Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика»
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

Панькова Юлия Сергеевна

Развиваем интерес к математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_zanimatelnaya_matematika.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

для 5 класса

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности  для 5 класса по математике «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта  второго поколения основного общего образования. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.

Программа «Занимательная математика» содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.

Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.

        Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.

Цель курса:

- формирование всесторонне образованной и инициативной личности;

- обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;

- формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

- обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.

Задачи:

- создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

- формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;

- расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;

- развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.

Общая характеристика учебного предмета, курса

        В основу программы курса легла современная концепция преподавания математики:  игровые формы занятий, различные практические занятия, геометрическое конструирование, моделирование. В курсе присутствуют темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Все это направлено на развитие способностей детей к применению математических знаний в различных жизненных ситуациях.

Место курса в учебном плане

        Программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 34 часа. Программа рассчитана на подростков 5 класса.

Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий по математике

          Личностные:

- установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;

- построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;

- реализация образа Я  (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;

- нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.

        Регулятивные:

- определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;

- рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность;

- выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;

- оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты.

        Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;

- контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;

- формирование умения коллективного взаимодействия.

      Познавательные:

- умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;

- умение оперировать со знакомой информацией;  формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.

Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

        1) в личностном направлении:

        умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

        умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

        креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;

         2) в метапредметном направлении:

        умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;

        умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;

        умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);

        умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;

        умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

        3) в предметном направлении:

        умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;

        развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;

        овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

        умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Требования к уровню подготовки учащихся.

( Результаты освоения курса)

  1. Личностные
  1. знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы  развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
  2. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
  3. умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи.
  1. Метапредметные
  1. умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
  2. умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
  3. умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
  4. умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
  5. применение приёмов самоконтроля при решении учебных  задач;
  6. умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
  1. Предметные
  1. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  2. владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
  3. умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
  4. усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
  5. приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов;
  6. умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
  7. использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение»,
  8. понимание и использование информации, представленной в форме таблиц;      

9) вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки    при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.

10) геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном.

11) анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;

12) решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;

13) извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;

14) моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин,

   проволоку и др.

Перечень учебно-методической литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. -М.: Просвещение, 2010.- 31с.

2. Титов Г.Н., Соколова И.В.   Дополнительные занятия по математике в 5-6 классах: Пособие для учителя. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2003. - 129 с.

3. Соколова И.В.  Математический кружок в VI классе: Учеб.-метод. Пособие. - Краснодар: КубГУ, 2005. 152 с.

4. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений  / Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. 223 с.: ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы)

5. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажер. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений  /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - 127 с. (Академический школьный учебник) (Сферы)

6. Е.Л. Мардахаева « Занятия математического кружка» 5 класс, Москва, «Мнемозина» 2012 год.

Содержание

№  урока

Тема урока

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1 час

2

Семинар на тему «Гении науки»

1 час

3

Числа-великаны

1 час

4

Знаковая фантазия

1 час

5

Мир больших чисел

1 час

6

Математические ребусы и шарады

1 час

7

Инварианты

1 час

8

Принцип Дирихле

1 час

9

«В стране рыцарей и лжецов»

1 час

10

«Железная» логика

1 час

11

Лабиринты

1 час

12

Магические квадраты

1 час

13

Математические софизмы и фокусы

1 час

14

Метрическая система мер

1 час

15

Семинар на тему «Старинные русские меры длины»

1 час

16

Замечательные кривые

1 час

17

Число

1 час

18

Введение понятия текстовой и сюжетной задачи.

1 час

19

Решение задач на движение по реке

1 час

20

Решение задач на встречное и противоположное движение. Биографическая миниатюра - Л.Эйлер.

1 час

21

«Житейские» задачи

1 час

22

Обыкновенные и десятичные дроби.

1 час

23

Среднее арифметическое и проценты

1 час

24

Старинные задачи

1 час

25

Математические мотивы в художественной литературе

1 час

26

Конструирование

1 час

27

«Пентамино»

1 час

28

«Танграм»

1 час

29

Геометрический тренинг

1 час

30

Первые шаги в геометрии

1 час

31

Многоугольники

1 час

32

Многогранники

1 час

33

Правильные многогранники

1 час

34

Итоговое занятие. Подведение итогов.

1 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.  Актуальность программы определ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

В документе представлены общая характеристика внеурочной деятельности по математике в 5 классе, ценностные ориентиры содержания учебного курса, место данного курса во внеурочной деятельности учащихся ...

рабочая программа внеурочной деятельности "занимательная математика" 1-4 классы

Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников  общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»  Е.Э.Кочуровой в соответст...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Программа для учащихся 6-х классов составлена в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

В прграммах содержится цель, задачи, учебный план, учебно-тематический план....

Рабочая программа внеурочной деятельности " Занимательная математика " для 6 класса

Программа внеурочной деятельности   " Занимательная математика"  относится к научно-позновательному направлению реализации  внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа позволяет уч...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для обучающихся 6 классов составлена из расчета  17.5 учебных часов ( 0,5 часа в неделю)...