно его решают, третьи любят изображать одни и те же предметы, например, самолёты, танки, но равнодушны, скажем, к изображению природы.
Индивидуальный подход к учащимся имеет большое образовательное и воспитательное значение, он создает условия для развития всех учащихся, а не только способных к изобразительной деятельности.
Педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Активируя деятельность детей, не следует их опекать и, приучать к механическому выполнению указаний учителя. Бесконечная опека, злоупотребление образцом, подготовка готовых материалов, которые направляют детей на выполнение трафаретных работ, похожих одна на другую во всех деталях не развивают у них активности и творческой инициативы, а воспитывают пассивность и равнодушие.
Дети не испытывают радости творчества и интереса к выполнению задания. Привлечение же внимания ребят к основным признакам того, предмета, который они должны изображать, активное его обследование, являются стимулами воспитания и проявления активности. Следует всячески пробуждать детей проявлять самостоятельность, использовать свои умения, не ожидая указаний к каждому действию. Надо доверять детям действовать самостоятельно, несмотря на то, что их работы на первых порах будут неудачными, не такими правильными и чистыми, как те, которые выполняются с постоянной помощью педагога и с начала до конца направляются его прямыми указаниями.
В зависимости от индивидуальных особенностей учащихся класс можно разделить на следующие группы:
- в первую группу (слабую) включают школьников, имеющих слабую подготовку к изобразительной деятельности. В их работах можно обнаружить грубые ошибки. К этой группе относятся также дети с неразвитым художественным вкусом и творческим воображением.
- во вторую группу (среднюю) включают учащихся, у которых работы не имеют грубых ошибок, но невыразительны. Задачи, поставленные учителем, выполняются не всегда. К этой группе относятся дети со слабо развитым художественным вкусом, творческим воображением.
- Третью группу (сильную) составляют дети, имеющие способности, а также некоторые умения и навыки в изобразительной деятельности. Работы детей этой группы интересны композиционно и живописно. Задачи, поставленные учителем, выполняются. Дети любят рисовать на свободные темы, проявляют богатую фантазию.
По каким же ещё принципам распределяются учащиеся в три группы:
1. Оригинальный. Заметно стремление передать на рисунках действия (движения) или чувства изображенных персонажей. Темы, сюжеты и отдельные изображения редко встречаются у детей этого возраста. (Сильная группа)
2. Необычный. Замысел редко повторяется на рисунках детей только этого класса. По рисункам заметно стремление передать действие (движение). Тема, сюжет, изображения редко повторяются у других детей. (Средняя группа)
3. Интересный. Замысел повторяется на рисунках других учеников класса, но отдельные изображения передают движение, жестикуляцию, действия, которых нет на рисунках уровня «обычный». (Средняя группа)
4. Обычный. Замысел часто повторяется у нескольких учеников или часто встречается у детей этого возраста. Без словесных пояснений рисунки непонятны. (Слабая группа)
В современных условиях образования учитель уже с первого класса часто ведет обучение применительно к среднему уровню – к среднему развитию, средней подготовленности, средней успеваемости. Это часто приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в развитии, теряют интерес к обучению, которое не требует от них особых навыков и большой усидчивости при выполнении работ: «слабые» ученики наоборот, часто обречены на хроническое отставание от «сильных» и так же теряют интерес к обучению, которое требует от них слишком большого напряжения. Возникает вопрос, как построить учебный процесс, чтобы «слабому» ученику он был под силу и интересен, а у «сильного» не пропадало желание работать из-за легкости и простоты выполнения творческих работ. Учителю надо организовать работу так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.
В настоящее время психологи и педагоги пытаются найти оптимальное сочетание работы с классом путём дифференцированных и индивидуальных форм учебных занятий.
При таких видах и формах обучения одни и те же вопросы программы в зависимости от подготовленности учащихся, школьники изучают с различной полнотой и глубиной, с тем, чтобы каждый был оптимально занят на уроке, т.е. основными целями данного вида обучения являются: максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и само реализоваться, а не формировать заранее заданные свойства. Особенно нуждаются в дифференцированном подходе школьники с пониженной обучаемостью, чтобы предупредить их переход в категорию хронически неуспевающих или преодолеть их неуспеваемость.
