Дифференцированный подход в обучении на уроках истории.
статья по истории по теме

yesВ этой статье Вы, уважаемые коллеги-историки, можете познакомиться с типовыми заданиями, которые можно применять на уроках, используя разноуровневый подход.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход в обучении на уроках истории.

(Из опыта работы учителя истории и обществознания высшей квалификационной категории Ласловой Валентины Андреевны)

Расти должны все цветы.

Евангелие

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.  То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка понятно всем. Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. В 8 –х классах, где я работаю, прослеживается как внешняя, так и внутренняя дифференциация.

 Внешняя - разделение учащихся по определенным признакам на стабильные группы, в которых и содержание образования  и методы обучения, и организационные формы различаются. 8 «а» класс – сильный, 8 «б» класс – средний, 8 «в» - слабый. Внутренняя (внутриклассная) дифференциация учитывает индивидуальные особенности детей в процессе обучения в классе. Разделение на группы может быть явным и неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной задачи. Индивидуальный и дифференцированный подход используется в различных современных педагогических технологиях: Монахова, проектной, обучение в сотрудничестве, Шаталова, Лысенковой и др. Но существуют технологии, выстраивавшие работу на основе дифференцированного и индивидуального подходов.  Такова  система В.В.Фирсова, которой пользуюсь в своей работе я. Психологическая установка учителя такова: «Возьми знаний столько, сколько можешь, но не меньше обязательного». Согласно этой установке ликвидация пробелов в знаниях идет через систему пересдач и зачетов.

На уроках я даю учащимся разноуровневые задания. При этом усложнение может происходить за счет привлечения пройденного материала, когда ученикам необходимо установить близкие или далекие связи между фрагментами содержания. Усложнение заданий может происходить  за счет усложнение видов работы, усиления уровня творческой деятельности необходимой при выполнении задания. Я применяю 2 вида работ: а) даю задание каждому ученику в соответствии с уровнем знаний; б) ученики могут выбирать задание сами. К самостоятельному выбору задания учеников нужно готовить. Такая форма способствует адекватной самооценке соответствующего уровня притязаний учеников. Как правило, сначала ученики переоценивают себя, выбирая более сложные задания, но потом, постепенно начинают адекватно оценивать свои знания.

  1. Дидактический материал с разноуровневыми заданиями

Фрагмент урока в 8 классе по теме «Внутренняя политика Александра 1 в 1815-1825г.г Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 года».

Дифференцированная письменная работа, рассчитанная на 15 минут.

На «3»

  1. Назовите проекты реформ, которые появились после Отечественно войны 1812 года.
  2. О чем вам говорят имена: А) Н.Н.Новосильцев, б)А.А.Аракчеев?
  3. Каковы итоги внутренней политики Александра 1?

На «4»

  1. Охарактеризуйте «Уставную грамоту Российской империи». Кто ее автор?
  2. Автором каких проектов был А.А.Аракчеев? Расскажите об одном из них по выбору.

На «5»

  1. Почему Польше была дарована Конституция,  а России – нет?
  2. Почему прибалтийские крестьяне получили освобождение о  помещиков, а русские – нет?
  3. Какие задачи должна была решить организация военных поселений? Были ли достигнуты эти цели?
  1. Опережающие задания
  1. приготовить небольшое сообщение по теме (для слабого ученика),
  2. написать эссе по теме (задания для всех, так как эссе – форма проверки знаний на ЕГЭ),
  3. приготовить презентацию по теме к уроку и выступить перед классом (для сильных учащихся),
  4. приготовить  кроссворд, задания для «разминки», которая проводится в начале урока (для всех учащихся, в том числе пассивных),
  5. подготовить портрет-загадку (для всех учащихся).
  1. Использование зачетной системы контроля знаний

Зачет по теме «Смутное время в России»

Все задания делятся на 2 уровня сложности: обязательная часть (на «3» и дополнительная часть (на «4» и «5»).

Обязательная часть. Для получения оценки «3» надо выполнить правильно не менее 7 заданий из этой части.

  1. Укажите, под каким названием вошел в историю свод законов, утвердивший Юрьев день.
  2. Продолжите фразу: «Первым русским царем из династии Романовых был…»
  3. Какое событие было раньше: введение «заповедных» или «урочных» лет?
  4. Укажите, каким историческим термином называется: работа крестьянина со своим инвентарем в барском хозяйстве?
  5. Рязанский воевода, один из руководителей первого ополчения.
  6. Что такое «крестоцеловальная запись»?
  7. Чем был известен И.И.Болотников?
  8. Каковы были цели участников восстания Болотникова?
  9. Кто из перечня людей периода Смуты мог иметь такое прозвище: «не способнейший, а удобнейший»:

А)Борис Годунов,

Б)Михаил Романов,

В)Василий Шуйский.

10.Кому принадлежат эти слова: «Братья, постоим за русскую землю, ополчимся поголовно: отдадим все наше имущество, если нужно, заложим жен и детей, но выкупим наше отечество»: а)В.Шуйский, б)И.Сусанин, в)К.Минин.

Дополнительные задания. За каждый правильный ответ добавляется 1 балл.

11.Почему конец 16-начало17 века в Росси называют смутным временем?

12.Почему при избрании Михаила Романова на трон от  него не потребовали обязательств, аналогичных «крестоцеловальной записи» Василия Шуйского?

13.Почему  Василий Шуйский обратился за помощью к Швеции и какие это имело последствия.

Приведенная ниже таблица наглядно демонстрирует сильные и слабые стороны дифференцированного обучения в школе:

Положительные моменты

Трудности и возможные отрицательные последствия

  1. отсутствие в классе отстающих учащихся;
  2. полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню;
  3. формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе, творчества;
  4. повышения познавательного интереса и мотивации к обучению;
  5. развитие способностей учащихся

- большая подготовительная работа    перед уроком;

  1. переработка содержания материала,
  2. дидактическое обеспечение;
  3. подготовка учащихся к такой форме работы;
  4.  педагогический мониторинг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в обучении на уроках истории

Основное назначение дифференцированного подхода состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия в учебных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формиров...

Из опыта работы: "Дифференцированный подход к обучению на уроках географии"

Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Анализируя образовательные, воспитательные и развивающие аспекты учебной деятельности, определяю следую...

Дифференцированный подход в обучении на уроках физики

Физику изучает каждый ученик независимо от его наклонностей и увлечений. Физико-математическое образование - важный компонент образования человека, в какой бы области он ни работал. Формирование умств...

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Одной из важных задач в работе  учителя  является развитие  реальных  учебных  возможностей учеников в процессе обучения. Для успешного решения ...

«Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка»

Теоретический материал для учителя русского языка  и из опыта работы...

Дифференцированный подход в обучении на уроках гимнастики.

Дифференцированный подход в обучении на уроках гимнастики - как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой...