Изучение основ планиметрии и стереометрии
рабочая программа по математике (5 класс) на тему
В начале этого курса перед детьми ставится цель: изучить основы геометрии, построить замок из геометрических фигур для покровительницы земли мордовской «Масторавы». «Масторава» будет жить в этом замке со своими приближёнными, а значит будет рядом с нами и будет нас оберегать. Это особенно детей мотивирует
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Изучение основ планиметрии и стереометрии | 806.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
«Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»
А.С. Пушкин
Данная программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального, среднего образования и сборника заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов.
Обращение к указанной теме обусловлено необходимостью поисков путей разрешения назревшего в последние десятилетия кризиса математического образования в России, проявляющегося в снижении интереса учащихся к математике, уровня знаний, умений и навыков, логичности рассуждений, уровня математической культуры в целом.
Математические знания не приобретают личностной значимости, так как зачастую процесс изучения предмета превращается в зазубривание формул, репродуктивное решение типовых задач, а главным мотивом выступает выполнение домашнего задания, подготовка к контрольной работе. Кроме того, как отмечалось, государство гарантирует обучение только базисному уровню. Это позволяет предположить, что одним из путей выхода из указанного кризиса является расширение и дальнейшее развитие традиций внеклассного обучения математике, а именно внеурочной деятельности.
Многие школьники теряют интерес к изучению математики из-за трудностей в её усвоении, в силу различных способностей и имеющегося уровня знаний. При проведении занятий по внеурочной деятельности максимально учитывая возможности и особенности каждого учащегося, можно создать условия, которые способствовали бы развитию интереса к предмету. В то же время эти занятия с присущей им спецификой (более свободное распределение времени, меньшее количество учащихся, добровольное посещение, возможность корректировки программы и др.) позволяют создать комфортные условия для совершенствования математических знаний, разностороннего развития личности учащихся, их самореализации. Таким образом, приобретает актуальность совершенствование внеурочной деятельности по математике, внедрение в её процесс новых педагогических технологий.
С 2000 года наша школа начала работу по возрождению национальной культуры мордовского народа. В нашем селе Кивать (я родом из этого села) проходят праздники приуроченные народным богиням: «Масторава» (богиня земли), «Ведьава» (богиня воды), «Вирьава» (богиня леса). На внеурочных занятиях детей знакомят с этими богинями. Я учитель математики и у меня тоже зародилась мысль построить свою внеурочную деятельность по этому направлению, то есть включить элементы национальной культуры.
Наше село мордовское и в нашей школе учатся дети мордовских семей, я дала своей программе, кроме общеинтеллектуального направления, этнокультурное направление. В нашем селе находится этнографический комплекс «Мордовская деревня» и ведётся работа, чтобы сделать наше село Кивать культурным центром Мордовии. В начале этого курса перед детьми ставится цель: изучить основы геометрии, построить замок из геометрических фигур для покровительницы земли мордовской «Масторавы». «Масторава» будет жить в этом замке со своими приближёнными, а значит будет рядом с нами и будет нас оберегать. Это особенно детей мотивирует.
Общая характеристика курса.
Программа «Изучение основ планиметрии и стереометрии» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Программа предусматривает включение задач и заданий трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями).
По всем занятиям красной нитью проходят элементы национальной культуры.
Цель программы «Изучение основ планиметрии и стереометрии»- формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, этнокультурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:
а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,
в) формирование картины мира.
Задачи:
Предметные:
- знакомство детей с основными геометрическими и этнокультурными понятиями,
-обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
-обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,
-сформировать умение учиться.
-формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
-обучение различным приемам работы с бумагой,
-применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Метапредметные:
- развитие внимания, памяти, пространственного воображения, логического и абстрактного мышления,
- развитие мелкой моторики рук и глазомера,
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
- выявить и развить математические и творческие способности,
- - изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа;
Личностные:
- воспитание интереса к предмету «Геометрия» и интереса к своей Земле,
- расширение коммуникативных способностей детей,
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков,
- воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций
Благодаря организации внеурочной деятельности жизнь после уроков становится единым и системным процессом, направленным на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Основы изучения планиметрии и стереометрии».
