Технологическая карта урока Прямоугольник. Ось симметрии фигуры. 5 класс Мерзляк
план-конспект урока по математике (5 класс) по теме
Технологическая карта урока по теме: Прямоугольник. Ось симметрии фигуры. 5 класс. по учебнику Мерзляк
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока по теме: Прямоугольник. Ось симметрии фигуры. | 658.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока Прямоугольник. Ось симметрии фигуры.
Предмет: математика
Класс: 5
Тип урока: урок – практикум
УМК: А.М. Мерзляк
Цели урока:
- Предметные: закрепить навыки распознавания, построения прямоугольника и квадрата, нахождение их периметров, научить учащихся находить на рисунках фигуры, имеющие ось симметрии, и в окружающем мире объекты, имеющие ось симметрии.
- Личностные: формировать умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,
- Метапредметные: развивать познавательный интерес к математике, умение использовать приобретенные знания в практической деятельности.
Образовательные ресурсы: учебники, мультимедийная презентация, раздаточный материал
Этап урока | Содержание материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Огр.момент (1-2 мин)
| Приветствие Эпиграф урока «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»что значат слова «Я сделал открытие?» если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чем либо, то это и есть его открытие. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя проверяют свою готовность к уроку |
2. Актуализация знаний. (5-7 мин) постановка темы урока
| Я в листочке, я в кристалле, Я в живописи, архитектуре, Я в геометрии, я в человеке. Одним я нравлюсь, другие Находят меня скучной. Но все признают, что Я – элемент красоты. Итак, тема нашего урока: Симметрия. Симметричные фигуры. Ось симметрии. Давайте подумаем, о чем будет наш урок? -Какую цель мы поставим? -Сегодня мы будем работать по плану. (составление плана)
В древности слово «симметрия» употреблялось как «красота», «гармония». Термин «гармония» в переводе с греческого означает «соразмерность, одинаковость в расположении частей». Известный немецкий математик нашего столетия Герман Вейль дал определение симметрии таким образом: «Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство». | Активизировать мыслительные операции, внимание, память и т.д., стимулировать к активной работе Учитель цитирует слова великого математика | -актуализируют знания прошлых уроков -работают над понятиями Учащиеся осмысливают сказанное |
3. «Открытие» нового знания (8 мин) | Посмотрим внимательно на рисунки (рис. 1 и 2). Что вы на них увидели? Такие фигуры называют симметричными, а прямую, разъединяющую фигуры – осью симметрии. Если согнуть лист по этой прямой, то эти фигуры полностью совпадут, и мы будем видеть одну фигуру (продемонстрировать данное утверждение).
*перегиб листа,вырезание нарисованной на одной стороне фигуры; *разглаживание линии сгиба и демонстрация всем, что получилось *как расположились фигуры относительно линии сгиба |
Построить процесс осознанного представления об осевой симметрии |
- перегибают лист бумаги,вырезают-3 -наблюдение над фигурами относительно линии сгиба
|
Исследовательская работа
| - У вас на столе лежат конверты №1. Достаньте квадрат. Давайте попробуем найти у него оси симметрии. - Сложим его пополам и четко обозначим линию сгиба. - Что мы получили? Покажите! - Обведём цветным карандашом получившуюся прямую. Это 1 ось симметрии. - Давайте попробуем сложить квадрат вновь пополам, но по-другому. - Что получили? - Покажите! - Как еще можно сложить квадрат? - Так сколько же осей симметрии у квадрата? (4) | Комментирует , привлекает учащихся найти ось симметрии Активная работа н уроке 1 бал |
Находят ось симметрии |
4. Первичное закрепление Практическая работа. Цель: усвоение нового способа действий | Практическая работа Найти у фигур оси симметрии и заполнить таблицу (на столах лежат конверты(прямоугольник, квадрат, круг, равнобедренный и разносторонний треугольники, семиугольник) -сколько осей симметрии могут иметь разные фигуры ? | Контролирует выполнение работы, оказывает помощь Все правильно – 3 бала Есть 2- 3 ошибки – 2 бала Есть 4-5 ошибок – 1 бал | работают в парах, извлекают информацию -принимают решение о возможности или невозможности проведения оси симметрии -заполняют таблицу
|
5. Включение в систему знаний и повторение Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторения и закрепление ранее изученного | - Мы выяснили, что симметрия в математике существует, но не у всех фигур. Только ли в этой науке она может быть? - Оказывается, все в мире построено по принципу симметрии. Продолжим нашу исследовательскую работу. - Вам нужно провести исследование каждой группе - в своей области. Доказать, или опровергнуть наличие симметричности и, конечно же, сделать выводы о проделанной работе. - Каждая группа получает свой маршрутный лист. К работе предъявлены следующие требования. 1. Соответствует ли результат теме проекта. -Возьмите в руки конверт №2. -Каждая группа, выполнив задания, приклеивает свою работу на лист А-3 и готовится к защите. -Темы вслух не оглашаются. -Выберем руководителя группы. Руководитель следит за выполнением, участием всех в проекте, организует работу группы. Не забудьте распределить роли в группе! -Время работы – 5 минут. Маршрутные листы: 1 группа. Симметрия в мире животных.
