Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ |
|
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. |
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни). | Добрый день, ребята! На прошлых уроках мы занимались построением описанной и окружности около треугольника. Давайте вспомним, как мы это делали. Вопрос: Какая окружность называется описанной около треугольника? Ответ: Окружностью, описанной около треугольника, называют окружность, проходящую через все три вершины треугольника. Вопрос: Как найти центр описанной окружности? Всегда ли центр описанной окружности лежит во внутренней области треугольника? Ответ: Центр описанной около треугольника окружности лежит в точке пересечения серединных перпендикуляров треугольника. Ответ: Центр описанной около остроугольного треугольника окружности лежит внутри треугольника. Ответ: Центр описанной около остроугольного треугольника окружности лежит внутри треугольника Ответ: Центр описанной около тупоугольного треугольника окружности лежит вне треугольника.
Сегодня эти ваши знания пригодятся при построении окружности вокруг фигуры с большим количеством сторон и углов.
Давайте пожелаем друг другу успешной работы. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. |
На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия. | - Опишите окружность вокруг квадрата.
Получилось? Ответ: Да. Центр окружности – точка пересечения диагоналей. Приложение № 1. Карточки с изображением квадрата и прямоугольника. - Опишите окружность вокруг прямоугольника.
Получилось? Ответ: Да. Центр окружности – точка пересечения диагоналей. Точка пересечения серединных перпендикуляров. - Сделайте вывод из проделанной работы.
Вывод: Мы смогли построить окружности, описанные вокруг квадрата, прямоугольника. Какие еще четырехугольники вы знаете?
Задание на пробное действие: (работа в группах) (ограниченное время) Опишите окружность вокруг ромба. Опишите окружность вокруг произвольной трапеции. Приложение № 2. Карточки с изображением ромба и трапеции. Учащиеся пытаются сделать задание. Вопрос: Какие затруднения? Ответы: - окружность не проходит через все вершины ромба, трапеции; - стороны не являются хордами - не знаю, как сделать, - вокруг равнобедренной трапеции смогли описать окружность.
|
3. Выявление места и причины затруднения. |
На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | Вопрос: Какое задание выполняли? Ответ: Описать окружность вокруг ромба. Не смогли. Ответ: Описать окружность вокруг произвольной трапеции. Не смогли. Вопрос: На какие знания вы опирались при построении? Ответ: построение окружности, описанной около треугольника. Вопрос: Почему не смогли его выполнить? Ответ: мы не знаем какое-то свойство четырехугольника, с помощью которого можно ли построить описанную окружность. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. |
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: - ставят цель,
- согласовывают тему урока,
- выбирают способ,
- строят план достижения цели;
- определяют средства, ресурсы и сроки.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов. | Вопрос: Сформулируйте цель урока. Ответ: мы должны найти свойство, которое позволит построить описанную окружность около четырехугольника. Вопрос: Сформулируйте тему урока. Ответ: Построение описанной окружности около четырехугольника. Вопрос: Как будем открывать новое знание? План: - Определение описанной окружности около четырехугольника.
- Сравнить свойства сторон и углов квадрата, прямоугольника, ромба и трапеции.
- Вывести свойство построения описанной, около четырехугольника, окружности.
|
5. Реализация построенного проекта. |
На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербальной знаковой. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. | Выполнение плана: - Описанная окружность около многоугольника – это окружность, содержащая все вершины многоугольника.
Четырехугольник называется вписанным в окружность, если все вершины четырехугольника лежат на окружности. 2. - у всех фигур четыре стороны, четыре угла, две диагонали, сумма углов 3600. - у квадрата и прямоугольника, вокруг которых мы описали окружности, сумма противоположных углов 1800. - у равнобокой трапеции сумма противоположных углов тоже равна 1800. - у ромба сумма противоположных углов не равна 1800 и в трапеции сумма противоположных углов не всегда равна 1800.
- вывод: окружность можно описать вокруг четырехугольника, у которого сумма противоположных углов равна 1800.
Вернуться к пробному действию! Вопрос: В чем состояло пробное задание? Ответ: В пробном задании нам надо было вписать ромб и произвольную трапецию в окружность. Вопрос: У нас получилось? Ответ: Нет. Вопрос: А сейчас, мы можем это сделать? Ответ: Да. Мы знаем свойство вписанных четырехугольников.
Задание: На каком из приведенных рисунков изображен четырехугольник, вписанный в окружность:
1 2 3 4
Ответ: 2 и 4.
Динамическая пауза. На стенах класса развешаны готовые чертежи четырехугольников с указанием градусной мерой углов. Учащиеся, двигаясь по классу, выбирают те из них, вокруг которых можно построить окружность.
Приложение № 3. Чертежи.
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | Работа в группах. Каждой группе дается одна и та же карточка. Учащиеся выполняют. Отвечают у экрана, куда выведена данная карточка. Ученики каждой группы отвечают, проговаривая все свойства вслух. Затем на экран выводят ответы к карточке. Учащиеся сравнивают свои ответы с эталоном. Выставляют группы друг другу оценки.
Приложение № 4. Таблица. Приложение № 5. Ответы.
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Лабораторная работа Свойства четырехугольника, описанного окружностью. Цель работы: Найти сумму противоположных углов вписанного четырехугольника. Приборы и материалы: линейка, циркуль, транспортир. Ход работы: - Начертить три окружности.
- Начертить в каждую окружность четырехугольники.
- Измерить углы каждого четырехугольника АВСД.
- Записать данные в таблицу.
- Найти сумму углов: А и С, В и Д.
- Сделать вывод о сумме противоположных углов четырехугольника
Четырехугольник | Угол А | Угол В | Угол С | Угол Д | А + С | В + Д | АВСД (1) |
|
|
|
|
|
| АВСД (2) |
|
|
|
|
|
| АВСД (3) |
|
|
|
|
|
|
|
8. Включение в систему знаний и повторение. |
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. | (Работа с учебником. № 708 Задание на повторение: № 689
|
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. | - Вопрос: Определить новые знания, которые открыты на уроке.
Ответ: свойства суммы противолежащих углов четырехугольника, вокруг которого можно описать окружность. - Вопрос: Сформулируйте цель, которая стояла перед вами.
Ответ: построение описанной окружности около четырехугольника. - Вопрос: Определите, достигнута ли цель.
Ответ: Да. - Вопрос: Перечислите средства и способы, которые вам помогли достичь цели.
Ответ: Сравнение свойства сторон и углов квадрата, прямоугольника, ромба и трапеции, построение описанной окружности около треугольника. - Вопрос: Сформулируйте неразрешённые затруднения на уроке, если они есть.
Ответ: Все затруднения разрешили. Заполните таблицу. Понятия и способы действий | Знаю | Получилось применить | Построение описанной окружности около квадрата Построение описанной окружности около прямоугольника Построение описанной окружности около ромба Построение описанной окружности около произвольной трапеции Построение описанной окружности около четырехугольника
|
|
|
|