Важную роль в преодолении стойкой неуспеваемости играет вера в свои силы, уверенность школьника в своих возможностях и способностях к обучению. Школьника надо убедить (и показать реально), что он вполне может выполнять и осваивать новые принципы и техники выполнения работ не хуже товарищей, что «трудно не значит не возможно». Учителю следует помнить, что формирование веры в свои силы способствует переживание школьником успехов, пусть первых и скромных. Поэтому важно, как организовать работу неуспевающих учеников, чтобы они чувствовали свое движение вперед, надо дать ему возможность пережить радость первых успехов на том пути, на котором до сих пор у него были одни огорчения и неудачи. Учителю начальных классов надо пользоваться каждой возможностью, чтобы подчеркнуть хотя бы небольшой, на первых порах, успех ученика, обратить его внимание на, пусть пока еще скромные, достижения.
В младших классах авторитет уроков изобразительного искусства достаточно высок: в числе любимых их называет каждый пятый ученик, тогда как в 5-7 классах – лишь 7-8 % учеников. У школьников ослабевает интерес к художественно-творческой деятельности, дети перестают рисовать на уроках, дома. Следовательно, работу по развитию художественно-творческих способностей нужно сделать более интересной и качественной уже на ранних сроках обучения.
Осуществление принципа дифференцированного подхода на уроках изобразительного искусства означает внимание не только к тем, кто затрудняется в учебной работе, но и к тем, кто обнаруживает высокий уровень умственного развития, проявляет ярко выраженные интересы, склонности и способности к каким-либо видам деятельности.
Задачи обучения в школе – создание условий, которые обеспечивали бы всестороннее развитие способностей всех детей. Наряду с этим стоит задача выявления школьников, обнаруживающих глубокие интересы, склонности и способности в определенных областях. Им надо создавать условия для дальнейшего развития. Нужен не уравнивающий всех школьников подход к их способностям, а такой, который всесторонне развивал бы способности каждого, к чему он проявляет особенно большой интерес и склонность. Здесь большую роль могут играть факультативные курсы, познавательные и художественные кружки и т.д, которые основаны на принципах дифференцированности и индивидуальности подходов к обучению.
Примечательно, что учащиеся с низкой работоспособностью чаще других попадают в ряд не успевающих, хотя в большинстве в своем вовсе не страдают умственной недостаточностью или отсутствием интереса к обучению. Нет, им просто нужен другой темп работы.
Отсюда следует вывод о необходимости использования в обучении, особенно при подаче нового материала, широкого арсенала средств наглядности – схем, чертежей, картин, плакатов, опорных карточек и т.п. (см. приложение).
Наличие учащихся с различными типами мышления предъявляет особое требование к изложению учебного материала, оно должно быть не только информативным, доступным, но и эмоциональным, ярким, вызывающим у учащихся определенные представления, ассоциации, зрительные образы.
Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение:
- это форма организации учебного процесса, при которой учитель работая с группой учащихся, учитывает наличие у них каких-либо значимых для учебного процесса качеств (гомогенная группа);
- это также часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении):
- это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.
- Это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, - адаптации обучения к особенностям различных групп учащихся.
Дифференциацию делят по нескольким признакам:
- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы)
- по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды)
- по личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту)
- по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха)
- по уровню умственного развития (уровню достижений)
- по области интересов (гуманитарные, исторические, математические …)
Стоит более подробно остановиться на уровневой дифференциации, т.к. она наиболее часто используется учителем на уроке. Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной дидактике однозначной оценки; в ней имеются на ряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.
Положительные аспекты уровневой дифференциации:
- исключаются не оправданные и нецелесообразные для общества «уравниловка» и усреднение детей;
- у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
- отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания;
- появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
- реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
- повышается уровень «Я - концепции»: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
- повышается уровень мотивации ученья в сильных группах;
- в группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться.
Отрицательные аспекты уровневой дифференциации:
- деление детей по уровню развития негуманно;
- слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;
- высвечивается социально-экономическое неравенство;
- перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства;
- несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в ряд слабых переводятся неординарные дети;
- понижается уровень «Я - концепции»: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости;
- понижается уровень мотивации ученья в слабых группах;
- переукомплектование разрушает классные коллективы.
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход.
Необходимость индивидуализации и дифференциации обучения несомненна, но тогда требуется найти приемлемые в условиях современной школы варианты организации работы на уроке. (Такую работу лучше проводить во время закрепления и повторения изученного материала).
Одним из вариантов может быть создание трех групп и индивидуальная работа с каждой (численность и состав группы может меняться).
Как в этом случае может быть организован урок?
Работа на уроке ведется в малых группах по 6-8 человек. Каждая из групп работает на любом уроке с учителем от 7 до 10 минут (это оптимальная продолжительность эффективной интенсивной работы). Таким образом, за 45 минут каждая группа (а значит и каждый ребенок) имеет шанс работы с учителем.
Преимущество этого варианта и в том, что педагог получает возможность более равномерно распределить свое внимание между учениками каждой группы. В тот момент, когда учитель работает с очередной группой, остальные либо самостоятельно готовятся к работе с учителем, либо также самостоятельно выполняют задания.
При наличии индивидуальной работы с каждым ребенком, такой вариант не создает дополнительных трудностей и позволяет варьировать характер подачи нового материала, темп изучения материала, количество заданий, скорость работы и т.п.
Такой вариант позволяет учесть функциональное состояние ребенка, его работоспособность, утомляемость и при необходимости дать возможность даже в процессе уроков передохнуть, сменить позу, эффективно провести физкультпаузы и снять напряжение. Практически у каждого ребенка бывают не только часы, но и дни, когда он может интенсивно работать. При фронтальном варианте работы такой день – невосполнимая утрата сил, энергии, старания, подкрепленного осознанием собственной неумелости, неспособности (на которую указывают и в школе, и дома). Данный вариант предлагает «исключить» такого ребенка из учебного процесса и сделать все с новыми силами на следующем уроке или завтра. Этот вариант предусматривает (при необходимости) и работу с одним ребенком.
Преимущество такой организации занятий – развитие навыков самостоятельной работы и широкие возможности для оказания помощи тем детям, которым необходимо дополнительное внимание. Из наблюдений можно сделать вывод, что дети высоко ценят возможность поработать с учителем «глаза в глаза», задать свои вопросы, получить разъяснения, и ещё больше им нравится выполнять творческие работы не торопясь: если их не подгонять, они привыкают к такой системе работы.
Для удобства можно присвоить каждой группе определенный символ, цвет, сделать колесо занятий с группой и повесить его на видном месте. Стрелка показывает, какая группа работает с учителем. Круг можно поворачивать, совмещая со стрелкой определенный символ (цвет). Можно прикреплять к кругу задание для каждой группы. Каждый учитель может найти свои варианты работы.
Важно заметить, что состав группы может и должен изменяться, он будет разным на разных занятиях, так как дифференциация может быть проведена по разным критериям. Непременным условием успешной работы в группах является хорошее знание учителем особенностей каждого ребенка, умение выстроить индивидуальную программу обучения.
Т.о. работая с каждой группой, которая составлена из учеников одного уровня обучаемости (уровнем развития и т.п.) учитель может работать с каждым учеником индивидуально.
Дифференцированный подход на уроках изобразительного искусства обладает дополнительными возможностями вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе. Дифференциация сохраняет и развивает индивидуальность ребенка воспитывает такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Целенаправленная дифференцированная работа смягчает недостатки домашнего воспитания, она особенно необходима тем ученикам, которые растут в неблагоприятных семьях. В этом смысле на дифференциацию ложиться миссия большого социального значения.