Личностными результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье, родному краю, интереса к прошлому и настоящему родного края;
Метапредметные результаты:
- Работать с информацией, понимать смысл сообщений, отличать главную информацию от второстепенной, преобразовывать устную и письменную информацию.
- Составлять фигуры из частей.
- Определять место заданной детали в конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Моделировать объёмные фигуры из бумаги и картона и из развёрток.
- Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
- Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Моделировать объёмные фигуры из бумаги и картона и из развёрток.
- Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты:
- создание фундамента для математического (геометрического) развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
- Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
- Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
- Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка замка из фигур по собственному замыслу.
- Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
- Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
- Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из бумаги. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.
Универсальные учебные действия:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать и строить геометрические фигуры. Применять изученные способы учебной работы в построении замка. Анализировать правила моделирования. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов (в том числе и национальных), высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность, обнаруживать и исправлять ошибки.
Календарно-тематическое планирование
№п\п | Темы занятий | Кол-во часов | Содержание | Дата |
1 | Вводное занятие | 1 | Известные геометрические понятия. Легенды, истории, рассказывающие о богини «Масторава» и пользе изучения геометрии. Помощники учителя и ученика: карандаш, линейка, циркуль. Принцип работы с инструментами. | |
2 | Из истории геометрии | 1 | Легенды и истории, связанные с геометрией | |
3-4 | Всё о «Мастораве» | 2 | Знакомство с этнокультурным наследием, а именно: с покровительницей Земли мордовской с «Масторавой». Рассказывается о помощниках этой богини, о её приближённых: «Вирьава» (богиня леса), «Ведьава» (богиня воды), «Паксява» (богиня полей). Обожествляется понятие лесов, полей, воды; акцентируется внимание на сохранение нашей Земли в чистоте. | |
5 | Замечательные линии | 1 | Виды линий : замкнутые, незамкнутые с самопересечениями, без самопересечений. | |
6 | Главные линии: прямая и окружность | 1 | Выполнение упражнений на составление узоров из линий. | |
7 | Части прямой: луч, отрезок, ломаная линия | 1 | Вычерчивание отрезков, лучей, ломаных линий. Составление рисунка животного из отрезков. Измерение длины полученной линии. | |
8 | Задачи на разрезание | 1 | Решение задач | |
9 | Симметрия | 1 | Фотовыставка | |
10-11 | Окружность | 2 | Составление узоров из окружностей и прямых | |
12 | Исследовательская работа | 1 | Определение вида линии, по которой движется тело | |
13 | Как измеряли в старину. | 1 | Решение задач на перевод устаревших единиц измерения в современные единицы. | |
14-15 | Многоугольники. Построение многоугольников | 2 | Многоугольник как замкнутая ломаная. Название многоугольника по числу имеющихся сторон. Построение правильного треугольника. | |
16 | Правильные многоугольники. Построение правильного треугольника | 1 | Многоугольник как замкнутая ломаная. Название многоугольника по числу имеющихся сторон. Построение правильного треугольника. | |
17 | Построение правильного пятиугольника, шестиугольника | 1 | Построение сюжетного рисунка с использованием моделей правильного пятиугольника, шестиугольника | |
18-21 | Многогранники. Призма. Построение призм | 4 | Что такое развёртка? Построение развёртки различных призм. Построение призмы | |
22-25 | Пирамида. Построение пирамид | 4 | Изготовление шаблона. Построение пирамид | |
26-27 | Правильные многогранники | 2 | Построение развертки тетраэдра, гексаэдра Склеивание. Определение количества вершин, ребер, граней. | |
28-30 | Цилиндр, конус, шар. Построение цилиндра и конуса | 3 | Практическое применение. Изготовление шаблонов | |
31-35 | Итоговое занятие. Построение замка из геометрических фигур | 5 | Практические занятия | |
Всего | 35 |
Содержание программы «Основы изучения планиметрии и стереометрии» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, строить фигуры. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики. В процессе изучения этого курсы идёт знакомство с этнокультурным наследием, а именно: знакомятся с покровительницей Земли мордовской с «Масторавой». Рассказывается о помощниках этой богини, о её приближённых: «Вирьава» (богиня леса), «Ведьава» (богиня воды), «Паксява» (богиня полей). Обожествляется понятие лесов, полей, воды; акцентируется внимание на сохранение нашей Земли в чистоте. На каждом занятии дети ощущают присутствие этой богини, значимость и важность своего дела.
