Технологическая карта урока Прямоугольник. Ось симметрии фигуры. 5 класс Мерзляк
план-конспект урока по математике (5 класс) по теме

Сандый-Белек Аржана Аркадьевна

Технологическая карта урока по теме: Прямоугольник. Ось симметрии фигуры. 5 класс. по учебнику Мерзляк

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока Прямоугольник. Ось симметрии фигуры.

Предмет: математика                  

 Класс: 5                    

Тип урока: урок – практикум

УМК: А.М. Мерзляк

Цели урока:

  1. Предметные: закрепить навыки распознавания, построения прямоугольника и квадрата, нахождение их периметров, научить учащихся находить на рисунках фигуры, имеющие ось симметрии, и в окружающем мире объекты, имеющие ось симметрии.
  2. Личностные: формировать умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,
  3. Метапредметные: развивать познавательный интерес к математике, умение использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Образовательные ресурсы: учебники, мультимедийная презентация, раздаточный материал

Этап урока

Содержание материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Огр.момент      (1-2 мин)

 

Приветствие

Эпиграф урока «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»что значат слова «Я сделал открытие?» если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чем либо, то это и есть его открытие.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

 Приветствуют учителя проверяют свою готовность к уроку

2. Актуализация знаний.

(5-7 мин)

 постановка темы урока

 

Я в листочке, я в кристалле,

Я в живописи, архитектуре,

Я в геометрии, я в человеке.

Одним я нравлюсь, другие

Находят меня скучной.

Но все признают, что

Я – элемент красоты.

  Итак, тема нашего урока: Симметрия. Симметричные фигуры. Ось симметрии.

Давайте подумаем, о чем будет наш урок?

-Какую цель мы поставим?

-Сегодня мы будем работать по плану.

(составление плана)

  1. Что такое симметрия.
  2. Где встречается симметрия в окружающем нас мире.

В древности слово «симметрия» употреблялось как  «красота», «гармония». Термин «гармония»  в переводе с греческого означает «соразмерность, одинаковость в расположении частей». Известный немецкий математик нашего столетия Герман Вейль дал определение симметрии таким образом: «Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство».

Активизировать    мыслительные операции, внимание, память и т.д., стимулировать к активной работе

Учитель цитирует слова великого математика

-актуализируют знания прошлых уроков

-работают над понятиями

Учащиеся осмысливают сказанное

3. «Открытие»  нового знания

   (8 мин)

Посмотрим внимательно на рисунки (рис. 1 и 2). Что вы на них увидели?

        Такие фигуры называют симметричными, а прямую, разъединяющую фигуры – осью симметрии. Если согнуть лист по этой прямой, то эти фигуры полностью совпадут, и мы будем видеть одну фигуру (продемонстрировать данное утверждение).

        

 *перегиб листа,вырезание нарисованной на одной стороне фигуры;

*разглаживание линии сгиба и демонстрация всем, что получилось

*как расположились  фигуры относительно линии сгиба

 

Построить  процесс осознанного представления об осевой симметрии

 

 - перегибают лист бумаги,вырезают-3

-наблюдение над фигурами относительно линии сгиба

 

 Исследовательская работа

 

- У вас на столе лежат конверты №1.

Достаньте квадрат. Давайте попробуем найти у него оси симметрии.

- Сложим его пополам и четко обозначим линию сгиба.

- Что мы получили? Покажите!

-  Обведём цветным карандашом получившуюся прямую. Это 1 ось симметрии.

- Давайте попробуем сложить квадрат вновь пополам, но по-другому.

- Что получили?

- Покажите!

- Как еще можно сложить квадрат?

- Так сколько же осей симметрии у квадрата? (4)

 Комментирует , привлекает учащихся найти ось симметрии

Активная работа н уроке 1 бал

 

 Находят ось симметрии

  4. Первичное закрепление

Практическая работа.

Цель: усвоение нового способа действий

 Практическая работа

Найти у фигур оси симметрии и заполнить таблицу (на столах лежат конверты(прямоугольник, квадрат, круг, равнобедренный и разносторонний треугольники, семиугольник)

-сколько осей симметрии могут иметь разные фигуры ?

  Контролирует выполнение работы, оказывает помощь

Все правильно – 3 бала

Есть 2- 3 ошибки – 2 бала

Есть 4-5 ошибок – 1 бал

работают в  парах, извлекают информацию  

-принимают решение о  возможности  или невозможности проведения оси симметрии

-заполняют таблицу

 

5. Включение в систему знаний и повторение

   Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторения и закрепление ранее изученного

- Мы выяснили, что симметрия в математике существует, но не у всех фигур. Только ли в этой науке она может быть?

- Оказывается, все в мире построено по принципу симметрии. Продолжим нашу исследовательскую работу.

- Вам нужно провести исследование каждой группе - в своей области. Доказать, или опровергнуть наличие симметричности и, конечно же, сделать выводы о проделанной работе.

- Каждая группа получает свой маршрутный лист. К работе предъявлены следующие требования.

1. Соответствует ли результат теме проекта.
2. Сотрудничество.
4. Аккуратность выполнения.
5. Защита проекта (умение донести информацию до аудитории).
-Требования записаны у вас на
маршрутном листе.

-Возьмите в руки конверт №2.

-Каждая группа, выполнив задания, приклеивает свою работу на лист А-3 и готовится к защите.

-Темы вслух не оглашаются.

-Выберем руководителя группы. Руководитель следит за выполнением, участием всех в проекте, организует работу группы. Не забудьте распределить роли в группе!

-Время работы – 5 минут.