Приложение:
Карточки - задание для учащихся 3 класса
Тема: Рисование русской матрёшки, людей в национальной одежде.
- Для учащихся слабой группы: «Обведи фигурку матрёшки по шаблону, нарисуй карандашом внутренний контур и распиши по образцу».
- Для учащихся средней группы: «Нарисуй людей в национальной одежде. Наклей рисунки на картон и составь из них панно».
- Для учащихся сильной группы: «Нарисуй людей в национальной одежде, танцующих народный танец».
Тема: Труд людей зимой и весной.
- Для учащихся слабой группы: «Нарисуй школьника, который несёт скворечник, а рядом дерево с грачиными гнёздами (карандаш, фломастер)».
- Для учащихся средней группы: «Нарисуй, как ты обрезаешь сухие сучья на дереве (карандаш, фломастер)».
- Для учащихся сильной группы: «Нарисуй, как работают в саду и огороде весной (акварель)».
Тема: Эскизы оформления плаката.
- Для учащихся слабой группы: «Нарисуй эскиз плаката по образцу».
- Для учащихся средней группы: «Нарисуй эскиз плаката на тему: «Миру – мир»».
- Для учащихся сильной группы: «Нарисуй эскиз плаката на одну из тем: «С праздником 8 Марта», «Птицы – наши друзья», «Береги лес!», «Книга – твой друг» и др.».
Тема: Эскизы карнавальных костюмов.
- Для учащихся слабой группы: «Нарисуй эскиз одного из костюмов к спектаклю «Доктор Айболит», «Красная Шапочка», «Колобок»».
- Для учащихся средней группы: «Нарисуй эскизы карнавальных костюмов к новогоднему празднику».
- Для учащихся сильной группы: «Нарисуй карнавальный костюм на свободную тему».
Тема: Лепка животных и птиц.
- Для учащихся слабой группы: «Вылепи поросёнка, гуся или утку по памяти».
- Для учащихся средней группы: «Вылепи корову, лошадь, собаку, кошку или ворону по памяти».
- Для учащихся сильной группы: «Вылепи собаку с щенятами, кошку с котятами или курицу с цыплятами по памяти».
Список использованной литературы
1. И учеба, и игра: изобразительно искусство. М.В.Трофимова, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 2001
2. Изобразительное искусство в школе продленного дня. Я.Я.Чернецкий – М., «Просвещение», 1997
3. Современные образовательные технологии. Г.К.Селевко. – М. «Народное образование», 2001
4. Педагогические теории, системы и технологии обучения. Т.В.Машарова – Киров , 1997
5. Формирование личности: проблем комплексного подхода в процессе воспитания школьника. ( под.ред. Г.Н.Филонова – М., «Педагогика», 1983 стр.50
6. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. Я.И. Ковальчук – М., «Просвещение», 1998
7. //Изобразительное искусство в школе, 2004 , № 3. Стр. 59 . Развитие творческого воображения учащихся художественного класса школы искусств. Н.И.Пронина.
8. // Искусство в школе. 2003, № 1. Как пройти в город Художников. Ю.Полуянов.
9. // Искусство в школе. 2003, №3. Творческое задание на уроках искусства. И.Красильников.
10. Программно-методические материалы . Изобразительное искусство 5-9 классы. М., Дрофа, 2003
Выполнила: учитель изобразительного искусства, 1 квалификационной категории
Климова Н.В.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход в обучении математике. Выступление.
Выступление на методическом обЪединение....
Индивидуально - дифференцированный подход к обучению на основе СНИТ как средство повышения эффективности усвоения знаний учащихся по химии.
В статье рассматривается вопрос применения СНИТ в обучении учащихся на уроках химии. Автор подробно описывает свой опыт использования компьютера на разных этапах урока с учётом индивидуально - д...
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.
Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.
Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.
Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....
Дифференцированный подход в обучении - новый подход к системе образования.
Огромный поток информации сыпется на головы наших детей. Это и новые открытия новых законов, новые знания, старые забытые учения, факты из жизни знаменитых людей. Все это необходимо ...
«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)
Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....