Место внеурочной деятельности в учебном плане.
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические и этнокультурные факты, способные дать простор воображению.
Уроки по этому курсу включают геометрический и этнокультурный материал, а также задания конструкторско-практического задания, характера.
Методы и приемы изучения геометрического материала.
Одна из важных особенностей курса “ Основы изучения планиметрии и стереометрии ” - его геометрическая направленность, реализуемая в блоке практической геометрии и направленная на развитие и обогащение геометрических представлений детей и создание базы для развития графической грамотности, пространственного воображения, конструкторского мышления и конструкторских навыков.
Одновременно с изучением арифметического материала и в органичном единстве с ним выстраивается система задач и заданий геометрического содержания, расположенных в порядке их усложнения и постепенного обогащения новыми элементами конструкторского характера. Основой освоения геометрического содержания курса является конструкторско-практическая деятельность учащихся (построение замка для «Масторавы»), включающая в себя:
- воспроизведение объектов;
- доконструирование объектов;
- переконструирование и полное конструирование объектов, имеющих локальную новизну.
Большое внимание в курсе уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, самостоятельному получению свойств геометрических понятий, самостоятельному решению некоторых важных проблемных вопросов, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана.
С целью освоения геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур и выявления их основных свойств, отыскание введенных геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий. Для выполнения заданий такого характера используются листы бумаги и картона.
Литература:
- Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М.: Оникс, 1998.
- Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. – Челябинск: Взгляд, 2005
- Фарков А.В..Математические кружки в школе. 5-8 кл. –М.: Айрис-пресс, 2007.
- Л.С.Атанасян. «Геометрия»: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений; Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов. С.Б.Кадомцев и др. -М. Просвещение, 2010.
- Л.С.Атанасян .Учебник «Геометрия»: учеб. для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений; Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов. С.Б.Кадомцев и др. -М. Просвещение, 2010
- О.в. Кочеваткина. Эрзянский язык. 6 кл. Саранск. Мордовское книжное издательство, 2012.
- Н. М. Арсентьева. Мордовия в истории России: дорога тысячелетия. Саранск, 2012.
- Г. Баргова, Л.В. Седова. Легенды и предания древней мордвы. Саранск. Издательский центр «Институт» 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение основ рыночной экономики в школах 1, 2 вида
Внедрение системы профориентационной работы в коррекционной школе I-II вида главным образом нацелено на актуализацию профессионального самоопределения неслышащих учащихся посредством активизации спе...
Изучение основ композиции как средство формирования учебных универсальных действий в тематическом рисовании учащихся отделения изобразительного искусства ДШИ
Данная работа призвана объяснять принципы построения композиции, с целью формирования УУД в тематическом рисовании детей 1-4 кл. ДШИ.«Учитель должен сознательно идти в ногу с современность...
Изучение основ русского народного танца
Открытый урок по народному танцу детей 3-го года обучения...
Изучение основ ПДД в объединении КАРТИНГ
Изучение основ ПДД в объединении КАРТИНГДети, ввиду своих психо-физиологических возрастных особенностей, наиболее подвержены дорожному травматизму. Недостаточное изучение Безопасности Движения (БД) в ...
Активные приёмы изучения основ пожарной безопасности на уроках основ безопасности жизнедеятельности
Пособие предназначено для использования на уроках ОБЖ в 7-9 классах, при организации творческой деятельности дружин юных пожарных....
Аксиомы планиметрии и стереометрии
Элементарная геометрия...
Авторская программа элективного курса по геометрии для обучающихся 10 - 11 классов по теме: «Решение задач по планиметрии и стереометрии»
Курс содержит теоретическое обоснование к каждому разделу геометрии, являющиеся небольшим справочником по теоретическому материалу, позволяющий систематизировать базовый уровень, теоретические знания ...