Маршрутные листы:

1 группа. Симметрия в мире животных.

  • На белой бумаге перед вами – контур бабочки. Проведите ось симметрии, раскрасьте бабочку в соответствии с правилами симметрии.
  • Определить оси симметрии у данных животных.

2 группа.   Симметрия в мире растений.

  • Перед вами – одна половинка известного всем растения, вторая его половинка рассыпалась в виде мозаики. Склейте растение и проведите оси симметрии.
  • Определить оси симметрии у данных растений.

3 группа.  Симметрия в мире архитектуры.

  • Построить с учетом воображаемой линии симметрии необычный замок, в котором вам хотелось бы жить.
  • Определить оси симметрии у данных памятников архитектуры.

4 группа.   Симметрия в русском языке.

  • Вспомнить и записать 3 слова или фразы – палиндромы (читаемые слева направо и справа налево одинаково). Определить у них оси симметрии.
  • Определить оси симметрии у данных букв русского языка и разбить их на группы:

1 ось симметрии;

2 оси симметрии;

нет осей симметрии.

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ.

-Руководителя группы, которая работала над этой темой, прошу приступить к защите. Итак, тема вашего проекта

-Как вы считаете, справилась ли 1 группа с заданием? Аплодисменты!

ВЫВОД:

Симметрия может встречаться не только в указанных группах, но и в другой окружающей нас действительности.

-Посмотрите, сколько областей жизни, и где только не встречается симметрия!

Знакомство с симметрией вокруг нас.

Организует исследовательскую работу

3бала – работал активнее всех, предлагал интересные идеи.

2 бала – принимал активное участие в группе

1 бал – работал по мере необходимости

По ходу защиты учитель составляет таблицу на доске:

                               

(прикрепляют возле стрелочек свои проекты, некоторые стрелочки остаются пустыми.)

-Давайте сделаем вывод (по таблице).

-выполнение  задания, основанного на  ранее изученном

Выполняют исследовательскую работу в группе.

6.Самостоятельная работа  

РТ № 161

Покажите ребята свои рисунки. Итак, ребята, оцените себя:

3 бала – достроили все рисунки

2 бала- достроено 4 рисунка

1 бал – достроено 2 рисунка.

Создает  ситуации успеха

3бала – работа оригинальная, аккуратная

2 бала – работа аккуратная, но рисунок простой

1 бал – работа не аккуратная

-взаимопроверка

8. Рефлексия  

      (2 мин)

   

  1.на уроке я работал….            активно/пассивно

2.своей работой на уроке я        доволен /не доволен

3.Урок для меня показался…   интересен/скучен

4.За урок я…                              не устал/устал

5.мое настроение…                   стало лучше/  хуже

6.материал урока мне был…     понятен/не понятен

Мотивирует   рефлексии.

-учащиеся оценивают свою деятельность

-обозначают  проблемные места

 

9.Домашнее задание

П15  №364, нарисовать фигуры имеющие ось симметрии (1,2 и более)

Поясняет д.з.

Слушают, записывают

10.Итоги урока

Какое открытие мы сделали на уроке?

- На следующем уроке мы будем учиться строить с вами симметричные геометрические фигуры относительно оси симметрии при помощи чертежных инструментов.

Что сегодня нового вы узнали? Что такое ось симметрии?

Сколько осей симметрии может иметь фигура?

Выставление оценок.

8-9 балов – оценка 5

6-7 балов – оценка 4

4-5 балов оценка 3

Задает вопросы, корректирует ответы

8-9 балов – оценка 5

6-7 балов – оценка 4

4-5 балов оценка 3

Отвечают на вопросы


НАБОР ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР

     


Маршрутный лист

1 группа. Симметрия в мире животных.

  • На белой бумаге перед вами – контур бабочки. Проведите ось симметрии, раскрасьте бабочку в соответствии с правилами симметрии.
  • Определить оси симметрии у данных животных.

Правила работы в группе

1.Соответствует ли результат теме проекта.
2. Сотрудничество.
3. Аккуратность выполнения.
4. Защита проекта (умение донести информацию до аудитории).

Маршрутный лист

2 группа.   Симметрия в мире растений.

  • Перед вами – одна половинка известного всем растения, вторая его половинка рассыпалась в виде мозаики. Склейте растение и проведите оси симметрии.
  • Определить оси симметрии у данных растений.

Правила работы в группе

1.Соответствует ли результат теме проекта.
2. Сотрудничество.
3. Аккуратность выполнения.
4. Защита проекта (умение донести информацию до аудитории).

Маршрутный лист

3 группа.  Симметрия в мире архитектуры.

  • Построить с учетом воображаемой линии симметрии необычный замок, в котором вам хотелось бы жить.
  • Определить оси симметрии у данных памятников архитектуры.

Правила работы в группе

  • 1.Соответствует ли результат теме проекта.
    2. Сотрудничество.
    3. Аккуратность выполнения.
    4. Защита проекта (умение донести информацию до аудитории).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока Прямоугольники 5 класс

Урок в 5классе по теме «Прямоугольники» (п 7.2)Учебник: Математика.  5 учеб. для организаций /  Г.В. Дорофеев И.Ф.Шарыгин и др. – М.: 2016. Тип урока: открытие нового зн...

Технологическая карта урока ИЗО по теме "Фигура человека в статических позах" для 8 класса

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Фигура человека в статических позах" для 8 класса, УМК Ломов...

Технологическая карта урока-практикума по географии 5 класса "Решение практических задач по плану и карте"

Этот материал из опыта работы поможет молодым специалистам спланировать урок - практикум...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...