2 группа. Симметрия в мире растений.
3 группа. Симметрия в мире архитектуры.
4 группа. Симметрия в русском языке.
1 ось симметрии; 2 оси симметрии; нет осей симметрии. ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ. -Руководителя группы, которая работала над этой темой, прошу приступить к защите. Итак, тема вашего проекта -Как вы считаете, справилась ли 1 группа с заданием? Аплодисменты! ВЫВОД: Симметрия может встречаться не только в указанных группах, но и в другой окружающей нас действительности. -Посмотрите, сколько областей жизни, и где только не встречается симметрия! | Знакомство с симметрией вокруг нас. Организует исследовательскую работу 3бала – работал активнее всех, предлагал интересные идеи. 2 бала – принимал активное участие в группе 1 бал – работал по мере необходимости По ходу защиты учитель составляет таблицу на доске:
(прикрепляют возле стрелочек свои проекты, некоторые стрелочки остаются пустыми.) -Давайте сделаем вывод (по таблице). | -выполнение задания, основанного на ранее изученном Выполняют исследовательскую работу в группе. |
6.Самостоятельная работа | РТ № 161 Покажите ребята свои рисунки. Итак, ребята, оцените себя: 3 бала – достроили все рисунки 2 бала- достроено 4 рисунка 1 бал – достроено 2 рисунка. | Создает ситуации успеха 3бала – работа оригинальная, аккуратная 2 бала – работа аккуратная, но рисунок простой 1 бал – работа не аккуратная | -взаимопроверка |
8. Рефлексия (2 мин)
| 1.на уроке я работал…. активно/пассивно 2.своей работой на уроке я доволен /не доволен 3.Урок для меня показался… интересен/скучен 4.За урок я… не устал/устал 5.мое настроение… стало лучше/ хуже 6.материал урока мне был… понятен/не понятен | Мотивирует рефлексии. | -учащиеся оценивают свою деятельность -обозначают проблемные места
|
9.Домашнее задание | П15 №364, нарисовать фигуры имеющие ось симметрии (1,2 и более) | Поясняет д.з. | Слушают, записывают |
10.Итоги урока | Какое открытие мы сделали на уроке? - На следующем уроке мы будем учиться строить с вами симметричные геометрические фигуры относительно оси симметрии при помощи чертежных инструментов. Что сегодня нового вы узнали? Что такое ось симметрии? Сколько осей симметрии может иметь фигура? Выставление оценок. 8-9 балов – оценка 5 6-7 балов – оценка 4 4-5 балов оценка 3 | Задает вопросы, корректирует ответы 8-9 балов – оценка 5 6-7 балов – оценка 4 4-5 балов оценка 3 | Отвечают на вопросы |
НАБОР ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР
Маршрутный лист
1 группа. Симметрия в мире животных.
- На белой бумаге перед вами – контур бабочки. Проведите ось симметрии, раскрасьте бабочку в соответствии с правилами симметрии.
- Определить оси симметрии у данных животных.
Правила работы в группе
1.Соответствует ли результат теме проекта.
2. Сотрудничество.
3. Аккуратность выполнения.
4. Защита проекта (умение донести информацию до аудитории).
Маршрутный лист
2 группа. Симметрия в мире растений.
- Перед вами – одна половинка известного всем растения, вторая его половинка рассыпалась в виде мозаики. Склейте растение и проведите оси симметрии.
- Определить оси симметрии у данных растений.
Правила работы в группе
1.Соответствует ли результат теме проекта.
2. Сотрудничество.
3. Аккуратность выполнения.
4. Защита проекта (умение донести информацию до аудитории).
Маршрутный лист
3 группа. Симметрия в мире архитектуры.
- Построить с учетом воображаемой линии симметрии необычный замок, в котором вам хотелось бы жить.
- Определить оси симметрии у данных памятников архитектуры.
Правила работы в группе
- 1.Соответствует ли результат теме проекта.
2. Сотрудничество.
3. Аккуратность выполнения.
4. Защита проекта (умение донести информацию до аудитории).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Технологическая карта урока Прямоугольники 5 класс
Урок в 5классе по теме «Прямоугольники» (п 7.2)Учебник: Математика. 5 учеб. для организаций / Г.В. Дорофеев И.Ф.Шарыгин и др. – М.: 2016. Тип урока: открытие нового зн...
Технологическая карта урока ИЗО по теме "Фигура человека в статических позах" для 8 класса
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Фигура человека в статических позах" для 8 класса, УМК Ломов...
Технологическая карта урока-практикума по географии 5 класса "Решение практических задач по плану и карте"
Этот материал из опыта работы поможет молодым специалистам спланировать урок - практикум...
Технологическая карта урока по швейному делу. 9 класс. "Производственный технологический процесс изготовления одежды"
Открытый урок. с применением инновационных технологий....
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...